(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э5 Э6
Э3 Э5 Э6 Э8 Э9
Э3 Э5 Э6 Э8 Э9
Э3 Э5 Э6 Э8 Э9
Э2 Э3 Э4 Э6 Э8 Э9
Э3 Э5 Э6 Э7
Э3 Э5 Э6 Э7
Э3 Э5 Э6 Э7
Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Вопросы для подготовки к зачету:
9 семестр
1. Типы текстов и алгоритм их анализа.
2. Анализ газетных текстов (сообщение, статья, интервью, очерк, репортаж, фельетон).
3. Анализ научных текстов (статья, монография, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, аннотация).
Задание:
Подготовить анализ текста.
Вопросы для подготовки к экзамену:
10 семестр
1. Типы текстов и алгоритм их анализа.
2. Анализ газетных текстов (сообщение, статья, интервью, очерк, репортаж, фельетон).
3. Анализ научных текстов (статья, монография, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, аннотация).
4. Особенности анализа басен.
5. Особенности анализа сказок.
7. Особенности анализа романов.
Задание:
Подготовить анализ текста.
Доклад с презентацией
9 семестр
1. Типы текстов и алгоритм их анализа.
2. Анализ газетных текстов (сообщение, статья, интервью, очерк, репортаж, фельетон).
3. Анализ научных текстов (статья, монография, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, аннотация).
10 семестр
1. Особенности анализа басен.
2. Особенности анализа сказок.
3. Особенности анализа рассказов.
4. Особенности анализа романов.
Методические указания к лабораторным занятиям
Лабораторные занятия ориентированы на интерактивный процесс усвоения курса. На лабораторном занятии происходит обучение анализу источников по дисциплине, и анализу научных текстов по профилю "Второй иностранный язык", публицистических, художественных текстов и использования возможностей дисциплины в будущей профессиональной деятельности. Успешное усвоение второго иностранного языка и эффективное обучение чтению различных видов текстов зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения обучающихся понять и принять задачи
1) вести конспектирование учебного материала;
2) обращать внимание на основные положения, озвученные в ходе лабораторных занятий;
3) во внеаудиторное время уточнить формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий;
4) найти дополнительные материалы по изученной теме;
5) задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения недопонятого материала, для разрешения спорных моментов.
Методические указания к самостоятельной работе
Основной целью самостоятельной работы по дисциплине «Практикум по иноязычному чтению (второй иностранный язык)» является подготовка к лабораторным занятиям, зачету и экзамену. Для успешного усвоения учебного материала дисциплины следует уделить особое внимание регулярной проработке материала, предложенного преподавателем, активно работать на занятиях и тщательно выполнять самостоятельную работу. В ходе подготовки к занятиям рекомендуется пользоваться литературой, указанной в рабочей программе и в планах лабораторных занятий.
Самостоятельная работа обучающихся состоит:
- в изучении ими рекомендуемой литературы;
- чтении со словарем и анализе новейших публикаций периодической печати;
- подготовке доклада;
- подготовке кейс-задачи, заданий для самостоятельной работы.
Методические рекомендации по работе с художественным текстом
Первый этап работы над художественным текстом на немецком языке заключается во внимательном чтении со словарем, целью которого является достижение полного понимания содержания. Назовите автора и время написания текста, определите жанр художественного текста, принадлежность к литературному направлению.
Затем можно приступить ко второму этапу - повторному чтению, выделяя текстовые доминанты (ключевые слова, стилистические, грамматические, структурные особенности, коммуникативные регистры текста). После этого можно приступать к заключительному этапу работы над текстом - написанию анализа.
Алгоритм лингвистического анализа текста
1. Выявление экстралингвистических параметров (автор, его творческая судьба, время написания, литературное направление)
2. Определение функционально-стилевой принадлежности и особенностей его жанрово-стилевой организации.
3. Анализ семантического пространства текста (концепты, пространство, время, эмоциональная тональность).
4. Анализ структурной организации текста (внешняя, внутренняя структура, композиционно-речевые формы, способы репрезентации чужой речи).
5. Анализ связности текста (текстообразующие логико-семантические, грамматические и прагматические связи).
6. Анализ коммуникативной организации текста.
7. Анализ текстовых рематических доминант.
8. Обобщение результатов анализа.
Алгоритм литературоведческого анализа художественного текста
Во вводной части следует
• назвать автора анализируемого текста,
• указать точное название текста,
• определить жанр текста,
• исходя из биографии писателя, определить время (или эпоху) написания текста,
• высказать первоначальное предположение о теме текста,
• указать время и место действия,
• назвать действующих лиц.
Во второй части следует дать пересказ текста. Для этого желательно составить подробный план текста, который будет основой пересказа. Важно передать содержание текста в хронологической последовательности, не упуская событий и не перегружая второстепенными деталями. Пересказ должен быть достаточно лаконичным, передавать сжатое и объективное, обобщённое содержание текста и может содержать 8-10 предложений.
В третьей части необходимо выделить жанровые особенности текста. В зависимости от литературно жанра следует
• определить структуру (басня, сказка),
• дать характеристику действия: начало, количество событий, концовка (притча, анекдот, календарная история, короткий рассказ),
• дать характеристику героев (все жанры),
• выявить стилевые доминанты (лаконичность, экспрессивность, дидактичность, иносказательность, аллегоричность, психологизм, ироническая, сатирическая или шутливая тональность, занимательность, критический характер) и привести примеры,
• точно сформулировать тему,
• определить авторский замысел.
Алгоритм комплексного анализа художественного текста
1. Анализ уровня текст - действительность.
2. Анализ уровня текст – автор.
4. Анализ уровня текст – язык.
5. Анализ уровня текст – читатель.
В заключительной части следует дать интерпретацию результатов проведенного анализа, высказать свою точку зрения относительно проблемы, затронутой в тексте, поделиться впечатлением, которое производит литературное произведение на читателя.
Алгоритм составления аннотации научного текста
• Тип и назначение научного текста.
• Задачи, поставленные автором.
• Структура научного текста.
• Предмет, тема, основные положения и выводы автора.
• Характеристика иллюстративного материала, приложения, библиографии.
Аннотирование и реферирование публицистического текста
Первый этап работы над текстом на немецком языке заключается во внимательном чтении со словарем, целью которого является достижение полного понимания содержания текста. Определите автора, периодическое издание, тип (жанр)публицистического текста, дайте заголовок текста и назовите его основную тему или задачи.
Затем можно приступить ко второму этапу - повторному чтению, выделяя текстовые доминанты (ключевые слова, стилистические, грамматические, структурные особенности). Исходя из структурных особенностей текста, выделите основные положения и заключительные выводы.
После этого можно приступать к заключительному этапу работы над текстом - написанию аннотации или реферата статьи.
Алгоритм аннотирования
• Тип (жанр)публицистического текста, заголовок, автор, периодическое издание.
• Тема и задачи, поставленные автором.
• Структура публицистического текста.
• Основные положения и выводы автора.
Алгоритм реферирования
• Тип (жанр)публицистического текста, заголовок, автор, периодическое издание.
• Тема и задачи, поставленные автором.
• Структура публицистического текста.
• Основные положения и выводы автора.
• Оценка поставленной проблемы и выводов автора текста.
Методические указания к зачету
Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить лексику и клише.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач.Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 45 мин на 1 вопрос / задание.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться словарями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе необязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.