(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
9 семестр
Вопросы для подготовки к зачету:
1. Ferngespräche mit den Freunden führen.
2. Ferngespräche mit den Kollegen führen.
3. Schulpraktikum beschreiben.
4. Über die Probleme des Schulpraktikums diskutieren.
5. Über Deutsche Bildung berichten.
6. Die Meinung über Deutsche Bildung argumentieren.
7. Über Deutsche Erziehung berichten.
8. Die Meinung über Deutsche Erziehung argumentieren.
Задание: Инициировать диалог и провести обмен мнениями по одному из вопросов к зачету.
10 семестр
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Ferngespräche mit den Freunden führen.
2. Ferngespräche mit den Kollegen führen.
3. Schulpraktikum beschreiben.
4. Über die Probleme des Schulpraktikums diskutieren.
5. Über Deutsche Bildung berichten.
6. Die Meinung über Deutsche Bildung argumentieren.
7. Über Deutsche Erziehung berichten.
8. Die Meinung über Deutsche Erziehung argumentieren.
9. Die Riese planen, reservieren, besсhreiben und bewerten.
10. Über die Rеise diskutieren.
11. Mit den Fremden höflich kommunizieren.
Задание: Инициировать диалог и провести обмен мнениями по одному из вопросов к зачету.
9 семестр
Личное письмо по темам "Ferngespräche", "Schulpraktikum", "Deutsche Erziehung und Bildung".
10 семестр
Деловое письмо по темам "Reiseziel - Deutschland", "Interkulturelle Kommunikation".
В ходе лабораторных занятий по дисциплине "Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка" необходимо активно участвовать во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме. Успешное усвоение немецкого языка зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения обучающихся понять и принять задачи учебного предмета и усердно работать над языком. Для успешного освоения материала и прохождения текущего контроля по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка» обучающимся рекомендуется выполнять следующее:
1) вести конспектирование учебного материала;
2) обращать внимание на основные положения, озвученные в ходе лабораторных занятий;
3) во внеаудиторное время уточнить формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий;
4) найти дополнительные материалы по изученной теме;
5) задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения недопонятого материала, для разрешения спорных моментов.
Методические указания к самостоятельной работе
Систематичность самостоятельной работы над языком является главным условием успешности его изучения. Изучающим немецкий язык в качестве второго иностранного языка, требуется ежедневная самостоятельная работа. При изучении каждой темы обучающийся должен придерживаться следующего порядка: освоение основных лексико-грамматических единиц, чтение и анализ текстов по изучаемой теме, устный обмен информацией.
Работа над грамматическим материалом
Введение и первичное закрепление грамматического материала осуществляется на лабораторном занятии под руководством преподавателя. Чтобы усвоить грамматические правила, недостаточно работать с ними только на занятии, самостоятельная работа над ними должна продолжаться и внеаудиторных занятий. В ходе самостоятельной работы над грамматикой, прежде всего, следует изучить материал, предлагаемый авторами базового учебника. При недостаточности данного материала можно прибегнуть к другим источникам, например, к дополнительной литературе. Освоению грамматического материала способствует подготовка краткого конспекта изучаемой темы, выполнение упражнений. Однако основным условием успешности овладения грамматикой является способность воспроизвести самостоятельное высказывание на базе данной грамматики. Проиллюстрируйте правила собственными примерами.
Работа над лексическим материалом
Необходимым условием свободного владения иностранным языком, в том числе и немецким языком, является наличие достаточного словарного запаса у обучаемых, который постоянно расширяется. Работа над первичным закреплением лексического материала начинается на лабораторном занятии под руководством преподавателя. В ходе самостоятельной работы студент должен овладеть лексикой на таком уровне, чтобы быть способным употреблять ее свободно в речи. При этом следует обратить внимание на то, что запоминаются не только сами слова, но и их употребление в речи. Так, при запоминании глаголов необходимо выучить основные формы глагола, обратить внимание на наличие приставки, возвратной частицы у глагола. Существительные следует запоминать в единственном и множественном числе, а также знать тип его спряжения. При работе над лексикой целесообразно делать письменные записи на склонение существительных, спряжение глаголов во всех временах. Запоминанию слов помогает использование небольших карточек. Преимущество этого метода заключается в том, что используется непродуктивное свободное время (в транспорте, на остановках, в очередях и т. д.).
