(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна
ции
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2 семестр
Вопросы для подготовки к зачету (с оценкой):
1. Термины и понятия фонетики.
2. Классификация гласных немецкого языка.
3. Классификация согласных немецкого языка.
4. Фонетический анализ слов.
5. Немецкое стандартное произношение.
6. Варианты немецкого стандартного произношения.
Задания:
1. Транскрибирование слов.
2. Фонетический анализ слов.
3. Фонетическое чтение скороговорок.
4. Запись транскрибированных слов обычной графикой.
3 семестр
Вопросы для подготовки к зачету (с оценкой):
1. Словесное ударение в простых и производных словах.
2. Словесное ударение в сложных и сложносокращенных словах.
3. Ударение в заимствованных словах.
4. Синтагматическое и фразовое ударение.
5. Виды интонаций.
6. Графическое интонирование предложения.
Задания:
1. Графическое интонирование предложения.
2. Транскрибирование сложных слов.
3. Фонетическое чтение текста.
Письменные контрольные задания по темам:
2 семестр
1. Классификация гласных немецкого языка.
2. Классификация согласных немецкого языка.
3. Фонетический анализ слов.
3 семестр
1. Словесное ударение в простых и производных словах.
2. Словесное ударение в сложных и сложносокращенных словах.
3. Виды интонаций.
4. Графическое интонирование предложения.
На лабораторных занятиях по практической фонетике проводится работа над развитием произносительных навыков и умений на немецком языке.
Основными задачами лабораторных эанятий становятся:
а) коррекция произношения звуков и интонации немецкого языка;
б) ознакомление и изучение теоретических сведений по фонетике немецкого языка, необходимых как для приобретения навыков и умений произношения;
в) овладение приемами работы над произношением и интонацией, необходимыми для будущей педагогической деятельности.
Учебный материал, подлежащий усвоению, содержит теоретические сведения по общей и немецкой фонетике и упражнения, отражающие различные фонетические явления, предназначенные для овладения произношением на уровне звука, слова, словосочетания, фразы и связного высказывания, а также для их использования в процессе аудирования, чтения и экспрессивной речи (диалогической, монологической; подготовленной, неподготовленной). При обучении произношению следует уделять особое внимание работе над звукозаписями, которые развивают фонетический слух и способствуют выработке навыков самоконтроля и самокоррекции.
Одним из необходимых умений, которые следует развивать при обучении произношению, является умение транскрибировать слова, фразы и тексты и графически изображать интонацию. Это способствует целенаправленному, правильному осознанию звукобуквенных соотношений и интонационных особенностей изучаемого иностранного языка. Необходимо заучивать наизусть пословицы и поговорки, стихотворения, отрывки из художественной прозы и песни, что важно не только для овладения произношением, но способствует развитию инфомационной профессиональной компетенции.
Методические указания к самостоятельной работе
Систематичность самостоятельной работы над языком является главным условием успешности его изучения. Студентам, изучающим немецкий язык в качестве второго иностранного языка, требуется ежедневная самостоятельная работа. Самостоятельная работа по дисциплине предполагает: изучение и повторение материала аудиторного занятия; подготовка домашнего задания; выполнение устных и письменных заданий к лабораторному занятию. Важное место занимают:
а) чтение текстов, диалогов, стихов, поговорок, пословиц и скороговорок и заучивание их наизусть,
б) составление и разучивание словаря (лексики),
в) изучение и конспектирование теоретического материала,
г) подготовка к письменным контрольным заданиям и зачету с оценкой.
При работе над произношением немаловажно осознанное желание самостоятельно ознакомиться и изучить характерные особенности артикуляционной базы и основные фонетические явления современного немецкого языка. Необходимо овладеть такими умениями, как фонетический анализ языкового материала, сопоставление фонемного состава и интонационных моделей немецкого и русского языков, характеристика фоностилистических вариантов произношения, которые способствуют формированию произносительных навыков и развитию интонационной выразительности речи. Эти навыки и умения обеспечивают адекватное продуцирование и понимание спонтанной и подготовленной речи на иностранном языке в различных ситуативных условиях.
Методические указания к зачету (с оценкой)
Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить правила, выполнить упражнения.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.