2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Практикум по аудированию (второй иностранный язык)_Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по аудированию (второй иностранный язык)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
зачет 10, 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
13 4/6
7 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
14
14
26
26
Лабораторные
26
26
20
20
46
46
Итого ауд.
38
38
34
34
72
72
Кoнтактная рабoта
38
38
34
34
72
72
Сам. работа
34
34
38
38
72
72
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Валеева А.Р. _________________
 
 
Практикум по аудированию (второй иностранный язык)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Садриева Гузель Абелхасановна

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины предполагает формирование навыков аудирования различных текстов на втором иностранном языке и развитие средствами дисциплины коммуникативной и профессиональной компетенций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с различными видами аудиотекстов;
1.4
развивать навыки аудирования;
1.5
формировать способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на втором иностранном языке;
1.6
формировать способность применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Практикум по аудированию (второй иностранный язык)" обучающиеся используют знания, умения, опыт деятельности, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин:
2.1.2
Интерактивные технологии обучения иностранному языку
2.1.3
Фразеология иностранного языка
2.1.4
Иноязычная письменная речь
2.1.5
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.6
Деловой иностранный язык
2.1.7
История языка
2.1.8
Основы работы с иноязычным научно-публицистическим текстом
2.1.9
Практическая грамматика второго иностранного языка
2.1.10
Практическая грамматика  первого иностранного языка
2.1.11
Практическая фонетика  первого иностранного языка
2.1.12
Иностранный язык
2.1.13
Практическая фонетика второго иностранного языка
2.1.14
Русский язык и культура речи
2.1.15
Работа с иноязычным художественным текстом
2.1.16
Производственная педагогическая практика
2.1.17
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.18
Учебная языковая практика по первому иностранному языку
2.1.19
Теория и практика перевода
2.1.20
Работа с иноязычным художественным текстом
2.1.21
Основы работы с иноязычным научно-публицистическим текстом
2.1.22
Сравнительная типология иностранного и русского языков
2.1.23
Фразеология иностранного языка
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Грамотно и ясно строит диалогическую речь в рамках межличностного и межкультурного общения на иностранном языке
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Второй иностранный язык" 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию аудирования различных видов текстов;
3.1.2
особенности коммуникации в устной и письменной формах на втором иностранном языке;
3.1.3
содержание предметной области "Второй иностранный язык".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
воспринимать информацию аудиотекстов;
3.2.2
использовать информацию аудиотекстов на втором иностранном языке в диалогической речи в рамках межличностного и межкультурного общения;
3.2.3
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками аудирования различных видов текстов;
3.3.2
навыками использования информации аудиотекстов на втором иностранном языке в диалогической речи в рамках межличностного и межкультурного общения;
3.3.3
навыками применения предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методология аудирования текстов

 
1.1
Методология аудирования текстов /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-4.1 ПК-2.1
9
0
 
1.2
Методология аудирования текстов /Лаб/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-4.1
9
0
 
1.3
Методология аудирования текстов /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
УК-4.1 ПК-2.1
9
0
 
 
Раздел 2. Аудирование различных текстов и фильмов

 
2.1
Аудирование страноведческих текстов /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
УК-4.1 ПК-2.1
9
0
 
2.2
Аудирование страноведческих текстов /Лаб/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

12
УК-4.1
9
0
 
2.3
Аудирование страноведческих текстов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

14
УК-4.1 ПК-2.1
9
0
 
2.4
Аудирование медиатекстов /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
УК-4.1 ПК-2.1
9
0
 
2.5
Аудирование медиатекстов /Лаб/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э2

10
УК-4.1
9
0
 
2.6
Аудирование медиатекстов /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
УК-4.1 ПК-2.1
9
0
 
2.7
Аудирование художественных текстов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-4.1 ПК-2.1
10
0
 
2.8
Аудирование художественных текстов /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-4.1 ПК-2.1
10
0
 
2.9
Аудирование художественных текстов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
УК-4.1 ПК-2.1
10
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
2.10
Аудирование фильмов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
УК-4.1 ПК-2.1
10
0
 
2.11
Аудирование фильмов /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

10
УК-4.1 ПК-2.1
10
0
 
2.12
Аудирование фильмов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

20
УК-4.1 ПК-2.1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету.

9 семестр

1. Методология аудирования текстов.

2. Аудирование страноведческих текстов.

3. Аудирование медиатекстов.

Задание:

Передать содержание прослушанного текста.

10 семестр

1. Аудирование художественных текстов.

2. Аудирование фильмов.

