Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1. Изучите содержание примерной образовательной программы по русскому языку. Какие части выделяются в программе? Как содержание выделенных частей соотносится с задачами курса русского языка?
2. Познакомьтесь с комплектом программ филологического цикла в одной из образовательных систем. Программы каких учебных курсов входят в комплект? Какие разделы выделяются в каждой программе? Как соотносится содержание этих программ с требованиями ФГОС?
3. Выполните сравнительный анализ трех программ по русскому языку для начальной школы (Т. Г. Рамзаевой; Р. Н. Бунеева и др.; М. С. Соловейчик и др.):
1) как определяются цель и задачи курса;
2) какие принципы в основе построения программы;
3) как определяются результаты освоения программы;
4) сходство и различия в определении содержания курса. 4. Последовательно называя все действия ребенка, делающего первые шаги в овладении чтением, раскройте механизм чтения слова МАЛИНА. Какие знания ученику понадобятся, чтобы безошибочно прочитать слово? Сколько раз ребенок совершит регрессии? Чем они объясняются?
5. Последовательно называя все действия ребенка, обучающегося письму, раскройте механизм записи слова ТАНЯ а) при списывании с печатного образца, б) при письме по слуху. Какие знания необходимы для правильной записи слова? Сколько раз ребенок остановится в процессе письма? Чем объясняются эти остановки?
6. Какова последовательность работы на уроке изучения новой буквы в основной период обучения грамоте и чем она обусловлена? Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?
7. Найдите в букваре Д. Б. Эльконина материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Что нового узнают первоклассники о слоге, работая со с. 39 букваря? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики.
8. Вспомните правила слогоделения, которые Вы изучали в курсе русского языка, и, опираясь на эти правила, разделите на слоги слова: нитка, кисти, кукла, уснули, сосны, узкий, папка, полка, пластилин, белка, зубры, зазвенел, морская, речка, сестра, острый. Как эти же слова разделены на слоги в «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (с. 58, 63, 85, 95, 101, 116,
9. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребует от первоклассника решение любой из задач? 1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный? 2) В слоге два звука. Какие это звуки? 3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных? 4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова. 5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов? 6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему количество слогов в словах разное.
10. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесного ударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения.
11. Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материале которых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи (используйте для этого методические рекомендации к букварям или учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» из списка основной учебной литературы).
12. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работы со звуковыми моделями букваря.
13. Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звукового анализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах? Почему? Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода. Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.
14. Охарактеризуйте последовательность изучения букв в 2-3 букварях: что общего в расположении букв, в чем есть существенные отличия, каковы их причины. Как происходит ознакомление первоклассников с разными звуковыми значениями двузначных букв: в каком порядке, одновременно или последовательно?
15. В некоторых букварях используется так называемая «лента букв». Определите логику размещения букв в ленте букв в Азбуке В. Г. Горецкого и др. и в Букваре В. В. Репкина и др. В чем видите разницу? Какая информация о звуковых значениях букв представлена в ленте в каждом случае? Определите цель использования ленты букв в процессе обучения грамоте, приведите примеры разных вариантов работы с лентой букв на уроке.
16. Рассмотрите схему, которой открывается раздел «Работа букв гласных» в Букваре Д. Б. Эльконина (с. 62). Какой закон русской графики она иллюстрирует? Найдите в этом букваре другие схемы, представляющие в обобщенном виде закономерности русской графики. Определите их содержание и подготовьтесь прокомментировать.
17. Составьте к 3-5 текстам букваря (любого) вопросы и задания для их многократного перечитывания первоклассниками.
18. С какой целью можно использовать в процессе обучения письму перечисленные ниже приемы? Приготовьтесь на примере показать использование каждого приема. 1) Анализ формы буквы; 2) сравнение букв по форме; 3) группировка букв по форме; 4) конструирование буквы из шаблонов-элементов; 5) объяснение движения руки при написании буквы; 6) воображаемое письмо; 7) письмо под счет; 8) письмо буквы крупного размера на нелинованной бумаге; 9) письмо отдельных двигательных элементов буквы; 10) вписывание буквы в частую графическую сетку.
