2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Психология художественного творчества_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология художественного творчества
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, старш.преп. , Батаева Л.А.;к.псх.н., доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Психология художественного творчества
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у будущего учителя изобразительного искусства и технологии  готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса и способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики в художественно-творческой деятельности личности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний средств и методов психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и технологии обучения и диагностики художественно-творческой деятельности учащихся;
1.4
формирование умений проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
1.5
формирование навыков диагностики и развития творческих способностей субъектов образовательного пространства,коррекции трудностей взаимодействия школьников в процессе художественно-творческой деятельности и навыками работы с результатами творческой деятельности детей, с целью выявления наиболее талантливых в области изобразительного искусства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Социальная психология
2.1.2
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.3
Теория обучения
2.1.4
Общая психология
2.1.5
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.2
Психолого-педагогический практикум
2.2.3
Декоративная композиция
2.2.4
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.5
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.6
Художественная графика
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Педагогическая практика
2.2.9
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Декоративная композиция
2.2.13
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.14
Художественная графика
2.2.15
Художественная графика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; 
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды;
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды;
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики развития творческих способностей субъектов образовательного пространства;
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики художественно-творческого развития детей в зависимости от образовательных задач педагога;
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики художественно-творческого развития личности и ее творческой деятельности, творческие процессы и факторы их обуславливающие; 
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики художественно-творческого развития детей в зависимости от образовательных задач педагога;
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики художественно-творческого развития детей, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики художественно-творческого развития детей.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.1.2
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.1.3
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.1.4
современные методы и технологии обучения и диагностики развития творческих способностей субъектов образовательного пространства;
3.1.5
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики художественно-творческого развития детей в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.6
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики художественно-творческого развития личности и ее творческой деятельности, творческие процессы и факторы их обуславливающие
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно- воспитательного процесса;
3.2.2
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.2.3
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.2.4
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.5
применять современные методы и технологии обучения и диагностики художественно-творческого развития детей в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.6
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.3.2
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.3.3
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды;
3.3.4
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики художественно-творческого развития детей, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.5
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.6
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики художественно-творческого развития детей.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. основные направления, подходы, теории психологии художественного творчества

 
1.1
основные категории и понятия психологии художественного творчества. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
1.2
история и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
1.3
теория психологии искусства и творчества. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
1.4
теория психологии искусства и творчества.

основные категории и понятия психологии художественного творчества.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
1.5
теория психологии искусства и творчества.

основные категории и понятия психологии художественного /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
1.6
история и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
1.7
история и современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 2. особенности художественно-творческого развития личности и ее творческой деятельности

 
2.1
характеристики личности художника, новые технологии психологии художественного творчества; /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
2.2
особенности художественно-творческого развития личности и ее творческой деятельности, творческие процессы и факторы их обуславливающие; /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
2.3
характеристики личности художника, новые технологии психологии художественного творчества;

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
2.4
характеристики личности художника, новые технологии психологии художественного творчества; /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
2.5
особенности художественно-творческого развития личности и ее творческой деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.6
особенности художественно-творческого развития личности и ее творческой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
2.7
творческие процессы и факторы их обуславливающие; /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 3. современные методики развития и диагностики художественно-творческих способностей детей

 
3.1
процесс художественно-творческого развития детей в образовательных учреждениях; /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
3.2
методы диагностики художественного творчества; /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
3.3
процесс художественно-творческого развития детей в образовательных учреждениях; /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
3.4
творческие процессы и факторы их обуславливающие; /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
3.5
методы диагностики художественного творчества; /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
3.6
процесс художественно-творческого развития детей в образовательных учреждениях; методы диагностики художественного творчества; /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3 ПК-2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Понятие творчества и его психологические механизмы

2. Современные концепции творчества

3. Творчество как деятельность

4. Творчество как процесс

5. Творчество как продукт

6. Биогенетические особенности творческой личности

7. Темперамент и организация творчества

8. Виды творчества.

