2022-2023_zm44_04_01 РЯЛ 2038 гр__plx_Общее языкознание_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общее языкознание
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
109
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
109
109
109
109
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Общее языкознание
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у магистрантов представления о языке как знаковой системе особого рода, об общей картине современного состояния науки о языке, о новейших достижениях лингвистики как отдельной отрасли знания,что позволит обучающимся отбирать языковой материал для достижения образовательных результатов в школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных наук в профессиональной деятельности;
1.4
научить использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска информации при решении исследовательских задач;
1.5
познакомить с технологиями анализа результатов научных исследований и способами осмысления и критического анализа научной информации;
1.6
сформировать компетенции по применению коммуникативных технологий в профессиональной деятельности;
1.7
научить использовать современные образовательные технологии для достижения образовательных результатов в общеобразовательной школе средствами дисциплины.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Общее языкознание» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Метапредметное обучение
2.2.2
Методика преподавания русского языка как иностранного
2.2.3
Организация проектной и исследовательской деятельности по предметам  Русский язык, Литература
2.2.4
Отечественная литература
2.2.5
Практикум по литературе
2.2.6
Практикум по русскому языку
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Русская литература в контексте культур
2.2.9
Современная языковая ситуация
2.2.10
Современный литературно-критический процесс
2.2.11
Теоретические и прикладные аспекты филологического исследования текста
2.2.12
Функциональная грамматика
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Метапредметное обучение
2.2.17
Методика преподавания русского языка как иностранного
2.2.18
Организация проектной и исследовательской деятельности по предметам  Русский язык, Литература
2.2.19
Отечественная литература
2.2.20
Практикум по литературе
2.2.21
Практикум по русскому языку
2.2.22
Современная языковая ситуация
2.2.23
Современный литературно-критический процесс
2.2.24
Теоретические и прикладные аспекты филологического исследования текста
2.2.25
Технологии представления результатов научно-исследовательской деятельности
2.2.26
Функциональная грамматика
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Отечественная литература
2.2.29
Функциональная грамматика
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
УК-4.1: Умеет выбирать на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
 
УК-4.2: Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
УК-4.3: Умеет вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках
 
УК-4.4: Умеет коммуникативно и культурно приемлемо вести устные деловые разговоры в процессе профессионального взаимодействия на государственном и иностранном (-ых) языках
 
УК-4.5: Демонстрирует умение выполнять перевод академических и профессиональных текстов с иностранного (-ых) на государственный язык
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "Русский язык", "Литература"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные лингвистические направления и школы, фундаментальные понятия  языкознания, проблематику современной лингвистики, методы и приемы изучения и описания языка;
3.1.2
современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области;
3.1.3
технологии коммуникации для академического и профессионального взаимодействия;
3.1.4
информационно-коммуникационные технологии, необходимые для поиска информации в процессе решения различных задач.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные знания по истории и теории языкознания при изучении других дисциплин, а также в прикладных задачах профессиональной деятельности;
3.2.2
создавать  письменные тексты научного и официально-делового стилей речи по профессиональным вопросам на русском и иностранном(ых) языках;
3.2.3
производить редакторскую и корректорскую правку текстов научного и официально-делового стилей речи;
3.2.4
представлять результаты академической и профессиональной деятельности;
3.2.5
использовать современные средства информационно-коммуникационных технологий для академического и профессионального взаимодействия;
3.2.6
использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методологией и методикой лингвистического анализа;
3.3.2
интегративными коммуникативными умениями в устной и письменной речи в ситуациях академического и профессионального общения;
3.3.3
культурой письменного и устного оформления профессионально-ориентированного научного текста на русском и иностранном(ых) языках;
3.3.4
навыками использования информационно-коммуникационных технологий для академического и профессионального взаимодействия;
3.3.5
современными образовательными технологиями для обеспечения качества образовательного процесса в предметной области.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История языкознания

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.1
Введение. Предмет, основные

проблемы общего языкознания:

Структура курса.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.2
Языкознание в Древней Индии.

Языкознание в Древней Греции и Риме.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.3
Языкознание Средних веков и Эпохи Возрождения.

Спор номиналистов и реалистов. Первые русские грамматики.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.4
Вопросы языка в философских

концепциях Нового времени. Рационализм как философское

учение. Грамматика Пор-Рояля.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.5
Общее и сравнительно-

историческое языкознание начала XIX в. Лингвистический

компаративизм и образующие его области исследований. В. фон Гумбольдт. Основные положения его концепции.

