2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Методика обучения русскому языку_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения русскому языку
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 5, 7 зачет 4, 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
72
самостоятельная работа
136
аудиторные занятия
116
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
17 4/6
18
16 4/6
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
18
18
16
16
14
14
64
64
Практические
36
36
16
16
52
52
Итого ауд.
16
16
54
54
32
32
14
14
116
116
Кoнтактная рабoта
16
16
54
54
32
32
14
14
116
116
Сам. работа
20
20
18
18
40
40
58
58
136
136
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
36
36
108
108
72
72
108
108
324
324
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Методика обучения русскому языку
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к педагогической деятельности по предмету «Русский язык» в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить с целями и задачами обучения русскому языку как родному;
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
1.5
сформировать представление о характере и специфике профессиональной деятельности учителя русского языка;
1.6
научить планировать, проводить, анализировать урок / серию уроков по русскому языку в свете  требований образовательных стандартов;
1.7
обеспечить методическую подготовку в соответствии с последними тенденциями содержания обучения в общеобразовательной школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Активные процессы в современном русском языке
2.1.2
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.3
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.4
Иностранный язык
2.1.5
Русская диалектология
2.1.6
Технология развития критического мышления
2.1.7
Проектная деятельность
2.1.8
Региональная ономастика
2.1.9
Русский язык и культура речи
2.1.10
Смысловое чтение
2.1.11
Теория обучения
2.1.12
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.13
Старославянский язык
2.1.14
Фольклор
2.1.15
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.16
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.17
Активные процессы в современном русском языке
2.1.18
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.19
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.20
Русская диалектология
2.1.21
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.22
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.23
Смысловое чтение
2.1.24
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.25
Старославянский язык
2.1.26
Фольклор
2.1.27
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.28
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.29
Смысловое чтение
2.1.30
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История литературной критики
2.2.2
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.3
Курсовая работа по русскому языку
2.2.4
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.5
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.6
История лингвистических учений
2.2.7
Курсовая работа по литературе
2.2.8
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.9
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.10
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.11
Основы этимологического анализа
2.2.12
Производственная преддипломная практика
2.2.13
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.14
Современная зарубежная литература
2.2.15
Теория и практика русской орфографии
2.2.16
Филологический анализ текста
2.2.17
Функциональная грамматика русского языка
2.2.18
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.19
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.20
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.21
Литература русского зарубежья
2.2.22
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.23
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.24
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.25
Педагогическая риторика
2.2.26
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.27
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.28
Современная русская литература
2.2.29
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.30
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.31
Производственная преддипломная практика
2.2.32
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.33
История литературной критики
2.2.34
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.35
Курсовая работа по русскому языку
2.2.36
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.37
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.38
История лингвистических учений
2.2.39
Курсовая работа по литературе
2.2.40
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.41
Литература русского зарубежья
2.2.42
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.43
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.44
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.45
Основы этимологического анализа
2.2.46
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.47
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.48
Современная зарубежная литература
2.2.49
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.50
Теория и практика русской орфографии
2.2.51
Филологический анализ текста
2.2.52
Функциональная грамматика русского языка
2.2.53
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.54
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.55
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.56
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.57
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.58
Педагогическая риторика
2.2.59
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.60
Производственная преддипломная практика
2.2.61
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.62
Современная русская литература
2.2.63
История литературной критики
2.2.64
История лингвистических учений
2.2.65
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.66
Литература русского зарубежья
2.2.67
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.68
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.69
Основы этимологического анализа
2.2.70
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.71
Функциональная грамматика русского языка
2.2.72
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.73
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.74
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.75
Педагогическая риторика
2.2.76
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программыпо учебному предмету "Русский язык" соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками разработки и реализации  разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету "Русский язык" в  соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык) 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык) 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык) 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого  учебного  предмета  (русский язык) 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого  учебного предмета  (русский язык) 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык) 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык) 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык) 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета  (русский язык) 
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям
 
