2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Практическая грамматика второго иностранного языка_Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практическая грамматика второго иностранного языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
экзамен 5 зачет 2, 3 зачет с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
156
аудиторные занятия
132
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
17 4/6
15
16 1/6
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
34
34
30
30
32
32
36
36
132
132
Итого ауд.
34
34
30
30
32
32
36
36
132
132
Кoнтактная рабoта
34
34
30
30
32
32
36
36
132
132
Сам. работа
38
38
42
42
40
40
36
36
156
156
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
72
72
108
108
324
324
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Валеева А.Р. _________________
 
 
Практическая грамматика второго иностранного языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины предполагает формирование системной концепции грамматической структуры второго иностранного (немецкого) языка,  формирование и развитие навыков грамматически правильно оформленного высказывания в устной и письменной речи, развитие средствами дисциплины коммуникативной и профессиональной компетенций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с основными нормами немецкой грамматики;
1.4
формировать навыки презентации грамматического материала второго иностранного языка;
1.5
формировать способность к осуществлению деловой коммуникации в устной и письменной формах в рамках межличностного и межкультурного общения на втором иностранном языке;
1.6
формировать способность находить, воспринимать и использовать информацию на втором иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач;
1.7
формировать способность выявлять трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов;
1.8
развивать способность к осуществлению контроля и оценки формирования результатов образования обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Практическая грамматика второго иностранного языка» обучающиеся используют знания, умения, опыт деятельности, приобретенные в результате освоения предшествующей дисциплины
2.1.2
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка
2.1.3
Практическая грамматика  первого иностранного языка
2.1.4
Практическая фонетика  первого иностранного языка
2.1.5
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Деловой иностранный язык
2.2.2
Лингвострановедение первого иностранного языка
2.2.3
Методика обучения предмету "Иностранный язык"   
2.2.4
Основы работы с иноязычным научно-публицистическим текстом
2.2.5
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.6
Методика обучения предмету "Второй иностранный язык"
2.2.7
Иноязычная письменная речь
2.2.8
Лингвострановедение второго иностранного языка
2.2.9
Работа с иноязычным художественным текстом
2.2.10
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
2.2.11
Интерактивные технологии обучения иностранному языку
2.2.12
Теоретический курс второго иностранного языка
2.2.13
Фразеология иностранного языка
2.2.14
Аналитическое чтение (второй иностранный язык)
2.2.15
Аналитическое чтение (первый иностранный язык)
2.2.16
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
2.2.17
Практикум по аудированию (второй иностранный язык)
2.2.18
Практикум по аудированию (первый иностранный язык)
2.2.19
Практикум по иноязычному чтению (второй иностранный язык)
2.2.20
Практикум по иноязычному чтению (первый иностранный язык)
2.2.21
Практикум по культуре речевого общения (второй иностранный язык)
2.2.22
Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный язык)
2.2.23
Сравнительная типология иностранного и русского языков
2.2.24
Теория и практика перевода
2.2.25
Производственная педагогическая практика
2.2.26
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
2.2.27
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Работа с иноязычным художественным текстом
2.2.30
Сравнительная типология иностранного и русского языков
2.2.31
Фразеология иностранного языка
2.2.32
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
2.2.33
Практикум по аудированию (второй иностранный язык)
2.2.34
Практикум по аудированию (первый иностранный язык)
2.2.35
Практикум по иноязычному чтению (второй иностранный язык)
2.2.36
Практикум по иноязычному чтению (первый иностранный язык)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Грамотно и ясно строит диалогическую речь в рамках межличностного и межкультурного общения на иностранном языке
 