Задание:

Передать содержание прослушанного текста.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

9 семестр

Письменная контрольная работа по теме "Аудирование страноведческих текстов".

10 семестр

Письменная контрольная работа по теме "Аудирование художественных текстов".

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рыбальченко, Т. Л. 
Анализ художественного текста для педагогических вузов : учебник и практикум для вузов / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12436-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447480
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.2
Маслова, В. А. 
Лингвистический анализ текста. Экспрессивность : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Маслова ; под редакцией У. М. Бахтикиреевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5534-06246-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441274 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Морозкина, Т. В. 
Лингвопрагматические особенности перевода текстов СМИ (на материале публицистических текстов немецкого языка) : Учебное пособие / Т. В. Морозкина. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015. — 81 c. — ISBN 978-5-86045-803-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59164.html
Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Енбаева, Л. В. 
Методология лингвострановедения: научно-исследовательские и учебно-методические задачи:  учебно-методическое пособие / Л. В. Енбаева. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. — 60 c. — ISBN 978-5-85218-843-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70641.html 
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахунзянова, Р.Р.
Методические указания по самостоятельной работе для изучения дисциплины «Иностранный язык»: [Электронный ресурс] / сост. Р. Р. Ахунзянова и др. — Н. Челны: НГПУ, 2016. — 23с. — Электронная версия печатной публикации. — URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./0041-Методические указания по самостоятельной работе студентов для изучения дисциплины.pdf
Н. Челны : НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Literatur hören. - URL: https://www.vorleser.net
 
Э2
Deutsche Welle. - URL: https://www.dw.com/de/deutsch-lernen/s-2055 
 
Э3
Langenscheidt online dictionaries. -  URL: https:// www.en.langenscheidt.com. 
 
Э4
Youtube. - URL: https://www.youtube.com/
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  https://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-230 в Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
7.3
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основной практической задачей дисциплины является овладение навыками аудирования текстов, что предполагает также развитие навыков говорения, развитие средствами дисциплины коммуникативной и профессиональной компетенций.

Методические указания к лекциям

В ходе лекционных занятий следует вести конспектирование учебного материала. Конспектирование помогает усвоить учебный материал, поскольку обучающийся должен выделить и записать только самое главное и важное. Особое внимание при конспектировании следует обращать на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений, научные выводы и практические рекомендации. Кропотливая, вдумчивая работа над лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям

Лабораторные занятия ориентированы на интерактивный процесс усвоения курса. На лабораторном занятии происходит обучение анализу источников и различных видов аудиотекстов, освоение навыков аудирования, говорения, применения предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов. Необходимо активно участвовать в таких видах речевой деятельности как говорение и аудирование. Успешное усвоение немецкого языка зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения обучающихся понять и принять задачи учебного предмета и усердно работать над языком.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся должна способствовать более глубокому усвоению дисциплины, ориентировать на умение применять теоретические знания на практике. Основной целью самостоятельной работы по дисциплине «Практикум по  аудированию(второй иностранный язык)» являются формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным занятиям и зачету. Для успешного усвоения учебного материала дисциплины следует уделить особое внимание регулярной проработке материала, предложенного преподавателем, активно работать на занятиях и тщательно выполнять самостоятельную работу. В ходе подготовки к занятиям рекомендуется пользоваться литературой, указанной в рабочей программе и в планах лабораторных занятий.

Рекомендации по подготовке к текущему контролю успеваемости

Текущий контроль успеваемости показывает уровень знания и понимания обучающимися изученных в ходе лабораторных занятий и самостоятельной работы теоретических материалов, прослушанных текстов, навыков говорения. Для успешного освоения материала и прохождения текущего контроля по дисциплине обучающимся рекомендуется выполнять следующее:

1) вести конспектирование учебного материала;

2) обращать внимание на основные положения, озвученные в ходе лабораторных занятий;

3) во внеаудиторное время уточнить формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий;

4) найти дополнительные материалы по изученной теме;

5) задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения недопонятого материала, для разрешения спорных моментов;

6) постоянно слушать речь(тексты) на втором иностранном языке;

7) кратко пересказывать содержание прослушанных текстов.

Методические указания к зачету

Зачет является формой проверки усвоенного материала и сформированности практических навыков. Во время подготовки к зачету необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса. Рекомендуется чтение основной и дополнительной литературы по соответствующим темам, повторение лингвистической и литературоведческой терминологии на иностранном языке и алгоритма анализа художественного текста. Рекомендуется подготовить письменно ответы на все вопросы, выучить лексику и клише, используемые при интерпретации художественного текста.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует 

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.