2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Специальная педагогика_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Специальная педагогика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.фил.наук, доц., Ганиева А.М.;канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Специальная педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формировать у обучающихся профессиональных компетенций в области специальной педагогики.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности.
1.4
формирование систематизированных знаний о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы специального образования, представлений о сущности педагогической деятельности, особенностях педагогической профессии и современных требованиях к профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Освоение дисциплины базируется на знаниях, полученных на предыдущих уровнях образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология
2.2.2
История
2.2.3
Логопедические технологии
2.2.4
Логопедия (Дизартрия)
2.2.5
Логопедия (Нарушения голоса)
2.2.6
Общая психология
2.2.7
Основы речевой культуры дефектолога
2.2.8
Практикум по переводу профессиональных текстов
2.2.9
Социальная психология
2.2.10
Специальная психология
2.2.11
Теории обучения и воспитания
2.2.12
Формы логопедической работы
2.2.13
Курсовая работа по модулю 6
2.2.14
Логопедическая ритмика
2.2.15
Логопедия (Ринолалия)
2.2.16
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.17
Планирование логопедической работы
2.2.18
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.19
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.20
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.21
Физическая культура и спорт
2.2.22
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.23
Коррекционно-развивающая работа с детьми в организациях компенсирующего вида
2.2.24
Логопедия (Алалия)
2.2.25
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.26
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.27
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.28
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.29
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.30
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.31
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.32
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.33
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.34
Психолингвистика
2.2.35
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.36
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.37
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.38
Тренинг педагогического общения
2.2.39
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.40
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.41
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.42
Специальная методика преподавания математики
2.2.43
Философия
2.2.44
Экономика
2.2.45
Производственная преддипломная практика
2.2.46
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.47
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.48
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.49
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.50
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.51
Онтогенез речевой деятельности
2.2.52
Речевые игры
2.2.53
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.54
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.55
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
Знать:
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы.
 
Особенности психолого-педагогического взаимодействия.
 
Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.
 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
 
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
 
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие и сотрудничество
 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
 
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами);
 
Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
 
 
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
 
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
 
 
Уметь:
 
Ориентироваться в современных проблемах специального образования

 
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Владеть:
 
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности

 
Навыками определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности

 
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии

 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.
 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.
 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
Педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями; основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
 
Формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации;
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.
 
 
Владеть:
 
Основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам; различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат; навыком организации рабочего места логопеда, подбора дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах.
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
Особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Использовать психолого-педагогические средства во взаимодействии с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
Использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
Выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ
 
 
Владеть:
 
Способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения
 
Способами взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
Методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы социального взаимодействия и сотрудничества в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
3.1.2
основы социальной значимости своей профессии, осуществления профессиональной деятельности
3.1.3
основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.1.4
особенности организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбора и использования методического и технического обеспечения, осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
3.1.5
основы психолого-педагогического  сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
взаимодействовать и сотрудничать в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
3.2.2
осуществлять профессиональную деятельность
3.2.3
организовать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.2.4
организовать коррекционно-развивающую образовательную среду, выбор и использование методического и технического обеспечения, осуществление коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
3.2.5
оценивать качество психолого-педагогического  сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками взаимодействия и сотрудничества в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
3.3.2
навыками анализа социальной значимости своей профессии, осуществления профессиональной деятельности
3.3.3
методами организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.3.4
приемами организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбора  и использования методического и технического обеспечения, осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
3.3.5
навыками оценки качества психолого-педагогического  сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Специальная (коррекционная) педагогика как наука. Ее связь с другими наукам

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.1
Основные задачи специальной педагогики. Принципы специальной педагогики. Методы педагогического исследования  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ОПК-1 ОПК-4 ПК-2
1
0
 
1.2
Место специальной педагогики  в специальном образовании  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

10
ОПК-1 ПК-7 ОК-6
1
0
 
1.3
Виды дизонтогенеза. Первичный и вторичный дефект. Аномальное развитие /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

4
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
1
0
 
1.4
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

8
ОПК-4 ПК-7 ОК-6
1
0
 
1.5
Классификации дезонтогенеза  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э5

10
ОПК-1 ОПК-4 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

 
2.1
Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями, ЗПР, РАС, и с нарушениями поведения  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

4
ПК-7 ОК-6
1
0
 
2.2
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного-аппарата и комбинированными нарушениями  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

10
ОПК-1 ОПК-4 ПК-2
1
0
 
2.3
Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями, ЗПР  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э5

12
ОПК-1 ОПК-4 ПК-2
1
0
 
2.4
Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС и детей с нарушением поведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э6

12
ОПК-1 ОПК-4 ОК-6
1
0
 
2.5
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

13
ОПК-1 ОПК-4 ОК-6
1
0
 
2.6
Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорными нарушениями  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

10
ОПК-1 ОПК-4 ПК-2
1
0
 
2.7
Типы учреждений РФ для детей  с ограниченными возможностями здоровья.  Правовые основы лиц с ограниченными возможностями  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э5

2
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
1
0
 
2.8
Основы  профилактики, реабилитация, компенсация и абилитация лиц с ограниченными возможностями  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э6

14
ОПК-1 ОПК-4 ОК-6
1
0
 
2.9
Коррекционно - педагогическая работа с детьми с ОВЗ  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-1 ОПК-4 ПК-2
1
0
 
2.10
Подготовка конспектов занятий по коррекционно - педагогической работе с детьми с ОВЗ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

10
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
1
0
 
2.11
Перспективы, актуальные проблемы коррекционной педагогики. Национально-региональный компонент в коррекции и воспитании лиц с ограниченными возможностями  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э5

10
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
1
0
 
2.12
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

9
ОПК-1 ОПК-4 ПК-2 ПК-7 ОК-6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Специальная педагогика как научная отрасль

2.Объект, предмет, цель и задачи спец.педагогики

3.Основные понятия и термины специальной педагогики.