УК-4.3: Демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
грамматические термины иностранного языка;
3.1.2
грамматические правила иностранного языка;
3.1.3
нормы функционирования  грамматического строя иностранного языка;
3.1.4
способы грамматического анализа;
3.1.5
основные печатные и электронные источники информации на втором иностранном языке;
3.1.6
критерии оценки сформированности образовательных результатов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать грамматические термины иностранного языка;
3.2.2
анализировать грамматические структуры;
3.2.3
формулировать грамматические правила;
3.2.4
использовать грамматические структуры в письменной речи;
3.2.5
использовать грамматические структуры в диалогической речи в рамках межличностного и межкультурного общения на втором иностранном языке;
3.2.6
находить, воспринимать и использовать информацию на втором иностранном языке для решения стандартных коммуникативных задач;
3.2.7
формулировать выявленные трудности в обучении, определять пути достижения образовательных результатов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования грамматических терминов иностранного языка;
3.3.2
навыками анализа грамматических структур иностранного языка;
3.3.3
навыками презентации грамматического материала;  
3.3.4
навыками использования грамматических структур в письменной речи;
3.3.5
навыками использования грамматических структур в диалогической речи в рамках межличностного и межкультурного общения на втором иностранном языке;
3.3.6
навыками поиска и использования информации на втором иностранном языке для решения стандартных коммуникативных задач;
3.3.7
навыками контроля, оценки сформированности и коррекции образовательных результатов обучающихся.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Раздел 1. Артикль

 
1.1
Определенный и неопределенный артикли. Отсутствие артикля. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
2
0
 
1.2
Определенный и неопределенный артикли. Отсутствие артикля. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 2. Имя существительное

 
2.1
Имя существительное. Мн.число. Склонение. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
2
0
 
2.2
Имя существительное. Мн.число. Склонение. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 3. Местоимение.

 
3.1
Местоимение.(Личные, притяжательные, вопросительные, неопределенно-личное, безличное. Местоименные наречия) /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
2
0
 
3.2
Местоимение.(Личные, притяжательные, вопросительные, неопределенно-личное, безличное. Местоименные наречия) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 4. Предлоги

 
4.1
Предлоги. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
2
0
 
4.2
Предлоги. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 5. Имя прилагательное

 
5.1
Степени сравнения им.прилагательных. Склонение им. прилогательных. Субстантивированные прилагательные. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
3
0
 
5.2
Степени сравнения им.прилагательных. Склонение им. прилогательных. Субстантивированные прилагательные. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 6. Глагол. Изъявительное наклонение

 
6.1
Презенс, претерит, перфект, плюсквамперфект, футурум. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
3
0
 
6.2
Презенс, претерит, перфект, плюсквамперфект, футурум. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

18
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 7. Глагол. Повелительное наклонение

 
7.1
Формы повелительного наклонения. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
3
0
 
7.2
Формы повелительного наклонения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 8. Глагол. Страдательный залог

 
8.1
Временные формы пассива. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
3
0
 
8.2
Временные формы пассива. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

10
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Раздел 9. Глагол. Статив

 
9.1
Глагол. Статив. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
9.2
Глагол. Статив. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
Раздел 10. Именные формы глагола

 
10.1
Инфинитив, инфинитивные группы, конструкции с haben/sein+zu+Infinitiv /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
10.2
Инфинитив, инфинитивные группы, конструкции с haben/sein+zu+Infinitiv /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
10.3
Причастие. Распространенные причастные группы. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

4
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
10.4
Причастие. Распространенные причастные группы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
Раздел 11. Простое предложение

 
11.1
Порядок слов в простом повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
11.2
Порядок слов в простом повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
Раздел 12. Сложносочиненное предложение

 
12.1
Сложносочиненное предложение /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

8
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
12.2
Сложносочиненное предложение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

10
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
Раздел 13. Сложноподчиненное предложение

 
13.1
Порядок слов в главном и придаточном предложениях. Виды придаточных предложений. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

4
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
13.2
Порядок слов в главном и придаточном предложениях. Виды придаточных предложений. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
4
0
 
 
Раздел 14. Сложноподчиненное предложение

 
14.1
Виды придаточных предложений. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
5
0
 
14.2
Виды придаточных предложений. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

12
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
5
0
 
 
Раздел 15. Коньюнктив

 
15.1
Коньюнктив 1. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

12
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
5
0
 
15.2
Коньюнктив 1. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

12
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
5
0
 
15.3
Коньюнктив 2. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

14
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
5
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
15.4
Коньюнктив 2. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

12
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
5
0
 
15.5
Все разделы /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
УК-4.1 УК-4.3 ОПК-5.4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

2 семестр

Вопросы для подготовки к зачету.

