2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Теоретический курс второго иностранного языка_Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретический курс второго иностранного языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
экзамен 9 зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
82
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
9 (5.1)
Итого
Недель
11 4/6
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
12
12
34
34
Практические
22
22
26
26
48
48
Итого ауд.
44
44
38
38
82
82
Кoнтактная рабoта
44
44
38
38
82
82
Сам. работа
28
28
34
34
62
62
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Валеева А.Р. _________________
 
 
Теоретический курс второго иностранного языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в систематизации полученных практических знаний, в формировании системного представления о втором иностранном языке и в развитии средствами дисциплины коммуникативной и профессиональной компетенций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
теоретически осветить основы фонетического строя, специфику словарного состава, основы грамматического строя второго иностранного языка в соответствии с современным состоянием лингвистических знаний;
1.4
формировать способность находить, воспринимать и использовать информацию на втором иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач;
1.5
формировать способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на втором иностранном языке;
1.6
формировать способность демонстрировать специальные научные знания в предметной области "Второй иностранный язык" и на их основе осуществлять педагогическую деятельность.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся должны использовать знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения следующих дисциплин:
2.1.2
Иноязычная письменная речь
2.1.3
Курсовая работа по методике обучения предметам
2.1.4
Работа с иноязычным художественным текстом
2.1.5
Стилистика  первого иностранного языка
2.1.6
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.7
Лексикология  первого иностранного языка
2.1.8
Основы проектной деятельности по иностранному языку
2.1.9
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.10
Деловой иностранный язык
2.1.11
История языка
2.1.12
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.13
Основы работы с иноязычным научно-публицистическим текстом
2.1.14
Практическая грамматика второго иностранного языка
2.1.15
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.16
Практическая грамматика  первого иностранного языка
2.1.17
Практическая фонетика  первого иностранного языка
2.1.18
Психолого-педагогический практикум
2.1.19
Иностранный язык
2.1.20
Общая и социальная психология
2.1.21
Практическая фонетика второго иностранного языка
2.1.22
История (история России, всеобщая история)
2.1.23
Концепции современного естествознания
2.1.24
Русский язык и культура речи
2.1.25
Философия  
2.1.26
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.27
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.28
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.1.29
Учебная языковая практика по первому иностранному языку
2.1.30
Теория и практика перевода
2.1.31
Работа с иноязычным художественным текстом
2.1.32
Основы работы с иноязычным научно-публицистическим текстом
2.1.33
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.3: Демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и термины фонетики, грамматики и лексикологии;
3.1.2
нормы функционирования фонетического, лексического, грамматического строя второго иностранного языка;
3.1.3
методологию лингвистического (фонетического, интонационного, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического) анализа;
3.1.4
основные печатные и электронные источники информации на втором иностранном языке и возможности использования информации для решения стандартных коммуникативных задач;
3.1.5
основы использования специальных научных знаний в рамках деловой коммуникации в устной и письменной формах и в педагогической деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать лингвистическую терминологию;
3.2.2
анализировать закономерности фонетического, лексического, грамматического строя иностранного языка;
3.2.3
находить, воспринимать и использовать информацию на втором иностранном языке для решения стандартных коммуникативных задач;
3.2.4
демонстрировать специальные научные знания в в предметной области "Второй иностранный язык" в рамках деловой коммуникации в устной и письменной формах;
3.2.5
использовать в педагогической деятельности специальные научные знания в области второго иностранного языка.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования основных понятий и терминов фонетики, грамматики и лексикологии;
3.3.2
навыками лингвистического (фонетического, интонационного, лексического,  словообразовательного, морфологического, синтаксического) анализа языковых явлений;
3.3.3
навыками поиска и использования информации на втором иностранном языке для решения стандартных коммуникативных задач;
3.3.4
навыками демонстрации специальных научных знаний в в предметной области "Второй иностранный язык" в рамках деловой коммуникации в устной и письменной формах;
3.3.5
навыками использования в педагогической деятельности специальных научных знаний в области второго иностранного языка.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие сведения о немецком языке.

 
1.1
Задачи дисциплины "Теоретический курс второго иностранного языка". Типологические особенности немецкого языка. Основные этапы истории языка. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
1.2
Задачи дисциплины "Теоретический курс второго иностранного языка". Типологические особенности немецкого языка. Основные этапы истории языка. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
1.3
Задачи дисциплины "Теоретический курс второго иностранного языка". Типологические особенности немецкого языка. Основные этапы истории языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
 
Раздел 2. Теоретическая фонетика.

 
2.1
Фонемы. Просодика. /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
2.2
Фонемы. Просодика. /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
2.3
Фонемы. Просодика. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
 
Раздел 3. Теоретическая грамматика.

 
3.1
Глагол. Существительное. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
3.2
Глагол. Существительное. /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
3.3
Глагол. Существительное. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-8.1 УК-4.3
8
0
 
3.4
Синтаксис. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
3.5
Синтаксис. /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
3.6
Синтаксис. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
 
Раздел 4. Лексикология.

