2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
20 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
40
40
40
40
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формировать профессиональную направленность личности обучающихся, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками необходимыми для формирования у детей дошкольного возраста нравственных качеств и социально-нравственного поведения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать у обучающихся систему знаний об особенностях социально–личностного развития ребенка дошкольного возраста; о теоретических основах формирования социально-нравственного поведения
1.4
раскрыть психолого-педагогические механизмы передачи социального опыта детям дошкольного возраста
1.5
развивать умения диагностировать уровень сформированности социально-нравственного поведения
1.6
формировать умения использовать комплекс педагогических средств и методов, позволяющих обогатить эмоциональный и когнитивный потенциал ребенка, личностный опыт социально-нравственного поведения
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дошкольная педагогика
2.1.2
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.3
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.2.2
Педагогика раннего возраста
2.2.3
Социальная психология
2.2.4
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.2.5
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.6
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.2.7
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.8
История педагогики и образования
2.2.9
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.2.10
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.2.11
Театрализованная деятельность в ДОО
2.2.12
Технологии начального математического образования
2.2.13
Технологии начального языкового образования
2.2.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.15
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.16
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.17
Основы экологической культуры
2.2.18
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.19
Психолого-педагогический практикум
2.2.20
Теория и технологии математического развития детей
2.2.21
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.22
Теория начального литературного образования
2.2.23
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.24
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.25
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.26
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.2.27
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.28
Технологии начального литературного  образования
2.2.29
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.30
Философия
2.2.31
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.32
Производственная педагогическая практика
2.2.33
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.34
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.35
Формирование УУД у младших школьников
2.2.36
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.37
Внеурочные  занятия по математике в начальной школе
2.2.38
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.39
Литературное развитие детей
2.2.40
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.41
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.42
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.43
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.44
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.45
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.46
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.47
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
2.2.48
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.49
Производственная преддипломная практика
2.2.50
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.51
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.52
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.53
Методические приемы развития личностных УУД
2.2.54
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.2.55
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.56
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.57
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.58
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.59
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.60
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.61
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.62
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.63
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.64
Графическая деятельность младших школьников
2.2.65
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.66
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия (мораль, социально-нравственное развитие, социально-личностное развитие, диагностика развития и т.д.) в аспекте формирования научного мировоззрения
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения; 
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат (воспитание, развитие, социализация, формирование и др.) для формирования научного мировоззрения; 
 
анализировать основные характеристики (формы, методы, средства, условия социально-личностного развития) в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение; 
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе педагогических ситуации, педагогических задач, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение; 
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по образовательным программам и методическим пособиям в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе социально-нравственного поведения дошкольников, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития; 
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития; 
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития; 
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития; 
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста  
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
 
 
Владеть:
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся,поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации; 
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся,поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся,  поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.1.3
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста,
3.1.4
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
научно обосновывать собственную позицию при анализе педагогических ситуации, педагогических задач, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.2
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.2.3
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
3.2.4
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей  в зависимости от конкретной ситуации;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе социально-нравственного поведения дошкольников, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.3.2
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
3.3.3
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами социально-личностного развития детей дошкольного возраста
3.3.4
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста

 
1.1
Общие вопросы теории социально-нравственного и социально-личностного развития дошкольников /Лек/
Л1.2Л2.1

Э4

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4
2
0
 
1.2
Содержание, средства и методы  социально-нравственного воспитания дошкольников /Лек/
Л1.1Л2.2

Э4

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4
2
0
 
1.3
Социально-нравственное воспитание и развитие дошкольников  /Пр/
Л1.1

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4
2
0
 
1.4
Содержание, средства и методы нравственного воспитания дошкольников  /Пр/
Л2.1

Э4

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4
2
0
 
1.5
Социализация ребенка как психолого-педагогическая проблема в

современном дошкольном образовании /Пр/

Л1.1 Л1.3

Э4

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
1.6
Инновационные педагогические системы и технологии в социальном образовании

дошкольников.  /Пр/

Л1.2Л2.1

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
1.7
Моделирование процесса социализации дошкольника в системе дошкольного

учреждения. /Пр/

Л1.1

Э4

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
1.8
Ребенок и социум.  /Ср/
Л1.3Л2.1

Э4

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
1.9
Вопросы социализации в современных отечественных и зарубежных концепциях

воспитания и развития ребенка.   /Ср/

Л1.3Л2.1

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
1.10
Развитие коммуникативных свойств

личности как основы социального развития ребенка. /Ср/

Л1.3Л2.2

Э2

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
1.11
Целостность и гармоничность

социально – нравственного, умственного и художественно – эстетического воспитания

ребенка.  /Ср/

Л1.1

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
 
Раздел 2. Основные направления социально-личностного развития детей дошкольного возраста

