2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Валеология_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Валеология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
121
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
121
121
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Валеология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цуль освоения дисциплины: формирование у обучающихся систематизированных знаний в области охраны жизни, а также формирования здорового образа жизни.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение закономерностей формирования здоровья человека
1.4
формирование знаний и практических умений у обучающихся о методах оценки количества и качества здоровья
1.5
формирование установки на здоровый образ жизни
1.6
развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья обучающимися через приобщение к  здоровому образу жизни
1.7
формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения
1.8
формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Валеология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История (история России, всеобщая история)
2.2.2
Логопедия (дизартрия)
2.2.3
Логопедия (нарушения голоса)
2.2.4
Логопедия (ринолалия)
2.2.5
Практикум по обследованию моторных функций
2.2.6
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
2.2.7
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.8
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.2.9
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.2.10
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.2.11
Логоритмика
2.2.12
Методика преподавания математики (специальная)
2.2.13
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.2.14
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
2.2.15
Педагогические основы профессиональной деятельности логопеда
2.2.16
Проектирование коррекционно-развивающих и дополнительных образовательных программ для детей с нарушениями речи
2.2.17
Проектирование основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями речи
2.2.18
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2.19
Разработка программ логопедического консультирования
2.2.20
Специальная педагогика
2.2.21
Специальная психология
2.2.22
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.2.23
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
2.2.24
Курсовая работа по модулю "Организация работы логопеда в школе"
2.2.25
Логопедия (алалия)
2.2.26
Логопедия (афазия)
2.2.27
Преодоление дизорфографии у младших школьников с нарушениями речи
2.2.28
Производственная педагогическая  практика
2.2.29
Технология формирования и коррекции навыков письма и чтения у младших школьников с нарушениями речи
2.2.30
Производственная педагогическая  практика
2.2.31
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.32
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.2.33
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, ФГОС для детей с ОВЗ, законодательства о правах ребенка, правах ребенка-инвалида, трудового законодательства
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.5: умеет разрабатывать и применять отдельные компоненты адаптированных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: умеет взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на человека;
3.1.2
систему индивидуального подхода к здоровью и здоровому образу жизни;
3.1.3
факторы, влияющие на репродуктивное здоровье;
3.1.4
основные методики оздоровления организма;
3.1.5
значение здорового образа жизни в жизни человека;
3.1.6
взаимосвязи физической, психической и социальной составляющих здоровья. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать состояние собственного здоровья;
3.2.2
составлять ежедневный рацион в соответствии с основными правилами рационального питания;
3.2.3
использовать физические и психолого - физиологические средства и методы с оздоровительной целью;
3.2.4
применять валеологические технологии в собственной жизни и профессиональной деятельности. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками реализации в практической деятельности нормами и принципами ведения здорового образа жизни;
3.3.2
навыками организации здоровьесберегающей деятельности;
3.3.3
формулировать и обосновывать роль различных факторов в возникновении вредных привычек у детей и подростков;
3.3.4
обосновывать основные принципы лечения и подходы к профилактике вредных привычек у школьников.
3.3.5
навыками анализа состояния своего здоровья и составления индивидуальных оздоровительных программ;
3.3.6
навыками использования различных средств и методов восстановления и стимуляции организма
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Человек и его здоровье

 
1.1
Валеологические предпосылки здоровья и здорового образа жизни  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
1.2
Основные составляющие и принципы здорового образа  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
1.3
Оценка физического здоровья /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
1.4
Здоровье и факторы его формирующие. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1.5
Оценка психического здоровья /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3

6
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
1.6
Оценка социального здоровья /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3

6
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
1.7
Санитарно - эпидемиологическое благополучие населения

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
1.8
Здоровье и наследственность /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3

6
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
1.9
Детские инфекции и их профилактика.Профилактика инфекций дыхательных путей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
1.10
Особенности ухода за здоровыми и больными детьми

Меры воздействия на кровообра¬щение

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
 
Раздел 2. Составляющие здорового образа жизни

 
2.1
Основы двигательной активности и закаливания в системе здорового образа жизни.Понятия «гипокинезия» и «гиперкинезия».   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
2.2
Двигательная активность и здоровье человека. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
2.3
Основы закаливания организма. Воздействие физических факторов на здоровье и выносливость организма. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
2.4
Питание и здоровье /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
2.5
Влияние экологических и социальных факторов на здоровье детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
 
Раздел 3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни

 
3.1
Брак и семья. Репродуктивное здоровье. Планирование семьи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
3.2
Вредные привычки и здоровье.Возникновение зависимости и ее последствия.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
3.3
Роль школы и семьи в профилактике заболеваний и  сохранении и укреплении здоровья детей  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
3.4
Факторы среды,разрушающие здоровье. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
3.5
СПИД и его профилактика

Заболевания, передающиеся половым путем

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э3 Э5

10
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.6
Вредные привычки и их профилактика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
3.7
Роль учителя в сохранении здоровья детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

10
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
3.8
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

9
ОПК-1.1 ОПК-2.5 ОПК-3.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Предмет и содержание дисциплины. Основные определения.

2. Понятие здоровья. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

2. Факторы, определяющие здоровье. Их вклад.

3. Индивидуальное здоровье, его показатели. Критерии здоровья. Пять групп здоровья.

4. Методы количественной и качественной диагностики здоровья.

5. Социально- психологические аспекты здорового образа жизни.

6. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.  

7. Популяционное здоровье, его показатели. Роль медицинской статистики в оценке популяционного здоровья.

8. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.

9. Ведущие факторы, определяющие болезни современности: гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки.

10.Профилактика соматических и инфекционных заболеваний.

11.Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся.

12.Инфекционные заболевания и их профилактика.

13.Повышение сопротивляемости организма. Иммунитет, его виды.

14.Болезни сердечно -сосудистой системы, их причины и связь с образом жизни.

15.Здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Компоненты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, роль школы и семьи.

16.Закаливание как компонент здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.

17.Достаточная физическая активность как компоненты здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.

18.Сбалансированное рациональное питание, основные принципы. Особенности питания современного человека.

19.Характеристика основных пищевых продуктов с учетом их биологической ценности.

20.Злоупотребление психоактивными веществами, влияние на организм человека. Причины и механизмы формирования зависимости.

21.Особенности влияния курения на организм. Меры профилактики.

22.Особенности влияния алкоголя веществ на организм. Алкоголизм и пьянство. Меры профилактики.

23.Особенности влияния ненаркотических веществ на организм. Меры профилактики.

24.Особенности влияния токсических (ненаркотических) веществ на организм. Меры профилактики.

25.Основные способы профилактики формирования зависимости, роль школы.

26.Основные формы нарушения зрения у детей. Профилактика детской близорукости. Роль школы и семьи в профилактике нарушений зрения.

27.Осанка, ее нарушения у детей. Признаки, виды и степени нарушения осанки. Сколиоз, причины, механизм развития. Роль школы и семьи в профилактике нарушений осанки.

28.Функциональные психоневрологические нарушения у детей, причины и профилактика. Роль школы в их профилактике.

29.Общие вопросы профилактики. Профилактика первичная, вторичная, третичная; специфическая и неспецифическая.

30.Болезни сердечно -сосудистой системы, их причины и связь с образом жизни, профилактика.

31.Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта.

32.Профилактика аллергических заболеваний.

33.Профилактика болезней дыхательной системы.

34.Болезни, передающиеся половым путем (БППП), их профилактика.

35.Репродуктивное здоровье, его проблемы и безопасность. Регуляция репродуктивной функции.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией:

1.Современные научные представления о здоровье человека.

2.Воспитание культуры здоровья человека.

3.Социальная обусловленность здоровья.

4.Здоровье как антропологическая проблема.

5.Оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения.

6.Система потребностей человека и его образ жизни»

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
7.Оценка и самооценка здоровья.

8.Критерии здоровья.

9.Возрастные особенности формирования стиля здорового образа жизни.

10.Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния    здоровья детей.

11.Физическая культура и здоровье.

12.Оздоровительные эффекты физической культуры.

13.Механизмы оздоровительного действия физических упражнений.

14.Особенности двигательной активности школьников.

15.Физиологические основы закаливания.

16.Виды закаливания.

17.Система Порфирия Иванова – способ оздоровления?

18.Голодание – способ оздоровления?

19.Организация закаливания в образовательных учреждения

20.Роль воды в жизнедеятельности человека.

21.Проблема организации сбалансированного питания в школе.

22.Профилактика психического стресса и коррекция его последствий.

23.Принципы и приемы саморегуляции.

24.Источники возникновения стресса в школьной среде

25.Особенности оздоровительной работы с ослабленными детьми.

26.Психогимнастика и её оздоравливающий эффект

27.Гигиеническая направленность учебно-воспитательного процесса школы.

28.Корригирующая гимнастика и её оздоравливающий эффект.

29.Дыхательные техники и их использование в работе с детьми и подростками.

30.Дыхательная гимнастика по Бутейко.

31.Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

32.Организация валеологической деятельности с детьми в загородном лагере.

33.Пальчиковая гимнастика и ёёоздоравливающий эффект.

34.Школа здоровья (возможно на примере конкретного образовательного учреждения).

35.Основные факторы долголетия.

36.Социальные основы пьянства и алкоголизма.

37.Проблемы женского алкоголизма.

38.Вред аборта как социальная проблема.

39.Биоритмы и их значение в режиме дня.

40.Влияние стресса на здоровье человека.

41.Болезни цивилизации. Сердечно -сосудистые заболевания.

42.Атеросклероз артерий – наступление на здоровье.

43.Гиповитаминозы

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вайнер, Э.Н.
Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – 9-е изд., перераб. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 448 с.
М.: Флинта: Наука, 2011 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман,  Р. И. 
Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с. — ISBN 978-5-534-07354-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437220 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Айзман, Р. И.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 214 c. — 978-5-379-02007-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65284.html 
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Пискунов, В. А.
Здоровый образ жизни: учебное пособие / В. А. Пискунов, М. Р. Максиняева, Л. П. Тупицына. — М. : Прометей, 2012. — 86 c. — ISBN 978-5-7042-2355-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/18568.html 
М. : Прометей, 2012
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Здоровье и образование: специализированный портал - http://www.valeo.edu.ru/data/index.php
 
Э2
Президентская программа «Дети России»  - http://www.mto.ru/Children/
 
Э3
Энциклопедия здоровья — раздел портала Кирилл и Мефодий - http://mega.km.ru/health/
 
Э4
Здоровье детей. Приложение к газете «Первое сентября» - http://archive.lseptember.ru/zdd/
 
Э5
Нет наркотикам. Информационно-публицистический ресурс - http://shatalova.ru
 
Э6
Эргономика работы на компьютере - http://www.ixbt.com/peripheral/ergonomic.html
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э8
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с 
 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.