9. Многоуровневый характер творчества

10. Этапы творческого процесса

11. Стили творческой деятельности

12. Психологические особенности аффективной сферы творческой личности

13. Воображение, виды и приемы воображения

14. Бессознательное и творчество  

15. Интуиция в творчестве

16. Инсайт

17. Мышление и креативность

18. Специфичность творческих способностей личности

19. Общие направления развития творческой личности

20. Влияние возраста на динамику творчества

21. Особенности творчества у детей и подростков

22. Специфика творчества в юности

23. Развитие творчества у взрослых людей

24. Творческая продуктивность в различные периоды жизни личности

25. Потребностно-мотивационная сфера творческой личности

26. Самодетерминация и мотив достижения творческой личности

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Эссе

1. Психоанализ творчества. Концепции З.Фрейда в приложении   к творцу и творчеству

2. Глубинная психология К.Г. Юнга и его концепция творчества.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3. Современные направления искусства их психологические основы.

4. Символика  (цвета, знаков) и их значение в творчестве.

5. Взаимосвязь мышления   и творчества личности.

6. Особенности одаренности личности.

7. Психологические механизмы творчества.

8. Особенности  потребностно - мотивационной сферы творческой личности.

9. Мотив достижения в творческой деятельности личности.

10. Возрастные особенности творческой личности.

11. 12.Аффективная сфера творческой личности.

12. Психологические характеристики творческой личности.

13. Развитие идеи творческого потенциала личности  

14. А. Адлер о феномене творческого Я.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петрушин, В. И. 
Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08179-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437239 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Петрушин, В. И. 
Развитие творческих способностей : учеб. пособие / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04905-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-415975: учеб. пособие 
Москва : Издательство Юрайт,, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Валиева Р.З., Вазиева А.Р.
Практикум по декоративно-прикладному искусству и дизайн-проектированию:учебно-методическое пособие / Р.З. Валиева, А.Р. Вазиева -Набережные Челны: ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 -90 с. - Электронная библиотечная система НГПУ - Режим доступа URL: ttp://bibl:81/books/Дизайн/Практикум по ДПИ и дизайн-проектированию_национальный сувенир_Валиева РЗ_Вазиева АР.pdf>.:
Набережные Челны: НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психология творчества.// Н.Н. Николаенко,  М.: Речь,  2007. – 208 с. Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1482265&pg=0
 
Э2
Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души.// Гала,  2008.- 112 с. Режим доступа:   http://www.sovkniga.ru/psihologiya/37-psihologiya/77-psihologiya-tvorchestva.html: 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания самостоятельной работы студентов, выполняемые в рамках данного курса:

1. конспектирование лекций;

2. самостоятельная подготовка студентами докладов к семинарским занятиям;

3. подготовка к занятиям, проводимым с использованием инновационных

технологий преподавания;

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
4. анализ творческих заданий, приемов, ситуаций, решение задач и упражнений по

образцу, вариативных задач и упражнений;

5. чтение и составление плана текста литературы по изучаемому вопросу (учебника,

первоисточника, дополнительной литературы);

6. . работа со словарями и справочниками;

7. ознакомление с нормативными документами;

8. просмотр видеозаписей по дисциплине;

9. посещение Интернет-сайтов, посвященных вопросам изучаемой дисциплины.

Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

1.составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине;

2.разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;

3.организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж,

письменная инструкция);

4. контроль за ходом выполнения и результатов самостоятельной работы студента.

6.3. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется через

различные формы контроля и обучения:

- консультации (установочные, тематические), в ходе которых студенты должны

осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания

темы и оказать необходимую помощь;

- контроль работы осуществляется на лекциях, семинарских, практических

занятиях. Он проводится в форме собеседования, устных ответов студентов, контрольных

работ, тестов, организации дискуссий и диспутов, фронтальных опросов. Преподаватель

фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов;

- текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов

самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время;

- контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов, предусмотренных

учебным планом.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

    

Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.