19. Прочитайте описание организации списывания предложения, помещенного в прописи: «В библиотеке много книг». Какие задачи ставил учитель? Обоснуйте необходимость каждой операции (см. алгоритм списывания, рекомендуемый в работах П. С. Жедек). Дети читают предложение в прописи. Учитель просит повторить предложение, не глядя в пропись. Затем идет подготовка к списыванию: определяется количество слов, в словах отмечается ударение, подчеркиваются опасные места с опорой на таблицу «Внимание! Опасность!». После этого предложение прочитывается и повторяется орфографически (как написано). Учитель предлагает закрыть предложение закладкой и написать его, диктуя себе. После записи ученики подчеркивают опасные места и, открыв предложение, сверяют написанное ими с тем, что дано в прописи. Какие орфограммы выделят первоклассники при подготовке к списыванию этого предложения?
20. Просмотрите 2-3 букваря и 2-3 учебника русского языка для 1-го класса. В каких из них есть материал для первоначального знакомства детей с элементами морфологии? Какое содержание и какие способы работы предлагают авторы?
21. Определите круг понятий в области морфологии, изучаемых в начальных классах (рассмотрите учебники русского языка разных авторов), их содержание и объем. Назовите морфологические категории, которыми дети учатся оперировать практическим путем.
22. Какие существенные признаки морфологических понятий усваиваются младшими школьниками? Отражены ли эти признаки в определениях учебника? Найдите в 2-х различных учебниках соответствующие страницы.
23. Разработайте для 2-3 морфологических тем те части уроков, которые связаны с введением теоретических сведений (на примере всех частей речи, традиционно изучаемых в начальных классах). Обоснуйте методику работы: какие этапы должны быть в уроке, каково их содержание и чем это обусловлено; какие существенные признаки этой грамматической категории должны усвоить дети, на каком языковом материале лучше провести наблюдение и почему.
24. Одним из основных видов упражнений при изучении частей речи традиционно является морфологический разбор. Охарактеризуйте этот вид упражнения: его назначение, содержание на разных этапах обучения, последовательность характеристики слова. Какие из слов приведенного ниже предложения нельзя предлагать учащимся начальной школы для морфологического анализа? Почему? Приведите образцовый ответ ученика при морфологическом разборе выделенных слов. Только стайка проворных воробьев торопливо клевала ягоды боярышника да нахохлившаяся ворона сидела на дереве.
25. Разработайте две разновидности плана морфологического анализа: один для 3 класса, подробный, с указанием способа определения частных грамматических значений; второй – краткий – для 4 класса.
26. Придумайте игру, которая помогла бы детям запомнить распределение существительных по типам склонения, глаголов по типам спряжения (это может быть лото, ролевая игра, игра-соревнование).
27. Какие существенные признаки синтаксических понятий усваиваются младшими школьниками? Отражены ли эти признаки в определениях учебника? Найдите в 2-х различных учебниках соответствующие страницы.
28. Одним из синтаксических упражнений традиционно является разбор по членам предложения. Охарактеризуйте этот вид
29. Понятие можно считать сформированным в том случае, если ребенок действует не формально, не механически, а вполне осознанно. Выработка таких осознанных действий невозможна без проблемных ситуаций, специальных заданий-«ловушек». Для создания таких проблемных ситуаций можно предъявлять: 1) несколько точек зрения и вопрос «С кем ты согласен?» (при этом среди точек зрения могут быть одна-две или даже все ошибочные); 2) ложное утверждение (если ребенок начинает опровергать утверждение, произнесенное учителем, это свидетельствует о формировании критичности его мышления); 3) ошибочное решение вопроса, неправильный способ действия (при этом важно не только обнаружить ошибку, но и обсудить, чего не знал, не умел сделать тот, кто допустил ошибку); 4) дидактический материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех необходимых действий). Проиллюстрируйте названные способы создания проблемных ситуаций примерами заданий из учебников А. В. Поляковой, В. В. Репкина, Р. Н. Бунеева и др. или составьте задания самостоятельно (рассмотрите разделы «Состав слова», «Части речи», «Предложение»).
30. Раскройте структуру сознательного орфографического действия. Покажите на примере, какие операции производит пишущий при полностью осознаваемом действии выбора буквы 1) парного по звонкости-глухости согласного в слове пятак; 2) безударного гласного в слове пишет; 3) безударного гласного в слове видел; 4) непроизносимого согласного в слове известный.