 
2.1
Воспитание культуры поведения и взаимоотношений у дошкольников /Лек/
Л1.1Л2.1

Э4

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.2
Патриотическое воспитание дошкольников /Лек/
Л1.2

Э3

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.3
Воспитание у детей этики межнационального общения /Лек/
Л1.2Л2.1

Э2

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.4
Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.5
Правовое воспитание дошкольников /Лек/
Л1.2

Э4

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.6
Гражданское воспитание дошкольников /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.7
Руководство коллективными взаимоотношениями дошкольников /Лек/
Л1.3Л2.2

Э3

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4
2
0
 
2.8
Диагностика уровня социально-нравственного поведения и социально-личностного развития  дошкольников /Лек/
Л1.3Л2.2

Э4

2
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.9
Социализация ребенка в игровой деятельности /Пр/
Л1.2

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.10
Обучение организации собственного поведения в игровой деятельности со

сверстниками /Пр/

Л1.1Л2.2

Э1

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.11
Социализация ребенка в процессе познания окружающего мира /Пр/
Л1.2Л2.2

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.12
Социализация ребенка в творческих видах деятельности /Пр/
Л1.3Л2.1

Э4

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.13
Моделирование процесса социально-личностного развития дошкольника в системе дошкольного учреждения  /Пр/
Л1.3Л2.2

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.14
Освоение социальных ролей в группе сверстников.  /Ср/
Л1.2

Э4

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.15
Освоение нового социального опыта на основе развития индивидуальных качеств ребенка.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.16
Сознательность творчества в старшем дошкольном возрасте.  /Ср/
Л1.2

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.17
Исследовательский характер детского творчества. Экспериментирование в детском творчестве. /Ср/
Л1.3Л2.2

Э1

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.18
Познание себя самого и своей родословной как путь социализации личности.  /Ср/
Л1.2Л2.1

Э2

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.19
Детская субкультура в жизнедеятельности современного ребенка. Компоненты детской субкультуры.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.20
Фольклорные праздники и развлечения в

патриотическом воспитании дошкольников /Ср/

Л1.2Л2.1

Э4

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
2.21
Социализация ребенка в процессе накопления знаний о себе самом и

детском сообществе /Ср/

Л1.1Л2.2

Э3

4
ОК-1 ОПК-2 ПК-4 ПК-7
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Исследования проблемы социально-нравственного воспитания и развития детей в дошкольной педагогике.

2. Механизм социально-нравственного воспитания дошкольников.

3. Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников.

4. Содержание социально-нравственного поведения дошкольников.

5. Средства социально-нравственного поведения дошкольников.

6. Методы социально-нравственного поведения дошкольников.

7. Характеристика проблемы коллективных взаимоотношений дошкольников.

8. Исследования проблемы коллективных взаимоотношений дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике.

9. Особенности коллективных взаимоотношений детей в разных возрастных группах.

10. О необходимости воспитания культуры поведения и взаимоотношений в дошкольном возрасте.

11. Особенности воспитания культуры поведения в дошкольном возрасте.

12. Условия, необходимые для воспитания культуры поведения и взаимоотношений в дошкольном возрасте.

13. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания дошкольников.

14. Современные подходы к проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

15. Формы, методы, средства патриотического воспитания дошкольников.

16. Необходимость единства и разумного соотношения национального и интернационального в воспитании детей.

17. Исследования в области этики межнационального общения детей дошкольного возраста.

18. Новые подходы к воспитанию этики межнационального общения детей дошкольного возраста.

19. Пути, средства воспитания этики межнационального общения детей дошкольного возраста.

20. Изучение и анализ проблемы формирования национального самосознания детей в теории и практике воспитания.

21. Принципы формирования национального самосознания детей дошкольного возраста.

22. Системообразующие звенья национального самосознания дошкольников.

23. Основные документы, регулирующие права детей.

24. Педагогические исследования по проблеме правового воспитания детей дошкольного возрастаю

25. Особенности правового воспитания дошкольников.

26. Исследования проблемы гражданского воспитания детей в дошкольной педагогике.

27. Содержание гражданского воспитания дошкольников.

28. Методы, средства гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

29. Задачи диагностики уровня социально-нравственного поведения дошкольников.

30. Методы диагностики социально-нравственного поведения дошкольников.

31. Уровни, критерии и показатели социально-нравственного поведения дошкольников.  

32. Анализ примерной ООП ДО «От рождения до школы». Раздел «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».

33. Реализация задач по социально-личностному развитию дошкольников  в контексте ФГОС ДО.

34.Общие вопросы теории социально- нравственного и социально- личностного развития дошкольников.

35.Содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания дошкольников.

36.Социально-нравственное воспитание и развитие дошкольников.

37.Инновационные педагогические системы и технологии в социальном образовании дошкольников.

