2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Теория начального языкового образования_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория начального языкового образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля на курсах:
экзамензачет
13
самостоятельная работа
247
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
2
2
8
8
Практические
14
14
6
6
20
20
Итого ауд.
20
20
8
8
28
28
Кoнтактная рабoта
20
20
8
8
28
28
Сам. работа
192
192
55
55
247
247
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
216
216
72
72
288
288
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Закиров Раиф Амирьянович _________________
 
 
Теория начального языкового образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целб освоения дисциплины заключается в углублении и расширении теоретических знаний обучающихся в области современного русского языка в единстве структурно-семантического, функционального и нормативного подходов к языковым единицам.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать  целостное представление о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
1.4
помочь овладеть основами профессиональной этики и речевой культуры;
1.5
дать сведения об основных методах и приемах лингвистического исследования,  используя возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
1.6
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности, ориентированной на реализацию образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Знания,умения,навыки формируютя на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.2
Краеведение в начальной школе
2.2.3
Культурно-просветительская практика
2.2.4
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.5
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.6
Профессиональная этика
2.2.7
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.8
Экологическое образование младших школьников
2.2.9
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.2.10
Географическое образование младших школьников
2.2.11
Историческое образование младших школьников
2.2.12
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.13
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.14
Педагогическая практика
2.2.15
Педагогическая практика в ДОО
2.2.16
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.17
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.18
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.19
Технологии начального литературного образования
2.2.20
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.21
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.22
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.23
Графическая деятельность младших школьников
2.2.24
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.25
Дизайнерская обработка материалов
2.2.26
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.27
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.28
Литературное образование дошкольников
2.2.29
Методика обучения татарскому языку
2.2.30
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.31
Организация дошкольного образования
2.2.32
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.33
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.34
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.35
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.36
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.37
Татарская детская литература
2.2.38
Татарский язык
2.2.39
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.40
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.41
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.42
Производственная преддипломная практика
2.2.43
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.44
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.45
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.46
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.47
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.48
Экологическое образование младших школьников
2.2.49
Географическое образование младших школьников
2.2.50
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.51
Графическая деятельность младших школьников
2.2.52
Дизайнерская обработка материалов
2.2.53
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.54
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.55
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.56
Современное русское словоизменение
2.2.57
Татарская детская литература
2.2.58
Татарский язык
2.2.59
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры

 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры

 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации

 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры

 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры

 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету  «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС

 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету  «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС

 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
реализовывать образовательную программу по «Теория начального языкового образования» в соответствии с требованиями ФГОС

 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС

 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок «Теория начального языкового образования» в соответствии с требованиями ФГОС

 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету «Теория начального языкового образования»  в соответствии с ФГОС

 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета;

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.2
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.3
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.4
основы реализации образовательной программы по учебному предмету  «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС;
3.1.5
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС;
3.1.6
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету  «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС;
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.1.7
основы использования возможностей образовательной среды, критерии оценки образовательной среды, основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.2
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;
3.2.3
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.4
реализовывать образовательную программу по «Теория начального языкового образования» в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.5
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС;
3.2.6
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС;
3.2.7
использовать возможности образовательной среды, оценивать образовательную среду по заданным параметрам, проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
авыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.2
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
3.3.3
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.4
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок «Теория начального языкового образования» в соответствии с требованиями ФГОС;
3.3.5
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету «Теория начального языкового образования» в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.6
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету «Теория начального языкового образования»  в соответствии с ФГОС;
3.3.7
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды, опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам, опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фонетика. 