31. Назовите способы усвоения грамотного письма. Почему сознательное применение орфографических правил не может быть единственной основой для усвоения русского правописания? На примере какой-либо орфограммы покажите, что ее усвоение происходит на основе и при взаимодействии всех способов усвоения правописания.
32. Познакомьтесь с памяткой «Как писать без ошибок?» из учебников русского языка М. С. Соловейчик и др. Какие орфографические умения будут формироваться у учеников, если они будут действовать при письме в соответствии с этой памяткой?
33. Пользуясь разными программами и учебниками русского языка для начальной школы, составьте перечень орфограмм, с которыми знакомятся ученики. Сравните не только получившиеся списки, но и последовательность предъявления орфографических фактов и соответствующих правил правописания.
34. Конкретизируйте содержание обобщенных орфографических умений для указанных орфограмм применительно к разным этапам обучения: 1) правописание безударных гласных в корне слова; 2) правописание безударных гласных в окончаниях существительных; 3) правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих.
35. Составьте самостоятельно алгоритмы действий по правилам орфографии, изучаемым в начальной школе. Сравните их с предлагаемыми в учебниках для начальных классов.
36. Прочитайте описание работы над новым словарным словом, проведенной разными учителями. Проанализируйте организацию работы и сделайте выводы о том, были ли созданы все условия для эффективного запоминания непроверяемого написания. 1) Учитель сообщил, что детям предстоит познакомиться с новым словарным словом, и прикрепил на доску карточку с напечатанным словом, в котором поставлено ударение и красным цветом выделена непроверяемая гласная. Обсудил с учениками значение слова и предложил им правильно его списать, поставить знак ударения и выделить орфограмму. 2) Учитель сообщил, что детям предстоит познакомиться с новым словарным словом, и предложил послушать его и записать с пропусками орфограмм. Затем показал карточку с напечатанным словом, в котором поставлено ударение и красным цветом выделена непроверяемая гласная, предложил орфографически проговорить его, а потом записать. Далее ученики составили со словом предложение и записали его. 3) Учитель предложил разгадать загадку. Затем сообщил, что разгадка – это слово, правописание которого нужно запомнить, и написал слово на доске. Коллективно нашли и подчеркнули в слове орфограмму, ученики хором прочитали слово орфографически и написали его в тетрадях. После этого учитель предложил подобрать однокоренные слова, которые были записаны после их орфографического анализа.
37. Расположите приведенные ниже способы исправления ошибок по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками: а) подчеркнуто ошибочно написанное слово, а на полях указана часть слова, содержащая ошибку; б) неправильная буква зачеркнута, а на поля вынесен знак ошибки; в) подчеркнуто слово с ошибкой; г) неправильная буква зачеркнута, а на полях указан номер орфограммы; д) на поля вынесен знак ошибки; е) на поля вынесен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи. Какие еще способы исправления ошибок знаете? Чем будете руководствоваться при выборе способа исправления?
Вопросы и задание к экзамену (2 семестр)
Вопросы к экзамену:
1. Что представляет собой речь как деятельность? Какие фазы в ней выделяются?
2. Каковы существенные признаки текста как синтаксической единицы? Чем различаются функционально-смысловые типы текстов?
3. Каковы основания выделения стилей речи? Дайте краткую характеристику каждому функциональному стилю речи.
4. Является ли умение создавать письменный текст одновременно и метапредметным, и предметным умением? Докажите свою мысль.
5. Перечитайте из примерной программы раздел «Развитие речи». Почему, на ваш взгляд, устная работа по обучению созданию текстов опережает письменную работу?
6. Формирование знаний о тексте и основных текстовых умений: содержание, этапы работы, виды упражнений.
7. Почему, по вашему мнению, в последние десятилетия стала особенно значима работа над связными текстами (в том числе и текстами разных типов) на уроках русского языка уже в начальной школе?
8. Какие программы и учебники, на ваш взгляд, в полной мере определяют и решают задачи обучения детей созданию текстов разных типов? Входит ли в данную группу учебник, по которому вы работаете? С чем это связано?
9. Чем похожи и чем отличаются понятия «язык» и «речь»? Раскройте три значения термина «речь».
11. Прочитайте и проанализируйте сочинения двух школьников. Соответствуют ли они тем требованиям, которые предъявляются к текстам (членимость, смысловая цельность, структурная связность)?