1 Артикль. Употребление определенного артикля.

2. Употребление неопределенного артикля.

3. Употребление «нулевого» артикля (отсутствие артикля).

4. Имя существительное. Основные категории.

5. Сильное склонение имен существительных.

6. Слабое склонение имен существительных

7. Женское склонение имен существительных

8. Образование множественного числа имен существительных мужского рода.

9. Образование множественного числа имен существительных женского рода.

10. Образование множественного числа имен существительных среднего рода.

11. Определение рода имен существительных по форме слова, по его значению.

12. Местоимение. Личные местоимения.

13. Притяжательные местоимения.

14. Указательные местоимения.

15. Вопросительные местоимения.

16. Неопределенно-личное и безличное местоимения.

17. Предлоги. Классификация предлогов.

18. Предлоги, требующие датива или аккузатива.

19. Предлоги, требующие генитива.

20. Слияние артикля с предлогом.

21. Предлоги, требующие датива.

22. Предлоги, требующие аккузатива.

23. Местоименные наречия.

Задание:

Вставьте имена существительные, местоимения, предлоги.

( в качестве образца)

1.Hast du ___ Geld (n)? (Артикль)

2. Er nennt (der Name, die Lehrerin). (Склонение им.существительных)

3. Ist das das Handy von Sabine? Ja, ________ gehört ________ . (Личные местоимения)

4. Wir haben viele Freunde. Das sind ______ Freunde. (Притяжательные местоимения)

5. ____ zwei Monaten (два месяца тому назад). (Предлоги)

3 семестр

Вопросы для подготовки к зачету.

1. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.

2. Склонение прилагательных.

3. Субстантивированные прилагательные.

4. Глагол. Изъявительное наклонение.

5. Временные формы глагола в изъявительном наклонении.

6. Повелительное наклонение. Формы повелительного наклонения.

7. Страдательный залог. Временные формы.

8. Страдательный залог.

9. Статив.

Задание:

Переведите предложения на немецкий язык

( в качестве образца)

1. Работа должна быть сделана.

2. Работу нужно сделать.

3. Роман переведен на немецкий язык.

4 семестр

Вопросы для подготовки к зачету с оценкой

1. Именные формы глагола.

2. Инфинитив с zu.

3. Инфинитив без zu.

4. Инфинитивные группы.

5. Конструкции с haben/sein+zu+Infinitiv

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
6. Причастие 1.

7. Причастие 2.

8. Распространенное определение.

9. Причастные обороты.

10. Порядок слов в простом повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях.

11. Сложносочиненное предложение. Порядок слов.

12. Сочинительные союзы.

13. Сложноподчиненное предложение. Порядок слов.

Задание:

Переведите предложения на немецкий язык

( в качестве образца)

1. Он рассказал текст, не заглядывая в книгу.

2. Открытая книга.

3. Погода была хорошая, поэтому мы пошли гулять.

4. Переводя текст, мы выучили новые слова

5 семестр

Вопросы для подготовки к экзамену

1 Артикль. Употребление определенного артикля.

2. Употребление неопределенного артикля.

3. Употребление «нулевого» артикля (отсутствие артикля).

4. Имя существительное. Основные категории.

5. Сильное склонение имен существительных.

6. Слабое склонение имен существительных

7. Женское склонение имен существительных

8. Образование множественного числа имен существительных мужского рода.

9. Образование множественного числа имен существительных женского рода.

10. Образование множественного числа имен существительных среднего рода.

11. Определение рода имен существительных по форме слова, по его значению.

12. Местоимение. Личные местоимения.