 
1.1
Фонетика как раздел «Теории начального языкового образования».  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
1.2
Фонетика. Фонетическая транскрипция и ее компоненты. Фонетическое транскрибирование текста. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
1.3
Фонетические средства языка. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
1.4
Фонетические средства языка. Суперсегментные единицы языка. Суперсегментные признаки языка: ударение, интонация. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
1.5
Акустическая фонетика. Акустические признаки звуков речи. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
1.6
Графика. Орфография /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
1.7
Фонетическая транскрипция. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.8
Классификация согласных по месту и способу образования, по соотношению шума и голоса, по отсутствию или наличию палатализации /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
1.9
Система фонем современного русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Система гласных фонем. Система согласных фонем. Вопрос о долгой небной звонкой мягкой фонеме <ж'>. Фонемный статус мягких заднеязычных. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-5 ПК-1
1
0
 
1.10
История русского литературного произношения и дальнейшие тенденции развития произносительных норм. Современные орфоэпические словари и справочники. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
 
Раздел 2. Лексикология

 
2.1
Стилистическое использование синонимов /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.2
Лексика с точки зрения ее происхождения /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.3
Лексика с точки зрения ее происхождения /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.4
Русская лексикография /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.5
Омонимия и паронимия. Синонимия и антонимия /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.6
Стилистическое использование синонимов /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.7
Лексика с точки зрения ее происхождения /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.8
Лексика с точки зрения сферы ее употребления /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.9
Русская фразеология /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.10
Русская лексикография /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
1
0
 
2.11
/Зачёт/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
1
0
 
 
Раздел 3. Словообразование

 
3.1
Морфемика как учение о минимальных значимых частях слова - морфемах  /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.2
Морфемика как учение о минимальных значимых частях слова - морфемах  /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.3
Словообразовательная структура слова /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.4
Словообразовательная структура слова /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.5
Принципы и приемы словообразовательного анализа слова /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.6
Регулярность и продуктивность морфем /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.7
Словообразовательное и семантическое калькирование как особые способы деривации слов /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.8
Словообразовательное гнездо. Потенциальные и окказиональные слова /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.9
Регулярность и продуктивность морфем /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.10
Словообразовательное и семантическое калькирование как особые способы деривации слов /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
3.11
Словообразовательное гнездо. Потенциальные и окказиональные слова /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
 
Раздел 4. Морфология

 
4.1
Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование, функционирование морфологических форм. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.2
Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование, функционирование морфологических форм. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.3
Имя существительное в русском языке /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.4
Имя существительное в русском языке /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.5
Имя прилагательное в русском языке /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.6
Имя прилагательное в русском языке /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.7
Имя числительное. Общая характеристика /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.8
Имя числительное. Общая характеристика /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.9
Местоимение как часть речи /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.10
Глагол как часть речи /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.11
Глагол как часть речи /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.12
Наречие как часть речи /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.13
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.14
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
 
Раздел 5. Основные понятия синтаксиса

 
5.1
Основные понятия синтаксиса /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
5.2
Синтаксис простого и сложного предложений /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
5.3
Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
5.4
Простое осложненное предложение. Синтаксис сложного  предложения /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
ОПК-5 ПК-1 ПК-4
2
0
 
5.5
Экзамен по дисциплине "Теория начального языкового образования" /Экзамен/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

    Лексикология

1. Предмет лексикологии.

2. Функции слова.

3. Основные признаки слова.

4. Типы лексических значений.

5. Прямое и переносное значение слова.

6. Свободное и связанное значение слова.

7. Многозначность.

8. Виды переносных значений.

9. Омонимы.

10.Омонимия и многозначность.

11.Омофоны, омоформы, омографы.

12. Паронимы.

13. Синонимия.

14. Синонимический ряд.

15. Типы лексических синонимов.

16. Антонимы.

17. Функционально-стилистическая роль антонимов.

18. Лексика современного русского литературного языка с точки зрения ее происхождения.

19. Исконно русская лексика и ее пласты.

20. Заимствования в русской лексике.

21. Приметы иноязычных слов.

22. Старославянизмы в русской лексике.

23. Тюркско-татарские заимствования в русской лексике.

24. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы употребления.

25. Общеупотребительная лексика.

26. Лексика ограниченной сферы употребления и ее разряды.

27. Лексика современного русского литературного языка в стилистическом отношении.

28. Межстилевая лексика.

30. Разговорно-бытовая лексика.

31. Книжная лексика.

32. Эмоционально-экспрессивная окраска слова.

33. Лексика современного русскогго литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.

34. Русская фразеология.

35. Основные признаки фразеологизмов.

36. Основные типы фразеологизмов.

37. Источники русской фразеологии.

38. Лексикография.