  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.6
Натуралистическая концепция в языкознании.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.7
Основные положения концепции А. Шлейхера.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.8
Психологическое направление

в языкознании.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.9
Младограмматическое направление  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.10
Русский «младограмматизм».

Московская школа.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.11
Харьковская лингвистическая

школа.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.12
Лингвистическая

концепция А.А. Потебни: Учение о слове.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.13
Казанская лингвистическая

школа.Труды  И.А. Бодуэна де Куртене. Учение о фонеме.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.14
Французская социологическая

школа Ф. де Соссюра.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.15
Узловые моменты концепции Ф. де

Соссюра: Влияние идей Ф. де Соссюра на лингвистику XX в.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.16
Структурализм.Пражская школа (Функциональная лингвистика). Понимание языка как структуры. Датская школа (Глоссемантика).

Теория языка Л. Ельмслева. Американский структурализм

(Дескриптивная лингвистика). Генеративное (порождающее) языкознание.

Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
1.17
Русское языкознание советского периода. Социологическое направление. «Новое учение о языке» Н.Я. Марра. Дискуссия о языке (50-е гг.), оценка ее результатов. Общелингвистическая концепция Л.В. Щербы. Теория речевой деятельности и ее определяющее значение в современной научной практике; фонологическая концепция Л.В. Щербы. В.В. Виноградов, его общелингвистические взгляды: учение о частях речи, синтаксическая концепция, учение о лексическом значении слова; В.В. Виноградов о проблемах стилистики, истории литературного языка, культуры речи, языка художественной литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
 
Раздел 2. Теория языкознания

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
2.1
Форма существования языка (язык, речь, речевая деятельность).

История разработки проблемы языка и речи. Проблема языка и речи в современном языкознании.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
2.2
Язык как знаковая система. Современные направления семиотических исследований. Языкознание и семиотика. Виды знаков. Понятие языкового знака. Единицы языка и языковые знаки. Аспекты лингвосемиотики: синтаксический, семантический, прагматический. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
2.3
Язык как система. Система и структура языка. Языковые элементы и отношения между ними (парадигматические, синтагматические, иерархические). Уровни языковой системы и их единицы. Открытость и динамизм языковой системы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
2.4
Язык и общество. Социальная природа языка и его общественные функции. Социолингвистика и ее основные направления. Социальная дифференциация языка. Формы человеческого общества и язык. Литературный язык. Роль художественной литературы в образовании национального литературного языка. Понятие о языковой норме, критерии литературной нормы. Литературная норма и культура речи. Языковая политика. Межличностная и межкультурная коммуникация. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
2.5
Язык и мышление. Проблема соотношения языка и мышления (сознания). Типы мышления. Соотношение логических и лингвистических категорий. Вопрос о роли языка в процессах познания. Теория лингвистической относительности (гипотеза Сепира-Уорфа о ведущей роли языка в процессах познания). Языковые значения. Сравнительная характеристика лексических и грамматических значений. Понятие о картине мира, языковая картина мира. Лингвокреативное мышление.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
2.6
Язык и история. Проблема изменения и развития языка. Языковые антиномии как внутренние факторы изменений в языке. Внешние факторы в изменении языка. Социальная обусловленность истории языка. Взаимодействие языков и языковой контакт. Исторические изменения на отдельных ярусах языка (фонетический строй, грамматический строй, лексико-семантическая система). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Раздел 3. Методы лингвистических исследований

 
3.1
Методы изучения и описания языка. Понятие о научно-исследовательском методе. Общенаучные способы познания: лингвистическое наблюдение, лингвистический  эксперимент, лингвистическое моделирование. Сравнительно-исторический метод как основной метод исторического языкознания (генеалогическая классификация языков).  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
3.2
Сопоставительный метод в языкознании (типологическая классификация языков, место  русского языка в классификации).  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
3.3
Структурно-семантический метод как ведущий метод описательного языкознания в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
3.4
Описательные методы структурного языкознания: метод дистрибуции, трансформационный метод, компонентный анализ, метод оппозиций. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
3.5
Статистический метод в языкознании.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
3.6
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

9
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 ПК-1.2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.Лингвистика как наука о языке. Частное и общее языкознание. Основные проблемы  общего языкознания. Лингвистические направления. Задачи и значение учебного курса «Общее языкознание». Основные разделы курса.

2.Античная лингвистическая традиция в истории языкознания.

3.Древнеиндийская и арабская лингвистические традиции в истории языкознания.

4.Языкознание Средневековья. Грамматика Пор-Рояля.

5.Натуралистическая концепция в языкознании и ее критический анализ.

6.Логико-грамматическое направление в языкознание середины

XIX века. Учение о частях речи Ф.И. Буслаева и его место в истории учения о частях речи в русской грамматической традиции.

