(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3
Э2 Э3 Э4
Э4
Э2 Э3
Э3 Э4
Э2 Э3
Э2 Э4
Э2 Э4
Э3 Э4
Э2 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2 семестр
Вопросы для подготовки к зачету.
1 Артикль. Употребление определенного артикля.
2. Употребление неопределенного артикля.
3. Употребление «нулевого» артикля (отсутствие артикля).
4. Имя существительное. Основные категории.
5. Сильное склонение имен существительных.
6. Слабое склонение имен существительных
7. Женское склонение имен существительных
8. Образование множественного числа имен существительных мужского рода.
9. Образование множественного числа имен существительных женского рода.
10. Образование множественного числа имен существительных среднего рода.
11. Определение рода имен существительных по форме слова, по его значению.
12. Местоимение. Личные местоимения.
13. Притяжательные местоимения.
14. Указательные местоимения.
15. Вопросительные местоимения.
16. Неопределенно-личное и безличное местоимения.
17. Предлоги. Классификация предлогов.
18. Предлоги, требующие датива или аккузатива.
19. Предлоги, требующие генитива.
20. Слияние артикля с предлогом.
21. Предлоги, требующие датива.
22. Предлоги, требующие аккузатива.
23. Местоименные наречия.
Задание:
Вставьте имена существительные, местоимения, предлоги.
( в качестве образца)
1.Hast du ___ Geld (n)? (Артикль)
2. Er nennt (der Name, die Lehrerin). (Склонение им.существительных)
3. Ist das das Handy von Sabine? Ja, ________ gehört ________ . (Личные местоимения)
4. Wir haben viele Freunde. Das sind ______ Freunde. (Притяжательные местоимения)
5. ____ zwei Monaten (два месяца тому назад). (Предлоги)
3 семестр
Вопросы для подготовки к зачету.
1. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
2. Склонение прилагательных.
3. Субстантивированные прилагательные.
4. Глагол. Изъявительное наклонение.
5. Временные формы глагола в изъявительном наклонении.
6. Повелительное наклонение. Формы повелительного наклонения.
7. Страдательный залог. Временные формы.
8. Страдательный залог.
9. Статив.
Задание:
Переведите предложения на немецкий язык
( в качестве образца)
1. Работа должна быть сделана.
2. Работу нужно сделать.
3. Роман переведен на немецкий язык.
4 семестр
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой
1. Именные формы глагола.
2. Инфинитив с zu.
3. Инфинитив без zu.
4. Инфинитивные группы.
5. Конструкции с haben/sein+zu+Infinitiv
7. Причастие 2.
8. Распространенное определение.
9. Причастные обороты.
10. Порядок слов в простом повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях.
11. Сложносочиненное предложение. Порядок слов.
12. Сочинительные союзы.
13. Сложноподчиненное предложение. Порядок слов.
Задание:
Переведите предложения на немецкий язык
( в качестве образца)
1. Он рассказал текст, не заглядывая в книгу.
2. Открытая книга.
3. Погода была хорошая, поэтому мы пошли гулять.
4. Переводя текст, мы выучили новые слова
5 семестр
Вопросы для подготовки к экзамену
1 Артикль. Употребление определенного артикля.
2. Употребление неопределенного артикля.
3. Употребление «нулевого» артикля (отсутствие артикля).
4. Имя существительное. Основные категории.
5. Сильное склонение имен существительных.
6. Слабое склонение имен существительных
7. Женское склонение имен существительных
8. Образование множественного числа имен существительных мужского рода.
9. Образование множественного числа имен существительных женского рода.
10. Образование множественного числа имен существительных среднего рода.
11. Определение рода имен существительных по форме слова, по его значению.
12. Местоимение. Личные местоимения.
13. Притяжательные местоимения.
14. Указательные местоимения.
15. Вопросительные местоимения.
16. Неопределенно-личное и безличное местоимения.
17. Предлоги.
18. Местоименные наречия.
19. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
20. Склонение прилагательных.
22. Субстантивированные прилагательные.
23. Глагол. Изъявительное наклонение.
24. Временные формы глагола в изъявительном наклонении.
25. Повелительное наклонение. Формы повелительного наклонения.
26. Страдательный залог. Временные формы.
27. Страдательный залог. Статив.
28. Именные формы глагола.
29. Инфинитив с zu.
30. Инфинитив без zu.
31. Инфинитивные группы.
32. Конструкции с haben/sein+zu+Infinitiv
33. Причастие 1.
34. Причастие 2.
35. Распространенное определение.
36. Причастные обороты.
37. Порядок слов в простом повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях.
38. Сложносочиненное предложение. Порядок слов.
39. Сочинительные союзы.
40. Сложноподчиненное предложение. Порядок слов.
41. Виды придаточных предложений. (Придаточное причины, цели, условия, времени, образа действия, дополнительное придаточное, определительное придаточное).
42. Конъюнктив (Формы сослагательного наклонения).
43. Конъюнктив 1 (Перевод на русский язык).
44. Конъюнктив 2 (Перевод на русский язык).