39. Принципы построения словарной статьи в толковых словарях.

40. Важнейшие словари русского языка.

                                                                  Словообразование

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.Словообразование как наука. Основные понятия.

2.Морфемика. Понятие о морфеме, морфе и морфонеме.

3.Классификация морфем современного русского языка.

4.Вопрос о нулевых морфемах.

5.Морфонологические явления при словообразовании.

6.Корневая морфема. Свободные и связанные корни.

7.Аффиксальные морфемы. Аффиксоиды и унификсы.

8.Аффиксальные морфемы, омонимия, синонимия и антонимия морфем.

9.Словообразующие и формообразующие суффиксы.

10.Типы основ. Основа и окончание. Слова без окончания и с нулевым окончанием.

11.Производность и членимость основ. Ступени членимости основ.

12.Методика морфемного анализа.

13.Исторические изменения в морфемной структуре слов.

14.Опрощение как историческое изменение в морфемной структуре слов.

15.Усложнение как историческое изменение в морфемной структуре слов.

16.Переразложение как историческое изменение морфемной структуры слов.

17.Декорреляция как историческое изменение в морфемной структуре слов.

18.Словообразовательная производность. Слова с двоякой и взаимной мотивацией.

19.Понятия словообразовательной пары, словообразовательного типа, словообразовательной категории.

20.Понятия словообразовательной цепи, словообразовательной парадигмы, словообразовательного гнезда.

21.Способы русского словообразования. История изучения.

22.Морфемные и неморфемные способы русского словообразования. Основные их различия.

23.Аффиксальные способы словопроизводства.

24.Нулевая суффиксация как способ словообразования.

25.Комбинированные (смешанные) способы словопроизводства.

26.Сложение как способ словопроизводства.

27.Аббревиация как способ словообразования.

28.Виды аббревиатур. Универбация.

29.Лексико-семантический способ словообразования.

30.Лексико-синтаксический способ словообразования.

31.Морфолого-синтаксический способ словообразования.

32.Субстантивация как способ словопроизводства.

33.Словообразование различных частей речи.

34.Методика словообразовательного анализа.

                                                          Вопросы для подготовки к экзамену                         

                                                                         Морфология

1. Предмет и задачи раздела морфологии. Проблема частей речи в современном русском языке.

2. Грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы.

3. Знаменательные части речи в русском языке.

4. Имя существительное. Общая характеристика существительного.

5. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Категория одушевленности и       неодушевленности. Существительные собственные и нарицательные.

6. Конкретные и абстрактные имена существительные, их семантика и грамматические особенности.

7.Вещественные и собирательные имена существительные, их семантика и грамматические особенности.

8. Лексико – грамматический характер рода у одушевленных имен существительных.

9. Образование супплетивных родовых пар.

10. Существительные общего рода.

11. Род неизменяемых имен существительных.

12. Соотносительность  грамматических значений и форм единственного и множественного числа.

13. Плюративы и сингулятивы.

14. Число несклоняемых имен существительных.

15.Синтаксические показатели имен существительных, не изменяющихся по числам.

16. Проблема количества падежей в отечественной литературе.

17. Основные типы падежных значений.

18. Частные значения  именительного падежа.

19. Частные значения родительного падежа.

20. Частные значения дательного падежа.

21. Частные значения винительного падежа.

22. Частные значения творительного падежа.

23. Частные значения предложного падежа.

24.Особенности первого склонения имени существительного.

25. Особенности второго склонения имени существительного.

26. Особенности третьего склонения имени существительного.

27. Вариантные падежные формы.

28. Разносклоняемые имена существительные.

29.Особенности адъективного, смешанного, «нулевого» склонения имен существительных.

30. Полная, неполная, избыточная парадигма.

31. Морфологический разбор имени существительного по схеме.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
32.Имя прилагательное. Качественные имена прилагательные, их семантика, грамматические свойства.

33. Краткие формы качественных прилагательных.

34. Степени сравнения качественных прилагательных.

35. Относительные прилагательные. Переход относительных прилагательных в качественные.

36. Притяжательные имена прилагательные. Особенности образования притяжательных имен прилагательных. Переход притяжательных прилагательных в разряд относительных и качественных.