7.Синтаксическая концепция Ф.И.Буслаева и ее место в истории синтаксиса в России.

8.Психологическое направление в языкознании. Младограмматизм как классическая школа психологического индивидуализма. Критический анализ младограмматического направления.

9.Харьковская школа А.А.Потебни. Связь концепции Потебни с философией В.Гумбольдта.

10.Формально-грамматическое направление в языкознании. Московская лингвистическая школа. Учение о Ф.Ф.Фортунатова о грамматической форме и частях речи, его место в истории грамматических учений в России.

11.Эволюция учения о частях речи Ф.Ф.Фортунатова в трудах А.М. Пешковского и А.А. Шахматова.

12.Ф.Ф.Фортунатов о преподавании родного языка в школе.

13.Синтаксическая концепция А.А.Шахматова, ее психологическая основа. Место синтаксических взглядов Шахматова в истории синтаксических учений в России.

14.Казанская лингвистическая школа И.А.Бодуэна де Куртенэ. Учение о языке как социальном явлении, как системе, о 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
синхронии и диахронии.

15.Основные проблемы науки о языке в ст. И.А.Бодуэна де Куртенэ «Некоторые общие замечания о языковедении и языке».

16.Психологический социологизм. Учение Ф.де Соссюра о языке и речи, о синхронии и диахронии.

17.Психологический социологизм. Учение Ф.де Соссюра о языке как системе знаков.

18.Структурализм. Общие черты. Пражская школа. Функции и формы существования языка. Язык – структура. Фонетика и фонология. Учение о фонеме Н.Трубецкого и Л.В.Щербы. Сопоставительный анализ.

19.Датский структурализм как учение о языке «в самом себе и для себя».

20.Американский структурализм, его вульгарно-материалистический характер. Отличительные черты американского структурализма.

21.Советское языкознание. Основные этапы и отличительные черты. «Новое учение о языке» Н.Я. Марра и его критика.

22.Общелингвистическая и фонологическая концепция Л.В. Щербы. Учение о частях речи и его место в русской грамматической традиции.

23.Лингвистическая концепция В.В.Виноградова. Учение о частях речи.

24.В.В.Виноградов как лексиколог, лексикограф и историк языка. В.В.Виноградов о языке художественной литературы.

25.Синтаксическая концепция В.В.Виноградова, ее структурно-семантический характер и социологическая направленность.

26.Язык и общество. Социолингвистика, ее предмет и основные направления. Основные функции языка. Социальная дифференциация языка как следствие социальной дифференциации общества. Ситуативная дифференциация языковых средств.

27.Язык и общество. Формы существования языка. Литературный язык как основная форма существования языка. Диалекты, жаргоны, просторечие как формы нелитературной речи. Языковые стили и стили речи. Язык художественной литературы.

28.Понятие о норме литературного языка. Основные признаки нормы литературного языка. Проблемы нормализации СРЛЯ.

29.Язык и общество. Социальные общности людей и социальные типы языков: народность и ее язык; национальность и ее язык. Языки межнационального и международного общения. Пути образования национальных языков. Языковые контакты. Языковой союз.

30.Языковая политика. Языковая ситуация.

31.Язык и культура. Культура речи.

32.Язык, речь, речевая деятельность. Проблема языка и речи в современном языкознании.

33.Язык и сознание. Сознание и мышление. Вопрос о соотношении языка и мышления. Соотношение лингвистических и логических категорий: лексическое значение и понятие; грамматические и логические категории; предложение и суждение. Типы мышления. Внутренняя речь и проблема языка и мышления.

34.Язык и мышление. Роль языка в процессах познания. Теория лингвистической относительности (гипотеза Сепира – Уорфа о ведущей роли языка в процессах познания). Понятие о «картине мира» и «языковой картине мира». Лингвокреативное мышление.

35.Языковые значения. Понятие о лексическом значении. Типы лексических значений слова. Грамматические значения: реляционные и деривационные. Сопоставительный анализ лексического и грамматического значений.

36.Языкознание и семиотика. Типы знаков. Языковой знак. Единицы языка и их семиологический статус.

37.Язык как система. Парадигматические, синтагматические, иерархические отношения в системе языка. Ярусы (уровни) языковой системы и их взаимодействие. Открытость и динамизм языковой системы. Речевые ошибки, обусловленные открытостью и динамизмом языковой системы.

38.Язык как историческая категория. Взаимодействие языков и языковые контакты. Социальная обусловленность истории языка.

39.Проблема развития языка. Внешние и внутренние причины развития языка. Языковые антиномии.