4.Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной педагогики.

5.Проблема нормы-патологии в психическом развитии. Основные подходы к пониманию.

6.Факторы психического развития человека.

7.Причина нарушений, отклонений в развитии человека.

8.Классификация нарушений, отклонений в развитии человека по причинам, видам и характеру последствий.

9.Философские основы специальной педагогики.

10.Психологические основы специальной педагогики.

11.Клинико-физиологические основы специальной педагогики.

12.Правовые основы специальной педагогики.

13.Краткая характеристики истории современного состояния развития профессии педагога-дефектолога.

14.Система подготовки педагога-дефектолога в системе высшего дефектологического образования. Концепция высшего дефектологического образования.

15.Личностные характеристики педагога, работающего с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

16.Педагогические системы специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

17.Общедидактические и специфические принципы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

18.Методы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

19.Формы организации обучения детей с отклонениями в развитии.

20.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

21.Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями

жизнедеятельности и здоровья.

22.Дифференциальная диагностика сходных состояний.

23.Сущность и содержание специального образования.

24.Развитие специального образования.

25.Философия инклюзии.

26.Принципы инклюзивного образования.

27.Основные категории специального образования.

28.ПМПК и ПМПк, функции, задачи деятельности.

29.Гуманизация учебно-воспитательного процесса – основа коррекционно-педагогического воздействия.

30.Профилактическая работа, как основополагающий фактор эффективного преодоления нарушений развития в разных возрастных группах. Виды профилактик.

31. Классификация сложных и множественных нарушений у детей. Причины нарушений.

32.Леворукость. Физиологические аспекты леворукости.

33.Особенности профилактической работы с различной категорией детей.

34.Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведением.

35.Перспективные направления развития специальной педагогики.

36.Разработка АООП и АОП

37.Причины нарушений развития.

38.Понятие дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

39.Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

40.Первичный дефект и вторичные нарушения.

41.Психолого-педагогическая характеристика лиц с ДЦП. Причины ДЦП.

42.Компенсаторные возможности ребенка.  Л.С. Выготский об аномальном детстве.

43.Образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенности диагностического обследования.

44.Закономерности психического и речевого развития ребенка.

45.Интеграция и дифференциация в специальной педагогике (показать на примере).

46.Правовые основы отношения государства к детям с ограниченными возможностями здоровья.

47.Реабилитация. Абилитация. Компенсация.

48.Общая характеристика детей с ограниченными возможностями.

49.Классификация нарушений речи. Причины речевых нарушений.

50.Специальная помощь детям с нарушениями речи (выбрать одно нарушение).

51.Типы учреждений для детей с ограниченными возможностями.

52.Формы работы с семьей с детьми с ОВЗ.

53.Психолого-педагогическая характеристика лиц с умственной отсталостью.

54.Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. Особенности обследования.

55.Перспективные направления развития дошкольной коррекционной педагогики в Республики Татарстан.

56.Психолого-педагогическая характеристика детей с комбинированными нарушениями. Особенности обследования.

57.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением поведения. Особенности обследования и коррекционной работы.

58.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Особенности обследования и коррекционной работы.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
59.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Особенности обследования и коррекционной работы.

60.Психологическая характеристика личности воспитателя инклюзивной группы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1 Закономерности психического развития ребенка.

2 Культурно-историческая концепция развития.

3 Причины возникновения отклонений в развитии.

4 Социальные и биологические предпосылки дизонтогенеза.

5 Классификации видов дизонтогенеза.

6 Функциональная специализация отделов головного мозга.

7 Тотальное недоразвитие головного мозга.

8 Система воспитания и развития детей с ограниченными возможностями по системе М. Монтессори.

9 История развития специального образования в России.

10 История развития специального образования за рубежом.

11 Задержанное развитие.

12 Организация индивидуально-групповых коррекционных занятий и основные направления работы с аномальными детьми.

13 Современные исследования по выявлению причин отклонений в развитии.

14 Развитие представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.

15 Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гуманистических тенденций в специальной педагогике и образовании.

16 Философские и социокультурные основы процесса образовательной и социальной интеграции.

17Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания.

18 Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.

19 Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

20 Международные правовые основы, подтверждающие права и свободы человека с ограниченными возможностями.

21 Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.

22 Значение специальной психологии для развития специальной педагогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.

23 Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.

24 Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона).

25 Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.

26 Школьный учебник в системе специального образования: назначение, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.

27Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

28 Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возможностями.

29Формирование средствами интеграционной готовности в школьной и социальной среде.

30Интеграция (включенное образование) как новая организационная форма образования для детей с

ограниченными возможностями.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПД Фонд оценочных средств по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Глухов В.П.
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология [Электронный ресурс]: курс лекций/ Глухов В.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 312 c.— URL:  http://www.iprbookshop.ru/75801.html
Москва: Московский педагогический государственный университет,, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Колесникова, Г. И. 
Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 176 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06814-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512963 
Москва. Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Липунова О.В.
Специальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.– URL: http://www.iprbookshop.ru/85902.html
: Ай Пи Ар Медиа, ЭБС «IPRbooks» , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Специальная педагогика и инклюзивное образование
 
Э2
Мастер-класс "Коррекция отклоняющегося поведения". -  
 
Э3
Современные тенденции обучения детей с множественными нарушениями 
 
Э4
Психолого-педагогическая коррекция на основе АВА. Семинар 
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - 
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Электронный каталог библиотеки НГПУ. -
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;

определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций,

статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.