Текст 1. У меня есть любимая игрушка. Это мишка, зовут его Тедди. Глазки у Тедди чѐрные, носик маленький и чѐрненький, мишка сделан из меха, и я его очень люблю.
Текст 2. Моя любимая игрушка – это плюшевый щенок. Его зовут Лапа. Я так назвала его, потому что он очень маленький, размером с лапы большой собаки. Мне его подарили папа с сестрой. Лапа очень маленький. Он бежевого цвета. Глаза у него, как две маленькие бусинки. Ушки висячие, а носик, словно маленькая чѐрная пуговка. Если я надолго с ним расстаюсь, то начинаю скучать! Обычно я с ним не играю, просто разговариваю, если мне плохо или скучно. Так как у меня нет настоящей собаки, то он для меня лучший друг! Я его очень люблю, потому что он мне помогает, когда я плохо себя чувствую, и я с ним в любое время могу поговорить.
12. Какие задачи ставит перед собой учитель начальных классов при обучении детей созданию письменных текстов?
13. Перечислите умения, которые необходимо сформировать у ребѐнка для написания текстов. Выделите среди них специальные умения, которые необходимы для создания текста-повествования.
14. Какие этапы выделяют в системе работы по обучению созданию письменных текстов-повествований? С чем это связано?
15. Перечислите основные виды направлений в работе, типы упражнений на теоретико-практическом этапе обучения созданию текста-повествования.
16. Перечислите предполагаемые виды направлений в работе, типы упражнений на практическом этапе работы над текстом-повествованием.
17. Какие умения необходимо сформировать у младшего школьника для создания письменных текстов? Выделите среди них специальные умения, которые необходимы для создания текста-описания.
18. Согласны ли вы, что подготовительный этап к обучению созданию письменных текстов-описаний лучше начинать с первого класса? Аргументируйте свой ответ.
19. Как вы думаете, почему важно при обучении описанию делить его на тематические группы: 1) портретное описание человека (внешность, характер); 2) описание животного, растения; 3) описание неодушевлѐнного предмета; 4) описание интерьера; 5) описание явлений природы; 6) пейзажное описание?
20. C каких тематических групп следует начинать обучение созданию письменных текстов-описаний, а к каким приступить позднее? Почему?
21. Есть ли необходимость связывать работу по обучению созданию текстов-описаний с выбором стиля и жанра речи уже в начальной школе? Почему?
22. Какие типичные трудности испытывают младшие школьники при создании текстов-описаний?
23. Перечислите специальные умения, которые необходимы для создания текста-рассуждения.
24. Считаете ли вы, что подготовительный этап к обучению созданию письменных текстов-рассуждений возможно начать уже в первом классе? Аргументируйте свой ответ.
25. В чѐм вы видите разницу между рассуждениями-объяснениями и рассуждениями-доказательствами? Считаете ли вы целесообразным знакомить младших школьников с таким делением текстов-рассуждений?
26. Какие особенности текста-рассуждения можно изучать уже в начальной школе?
27. Какие типичные трудности испытывают младшие школьники при создании текстов-рассуждений?
28. Из каких организационных форм складывается система работы по обучению созданию письменных текстов разных типов в начальных классах?
29. Перечислите виды заданий, которые можно использовать на каждом уроке русского языка с целью обучения созданию письменных текстов разных типов.
30. Каким образом лучше организовывать работу на уроке обучения изложению: с опорой на особенности типа текста или без опоры?
31. Перечислите умения, необходимые младшему школьнику для написания сочинения?
32. Из каких двух ступеней складывается подготовительная работа к написанию сочинения?
33. Какое место занимает в подготовительной работе обращение к типу, стилю и жанру будущего текста?
34. Каковы требования к отбору тем для сочинений в начальной школе?
35. Обязательно ли составление плана будущего текста сочинения? Как организуется такая работа в классе?
36. Каковы способы (пути) повышения эффективности написания сочинений в современной начальной школе?
Задание к экзамену:
Разработать урок русского языка, урок развития речи или факультативное занятие по развитию речи (по выбору), на котором будут представлены задания по формированию умений создавать письменные тексты разных типов (повествование, описание, рассуждение, смешанный тип).
Например, это может быть: знакомство с конкретными особенностями какого-то типа текста (знакомство с теорией); формирование умения анализировать готовые тексты и создавать собственные письменные тексты разных типов; урок написания изложения; урок написания сочинения.