40.Исторические изменения фонетического строя языка.

41.Исторические изменения грамматического строя языка. Закон аналогии и его роль в истории языка

42.Исторические изменения в лексико-семантической системе языка.

43.Понятие о научно-исследовательском методе. Метод и методология. Методы исследования и методы обучения языку. Метод, прием, методика. Структурно-семантический метод как ведущий метод современного описательного языкознания в России.

44.Общелингвистические способы познания: лингвистическое наблюдение, лингвистический эксперимент, лингвистическое моделирование.

45.Описательные методы структурного языкознания: метод дистрибуции, трансформационный метод, компонентный анализ, метод оппозиций.

46.Методы исторического изучения языка. Сравнительно-исторический метод как основной метод исторического языкознания. Приемы внешней и внутренней реконструкции. Генеалогическая классификация языков.

47.Сопоставительный метод в языкознании. Языковые универсалии. Типологическая классификация языков, место русского языка в этой классификации.

48.Статистический метод в языкознании. Частотные словари.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика письменных сообщений

1. Китайская лингвистическая традиция.

2. Индийская лингвистическая традиция.

3. Греко-римская лингвистическая традиция.

4. Изучение языка в средние века.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
5. Развитие идей универсальных грамматик.

6. Первый этап сравнительно-исторического языкознания: Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков.

7. Концепция языка В. фон. Гумбольдта.

8. Натуралистическая концепция А. Шлейхера.

9. Логико-грамматическое направление в языкознании XIXв. Немецкая и русская логико-грамматические школы.

10. Психологические направления в лингвистике  XIX в.

11. Младограмматизм. Лейпцигская лингвистическая школа.

12. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов и его ученики.

13.Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ и его ученики.

14. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

15. Пражский структурализм – функциональная лингвистика.

16. Датский структурализм – дедуктивная теория языка (глоссемантика).

17. Американский структурализм – дискриптивная лингвистика.

18. Генеративная грамматика Н. Хомского.

19. «Новое учение о языке» Н.Я. Мара. Дискуссия по вопросам языкознания.

20. Проблемы лингвистики в трудах В.В. Виноградова.

21. Компаративистика и структурализм на современном этапе развития мирового языкознания.

22. Когнитивная лингвистика.

23. Антропологическая лингвистика.

24. Социальная лингвистика.

25. Этнолингвистика.

26. Психолингвистика.

27.Языковая политика. Языковая ситуация.

28.Язык и культура. Культура речи.

29.Язык, речь, речевая деятельность.

30. Языкознание и семиотика.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Тарланов, З. К. 
Методы лингвистического анализа : : для вузов / З. К. Тарланов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 236 с. – (Авторский учебник). – ISBN 978-5-534-07101-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/420842 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Колесов, В. В. 
История русского языкознания в 2 т. Том 1: : учебник для вузов / В. В. Колесов. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 332 с. – (Авторский учебник). – ISBN 978-5-534-04302-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –  URL: https://urait.ru/bcode/405980 
Москва : Издательство Юрайт, 2017
 
Л1.3
Колесов, В. В. 
История русского языкознания в 2 т. Том 2 : : учебник для вузов / В. В. Колесов. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 350 с. – (Авторский учебник). – ISBN 978-5-534-04303-7. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/405999 
Москва : Издательство Юрайт, 2017
 
Л1.4
Хромов, С.С. 
Общее языкознание [Электронный ресурс]: : учебное пособие/ Хромов С.С., Жданова Е.В. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Евразийский открытый институт, 2011. – 252 c. –Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10728.html. – ЭБС «IPRbooks»
Москва: Евразийский открытый институт, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Федоринов, А.В. 
Основы языкознания [Электронный ресурс]: : учебное пособие/ Федоринов А.В. – Электрон. текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. – 119 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69922.html. – ЭБС «IPRbooks»
Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Потанина,  А.В.
Общее языкознание : : методические рекомендации / сост. А.В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2017 .— 25с. — ISBN .— <URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Общее языкознание.pdf>
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2017
 
Л3.2
сост. Мищенко, О.В., ред. Рут, М.Э. 
История и методология языкознания [Электронный ресурс]: : учебно-методическое пособие / сост. Мищенко О.В., ред. Рут М.Э. – Электрон. текстовые данные. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 64 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69607.html. – ЭБС «IPRbooks»
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Русский древослов. – Режим доступа: http://www.drevoslov.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                                                      Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является 

 
стр. 12
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                                               Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение обучающихся анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                                                        Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

 
стр. 13
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

  

                                                                                            Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо и целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

                                            

                                                                 Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено 

 
стр. 14
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
(аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.