2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Лингвострановедение второго иностранного языка _Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лингвострановедение второго иностранного языка 
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
22
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
22
22
22
22
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Валеева А.Р. _________________
 
 
Лингвострановедение второго иностранного языка 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины предполагает формирование систематизированных знаний об истории, становлении культурных и этических доминант страны изучаемого языка, толерантного восприятия социальных и культурных различий и развитие средствами дисциплины лингвострановедческой и профессиональной компетенций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с историей, культурой, географическими, политическими, общественными реалиями страны изучаемого языка;
1.4
формировать навыки взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей;
1.5
формировать навыки использования лингвострановедческого материала в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Лингвострановедение второго иностранного языка» обучающиеся используют знания, умения, опыт деятельности, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин:
2.1.2
Лингвострановедение первого иностранного языка
2.1.3
Практическая грамматика второго иностранного языка
2.1.4
Социология
2.1.5
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.6
Практическая грамматика  первого иностранного языка
2.1.7
Практическая фонетика  первого иностранного языка
2.1.8
Практическая фонетика второго иностранного языка
2.1.9
История (история России, всеобщая история)
2.1.10
Учебная языковая практика по первому иностранному языку
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
2.2.2
Учебная языковая практика по второму иностранному языку
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
топонимы, антропонимы, реалии страны второго иностранного языка;
3.1.2
методологию поиска и анализа лингвострановедческой информации;
3.1.3
принципы межкультурного общения, этические и нравственные нормы поведения, принятые в инокультурном социуме, модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей.
3.1.4
основы использования лингвострановедческой информации в профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать лингвострановедческую терминологию;
3.2.2
выявлять и анализировать лингвострановедческую информацию;
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
3.2.3
оценивать возможности использования лингвострановедческой информации в профессиональной деятельности;
3.2.4
выстраивать взаимодействие  с учетом национальных и социокультурных особенностей;
3.2.5
использовать лингвострановедческий материал в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования лингвострановедческой терминологии;
3.3.2
навыками выявления и анализа лингвострановедческой информации;
3.3.3
навыками осуществления толерантного межличностного межкультурного диалога;
3.3.4
навыками использования лингвострановедческой информации в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ФРГ

 
1.1
Федеративная Республика Германия. Символы и эмблемы страны.  Географическое положение. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.2
Федеративная Республика Германия. Символы и эмблемы страны.  Географическое положение. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.3
Федеративная Республика Германия. Символы и эмблемы страны.  Географическое положение. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5.1
7
0
 
1.4
Население страны. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.5
Население страны. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.6
Население страны. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

2
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.7
Основные этапы истории страны. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.8
Основные этапы истории страны. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.9
Основные этапы истории страны. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.10
Культура страны. Система обоазования ФРГ. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.11
Культура страны. Система обоазования ФРГ. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.12
Культура страны. Система обоазования ФРГ. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.13
Национальные традиции и обычаи. Праздники. Федеральные земли. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.14
Национальные традиции и обычаи. Праздники. Федеральные земли. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
1.15
Национальные традиции и обычаи. Праздники. Федеральные земли. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э5 Э6

4
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
 
Раздел 2. Немецкоязычные страны

 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
2.1
Австрийская республика.  Княжество Лихтенштейн.Швейцарская Конфедерация. Великое Герцогство Люксембург. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
2.2
Австрийская республика.  Княжество Лихтенштейн.Швейцарская Конфедерация. Великое Герцогство Люксембург. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
2.3
Австрийская республика.  Княжество Лихтенштейн.Швейцарская Конфедерация. Великое Герцогство Люксембург. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

6
ОПК-5.1 УК-5.3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Символы и эмблемы страны.  

2. Географическое положение.

3. Население страны.

4. Государственное устройство.

5. Общественно-политическая жизнь страны.

6. Основные этапы истории страны.

7. Культура страны: немецкая литература.

8. Культура страны: немецкая живопись.

9. Культура страны: выдающиеся ученые.

10. Культура страны: архитектура.

11. Система образования ФРГ.

12. Национальные традиции и обычаи.

13. Праздники.

14. Федеральные земли.

15. Австрийская республика.

16. Швейцарская Конфедерация.

17. Княжество Лихтенштейн.

18. Великое Герцогство Люксембург.

Задание:

Привести примеры национально-маркированной лексики по одному из вопросов к зачету.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Реферат с презентацией по теме "Федеральные земли ФРГ".

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Родин, О. Ф.
Страноведение. Федеративная Республика Германия :  учебное пособие для вузов / О. Ф. Родин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06555-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://urait.ru/bcode/453293
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Родин, О.Ф.
История Германии : учебник и практикум для вузов / О. Ф. Родин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 398 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07593-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453294 
М. : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык»: [Электронный ресурс] / сост. Р. Р. Ахунзянова и др. — Н. Челны: НГПУ, 2016. — 23с. — Электронная версия печатной публикации. — URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н. Челны : НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Tatsachen über Deutschland. – URL: http://www.tatsachen-ueber-dtl.de/de 
 
Э2
Die Bundesregierung.  - URL: http://www.bundesregierung.de
 
Э3
Bundeskanzleramt.-  URL: https://www.bundeskanzleramt.gv.at/ 
 
Э4
Pro Helvetia. -  URL: http://www.pro-helvetia.ch 
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-230 в Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-217 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

В ходе лекционных занятий следует вести конспектирование учебного материала. Конспектирование помогает усвоить учебный материал, поскольку обучающийся должен выделить и записать только самое главное и важное. Особое внимание при конспектировании следует обращать на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений, 

 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
научные выводы и практические рекомендации. Кропотливая, вдумчивая работа над лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентированы на интерактивный процесс усвоения курса. На практическом занятии происходит обучение анализу и использованию различных  источников по дисциплине и использования возможностей дисциплины в будущей профессиональной деятельности.

Для успешного усвоения учебного материала дисциплины следует уделить особое внимание регулярной проработке материала, предложенного преподавателем, активно работать на занятиях. В ходе подготовки к занятиям рекомендуется пользоваться литературой, указанной в рабочей программе и в планах практических занятий. На протяжении всего курса рекомендуется вести страноведческий словарь, выписывая в него реалии, страноведческую лексику, названия с разъяснениями. Где возможно, проводить сравнительно-сопоставительный анализ с русскими и немецкоязычными реалиями и понятиями. В ходе подготовки к занятиям рекомендуется составлять план-конспект ответа, записывать возникающие вопросы по теме занятия, подбирать наглядный материал по теме (фотографии, проспекты, карты, открытки и т.п.), вести сравнительный анализ различных аспектов страноведения стран изучаемого иностранного языка; подбирать конкретные ситуации для анализа на семинарских занятиях; искать высказывания на различные страноведческие темы в художественной литературе, Интернете, средствах массовой информации.  При просмотре видеофильма следует делать записи, пометки, что позволит лучше запомнить его содержание.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся должна способствовать более глубокому усвоению дисциплины, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать на умение применять теоретические знания на практике. Основными видами самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Лингвострановедение  второго иностранного языка» являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; зачету.  Для успешного усвоения учебного материала дисциплины следует уделить особое внимание регулярной проработке материала, активно работать на занятиях и тщательно выполнять самостоятельную работу.

Методические указания к зачету

Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить лексику и клише. При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в 

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.