37. Склоняемые, несклоняемые имена прилагательные.

38. Адъективный тип (1 адъективное склонение) склонения имен прилагательных (качественно-относительный).

39.Склонение притяжательно-относительных прилагательных (2 адъективное склонение).

40. Склонение притяжательных прилагательных (3  адъективное склонение)

41. Морфологический разбор имени прилагательного по схеме.

42. Общая характеристика местоимений в современном русском языке. Семантика местоименных слов.

43. Разряды местоименных слов.

44. Склонение местоимений.

45. Морфологический разбор местоимений по схеме.

46. Имена числительные. Общая характеристика числительных в современном русском языке.

47. Определенно-количественные, неопределенно-количественные числительные.

48. Собирательные числительные.

49. Склонение числительных.

50. Морфологический разбор имени числительного по схеме.

51.Категориальное значение, морфологическая и синтаксическая характеристика глагола.

52.Группы глаголов по значению.

53.Спряжение глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы.

54.Инфинитив как форма глагола.

55.Две основы глагола и их роль в образовании глагольных классов.

56.Морфологические классы глагола.

57.Категория наклонения глагола. Взаимозамена наклонений.

58.Категория времени глагола. Время абсолютное и относительное.

59.Категория лица глагола. Безличные глаголы.

60.Категория числа и рода глагола.

61.Понятие о категории вида. Образование видовых пар.

62.Одновидовые и двувидовые глаголы.

63.Способы глагольного действия.

64.Глаголы переходные и непереходные.

65.Возвратные глаголы.

66.Категория залога глагола. Глаголы действительного и возвратного глагола.

67.Глаголы средне-возвратного глагола. Внезалоговые глаголы.

68.Словообразование глаголов.

69.Лексико-грамматическая природа причастий.

70.Значение времени у причастий.

71.Переход причастий в имена прилагательные и имена существительные.

72.Образование причастий.

73.Лексико-грамматическая природа деепричастий

74.Образование деепричастий.

75.Временное значение деепричастий.

76.Образование деепричастий.

77.Семантические, морфологические и синтаксические признаки наречий как части речи. 28.Местоименные, определительные и обстоятельственные наречия. Разряды наречий по значению.

78.Степени сравнения качественных наречий.

79.Переход наречий в другие части речи.

80.Словообразование наречий.

81.Вопрос о категории состояния как части речи.

82.Семантические группы слов категории состояния.

83.Грамматические признаки слов категории состояния.

84.Степени сравнения слов категории состояния.

85.Приемы разграничения омонимичных форм прилагательных, наречий и слов категории состояния.

86.Модальные слова. Морфологический, синтаксический и семантический признаки модальных слов.

87.Вопрос о словах со значением модальности. Разряды по значению.

88.Служебные части речи. Общая характеристика.

89.Предлог как служебная часть речи.

90.Классификация предлогов по происхождению и морфологическому строению.

91.Употребление предлогов с падежами.

92.Союз как служебная часть речи. Сочинительные союзы и их типы.

93.Подчинительные союзы и их типы.

94.Разграничение союзов и служебных слов.

49.Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц по значению (смысловые, эмоционально-экспрессивные)

96.Разряды частиц по значению (модальные).

97.Синкретизм как специфическое свойство частиц.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
98.Междометие. Общая характеристика. Разряды междометий по значению.

99.Типы междометий по структуре.

100.Звукоподражания. Значение, синтаксическая роль, отличие от междометий

                                                                         Синтаксис

1. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение  словосочетания. Вопрос о сочетаниях слов с сочинительной связью. Синтаксис слова и словосочетания. Словосочетание и другие сочетания слов.

2.Классификация  словосочетаний по структуре  и по характеру главного компонента.

3.Классификация  словосочетаний по степени синтаксической спаянности.

4.Классификация  словосочетаний по характеру синтаксических отношений между компонентами.

5.Классификация  словосочетаний по виду подчинительной связи.

6.Предложение как основная синтаксическая единица. Признаки предложения. Предикативность как основной грамматический признак предложения. Объективная и субъективная модальность.