38.Моделирование процесса социализации дошкольника в системе дошкольного учреждения.

39.Моделирование процесса социально- личностного развития дошкольника в системе дошкольного учреждения.  

41.Освоение социальных ролей в группе сверстников.  

42.Освоение нового социального опыта на основе развития индивидуальных качеств ребенка.  

43.Сознательность творчества в старшем дошкольном возрасте.

44.Исследовательский характер детского творчества. Экспериментирование в детском творчестве.

45.Познание себя самого и своей родословной как путь социализации личности.

46.Детская субкультура в жизнедеятельности современного ребенка. Компоненты детской субкультуры.

47.Основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей  для осуществления обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

48.Социализация ребенка в процессе накопления знаний о себе самом и детском сообществе.

Задания  

Задание 1. Выделить условные возрастные стадии в социально-нравственном развитии ребенка. Дать им характеристику.

Задание 2.Составить схему - классификацию методов нравственного воспитания. Проведите сравнительный анализ современных программ воспитания детей в нашей стране и за рубежом.

Задание 3. Изучите Концепцию дошкольного воспитания и проанализируйте две модели обучения: учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная. Составьте сопоставительную характеристику.

Задание 4.  Разработайте показатели, критерии и уровни сформированности культуры поведения детей дошкольного возраста.  

Задание 5.  Спланируйте работу по патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы, включив в нее все виды деятельности (познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, двигательная, художественно-творческая, коммуникативная и т.д.).

Задание 6. Подберите народные игры, способствующие ознакомлению дошкольников с национальной культурой народов, проживающих в Республике Татарстан.

Отберите пословицы, поговорки о дружбе народов (татарские, русские, чувашские, башкирские, удмуртские, мордовские, марийские).

Задание 7. Составьте родословную своей семьи и подготовьтесь к её защите.

Задание 8. Составьте конспект ООД по ознакомлению старших дошкольников с их правами.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1.Правовое воспитание детей в условиях  дошкольного учреждения.

2.Педагогические условия  развития народных игр.

3.Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу.

4.Совместная работа детского сада и семьи в воспитании любви к родному городу.

5.Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о символике РТ.

6.Роль народной подвижной игры в нравственном  воспитании детей дошкольного возраста.

7.Национальная культура как средство формирования эмоционально-положительного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.

8.Использование народной сказки в нравственном воспитании  дошкольников.

9.Воспитание бережливости средствами природы.

10.Роль семьи в нравственном  воспитании дошкольников.

11.Национальная культура как средство нравственного воспитания.

12.Роль игры в воспитании волевых черт характера.

13.Формирование коллективных взаимоотношений   в игровой деятельности.

14.Формирование исторических представлений у дошкольников.

15.Формирование географических представлений  у дошкольников.

16.Устное  народное творчество как средство приобщения дошкольников к национальной культуре.

17.Игра как средство формирования дружеских взаимоотношений у старших дошкольников.

18.Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

19.Ознакомление старших дошкольников с архитектурными памятниками и историческими достопримечательностями как средство нравственного воспитания и развития.

20.Прикладное народное творчество как средство поликультурного образования детей дошкольного возраста.

21.Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с героическим прошлым родного края, страны.

22.Ознакомление старших дошкольников с культурой зарубежных стран.

23.Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста.

24.Использование элементов народной культуры в гражданском воспитании дошкольников.

25. Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Микляева, Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов /Н.В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н.В. Микляевой. -  2-е изд. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  450 с. -  (Высшее образование). -  ISBN 978-5-534-12763-8. -  Текст : электронный //ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/
Москва : Издательство Юрайт,, 2022
 
Л1.2
Ситаров, В. А.  
Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/425332
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Ежкова, Н. С. 
Дошкольная педагогика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429442  
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бойков, Д. И. 
Общение детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11739-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446046 
Москва : Издательство Юрайт, , 2022
 
Л2.2
Коломийченко, Л.В.
Основы дошкольной педагогики / Л. В. Коломийченко, Н. А. Зорина, Л. С. Половодова [и др.] ; под редакцией Л. В. Коломийченко. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 157 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/32075.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как социальное развитие в условиях реализации ФГОС ДО. Видеолекция.  URL:https://www.youtube.com/watch?v=THp-yLtknxw 
 
Э2
Социализация современного ребенка в детском саду и в школе /Видеолекция.  URL:https://www.youtube.com/watch?v=yD8lsSFXl-k 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-115 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Социально- личностное развитие детей дошкольного возраста» проводится в форме текущего контроля успеваемости  и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю  успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (учебно-творческие задания, кейс-задачи);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих принципах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, учебно-творческие задания, кейс-задачи.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(уровень бакалавриата) в форме зачёта.

Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменно по вопросам (по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с  разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине  наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости  лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.