проектировать педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.2
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.3
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.4
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
3.1.5
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык"  в соответствии с ФГОС;
3.1.6
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
3.1.7
современные методы и технологии обучения и диагностики;основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.8
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.9
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-во спитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.1.10
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.1.11
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.1.12
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.13
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.2
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;
3.2.3
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры,
3.2.4
реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.5
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
3.2.6
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
3.2.7
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.8
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.9
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.10
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.2.11
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.2.12
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.2.13
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.2.14
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.2
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
3.3.3
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.4
опытом разработки и реализации разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
3.3.5
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС;
3.3.6
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.7
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.8
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.9
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.3.10
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.3.11
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык";
3.3.12
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.3.13
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
3.3.14
опытом проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы методики обучения русскому языку 

 
1.1
Методика – наука об обучении русскому языку. Подходы в развитии методики как науки /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.2
Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Связь методики с другими науками  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
1.3
Базовые категории методики как науки. Соотношение дидактики, лингводидактики и методики обучения русскому языку и литературе. Методы исследования в методике

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
1.4
Теоретические методы исследования. Эмпирические методы исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
1.5
Особенности организации опытного и пробного обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 2. Цели и задачи обучения русскому языку 

 
2.1
Цели и задачи обучения русскому языку. Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения русскому языку.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
2.2
Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция". /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
2.3
Понятие «цель обучения» русскому языку. Виды целей обучения русскому языку. Понятие «задачи обучения» русскому языку. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
2.4
Цели и задачи обучения русскому языку  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 3. Содержание обучения русскому языку 

 
3.1
Содержание обучения русскому языку. Структура содержания обучения русскому языку. Принципы отбора содержания  обучения русскому языку /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
3.2
Компоненты содержания обучения русскому языку.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
4
0
 
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел 4. Принципы обучения русскому языку 

 
4.1
Принципы обучения русскому языку. Специфические принципы обучения русскому языку /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
4.2
Принципы обучения русскому языку. Специфические принципы обучения русскому языку

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
4.3
Лингвистические принципы, психологические принципы обучения русскому языку

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
4.4
Принципы обучения русскому языку  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
 
Раздел 5. Технологии, методы и приемы обучения русскому языку 

 
5.1
Педагогические и информационные технологии в обучении русскому языку

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
5.2
Понятие «технология обучения» русскому языку. Современные педагогические и информационные технологии обучения русскому языку  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
5.3
Методы и приемы обучения русскому языку /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
5.4
Понятие «метод обучения» русскому языку. Общедидактические методы. Частнодидактические методы.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
5.5
Понятие «прием обучения» русскому языку. Современные приемы обучения русскому языку.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
 
Раздел 6. Средства обучения  русскому языку 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.1
Современные УМК по русскому языку, допущенные Министерством просвещения РФ для этапа основного общего образования, среднего общего образования. Анализ УМК

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
6.2
Современные УМК по русскому языку, допущенные Министерством просвещения РФ для этапа среднего общего образования. Анализ УМК

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
6.3
Система средств обучения русскому языку. Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) русскому языку  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
6.4
Вспомогательные материалы для учителя. Дополнительные материалы для обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
 
Раздел 7. Проблема системы упражнений в обучении русскому языку

 
7.1
Проблема системы упражнений в обучении русскому языку /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
7.2
Алгоритм конструирования системы упражнений /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
7.3
Проблемы типологии упражнений в обучении русскому языку /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
 
Раздел 8. Организационные формы обучения русскому языку

 
8.1
Организационные формы обучения русскому языку. Планирование урока  русского языка. Анализ урока русского языка  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
8.2
Виды организационных форм обучения. Урок.Типы уроков  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
8.3
Анализ урока русского языка. Самоанализ урока русского языка

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
8.4
Планирование урока русского языка  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
8.5
Организационные формы обучения русскому языку /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
8.6
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
5
0
 