7.Синтаксис простого предложения. Структурные и семантические типы простого предложения. Предложения членимые и нечленимые. Предложения утвердительные и отрицательные.

8.Функциональные типы предложений. Типы предложений по эмоциональной окраске.

9.Понятие об актуальном членении предложения. Русский язык в современном мире. Тема и рема. Порядок слов и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения предложения.

10.Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Виды членов предложения. Морфологизованные и неморфологизованные члены предложения.

11.Подлежащее, его семантика. Типы и способы  выражения подлежащего.

12.Сказуемого, его семантика. Типы сказуемых и способы их морфологического выражения, отличие составного глагольного сказуемого от глагольных сочетаний с объектным и субъектным инфинитивом. Связь сказуемого с подлежащим.

13.Второстепенные члены предложения. Приосновные и присловные второстепенные члены предложения. Разряды второстепенных членов.

14.Определение, его виды и способы морфологического выражения.

15.Дополнение, его виды и способы  морфологического выражения.

16.Обстоятельство, его виды и способы  морфологического выражения.

17.Понятие о дуплексивах и детерминантах. Синкретизм членов предложения.

18.Понятие об односоставном предложении. Структурные признаки односоставных предложений. Типы односоставных предложений и способы морфологического выражения главного члена.

19.Односоставные предложения глагольной разновидности.

20.Односоставные предложения именной разновидности. Типы номинативных предложений. Отличие номинативных предложений от внешне схожих с ними конструкций.

21.Понятие о неполном предложении. Типы неполных предложений. Отличие неполных предложений от внешне схожих конструкций.

22.Эллиптические предложения. Слова-предложения.

23.Простое осложненное предложение.  Понятие об осложнении простого предложения. Виды структурно-семантического осложнения.

24.Однородные члены предложения, их признаки. Однородные и неоднородные определения.

25.Обособленные члены предложения. Общие условия обособления второстепенных чле-нов предложения.

26.Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Вопрос о поясняющих и уточняющих членах предложения.

27.Предложения, осложненные конструкциями, не являющимися его членами.  Вводные слова, словосочетания и предложения. Группы вводных единиц по семантике.

28.Вставные конструкции. Их отличие от вводных.

29.Обращение. Обособление сравнительных конструкций.

30.Синтаксис сложного предложения.  Сложное предложение как многоаспектная единица. Грамматические средства связи предикативных частей сложного предложения. Классификация сложных предложений.

31.Понятие о сложноподчиненном предложении. Грамматические средства связи предикативных частей сложноподчиненных предложений.

32.Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения с придаточной присубстантивно-атрибутивной, изъяснительно - объектной, местоименно-соотносительной, местоименно-союзной соотносительной.

33.Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени, условия, цели, причины, следствия, уступки, сравнения, места, присоединительной. Синкретизм в системе сложноподчиненных предложений.

34.Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Грамматические средства связи частей сложносочиненного предложения. Классификация сложносочиненных предложений.

35.Грамматические значения сложносочиненных предложений с соединительными союзами.

36.Грамматические значения сложносочиненных предложений с противительными и раз-делительными союзами. Пунктуация.

37.Бессоюзные  сложные предложения.  Грамматические средства связи предикативных частей бессоюзных сложных предложений. Классификация бессоюзных сложных предложений. Принципы русской пунктуации.

38.Многочленные сложные предложения. Классификация многочленных сложных предложений.

39.Многочленные сложные предложения контаминированной структуры.

40.Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. Сложное синтаксическое целое как единица 

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
монологического текста. Типы сложных синтаксических целых. Диалогическое единство как единица диалогического текста.
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ

Фонетика

1.Акустическая фонетика. Акустические признаки звуков речи.

2. Орфоэпия.

3. Графика.

4. Орфография.

5. Фонемно-фонетический анализ слова.

6. Фонетические чередования.

7. Орфоэпия. Орфоэпические нормы в области гласных.

8.Орфоэпические нормы в области согласных.

9.Орфоэпические нормы заимствованных слов.

10.Нормы ударения.

11.Русское литературное произношение в его историческом развитии

Лексика

1.Лексика современного русского языка с точки зрения сферы употребления.

2. Общеупотребительная лексика.