Задания:
( в качестве образца)
Переведите предложения на немецкий язык и дайте грамматический комментарий:
1. Как зовут женщину, с которой ты сейчас разговаривал? (Определительное придаточное)
2. Мы видим играющих на улице детей. (Причастие 1)
3. Машина куплена два года назад. (Предлоги датив)
4. Садись за стол и ешь! (Повелительное наклонение)
Письменные контрольные задания по всем темам:
2 семестр
1 Артикль. Употребление определенного артикля.
2. Употребление неопределенного артикля.
3. Употребление «нулевого» артикля (отсутствие артикля).
4. Имя существительное. Основные категории.
5. Сильное склонение имен существительных.
6. Слабое склонение имен существительных
7. Женское склонение имен существительных
8. Образование множественного числа имен существительных мужского рода.
9. Образование множественного числа имен существительных женского рода.
10. Образование множественного числа имен существительных среднего рода.
11. Определение рода имен существительных по форме слова, по его значению.
12. Местоимение. Личные местоимения.
13. Притяжательные местоимения.
14. Указательные местоимения.
15. Вопросительные местоимения.
16. Неопределенно-личное и безличное местоимения.
17. Предлоги. Классификация предлогов.
18. Предлоги, требующие датива или аккузатива.
19. Предлоги, требующие генитива.
20. Слияние артикля с предлогом.
21. Предлоги, требующие датива.
22. Предлоги, требующие аккузатива.
23. Местоименные наречия.
3 семестр
1. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
2. Склонение прилагательных.
3. Субстантивированные прилагательные.
4. Глагол. Изъявительное наклонение.
5. Временные формы глагола в изъявительном наклонении.
6. Повелительное наклонение. Формы повелительного наклонения.
7. Страдательный залог. Временные формы.
8. Страдательный залог.
9. Статив.
4 семестр
1. Именные формы глагола.
2. Инфинитив с zu.
3. Инфинитив без zu.
4. Инфинитивные группы.
5. Конструкции с haben/sein+zu+Infinitiv
6. Причастие 1.
7. Причастие 2.
8. Распространенное определение.
9. Причастные обороты.
10. Порядок слов в простом повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях.
11. Сложносочиненное предложение. Порядок слов.
12. Сочинительные союзы.
13. Сложноподчиненное предложение. Порядок слов.
5 семестр
1. Сложноподчиненное предложение. Порядок слов.
2. Виды придаточных предложений. (Придаточное причины, цели, условия, времени, образа действия, дополнительное придаточное, определительное придаточное).
3. Конъюнктив (Формы сослагательного наклонения).
4. Конъюнктив 1 (Перевод на русский язык).
5. Конъюнктив 2 (Перевод на русский язык).
В ходе лабораторных занятий по дисциплине "Практическая грамматика второго иностранного языка" необходимо активно участвовать во всех видах деятельности. Успешное усвоение немецкого языка зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения обучающихся понять и принять задачи учебного предмета и усердно работать над языком. Для успешного освоения материала и прохождения текущего контроля по дисциплине обучающимся рекомендуется выполнять следующее:
1) вести конспектирование учебного материала;
2) обращать внимание на основные положения, озвученные в ходе лабораторных занятий;
3) во внеаудиторное время уточнить формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий;
4) найти дополнительные материалы по изученной теме;
5) задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения недопонятого материала, для разрешения спорных моментов.
Методические указания к самостоятельной работе
Систематичность самостоятельной работы над языком является главным условием успешности его изучения. Изучающим немецкий язык в качестве второго иностранного языка требуется ежедневная самостоятельная работа. Для успешного усвоения грамматического материала необходимо постоянное использование изучаемых грамматических явлений не только на занятиях по практической грамматике, но и на занятиях по практическому курсу немецкого языка, фонетике. Нужно помнить, что языку нельзя научить, ему можно научиться, работая систематически, упорно и настойчиво. Самостоятельная работа по дисциплине включает изучение грамматических тем и подготовку выступлений по теоретическому материалу, выполнение рекомендованных домашних заданий по практической грамматике.
Работа над грамматическим материалом
Введение и первичное закрепление грамматического материала осуществляется на лабораторном занятии под руководством преподавателя. Чтобы усвоить грамматические правила, недостаточно работать с ними только на занятии, самостоятельная работа над ними должна продолжаться и внеаудиторных занятий. В ходе самостоятельной работы над грамматикой, прежде всего, следует изучить материал, предлагаемый авторами базового учебника. При недостаточности данного материала можно прибегнуть к другим источникам, например, к дополнительной литературе. Освоению грамматического материала способствует подготовка краткого конспекта изучаемой темы, выполнение упражнений. Однако основным условием успешности овладения грамматикой является способность воспроизвести самостоятельное высказывание на базе данной грамматики. Проиллюстрируйте правила собственными примерами.
Рекомендации по подготовке самостоятельных заданий
Основную часть самостоятельной работы по дисциплине «Практическая грамматика второго иностранного языка» составляют практические задания по грамматике, регулярное выполнение которых ведет к формированию устойчивых грамматических навыков и расширяет лексический запас. При выполнении упражнений необходимо повторить теоретический материал, перевести незнакомые слова, при возникновении затруднений обратиться к справочникам по грамматике и словарям. Практические задания выполняются письменно в тетрадях по грамматике.
Методические указания к зачету, зачету с оценкой
Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить правила, выполнить упражнения.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач.Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 45 мин на 1 вопрос / задание.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться словарями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе необязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.