Организационная форма урока, класс и тема занятия урока выбираются самостоятельно обучающимся. Для того чтобы работа была зачтена, план-конспект урока должен включать следующую информацию:
- тема урока (занятия), цель и задачи с обозначением формируемых текстовых умений;
- задания и упражнения (представленные в лекции или разработанные вами лично), направленные на формирование указанных в задачах текстовых умений;
- сами тексты, с которыми организуется работа на уроке;
- ожидаемые ответы детей на вопросы учителя.
Все материалы должны быть представлены в печатном виде.
I. Примеры заданий по аналитической работе с источниками:
Задание 1. Подготовьте аналитический обзор публикаций журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Русский язык в школе» за последние два-три года на тему по выбору:
1) «Обучение младших школьников невербальному общению как условие воспитания хорошего слушателя»;
2) «Использование технических средств обучения для формирования у младших школьников аудитивных умений»
Задание 2. Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс – минус», «Русский язык в школе» за последние два-три года на тему: «Совершенствование диалогической речи младших школьников в учебном процессе».
II. Примеры методических задач
Методическая задача 1.
Дайте характеристику приведенным методам обучения грамоте, отмечая достоинства и недостатки каждого:
1) буквослагательный метод;
2) «слогослуховой» метод Л. Н. Толстого;
3) звуковые методы: аналитический и синтетический;
4) метод целых слов;
5) обучение грамоте по кубикам Н. А. Зайцева. Дайте оценку каждого с позиций современных требований к обучению в школе (направленность на развитие учащихся, повышение их познавательной активности, учет индивидуальных особенностей обучаемых и др.).
Методическая задача 2.
Какова последовательность работы на уроке изучения новой буквы в основной период обучения грамоте и чем она обусловлена? Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока? III. Пример задания по проектированию урока Задание: разработать конспект урока построения понятия или правила (урока-исследования).
III. Пример задания по проектированию урока
Задание: разработать конспект урока построения понятия или правила (урока-исследования)
Урок построения понятия или правила (урок-исследование)
Цели:
- с точки зрения УУД – формировать способность к исследованию: обнаружению необходимых учебных умений по построению нового понятия (или введению правила), оформлению нового знания;
- с точки зрения предметных умений – формировать умения выделять существенные признаки языкового понятия, обобщать их и формулировать определенные понятия.
Структурный компонент урока. Характеристика учебных действий
1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание) Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков и ставится цель урока (решить проблему).
2. Проверка домашнего задания/актуализация знаний (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений) На материале домашних упражнений актуализируются знания по теме урока. Задание при проверке видоизменяется (версифицируется), чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного задания
3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию). В беседе из темы урока ученики под руководством учителя выводят цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливаются (проговариваются вслух) уже известные понятия.
4. Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия или правила). Читается подобранный учителем текст (или другой дидактический материал), желательно подобрать его в том литературном произведении, которое изучается (или недавно было изучено) на уроке литературного чтения. Выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила. Графически оформляются признаки изучаемого понятия. Сравниваются признаки, определяются, какие из них существенны для изучаемой темы (категории, понятия или правила).
5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия / правила (цель: научить обобщать, делать выводы). Формулируется вывод из наблюдений. Читается определение или правила в учебнике. Сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определения (их формулировки).
6. Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия / правила). Выполняются упражнения на выявление словоформ по определѐнным существенным признакам (сначала устно, затем письменно). Параллельно с выявлением графически оформляются единицы – носители этого признака. Фиксируются существенные признаки и составляется обобщающая схема. Составляется схема действий – алгоритм по применению понятия или правила.
7. Итог урока / рефлексия (цель: сформулировать новое знание: «что» – лингвистическое понятие и «как» – способ действий). Восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока). Оформляется полученное знание: сначала формулируется определение понятия (или правила), затем выводится алгоритм действий, т.е. языковой анализ конкретной единицы (фонетический, морфологический, синтаксический или стилистический0 в зависимости от темы урока, т.е. рождается языковой разбор как способ исследования единицы языка).
8. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений). Ученикам предлагается сформулировать вопрос, какие умения они будут тренировать дома. Потом они самостоятельно выбирают подходящее упражнение на закрепление полученных на уроке умений (находят и определяют изученные языковые единицы или категории).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора,
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.