13. Притяжательные местоимения.

14. Указательные местоимения.

15. Вопросительные местоимения.

16. Неопределенно-личное и безличное местоимения.

17. Предлоги.

18. Местоименные наречия.

19. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.

20. Склонение прилагательных.

22. Субстантивированные прилагательные.

23. Глагол. Изъявительное наклонение.

24. Временные формы глагола в изъявительном наклонении.

25. Повелительное наклонение. Формы повелительного наклонения.

26. Страдательный залог. Временные формы.

27. Страдательный залог. Статив.

28. Именные формы глагола.

29. Инфинитив с zu.

30. Инфинитив без zu.

31. Инфинитивные группы.

32. Конструкции с haben/sein+zu+Infinitiv

33. Причастие 1.

34. Причастие 2.

35. Распространенное определение.

36. Причастные обороты.

37. Порядок слов в простом повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях.

38. Сложносочиненное предложение. Порядок слов.

39. Сочинительные союзы.

40. Сложноподчиненное предложение. Порядок слов.

41. Виды придаточных предложений. (Придаточное причины, цели, условия, времени, образа действия, дополнительное придаточное, определительное придаточное).

42. Конъюнктив (Формы сослагательного наклонения).

43. Конъюнктив 1 (Перевод на русский язык).

44. Конъюнктив 2 (Перевод на русский язык).

Задания:

( в качестве образца)

Переведите предложения на немецкий язык и дайте грамматический комментарий:

1.  Как зовут женщину, с которой ты сейчас разговаривал? (Определительное придаточное)

2.  Мы видим играющих на улице детей. (Причастие 1)

3. Машина куплена два года назад. (Предлоги датив)

4. Садись за стол и ешь! (Повелительное наклонение)

 
стр. 9
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
5. Эта красивая девушка приветливее, чем ее сестра. (Степени сравнения прилагательных)
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Письменные контрольные задания по всем темам:

2 семестр

1 Артикль. Употребление определенного артикля.

2. Употребление неопределенного артикля.

3. Употребление «нулевого» артикля (отсутствие артикля).

4. Имя существительное. Основные категории.

5. Сильное склонение имен существительных.

6. Слабое склонение имен существительных

7. Женское склонение имен существительных

8. Образование множественного числа имен существительных мужского рода.

9. Образование множественного числа имен существительных женского рода.

10. Образование множественного числа имен существительных среднего рода.

11. Определение рода имен существительных по форме слова, по его значению.

12. Местоимение. Личные местоимения.

13. Притяжательные местоимения.

14. Указательные местоимения.

15. Вопросительные местоимения.

16. Неопределенно-личное и безличное местоимения.

17. Предлоги. Классификация предлогов.

18. Предлоги, требующие датива или аккузатива.

19. Предлоги, требующие генитива.

20. Слияние артикля с предлогом.

21. Предлоги, требующие датива.

22. Предлоги, требующие аккузатива.

23. Местоименные наречия.

3 семестр

1. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.

2. Склонение прилагательных.

3. Субстантивированные прилагательные.

4. Глагол. Изъявительное наклонение.

5. Временные формы глагола в изъявительном наклонении.

6. Повелительное наклонение. Формы повелительного наклонения.

7. Страдательный залог. Временные формы.

8. Страдательный залог.

9. Статив.

4 семестр

1. Именные формы глагола.

2. Инфинитив с zu.

3. Инфинитив без zu.

4. Инфинитивные группы.

5. Конструкции с haben/sein+zu+Infinitiv

6. Причастие 1.

7. Причастие 2.

8. Распространенное определение.

9. Причастные обороты.

10. Порядок слов в простом повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях.

11. Сложносочиненное предложение. Порядок слов.

12. Сочинительные союзы.

13. Сложноподчиненное предложение. Порядок слов.

5 семестр

1. Сложноподчиненное предложение. Порядок слов.

2. Виды придаточных предложений. (Придаточное причины, цели, условия, времени, образа действия, дополнительное придаточное, определительное придаточное).

