(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Система дидактических принципов деятельностного подхода: непрерывность, целостное представление о мире, вариативность, психологическая комфортность, минимакс, творчество, деятельность.
2.Требования к современному учителю.
3.Цель проблемно-диалогической технологии – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.
4.Диалог: побуждающий, подводящий. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Технология поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог: побуждение к выдвижению гипотез, принятие выдвигаемых учениками гипотез, побуждение к проверке гипотез, принятие предлагаемых учениками проверок.
5.Преимущества проблемно-диалогического обучения – результативность, здоровьесбережение, общепедагогичность
6.Технология проектной деятельности как одна из универсальных педагогических технологий деятельностного типа.
7.Цель проектного обучения. История возникновения технологии проектной деятельности. Условия и требования к реализации технологии проектной деятельности.
8.Преимущества использования проектной деятельности в образовательном процессе.
9.Типология проектов: по количеству участников, по продолжительности, по типу деятельности, по количеству предметов, по методу, доминирующему в проекте, по содержанию Этапы проектной деятельности: инициирующий, основополагающий, прагматический, заключительный, итоговый.
10.Критерии оценки проектной деятельности. «Шесть П» проекта.
11.Сущность критического мышления. Три этапа технологии критического мышления на основе письма и чтения: вызов, осмысление и рефлексия.
12.Приемы реализации технологии критического мышления: кластер, метод синквейна, плюс-минус-вопрос, мозговой штурм, прием ЗХУ, ПОПС-формула, прием «чтение с остановками», метод «толстых и тонких вопросов», фишбоун, метод Инсерт, RAFT-технология, понятийно-терминологическая карта и др.
13.История разработки технологии оценивания учебных достижений. Цель и задачи технологии.
14.Оценивание как структурный элемент педагогической системы.
15.Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Описание технологии оценивания учебных достижений в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
16.Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов.
17.Оценивание метапредметных и личностных результатов. Средства контроля метапредметных и личностных результатов.
18.Методики обеспечения движения обучащихся по личной учебной траектории, повышение уровня их мотивации к изучаемым предметам. Пути решения проблемы совершенствования оценочный деятельности.
19.Индивидуальный подход при оценивании учебных достижений.
20.Формирующая функция оценивания.
21.Технологические подходы к реализации формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников, позволяющие решать проблему оценивания комплексно с учетом новых требований образовательного стандарта.
22.Технология проектной деятельности как одна из универсальных педагогических технологий деятельностного типа.
23.Цель проектного обучения. История возникновения технологии проектной деятельности. Условия и требования к реализации технологии проектной деятельности.
24.Преимущества использования проектной деятельности в образовательном процессе.
25.Типология проектов: по количеству участников, по продолжительности, по типу деятельности, по количеству предметов, по методу, доминирующему в проекте, по содержанию Этапы проектной деятельности: инициирующий, основополагающий, прагматический, заключительный, итоговый.
26.Критерии оценки проектной деятельности. «Шесть П» проекта.
27.Сущность критического мышления. Три этапа технологии критического мышления на основе письма и чтения: вызов, осмысление и рефлексия.
28.Приемы реализации технологии критического мышления: кластер, метод синквейна, плюс-минус-вопрос, мозговой
29.История разработки технологии оценивания учебных достижений. Цель и задачи технологии.
30.Оценивание как структурный элемент педагогической системы.
31.Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Описание технологии оценивания учебных достижений в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
32.Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов.
33.Оценивание метапредметных и личностных результатов. Средства контроля метапредметных и личностных результатов.
34.Методики обеспечения движения обучащихся по личной учебной траектории, повышение уровня их мотивации к изучаемым предметам. Пути решения проблемы совершенствования оценочной деятельности.
35.Индивидуальный подход при оценивании учебных достижений.
36.Формирующая функция оценивания.
37.Технологические подходы к реализации формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников, позволяющие решать проблему оценивания комплексно с учетом новых требований образовательного стандарта.
38.Система дидактических принципов деятельностного подхода: непрерывность, целостное представление о мире, вариативность, психологическая комфортность, минимакс, творчество, деятельность.
39.Требования к современному учителю.
40.Цель проблемно-диалогической технологии – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.
41.Диалог: побуждающий, подводящий. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Технология поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог: побуждение к выдвижению гипотез, принятие выдвигаемых учениками гипотез, побуждение к проверке гипотез, принятие предлагаемых учениками проверок.
42.Преимущества проблемно-диалогического обучения – результативность, здоровьесбережение, общепедагогичность
43.Технология проектной деятельности как одна из универсальных педагогических технологий деятельностного типа.
44.Цель проектного обучения. История возникновения технологии проектной деятельности. Условия и требования к реализации технологии проектной деятельности.
45.Преимущества использования проектной деятельности в образовательном процессе.
46.Типология проектов: по количеству участников, по продолжительности, по типу деятельности, по количеству предметов, по методу, доминирующему в проекте, по содержанию Этапы проектной деятельности: инициирующий, основополагающий, прагматический, заключительный, итоговый.
47.Критерии оценки проектной деятельности. «Шесть П» проекта.
48.Сущность критического мышления. Три этапа технологии критического мышления на основе письма и чтения: вызов, осмысление и рефлексия.
49.Приемы реализации технологии критического мышления: кластер, метод синквейна, плюс-минус-вопрос, мозговой штурм, прием ЗХУ, ПОПС-формула, прием «чтение с остановками», метод «толстых и тонких вопросов», фишбоун, метод Инсерт, RAFT-технология, понятийно-терминологическая карта и др.
50.История разработки технологии оценивания учебных достижений. Цель и задачи технологии.
51.Оценивание как структурный элемент педагогической системы.
52.Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Описание технологии оценивания учебных достижений в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
53.Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов.
54.Оценивание метапредметных и личностных результатов. Средства контроля метапредметных и личностных результатов.
55.Методики обеспечения движения обучащихся по личной учебной траектории, повышение уровня их мотивации к изучаемым предметам. Пути решения проблемы совершенствования оценочной деятельности.
56.Индивидуальный подход при оценивании учебных достижений.
57.Формирующая функция оценивания.
58.Технологические подходы к реализации формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников, позволяющие решать проблему оценивания комплексно с учетом новых требований образовательного стандарта.
Задания к экзамену
1. Разработайте конспект урока по русскому языку (литературе) для обучающихся 5 класса с использовнием технологии развития критического мышления.
2. Разработайте конспект урока по русскому языку (литературе) для обучающихся 6 класса с использовнием технологии проблемного диалога.
3. Разработайте конспект урока по русскому языку (литературе) для обучающихся 7 класса с использовнием технологии развития критического мышления.
4.Разработайте конспект урока по русскому языку (литературе) для обучающихся 8 класса с использовнием технологии проектной деятельности.
5. Разработайте конспект урока по русскому языку (литературе) для обучающихся 9 класса с использовнием технологии развития критического мышления.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, а также в целом сформированности компетенций.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам, без билетов или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 минут.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу необходимо отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.