 
4.1
Словообразование. Системность лексики. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
4.2
Словообразование. /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
4.3
Словообразование. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
4.4
Системность лексики. /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
4.5
Системность лексики. /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
4.6
Все разделы дисциплины /Экзамен/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОПК-8.1 УК-4.3
9
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

8 семестр

Вопросы для подготовки к зачету

1. Основные этапы истории немецкого языка.

2. Система вокализма.

3. Система консонантизма.

4. Аллофоническое варьирование.

5. Слогоделение. Словесное ударение.

6. Синтагматическое и фразовое ударение.

7. Мелодика. Интонационные структуры.

8. Морфологические классы глаголов.

9. Система грамматических категорий глагола.

10. Система средств передачи временного значения глаголов.

11. Модальность. Система средств выражения модальных значений.

12. Модальность. Лексические средства выражения модальности.

13. Классификация существительных.

14. Существительное. Категория падежа.

15. Существительное. Категория числа.

16. Существительное. Категория артикля.

Задания:  

1. Фонетический анализ (Транскрибирование).

2. Морфологический анализ.

9 семестр

Вопросы для подготовки к экзамену.

1. Основные этапы истории немецкого языка.

2. Система вокализма.

3. Система консонантизма.

4. Аллофоническое варьирование.

5. Слогоделение. Словесное ударение.

6. Синтагматическое и фразовое ударение.

7. Мелодика. Интонационные структуры.

8. Морфологические классы глаголов.

9. Система грамматических категорий глагола.

10. Система средств передачи временного значения глаголов.

11. Модальность. Система средств выражения модальных значений.

12. Модальность. Лексические средства выражения модальности.

13. Классификация существительных.

14. Существительное. Категория падежа.

15. Существительное. Категория числа.

16. Существительное. Категория артикля.

17. Синтаксис. Классификация предложений.

18. Синтаксис. Средства выражения отрицания.

19. Порядок слов в предложении.

20. Сложносочиненное предложение.

21. Виды сложноподчиненных предложений.

22. Аффиксальное словопроизводство.

23. Словосложение.

24. Имплицитное словопроизводство.

24. Синонимы. Антонимы.

25. Основные типы словарей немецкого языка.

Задания к экзамену.

1. Фонетический анализ (Графическое изображение интонационной структуры предложения).

2. Словообразовательный анализ.

3. Синтаксический анализ.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Письменная контрольная работа по темам:

8 семестр

"Фонемы", "Просодика", "Глагол".

9 семестр

"Словообразование", "Синтаксис".

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Абрамов, Б. А.
Теоретическая грамматика немецкого языка: Абрамов, Б. А.  Теоретическая грамматика немецкого языка : учебник и практикум для вузов / Б. А. Абрамов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08613-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449934
М.: Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.2
Лесняк, М. В. 
Фонетика немецкого языка : учебник / М. В. Лесняк ; под редакцией А. С. Бутусова. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. — 145 c. — ISBN 978-5-9275-2653-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87644.html 
Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018
 
Л1.3
Бутусова, А. С. 
Теоретическая грамматика немецкого языка : учебник / А. С. Бутусова. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 156 c. — ISBN 978-5-9275-2552-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87503.html 
Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ивлева,  Г. Г. 
Справочник по грамматике немецкого языка : учебное пособие для вузов / Г. Г. Ивлева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 163 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12061-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446778 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Аверина, А. В.
Грамматика немецкого языка (B1) : учебник для вузов / А. В. Аверина, О. А. Кострова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 449 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09238-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427497 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык»: [Электронный ресурс] / сост. Р. Р. Ахунзянова и др. — Н. Челны: НГПУ, 2016. — 23с. — Электронная версия печатной публикации. — URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н. Челны : НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Kostenloses Online Wörterbuch von Langenscheidt. - URL: https:// www.de.langenscheidt.com. 
 
Э2
Duden Online-Wörterbuch. - URL: https://www.duden.de/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э4
eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека. – URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-230в Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

В ходе лекционных занятий следует вести конспектирование учебного материала. Конспектирование помогает усвоить учебный материал, поскольку обучающийся должен выделить и записать только самое главное и важное. Особое внимание при конспектировании следует обращать на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений, научные выводы и практические рекомендации. Кропотливая, вдумчивая работа над лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Методические указания к самостоятельной работе

Систематичность самостоятельной работы над языком является главным условием успешности его изучения. Студентам, изучающим немецкий язык в качестве второго иностранного языка, требуется ежедневная самостоятельная работа. Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками,

- учебно-исследовательская работа,

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

 
стр. 9
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка докладов к выступлению на семинаре, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- чтении со словарем и лингвистическом (фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексическом)анализе отрывков текста;

- подготовке доклада

- выпполнение комплекта заданий для практических занятий и самостоятельной работы.

Методические указания к зачету

Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить правила, выполнить упражнения.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач.Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 45 мин на 1 вопрос / задание.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться словарями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе необязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в 

 
стр. 10
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.