 
Раздел 9. Теория и методика изучения разделов науки о языке и развитию речи

 
9.1
Понятие о лингвистике как науке и о специфики ее изучения  в школе. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.2
Цели и принципы обучения фонетике и графике.Умения и навыки по фонетике, методы их формирования. Система упражнений. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.3
Цели и принципы обучения лексикологии и лексикографии.Умения и навыки по лексикологии и фразеологии, методы их формирования. Система упражнений. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.4
Цели и принципы обучения морфемике и словообразованию. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.5
Умения и навыки по морфемике, методы их формирования. Система упражнений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.6
Изучение теоретических понятий словообразования. Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования. Система упражнений. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
9.7
Цели и принципы обучения морфологии.Умения и навыки по морфологии, методы их формирования. Система упражнений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.8
Цели и принципы обучения синтаксису. Синтаксические умения и навыки, методы их формирования. Система упражнений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.9
Цели и принципы обучения правописанию.Методы обучения орфографии и пунктуации. Система упражнений. Нормы оценки работ по орфографии и пунктуации.Теория и методика работы по развитию речи. Система упражнений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.10
Овладение коммуникативно значимыми нормами литературного языка. Система упражнений. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.11
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Система упражнений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.12
Развитие связной речи обучающихся. Система упражнений.Взаимосвязь методики изучения разделов русского языка и методики развития речи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.13
Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция".  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.14
Методика обучения написанию сочинения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.15
Методика обучения написанию изложения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
9.16
Цели контроля в обучении русскому языку. Средства контроля. Формы контроля. Функции контроля. Виды контроля. Структура, содержание КИМов государственной итоговой аттестации. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
стр. 14
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
9.17
Теория и методика изучения разделов науки о языке и развитию речи /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

40
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
6
0
 
 
Раздел 10. Особенности обучения русскому языку на разных этапах общего образования

 
10.1
Цели, содержание и принципы обучения русскому языку на этапе ООО /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
10.2
Содержание обучения русскому языку в основной средней школе. Цели, содержание и принципы обучения русскому языку на этапе ПОО /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
10.3
Роль элективных и факультативных курсов в обучении русскому языку /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

24
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
 
Раздел 11. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по русскому языку 

 
11.1
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по русскому языку. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
11.2
Содержание основного общего образования по русскому языку

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
11.3
Содержание среднего (полного) общего образования по русскому языку. Примерные программы по русскому языку. Рабочие программы по русскому языку, разработанные на основе ФГОС

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
11.4
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по русскому языку  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

26
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
 
Раздел 12. Процесс обучения русскому языку 

 
12.1
Содержание понятия «процесс обучения» русскому языку.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
стр. 15
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
12.2
Учебная деятельность как     основа процесса обучения русскому языку  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
 
Раздел 13. Профессиональный стандарт педагога

 
13.1
Профессиональный стандарт педагога /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
13.2
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. Компетенции учителя русского языка  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
13.3
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-5 ПК-5 ПК-1 ПК-4 ПК-2
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Урок – основная форма учебных занятий по русскому языку, типы уроков

2.Требования к современному уроку русского языка

3.Предметные и метапредметные образовательные результаты на уроке русского языка

4.Методика развития речи обучающихся. Система упражнений по развитию устной связной речи и методика их проведения

5.Средства обучения: учебник, учебные комплексы, зрительная и слуховая наглядность при обучении русскому языку

6.Инновационные формы организации работы по русскому языку: современные тенденции и методика проведения

7.Методика обучения русскому языку как прикладная наука

8.Коммуникативная методика преподавания русского языка

9.Современный урок. Основные структурные элементы урока

10.ФГОС ООО

11.Понятие универсальных учебных действий

12.Основы проектирования уроков деятельностной направленности в образовательном процессе основной школы

13.Система требований к созданию технологической карты урока

14.Подготовка учителя к уроку. Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

15.Диагностика новых образовательных результатов (предметных и метапредметных компетенций) по русскому языку

16.Принципы обоснования методов: А) методы, определяемые формой приобретения знаний; Б) методы, обусловленные характером познавательной деятельности обучающихся и обучающей роли учителя

17.Система упражнений. Нормы оценки работ по орфографии и пунктуации

18.Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения русскому языку

19.Методы и приемы обучения русскому языку

20.Планирование урока русского языка

Задания к зачету:

1. Основная цель изучения родного языка была сформулирована К.Д. Ушинским  и с полным основанием  принята современными программами обучения. Воспитание средствами русского языка, формирование культурологической компетенции обучающихся обеспечиваются всей системой занятий родным языком, «в котором выражаются результаты духовной жизни народа». Определите, как положения К.Д. Ушинского  повлияли на развитие современной методики.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М., 1954. Т. 2: Вопросы обучения. С. 542.

