2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Введение в профессиональную деятельность_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в профессиональную деятельность
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Вазиева А.Р.;к.пед.н, старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Введение в профессиональную деятельность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у будущего учителя изобразительного искусства и технологии осознания социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования,  взаимодействию с участниками образовательного процесса.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний средств и методов мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, взаимодействия с участниками образовательного процесса  и специфики процесса обучения;
1.4
формирование умений осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования;
1.5
формирование навыков мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования,  взаимодействию с участниками образовательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Противодействие коррупции
2.1.2
Перспектива
2.1.3
Естественнонаучная картина мира
2.1.4
История
2.1.5
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы экологической культуры
2.2.2
Философия
2.2.3
Оформление сцены
2.2.4
Театральные декорации
2.2.5
Коммуникативный практикум
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
Оформление сцены
2.2.13
Коммуникативный практикум
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, сущность и специфику педагогической профессии;
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.
 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, доказательно обсуждать актуальные проблемы современной педагогической науки и практики;
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности;
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности.
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности;
 
определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности;
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности .
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования;
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования;
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования.
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач;
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования;
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования.
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования;
 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач;
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования.
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса.
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями);
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей ;
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды.
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития;
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия ;
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, сущность и специфику педагогической профессии;
3.1.2
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.1.3
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.1.4
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования;
3.1.5
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования;
3.1.6
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования;
3.1.7
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
3.1.8
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
3.1.9
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, доказательно обсуждать актуальные проблемы современной педагогической науки и практики;
3.2.2
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности;
3.2.3
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности;
3.2.4
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач;
3.2.5
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования;
3.2.6
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования.
3.2.7
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями);
3.2.8
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия ;
3.2.9
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности;
3.3.2
определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности;
3.3.3
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности;
3.3.4
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования;
3.3.5
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач;
3.3.6
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования;
3.3.7
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития;
3.3.8
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия;
3.3.9
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы её развития.

 
1.1
Профессия педагога и ее высокое предназначение в обществе. Основы  профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы   выбора   педагогической   профессии. Специфика труда педагога.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
1.2
Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.3
Роль учителя в современном обществе. Проблемы (трудности) у учителя школы как предметника, классного руководителя, как члена методического объединения, а также у всей системы образования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 2. Личность педагога и его профессионально значимые качества.

 
2.1
Профессионально-педагогическая деятельность: ее структура, содержание. Педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность как общественное явление.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
2.2
Гуманистическая природа педагогической деятельности. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
2.3
«Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется», из книги В.А. Сухомлинского «Сто советов учителю» /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 3. Профессиональная деятельность педагога

 
3.1
Профессионально-педагогическая деятельность: ее структура, содержание. Педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность как общественное явление.

Педагогическая деятельность в педагогической системе.  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
3.2
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
3.3
Становление системы подготовки преподавателей  для учебных заведений профессионального образования. Специфический характер профессионально-педагогической деятельности. Основные сферы профессионально-педагогической деятельности. Гуманистическая  природа педагогической деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 4. Профессиональная деятельность педагога

 
4.1
Профессиональное становление педагога. Пути овладения профессией. Профессионально-педагогические учебные заведения.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
4.2
Профессионально-личностное становление и развитие педагога /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
4.3
Изучить труды В.А. Сухомлинского: статьи «Воспитание без наказания», «Не бойтесь быть ласковыми», «На нашей совести человек», «Осторожно, ребенок», «Рождение добра», «Письмо о педагогической этике», «Самый отстающий в классе». /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
 
Раздел 5. Система непрерывного педагогического образования.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
5.1
Личностно-ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
5.2
Технология разработки индивидуальной программы профессионально-педагогического становления и развития студента /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
5.3
Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г., у нас – в 1990 г.). (Декларация прав ребенка // Начальная школа.– 1995.– № 20., Конвенция о правах ребенка // Педагогический вестник.– 1995 /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-1 ОПК-4 ПК-6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Охарактеризуйте содержание  педагогической профессии  в различные исторические периоды.

2.Какие изменения происходят в подготовке педагогических кадров в настоящий период?

3.В чем специфика труда сельского педагога?

4.Охарактеризуйте особенности вузовского этапа профессионального становления педагога.

5.Каковы структура, методы, формы вузовской учебно-познавательной деятельности?

6.Каковы задачи и содержание профессионального самовоспитания?

7.Охарактеризуйте средства и методы профессионального самовоспитания.

8.Охарактеризуйте типы, виды и назначение индивидуальных профессионально-образовательных программ.

9.Охарактеризуйте содержание модернизации российского педагогического образования.

10. Раскройте содержание понятий «гуманистическая природа педагогической деятельности» и «гуманистическая направленность личности педагога».

11. Прокомментируйте основные права и обязанности участников образовательного процесса.

12. Каковы профессионально значимые качества личности педагога?

13. Каковы цели и сущность педагогической деятельности педагога?

14. Какова структура педагогической деятельности?

15. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.

16. Каково содержание теоретической и практической готовности  к практической педагогической деятельности?

17. Содержание допрофессионального этапа развития педагогической профессии.

18. Содержание условно профессионального этапа развития педагогической профессии.

19. Содержание собственно профессионального этапа педагогической профессии.

20. Особенности становления и развития педагогической профессии в России.

21. Характеристика стиля педагогической деятельности.

22. Профессиональная компетентность учителя.

23. Профессиональные ошибки в деятельности учителя.

