(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И. М.
ции
Э1
Э2
Э1 Э2
Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1
Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э2
Э1 Э2
Э2
Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Инструкция для решения: внимательно прочитайте задачу и определите, к какому типу УУД относится то или иное задание. Вернитесь к содержанию главы и перечитайте систему работы педагога-психолога по данному виду УУД. Решите задание и ответьте на поставленный вопрос аргументировано.
1. Ученику первого класса предлагают решить задачу, в которой речь идет о постройке домов в поселке. Ребенок прочитал задачу и сказал: «Я умею решать задачи на тетрадях, а на домах не умею». В чем заключается трудность решения задачи у школьника? Обоснуйте, какой вид УУД не сформирован у первоклассника? Разработайте рекомендации для родителей, учителя начальной школы; определите, какую работу с данным учеником может выполнить педагог-психолог.
2. Используя методику «Рукавички», понаблюдайте за умением вступать в учебное сотрудничество учеников первого и четвертого класса. Дайте сравнительную характеристику этого умения у учеников разных классов. Какими факторами (кроме возраста) могут быть объяснены различия в особенностях взаимодействия школьников?
3. Учитель спрашивает ученика, сколько будет 6+4? Ученик отвечает: «девять». Учитель говорит, что он ошибся и поправляет – «десять». Ученик спорит с учителем и говорит, что точно помнит, что десять бывает, когда 5+5. Объясните данный факт с позиции психологических причин неуспеваемости школьников и определите какой вид УУД следует развивать у данного школьника.
4. Реализуя программу Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» для первоклассников, учитель предложил ученикам игру «Зеркало». Правила игры: «Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его». Сформулируйте понятные для учеников первого класса критерии, по которым может быть оценено качество совместной работы.
5. Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».
6. Организация разновозрастного учебного сотрудничества является очень эффективным приемом. Придумайте (или подберите) задание для совместной работы учеников первого и четвертого класса. Сформулируйте психолого- педагогические цели и задачи на организацию этого сотрудничества.
7. Учитель предложил ученикам первого класса выполнить задание в паре и по окончании работы сообщить о готовности. Наблюдая за работой ребят, учитель обнаружил следующие варианты парной работы:
– Одна пара детей задание не выполнила, но показала учителю свою готовность раньше всех.
– В другой паре каждый ребенок стал выполнять работу самостоятельно.
– В третьей паре всё отведенное на выполнение задания время дети проспорили о том, кто и за что будет отвечать.
Опишите возможные причины обнаруженных педагогом феноменов. Дайте описание направлений работы педагога с учениками по формированию у них навыков учебного сотрудничества.
8. Разработайте план психопрофилактической беседы с педагогом, работающим с неуспевающим подростком или юношей, на тему: «Психологические особенности саморегуляции учебной деятельности неуспевающего школьника».
Примерная тематика рефератов:
1.В чем состоит необходимость изменения целей современного образования? Общая характеристика УУД и роль педагога в их развитии у школьников
2.Назовите и обоснуйте основные трудности развития регуляторных УУД младших школьников.
3.На конкретных примерах покажите особенности регуляторных УУД школьника. Подкрепите свои наблюдения теоретическими положениями.
4.Опишите важнейшие эффекты развития умений ставить цель.
5.Каких образовательных результатов, обозначенных во ФГОС, позволяет достичь организация учебного сотрудничества?
6.Учителя обычно говорят, что если ученик не хочет учиться, то его невозможно научить. Согласны ли вы с этим? Какой выход из создавшегося положения можно использовать (определите систему работы учителя начальных классов по данной проблеме)?
7.Из каких учебных действий состоит умение младшего школьника учиться?
8.Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».
9.Учебные действия. Отличие учебных действий контроля и оценки от других учебных действий.
10.Субъект учебной деятельности. Процесс перехода от коллективного субъекта учебной деятельности к индивидуальному.
11.Развитие личности (Личностные результаты) ребенка в процессе учебной деятельности.
12.Сравнительная характеристика предметных и метапредметных результатов обучения.
13.Регулятивные УУД и их формирование в начальной школе.
14.Диагностика и развитие метапредметных результатов обучения.
15.Концептуальные основы реализации системно-деятельностного подхода в аспекте реализации ФГОС НОО
16.Методологические основы формирования компонентов учебной деятельности у младших школьников
17.Целеполагание и особенности развития у младших школьников
18.Методические аспекты развития умения планировать свою деятельность
19.Методологические основы развития умения контролировать учебную деятельность
20.Методические приемы развития умений оценивать результат
21.Формирование познавательных УУД у младших школьников: общеучебные умения
22.Формирование познавательных УУД у младших школьников: логические умения
23.Формирование познавательных УУД у младших школьников: умения постановки проблем и их решения
25.Формирование коммуникативных УУД у младших школьников: умение слушать и слышать
26.Личностные УУД и особенности их формирования у младших школьников: Я концепция младшего школьника
27.Личностные УУД и особенности их формирования у младших школьников: гражданская идентичность
28.Личностные УУД и особенности их формирования у младших школьников: нравственно-этическое оценивание
29.Личностные УУД и особенности их формирования у младших школьников: самоопределение и самопознание.
30.Личностные УУД и особенности их формирования у младших школьников: смыслообразование (мотивационно-смысловой компонент)
31.Система мониторинга метапредметных результатов в начальной школе
Инфоурок режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie_uud_v_nachalnoy_shkole-460184.htm (Дата обращения 29.03.2019)
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении
проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Формы и методы самостоятельной работы студентов:
1) конспектирование и аннотирование литературы;
2) подготовка и выступление докладом;
3) работа над понятийным аппаратом (составление понятийного словаря по теме);
4) самостоятельное изучение тем; 6) подготовка к семинарским занятиям;
5) подготовка презентаций;
6) проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий.
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Цели самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;
развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений и академических навыков.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
просматривать основные определения и факты;
повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
выполнять домашние задания по указанию преподавателя.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.