2. Используя доступные вам источники, докажите следующие тезисы:

1)методика является вариативной, интегративной и развивающейся педагогической наукой;

2)учитывая перспективные исследования, методика определяет стратегию и тактику обучения языку на разных этапах;

3)методика – это одновременно фундаментальная наука, технология и творчество.                                                

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Методика – наука об обучении русскому языку

 
стр. 16
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.Подходы в развитии методики как науки

3.Методика как учебная, научная и практическая дисциплина

4.Связь методики с другими науками

5.Базовые категории методики как науки

6.Соотношение дидактики, лингводидактики и методики обучения русскому языку

7.Методы исследования в методике

8.Теоретические методы исследования

9.Эмпирические методы исследования

10.Цели и задачи обучения русскому языку  

11.Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения русскому языку

12.Понятие «цель обучения» русскому языку. Виды целей обучения русскому языку. Понятие «задачи обучения» русскому языку

13.Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения русскому языку. Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция"

14.Содержание обучения русскому языку

15.Содержание обучения русскому языку. Структура содержания обучения русскому языку. Принципы отбора содержания  обучения русскому языку

16.Принципы обучения русскому языку. Специфические принципы обучения русскому языку

17.Содержание понятия «процесс обучения» русскому языку. Учебная деятельность как     основа процесса обучения русскому языку

18.Лингвистические принципы, психологические принципы обучения русскому языку

19.Педагогические и информационные технологии в обучении русскому языку

20.Понятие «технология обучения» русскому языку. Современные педагогические и информационные технологии обучения русскому языку

21.Методы и приемы обучения русскому языку

22.Понятие «метод обучения» русскому языку. Общедидактические методы. Частнодидактические методы. Понятие «прием обучения» русскому языку. Современные приемы обучения русскому языку

23.Система средств обучения русскому языку. Аудиовизуальные средства обучения русскому языку

24.Проблема системы упражнений в обучении русскому языку

25.Алгоритм конструирования системы упражнений

26.Организационные формы обучения русскому языку. Планирование урока  русского языка. Анализ урока русского языка

27.Виды организационных форм обучения. Урок.Типы уроков

28.Анализ урока русского языка. Самоанализ урока русского языка

29.Планирование урока русского языка

30.Понятие о лингвистике как науке и о специфики ее изучения  в школе

31.Цели и принципы обучения фонетике и графике

32.Умения и навыки по фонетике, методы их формирования. Система упражнений

33.Цели и принципы обучения лексикологии и лексикографии

34.Умения и навыки по лексикологии и лексикографии, методы их формирования. Система упражнений

35.Цели и принципы обучения морфемике и словообразованию

36.Умения и навыки по морфемике, методы их формирования. Система упражнений

37.Изучение теоретических понятий словообразования.

38.Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования. Система упражнений

39.Цели и принципы обучения морфологии.

40.Умения и навыки по морфологии, методы их формирования. Система упражнений.

41.Цели и принципы обучения синтаксису.

42.Синтаксические умения и навыки, методы их формирования. Система упражнений

43.Цели и принципы обучения правописанию.

44.Методы обучения орфографии и пунктуации.

45.Система упражнений. Нормы оценки работ по орфографии и пунктуации.

46.Теория и методика работы по развитию речи. Система упражнений

47.Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Система упражнений

49.Развитие связной речи обучающихся. Система упражнений

50.Взаимосвязь методики изучения разделов русского языка и методики развития речи

51.Различие понятий "методика развития связной речи" и "коммуникативная компетенция"

52.Методика обучения написанию сочинения.

53.Методика обучения написанию изложения.

54.Профессиональный стандарт педагога

55.Цели, содержание и принципы обучения русскому языку на этапе ООО

56.Содержание обучения русскому языку в основной средней школе

57.Цели, содержание и принципы обучения русскому языку на этапе ПОО

58.Структура и содержание профильного обучения русскому языку. Основные принципы профильного обучения

59.Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по русскому языку.

60.Содержание основного общего образования по русскому языку.