Как запомнить «незапоминающиеся» слова? Простое зазубривание, механическое запоминание в отрыве от контекста являются малодейственными. Постарайтесь представить себе те предметы или явления, которые обозначаются словами немецкого языка. Важно соотнести заучиваемое слово с определенной ситуацией и повторить ее не менее 7+(-)2 раз. Уделяйте особое внимание «готовым фразам», которые можно использовать в максимальном количестве случаев. Следующие приемы могут помочь выучить слово: выписать из списка новые слова с одинаковым корнем, провести анализ их образования, т.е. изучить словообразовательную модель и, соответственно, проанализировать перевод на русский язык (sprechen, besprechen, aussprechen); выписать из списка новой лексики слова с суффиксами и приставками и
Важно помнить, что владеть словом означает не только знать его перевод с немецкого на русский и наоборот, но и уметь его правильно читать, делать буквенный анализ, правильно писать с точки зрения каллиграфии и орфографии, спрягать или склонять, употреблять в устной и письменной речи.
При работе над лексикой немецкого языка рекомендуется тщательно отработать произношение лексических единиц (правильно поставить словесное ударение, сделать приступ или придыхание, акцентировать долготу звуков).
К заданиям, выносимым на самостоятельную работу, относится и составление вопросительных предложений с новой лексикой, которое также направлено на запоминание лексического материала. При выполнении данной работы следует обратить внимание на порядок слов в вопросительных предложениях.
К этапам работы над лексикой относится также и подготовка устного сочинения с использованием новой лексики.
Работа со словарем
Студенты, изучающие немецкий язык в качестве второго иностранного языка, должны иметь в своей библиотеке разные словари, в том числе изданные в ФРГ, а также толковые одноязычные словари.
Прежде чем обратиться к словарю, необходимо уточнить для себя следующий вопрос: действительно ли нужно посмотреть значение слова в словаре, чтобы понять смысл предложения? Понять значение слова можно
• по аналогии с другими словами;
• с помощью составных частей слова;
• по контексту.
Существительное в словаре всегда дается в единственном числе, в именительном падеже, указан род и множественное число.
Глаголы даются в словаре в неопределенной форме с пометками о переходности глагола, о возможности его употребления в перфекте с глаголом sein и т.д.
При отсутствии сложного слова в словаре его значение можно определить по значению его составных частей, причем последняя часть слова несет наибольшую смысловую нагрузку, так как является главным в слове.
Если значение, предложенное в словаре, не подходит по контексту, необходимо проанализировать контекст употребления слова.
Работа над текстом
На самостоятельную работу предлагаются тексты для изучающего чтения. Прежде чем приступить к чтению текста урока следует удостовериться, что все новые слова урока усвоены, в противном случае возникают затруднения в понимании содержания текста.
Первый этап работы над текстом заключается в чтении всего текста без использования словаря. Следует попытаться понять основное содержание текста. В дальнейшем осуществляется более тщательное чтение, при котором можно вернуться к проблемным для понимания моментам текста повторно.
Попытайтесь понять значение неизвестных слов с помощью контекста или составных частей слова. Для этого внимательно прочтите предложение до и после неизвестного слова.
Обучающийся должен прочитать необходимый текст, составить план прочитанного материала, подобрать ключевые слова и выражения, составить вопросы по тексту, пересказать текст, быть готовым обсуждать этот текст с однокурсниками или преподавателем во время промежуточной аттестации.
Методические указания к зачету
Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить правила, выполнить упражнения.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач.Форма проведения
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 45 мин на 1 вопрос / задание.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться словарями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе необязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.