2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Формирование УУД у младших школьников_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Формирование УУД у младших школьников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Захарова И. М. _________________
 
 
Формирование УУД у младших школьников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И. М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: научить определять критерии формирования метапредметных результатов в начальной школе у обучающихся и разрабатывать программы развития УУД
1.2
Задачи:
1.3
формировать профессиональные умения в определении содержания требований к методической готовности учителя начальных классов в аспекте формирования метапредметных результатов;
1.4
обучать рефлексивному анализу педагогических дефицитов в области создания КИМ для оценки 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.2
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.3
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.4
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.1.5
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.6
Теория и технологии математического развития детей
2.1.7
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.8
Теория начального литературного образования
2.1.9
Технологии начального математического образования
2.1.10
Технологии начального языкового образования
2.1.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.14
История педагогики и образования
2.1.15
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.16
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.17
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.18
Педагогика раннего возраста
2.1.19
Социальная психология
2.1.20
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.21
Теория и технологии физического развития детей
2.1.22
Теория начального математического образования
2.1.23
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.24
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.25
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.26
Теория начального языкового образования
2.1.27
Теория обучения
2.1.28
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.29
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.30
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.31
Методические приемы развития личностных УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.2
Литературное развитие детей
2.2.3
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.4
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.5
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.6
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.7
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.11
Графическая деятельность младших школьников
2.2.12
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.13
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.14
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.15
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
критерии эффективности обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
принципы проектирования КИМ для развития и формирования УУД с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
 
Уметь:
 
осуществлять обучение, воспитание и развитие  сучетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
выделять критерии эффективности обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
определять требования и  содержание КИМ с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыком обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
навыком оценивания эффективности обучения, воспитания и развития согласно заданным критериям
 
навыком проектирования КИМ по заданным критериям с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основные методики и технологии оценивания качества образовательного процесса в аспекте достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
 
критерии выбора основных методов и технологий оценки качества образовательного процесса
 
основы проектирования образовательного процесса в аспекте формирования метапредметных результатов
 
 
Уметь:
 
применять основные методики и технологии оценивания качества образовательного процесса
 
выбирать методы и технологии оценки качества образовательного процесса в зависимости от образовательной ситуации
 
проектировать образовательный процесс  в аспекте формирования метапредметных результатов
 
 
Владеть:
 
системой мониторинга образовательных результатов, заявленных во ФГОС НОО
 
навыками формирования метапредметных результатов в аспекте реализации ФГОС НОО
 
навыками проектирования системы формирования и мониторинга метапредметных образовательных результатов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы системы формирования метапредметных образовательных результатов;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.1.2
значение УУД для достижения необходимых (зафиксированных во ФГОС) образовательных результатов; возрастные  особенности школьников в аспекте развития метапредметов, определяющие формы и методы работы учителя начальной школы по формированию заявленных во ФГОС НОО образовательных результатов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить анализ психолого-педагогического сопровождения причин трудностей формирования УУД у школьника в зависимости от возраста и индивидуальных образовательных потребностей;
3.2.2
применять теоретические знания для решения практических задач индивидуального развития младшего школьника.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа трудностей развития УУД школьников разного возраста;
3.3.2
навыками разработки Программы работы учителя начальной школы и родителями по вопросам развития УУД у школьников и системы оценки уровня их сформированности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Требования к достижению образовательного результата согласно новым ФГОС НОО

 
1.1
Содержание работы учителя начальных классов в аспекте формирования и мониторинга метапредметных образовательных результатов  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.2
Содержание Личностных бразовательных результатов: Я - концепция; система морально-этических норм и правил поведения; смыслообразование  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э2

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.3
Содержание Регуляторных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка результатов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.4
Содержание Коммуникативных УУД: умение работатьв группе; взаимодействие с лидером; умение формулировать вопросы и выходить из конфликтных ситуаций  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.5
Содеражние познавательных УУД: логические; общеучебные и постановка и решение проблем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.6
Мониторинг УУД в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
 