61.Содержание среднего (полного) общего образования по русскому языку

62.Примерные программы по русскому языку. Рабочие программы по русскому языку, разработанные на основе ФГОС

 
стр. 17
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 

Задания к экзамену:          

                 

1. Проанализируйте УМК по русскому языку. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данного УМК с целью его приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

2. Проанализируйте рабочую программу по предмету «Русский язык». Прокомментируйте соответствие данной рабочей программы ФГОС нового поколения. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данной рабочей программы с целью ее приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

3. Проанализируйте конспект урока русского языка. Выявите цели, функции, виды, средства, формы и объекты контроля. Определите методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Предложите и аргументируйте вариативные методы и приемы оценивания для урока по данному конспекту.

4. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя русского языка по предложенному конспекту урока в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога.

5. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя русского языка по предложенной рабочей программе по предмету «Русский язык» в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога (2013 г.).

6. Разработайте программу недели русского языка в общеобразовательной школе. Определите цели и задачи, содержание, принципы, методы и приемы, средства учебно-воспитательной работы по предмету «Русский язык».

7.  Проанализируйте конспект урока русского языка. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность с целью подготовки к ОГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ОГЭ.

8. Проанализируйте конспект урока русского языка. Определите соответствие структуры и содержания урока, требованиям, предъявляемым к современному уроку русского языка с целью подготовки к ЕГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ЕГЭ на основе технологии развивающего обучения.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы курсовых работ по методике обучения русскому языку

1.Проектная деятельность как вид самостоятельной работы при обучении русскому языку на этапе основного общего образования.

2.Использование методики тестового контроля на уроке русского языка в процессе изучения имени существительного.

3.Организация исследовательской деятельности обучающихся по предмету «Русский язык» на этапе основного общего образования.

4.Использование межпредметных связей на уроках русского языка на этапе основного общего образования.

5.Изучение имени прилагательного на основе дифференцированного подхода на этапе основного общего образования.

6.Реализация дифференцированного подхода в обучении написанию изложения на этапе основного общего образования.

7.Способы развития креативного мышления на уроках русского языка на этапе основного общего образования.

8. Использование образовательных веб-ресурсов при обучении русскому языку на этапе основного общего образования.

9. Интегрированный урок как одно из средств повышения мотивации к изучению русского языка в 5 классе.

10. Интерактивные приемы как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка на этапе основного общего образования.

11. Методические подходы к проектированию урока русского языка на этапе основного общего образования в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

12. Развитие умений письменной речи как компонента подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

13.Проектная деятельность как метод обучения русскому языку в условиях введения ФГОС ООО.

14. Мультимедийный урок русского языка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байбородова, Л.В. [и др.] ; под общей редакцией Байбородовой, Л.В., Чернявской, А. П. 
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии: : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 258 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411532
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
стр. 18
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Попова, С. Ю.,  Пронина, Е. В.
Современные образовательные технологии. Кейс-стади : : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 113 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-04996-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/408380
Москва : Издательство Юрайт, 2017
 
Л1.3
Дейкина,  А.Д. 
История методики преподавания русского языка в биографических очерках : учебное пособие/ Дейкина А.Д., Янченко В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 348 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75803.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: Московский педагогический государственный университет, 2017
 
Л1.4
Гац, И. Ю. 
Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях : 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 260 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09310-0. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612 
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бабенко, Н. Г., Лихина,Н. Е., Лукьяненко, И. Н. [и др.] ; под редакцией  Лукьяненко, И. Н.
Современный урок русского языка: :сборник учебно-методических материалов / Н. Г. Бабенко, Н. Е. Лихина, И. Н. Лукьяненко [и др.] ; под редакцией И. Н. Лукьяненко. — Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. — 126 c. — ISBN 978-5-88874-964-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/23882.html
Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008
 
Л2.2
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост.  Потанина, А.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика обучения русскому языку»: : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература» по дисциплине «Методика обучения русскому языку» [Электронный ресурс] / сост. А.В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2016 .— 100 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Методика обучения русскому языку_Потанина.pdf>
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2016 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
стр. 19
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                        Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                       Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 20
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                     Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                  Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего 

 
стр. 21
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                                            Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, а также в целом сформированности компетенций.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам, без билетов или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 минут.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу необходимо отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

                                                  Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального 

 
стр. 22
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.