3. Лексика ограниченной сферы употребления и ее разряды.

4. Лексика современного русского литературного языка в стилистическом отношении.

5. Межстилевая лексика.

6. Разговорно-бытовая лексика.

7. Книжная лексика.

8. Эмоционально-экспрессивная окраска слова.

9. Лексика современного русскогго литературного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.

10. Русская фразеология.

11. Основные признаки фразеологизмов.

12. Основные типы фразеологизмов.

13. Источники русской фразеологии.

14. Лексикография.

15. Принципы построения словарной статьи в толковых словарях.

16. Важнейшие словари русского языка.

Словообразование

1.Способы русского словообразования. История изучения.

2.Морфемные и неморфемные способы русского словообразования. Основные их различия.

3.Аффиксальные способы словопроизводства.

4.Нулевая суффиксация как способ словообразования.

5.Комбинированные (смешанные) способы словопроизводства.

6.Сложение как способ словопроизводства.

7.Аббревиация как способ словообразования.

8.Виды аббревиатур. Универбация.

9.Лексико-семантический способ словообразования.

10.Лексико-синтаксический способ словообразования.

11.Морфолого-синтаксический способ словообразования.

12.Субстантивация как способ словопроизводства.

13.Словообразование различных частей речи.

14.Методика словообразовательного анализа.

Морфология

1.Семантические, морфологические и синтаксические признаки наречий как части речи. Местоименные, определительные и обстоятельственные наречия. Разряды наречий по значению.

2.Степени сравнения качественных наречий.

3.Переход наречий в другие части речи.

5.Вопрос о категории состояния как части речи.

6.Семантические группы слов категории состояния.

7.Грамматические признаки слов категории состояния.

8.Степени сравнения слов категории состояния.

9.Приемы разграничения омонимичных форм прилагательных, наречий и слов категории состояния.

10.Модальные слова. Морфологический, синтаксический и семантический признаки модальных слов.

11.Вопрос о словах со значением модальности. Разряды по значению.

12.Служебные части речи. Общая характеристика.

13.Предлог как служебная часть речи.

14.Классификация предлогов по происхождению и морфологическому строению.

15.Употребление предлогов с падежами.

16.Союз как служебная часть речи. Сочинительные союзы и их типы.

Синтаксис

 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.Понятие члены предложения в грамматической традиции. Главные и второстепенные члены предложения.

2.Разграничение двусоставных и односоставных предложений.

3.Главные члены предложения:

Подлежащее, предложения, его типы и формы выражения.

Сказуемое, его типы и формы выражения. Тенденции развития форм сказуемого в современном русском языке.

4.Главный член односоставного предложения, его типы и формы выражения.

5.Концепция компонентного состава предложения В.А. Белошапковой: предикативный центр, его распространители, распространители распространителей.

6.Сущность коммуникативной организации предложения. Высказывание и его основные категории: целеустановка, субъективно-модальные смыслы, коммуникативная перспектива.

7.Актуальное членение как организация высказывания. Коммуникативное задание, тема и рема. Основные средства оформления актуального членения. Вопрос о коммуникативной парадигме предложения.

8.Принципы классификации высказываний в плане коммуникативной перспективы: высказывания нейтральные и экспрессивные, расчлененные и нерасчлененные, синтагматически независимые и синтагматически зависимые, высказывания, высказывания с линейным и ступенчатым актуальным членением.

9.Случаи несовпадения границ высказывания и предложения (парцелляция, вставность, сложное предложение). Коммуникативные аналоги предложения.

10.Типология тема-рематических структур с позиций синтаксиса текста.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Современный русский литературный язык в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. Г. Костомаров [и др.] ; под редакцией В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03995-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490644
Юрайт, 2021
 
Л1.2
Современный русский литературный язык в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / В. Г. Костомаров [и др.] ; под редакцией В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03997-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490646
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Современный русский язык : учебное пособие для вузов / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 230 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06912-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471868
, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Современный русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для вузов / П. А. Лекант [и др.] ; под редакцией П. А. Леканта. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 314 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01166-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489254
, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL
 
стр. 15
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ).
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.10
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 16
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 
стр. 17
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль 

 
стр. 18
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.