Раздел 2. Система работы учителя начальных классов по развитию УУД

 
2.1
Методические приемы развития УУД на уроках и во внеурочной деятельности  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2
Методические приемы развития личностных образоватеьных резуьтатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
2.3
Методические приемы развития коммуникативных УУД /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
2.4
Методические приемы развития регуляторных УУД /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
2.5
Методические приемы развития познавательных УУД /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
2.6
Система методической работы учителя начальных классов по формированию и мониторингу УУД /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
 
Раздел 3. Требование к проектированию учебно-воспитательного процесса в аспекте развития УУД у младших школьников

 
3.1
Основы проектирования образовательного пространства в аспетке достижения метапредметных резултатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.2
Проектирование заданий и сценирование содержания занятий по формированию и развитию УУД /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.3
Критерии оценки качества образовательных результатов в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.4
Мониторинг формирования УУД в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.5
Основы проектирование образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС НОО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.6
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Решение Кейс-заданий:

Инструкция для решения:  внимательно прочитайте задачу и определите, к какому типу УУД относится то или иное задание. Вернитесь к содержанию главы и перечитайте систему работы педагога-психолога по данному виду УУД. Решите задание и ответьте на поставленный вопрос аргументировано.

1. Ученику первого класса предлагают решить задачу, в которой речь идет о постройке домов в поселке. Ребенок прочитал задачу и сказал: «Я умею решать задачи на тетрадях, а на домах не умею». В чем заключается трудность решения задачи у школьника? Обоснуйте, какой вид УУД не сформирован у первоклассника? Разработайте рекомендации для родителей, учителя начальной школы; определите, какую работу с данным учеником может выполнить педагог-психолог.

2. Используя методику «Рукавички», понаблюдайте за умением вступать в учебное сотрудничество учеников первого и четвертого класса. Дайте сравнительную характеристику этого умения у учеников разных классов.  Какими факторами (кроме возраста) могут быть объяснены различия в особенностях взаимодействия школьников?

3. Учитель спрашивает ученика, сколько будет 6+4? Ученик отвечает: «девять». Учитель говорит, что он ошибся и поправляет – «десять». Ученик спорит с учителем и говорит, что точно помнит, что десять бывает, когда 5+5. Объясните данный факт с позиции психологических причин неуспеваемости школьников и определите какой вид УУД следует развивать у данного школьника.

4. Реализуя программу Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» для первоклассников, учитель предложил ученикам игру «Зеркало». Правила игры: «Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его». Сформулируйте понятные для учеников первого класса критерии, по которым может быть оценено качество совместной работы.

5. Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».

6. Организация разновозрастного учебного сотрудничества является  очень эффективным приемом. Придумайте (или подберите) задание для совместной работы учеников первого и четвертого класса. Сформулируйте психолого- педагогические цели и задачи на организацию этого сотрудничества.

7. Учитель предложил ученикам первого класса выполнить задание в паре и по окончании работы сообщить о готовности. Наблюдая за работой ребят, учитель обнаружил следующие варианты парной работы:

– Одна пара детей задание не выполнила, но показала учителю свою готовность раньше всех.

– В другой паре каждый ребенок стал выполнять работу самостоятельно.

– В третьей паре всё отведенное на выполнение задания время дети проспорили о том, кто и за что будет отвечать.

Опишите возможные причины обнаруженных педагогом феноменов. Дайте описание направлений работы педагога с учениками по формированию у них навыков учебного сотрудничества.

8. Разработайте план психопрофилактической беседы с педагогом, работающим с неуспевающим подростком или юношей, на тему: «Психологические особенности саморегуляции учебной деятельности неуспевающего школьника».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов:

1.В чем состоит необходимость изменения целей современного образования? Общая характеристика УУД и роль педагога в их развитии у школьников

2.Назовите и обоснуйте основные трудности развития регуляторных УУД младших школьников.

3.На конкретных примерах покажите особенности регуляторных УУД школьника. Подкрепите свои наблюдения теоретическими положениями.

4.Опишите важнейшие эффекты развития умений ставить цель.  

5.Каких образовательных результатов, обозначенных во ФГОС, позволяет достичь организация учебного сотрудничества?