3. Конъюнктив (Формы сослагательного наклонения).

4. Конъюнктив 1 (Перевод на русский язык).

5. Конъюнктив 2 (Перевод на русский язык).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ивлева,  Г. Г. 
Справочник по грамматике немецкого языка : учебное пособие для вузов / Г. Г. Ивлева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 163 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12061-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446778 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Аверина, А. В.
Грамматика немецкого языка (B1) : учебник для вузов / А. В. Аверина, О. А. Кострова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 449 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09238-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427497 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык»: [Электронный ресурс] / сост. Р. Р. Ахунзянова и др. — Н. Челны: НГПУ, 2016. — 23с. — Электронная версия печатной публикации. — URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н. Челны : НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
DaF Seite R.Кinas. -  URL: http://www.ralf-kinas.de 
 
Э2
Forum Deutsch als Fremdsprache. - URL :https://www.deutsch-als-fremdsprache.de/ 
 
Э3
Kostenloses Online Wörterbuch von Langenscheidt. - URL: https:// www.de.langenscheidt.com. 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-230 в Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям

В ходе лабораторных занятий по дисциплине "Практическая грамматика второго иностранного языка" необходимо активно участвовать во всех видах деятельности. Успешное усвоение немецкого языка зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения обучающихся понять и принять задачи учебного предмета и усердно работать над языком. Для успешного освоения материала и прохождения текущего контроля по дисциплине обучающимся рекомендуется выполнять следующее:

1) вести конспектирование учебного материала;

2) обращать внимание на основные положения, озвученные в ходе лабораторных занятий;

3) во внеаудиторное время уточнить формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий;

4) найти дополнительные материалы по изученной теме;

5) задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения недопонятого материала, для разрешения спорных моментов.

Методические указания к самостоятельной работе

Систематичность самостоятельной работы над языком является главным условием успешности его изучения. Изучающим немецкий язык в качестве второго иностранного языка требуется ежедневная самостоятельная работа. Для успешного усвоения грамматического материала необходимо постоянное  использование  изучаемых грамматических явлений не только на занятиях по  практической грамматике, но и на занятиях по практическому курсу немецкого языка, фонетике. Нужно помнить, что языку нельзя научить, ему можно научиться, работая систематически, упорно и настойчиво. Самостоятельная работа по дисциплине  включает изучение грамматических тем и подготовку выступлений по теоретическому материалу, выполнение рекомендованных домашних заданий по практической грамматике.

Работа над грамматическим материалом

Введение и первичное закрепление грамматического материала осуществляется на лабораторном занятии под руководством преподавателя. Чтобы усвоить грамматические правила, недостаточно работать с ними только на занятии, самостоятельная работа над ними должна продолжаться и внеаудиторных занятий. В ходе самостоятельной работы над грамматикой, прежде всего, следует изучить материал, предлагаемый авторами базового учебника. При недостаточности данного материала можно прибегнуть к другим источникам, например, к дополнительной литературе. Освоению грамматического материала способствует подготовка краткого конспекта изучаемой темы, выполнение упражнений. Однако основным условием успешности овладения грамматикой является способность воспроизвести самостоятельное высказывание на базе данной грамматики. Проиллюстрируйте правила собственными примерами.

Рекомендации по подготовке самостоятельных заданий

Основную часть самостоятельной работы по дисциплине «Практическая грамматика второго иностранного языка» составляют  практические задания по грамматике, регулярное выполнение которых ведет к формированию устойчивых грамматических навыков и расширяет лексический запас. При выполнении упражнений необходимо повторить теоретический материал, перевести незнакомые слова, при возникновении затруднений обратиться к справочникам по грамматике и словарям. Практические задания выполняются письменно в тетрадях по грамматике.

Методические указания к зачету, зачету с оценкой

Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить правила, выполнить упражнения.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

 
стр. 12
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач.Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 45 мин на 1 вопрос / задание.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться словарями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе необязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.