24. Содержание высшего педагогического образования.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Эссе

1.Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы её развития.

2.Роль учителя в современном обществе.

3.Проблемы (трудности) у учителя школы как предметника, классного руководителя, как члена методического объединения, а также у всей системы образования.

4.Личность педагога и его профессионально значимые качества.

5.Важнейший компонент личности учителя-воспитателя.

6.Компоненты профессионально-педагогической направленности (ППН).

7.Профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК) .

8.Статья В.А. Сухомлинского  «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется»?

9.ПЗЛК учителя, о которых  пишет В.А. Сухомлинский

10.«Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется», из книги В.А. Сухомлинского «Сто советов учителю»

11.Профессиональная деятельность педагога

12.Становление системы подготовки преподавателей  для учебных заведений профессионального образования.

13.Специфический характер профессионально-педагогической деятельности.

14.Основные сферы профессионально-педагогической деятельности.

15.Гуманистическая  природа педагогической деятельности

16.Профессиональная подготовка (труды В.А. Сухомлинского: статьи «Воспитание без наказания», «Не бойтесь быть ласковыми», «На нашей совести человек», «Осторожно, ребенок», «Рождение добра», «Письмо о педагогической этике», 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
«Самый отстающий в классе»).

17.Система непрерывного педагогического образования.

18.Декларация прав ребенка

19.Конвенция о правах ребенка 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Блинов, В. И. 
Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08088-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438322 (дата обращения: 13.08.2019).: учебное пособие для вузов 
Москва: Издательство Юрайт, 2019, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Писарева, Т. А. 
Общие основы педагогики [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. А. Писарева. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Научная книга, 2019. — 127 c. — 978-5-9758-1759-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81035.html: учебник
Саратов : Научная книга, 2019, 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Обухов, А. С. 
Введение в профессию: психолог образования + доп. Материалы на сайте : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов, А. М. Федосеева, Э. Байфорд ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 391 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7225-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432773 (дата обращения: 13.08.2019).: учебник и практикум для академического бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
введение в педагогическую деятельностьhttp://window.edu.ru/resource/295/63295/files/Vvedenie_v_peddeyatelnost.pdf
 
Э2
введение в педагогическую деятельностьhttp://www.studfiles.ru/preview/5773636/
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Семинарские занятия должны способствовать усилению мотивации студентов к выполнению заданий в рамках самостоятельной работы по разработки системы мер и перспектив продвижения студента к высшему уровню педагогического образования под руководством преподавателя. Для закрепления знаний, полученных студентами на лекционных занятиях в ходе семинаров, могут быть выборочно рассмотрены вопросы и задания, предлагаемые студентам в соответствии с прочитанными лекциями.

Раздел 1.

Занятия №1-2

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь.

Цель: сформировать у студентов научно обоснованные представления о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.

Вопросы для обсуждения:

1.Необходимость культурологической составляющей в подготовке педагога.

2.Сущность и взаимосвязь обшей и педагогической культуры.

3.Мотивы выбора педагогической профессии.

4.Компоненты педагогической культуры и их характеристика.

5.Особенности и перспективы профессионально-педагогической специальности

6.Гуманистическая природа педагогической деятельности.

Задачи:

- Составить  терминологический словарь

- Подготовить доклады по теме занятия

Раздел 2.

Занятие №3-4

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.

Цель: сформировать у студентов знания о требованиях ГОСВО к личности и профессиональной деятельности педагога

Вопросы для обсуждения:

1.Общая характеристика ГОС ВО, содержание основных положений документа

2.Основные требования к личности специалиста

3.Основные требования к деятельности специалиста

4.Профессиональная компетентность педагога.

Задачи:

- Составить  терминологический словарь

- Подготовить доклады по теме занятия

Раздел 3.

Занятие №5-8

Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Цель: сформировать потребность и первичные умения непрерывного профессионально-педагогического саморазвития студентов.

Вопросы для обсуждения:

1.Система непрерывного педагогического образования.

2.Содержание высшего педагогического образования.

3.Профессиональное самовоспитание.

4.Этапы профессионально-личностного становления и развития педагога.

Задачи:

- Составить  терминологический словарь

- Подготовить доклады по теме занятия

Раздел 4-5.

Занятие №9

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Личностно-ориентированные программы профессионально-педагогического становления и развития.

Цель: способствовать формированию у студентов мотивации на непрерывное профессиональное самосовершенствование.

Вопросы для обсуждения:

1.Назначение личностно-ориентированных программ профессионально-педагогического становления и развития

2.Источники  разработки личностно-ориентированной программы профессионального становления и развития будущего педагога.

3.Технология разработки индивидуальной программы профессионально-педагогического становления и развития студента

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Организация самостоятельной работы студентов

Задачи:

- Составить  терминологический словарь

- Подготовить доклады по теме занятия

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Основными задачами самостоятельной работы являются:

-закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;

-формирование навыков рефлексивной деятельности студентов;

-объективное оценивание собственных учебных достижений;

-формирование умений студентов  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-подготовка студентов  к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, защите в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;

-формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;

-использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов».

Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:

самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;

домашняя учебная работа.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Предусматривается также самостоятельная работа  под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: разработка рефератов,  программ профессионального становления студентов и других творческих заданий в соответствии с 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
учебной программой. На аудиторных занятиях преподавателю необходимо создать мотивацию для успешного включения студентов в разработку авторских программ, дать четкие инструкции по поводу организации самостоятельной работы студентов на различных этапах, познакомить студентов с рациональными способами организации деятельности. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.