6.Учителя обычно говорят, что если ученик не хочет учиться, то его невозможно научить.  Согласны ли вы с этим? Какой выход из создавшегося положения можно использовать (определите систему работы учителя начальных классов по данной проблеме)?

7.Из каких учебных действий состоит умение младшего школьника учиться?

8.Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».

9.Учебные действия. Отличие  учебных действий контроля и оценки от других учебных действий.

10.Субъект учебной деятельности. Процесс перехода от коллективного субъекта учебной деятельности к индивидуальному.

11.Развитие личности  (Личностные результаты) ребенка в процессе учебной деятельности.

12.Сравнительная характеристика предметных и метапредметных результатов обучения.

13.Регулятивные УУД и их формирование в начальной школе.

14.Диагностика  и развитие метапредметных результатов обучения.

15.Концептуальные основы реализации системно-деятельностного подхода в аспекте реализации ФГОС НОО

16.Методологические основы формирования  компонентов учебной деятельности у младших школьников

17.Целеполагание и особенности развития у младших школьников

18.Методические аспекты развития умения планировать свою деятельность

19.Методологические основы развития умения контролировать учебную деятельность

20.Методические приемы развития умений оценивать результат

21.Формирование познавательных УУД у младших школьников: общеучебные умения

22.Формирование познавательных УУД у младших школьников: логические умения

23.Формирование познавательных УУД у младших школьников: умения постановки проблем и их решения

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
24.Формирование коммуникативных УУД у младших школьников: умение взаимодействовать в группе

25.Формирование коммуникативных УУД у младших школьников: умение слушать и слышать

26.Личностные УУД и особенности их формирования  у младших школьников: Я концепция младшего школьника

27.Личностные УУД и особенности их формирования  у младших школьников: гражданская идентичность

28.Личностные УУД и особенности их формирования  у младших школьников: нравственно-этическое оценивание

29.Личностные УУД и особенности их формирования  у младших школьников: самоопределение и самопознание.

30.Личностные УУД и особенности их формирования  у младших школьников: смыслообразование (мотивационно-смысловой компонент)

31.Система мониторинга метапредметных результатов в начальной школе

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ксензова, Г. Ю
Ксензова, Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования : учеб. пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06899-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/innovacionnye-processy-v-obrazovanii-reforma-sistemy-obschego-obrazovaniya-442099 : учебное пособие
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Афанасьев, В. В.  Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472343 
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прохорова, О. Г.
Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий. — 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2023.— 152 с.— (Высшее образование. — URL: https://urait.ru/bcode/514229
М. : Издательство Юрайт, 2023
 
Л2.2
С. А. Щенников [и др.] 
Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2 ч. Часть 1 : учеб. пособие для вузов / С. А. Щенников [и др.] ; под ред. С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06308-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/innovacionnye-processy-v-obrazovanii-tyutorstvo-v-2-ch-chast-1-434726: учебное пособие
Юрайт, 2023
 
Л2.3
Крулехт, М. В.
Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Крулехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 195 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05461-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/metodologiya-i-metody-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-praktikum-441148: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Коржуев, А. В.
Коржуев, А. В. Основы научно-педагогического исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10426-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/osnovy-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya-430008: Учебное пособие
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Вараксин, В. Н.
Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — 239 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-09647-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/psihologo-pedagogicheskiy-praktikum-428273: Учебное пособие
Москва, Юрайт, 2019
 
Л3.2
Образцов, П. И.
Образцов, П. И.  Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08332-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472280
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Современнеы и качественные формы методической помощи образованию Режим доступа: http://www.planeta-kniga.ru/blog/formirovanie-uud-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html (Дата обращения 29.03.2019)
 
Э2

Инфоурок режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie_uud_v_nachalnoy_shkole-460184.htm (Дата обращения 29.03.2019)

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.

Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении

проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Формы и методы самостоятельной работы студентов:

1) конспектирование и аннотирование литературы;

2) подготовка и выступление докладом;

3) работа над понятийным аппаратом (составление понятийного словаря по теме);

4) самостоятельное изучение тем; 6) подготовка к семинарским занятиям;

5) подготовка презентаций;

6) проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;

повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.