Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3
Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Меры воздействия на кровообра¬щение
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Заболевания, передающиеся половым путем
/Ср/
Э1 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Вопросы к экзамену
1. Предмет и содержание дисциплины. Основные определения.
2. Понятие здоровья. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Факторы, определяющие здоровье. Их вклад.
3. Индивидуальное здоровье, его показатели. Критерии здоровья. Пять групп здоровья.
4. Методы количественной и качественной диагностики здоровья.
5. Социально- психологические аспекты здорового образа жизни.
6. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
7. Популяционное здоровье, его показатели. Роль медицинской статистики в оценке популяционного здоровья.
8. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни.
9. Ведущие факторы, определяющие болезни современности: гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки.
10.Профилактика соматических и инфекционных заболеваний.
11.Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся.
12.Инфекционные заболевания и их профилактика.
13.Повышение сопротивляемости организма. Иммунитет, его виды.
14.Болезни сердечно -сосудистой системы, их причины и связь с образом жизни.
15.Здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Компоненты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, роль школы и семьи.
16.Закаливание как компонент здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.
17.Достаточная физическая активность как компоненты здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.
18.Сбалансированное рациональное питание, основные принципы. Особенности питания современного человека.
19.Характеристика основных пищевых продуктов с учетом их биологической ценности.
20.Злоупотребление психоактивными веществами, влияние на организм человека. Причины и механизмы формирования зависимости.
21.Особенности влияния курения на организм. Меры профилактики.
22.Особенности влияния алкоголя веществ на организм. Алкоголизм и пьянство. Меры профилактики.
23.Особенности влияния ненаркотических веществ на организм. Меры профилактики.
24.Особенности влияния токсических (ненаркотических) веществ на организм. Меры профилактики.
25.Основные способы профилактики формирования зависимости, роль школы.
26.Основные формы нарушения зрения у детей. Профилактика детской близорукости. Роль школы и семьи в профилактике нарушений зрения.
27.Осанка, ее нарушения у детей. Признаки, виды и степени нарушения осанки. Сколиоз, причины, механизм развития. Роль школы и семьи в профилактике нарушений осанки.
28.Функциональные психоневрологические нарушения у детей, причины и профилактика. Роль школы в их профилактике.
29.Общие вопросы профилактики. Профилактика первичная, вторичная, третичная; специфическая и неспецифическая.
30.Болезни сердечно -сосудистой системы, их причины и связь с образом жизни, профилактика.
31.Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта.
32.Профилактика аллергических заболеваний.
33.Профилактика болезней дыхательной системы.
34.Болезни, передающиеся половым путем (БППП), их профилактика.
35.Репродуктивное здоровье, его проблемы и безопасность. Регуляция репродуктивной функции.
Тематика рефератов с презентацией:
1.Современные научные представления о здоровье человека.
2.Воспитание культуры здоровья человека.
3.Социальная обусловленность здоровья.
4.Здоровье как антропологическая проблема.
5.Оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
6.Система потребностей человека и его образ жизни»
8.Критерии здоровья.
9.Возрастные особенности формирования стиля здорового образа жизни.
10.Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния здоровья детей.
11.Физическая культура и здоровье.
12.Оздоровительные эффекты физической культуры.
13.Механизмы оздоровительного действия физических упражнений.
14.Особенности двигательной активности школьников.
15.Физиологические основы закаливания.
16.Виды закаливания.
17.Система Порфирия Иванова – способ оздоровления?
18.Голодание – способ оздоровления?
19.Организация закаливания в образовательных учреждения
20.Роль воды в жизнедеятельности человека.
21.Проблема организации сбалансированного питания в школе.
22.Профилактика психического стресса и коррекция его последствий.
23.Принципы и приемы саморегуляции.
24.Источники возникновения стресса в школьной среде
25.Особенности оздоровительной работы с ослабленными детьми.
26.Психогимнастика и её оздоравливающий эффект
27.Гигиеническая направленность учебно-воспитательного процесса школы.
28.Корригирующая гимнастика и её оздоравливающий эффект.
29.Дыхательные техники и их использование в работе с детьми и подростками.
30.Дыхательная гимнастика по Бутейко.
31.Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
32.Организация валеологической деятельности с детьми в загородном лагере.
33.Пальчиковая гимнастика и ёёоздоравливающий эффект.
34.Школа здоровья (возможно на примере конкретного образовательного учреждения).
35.Основные факторы долголетия.
36.Социальные основы пьянства и алкоголизма.
37.Проблемы женского алкоголизма.
38.Вред аборта как социальная проблема.
39.Биоритмы и их значение в режиме дня.
40.Влияние стресса на здоровье человека.
41.Болезни цивилизации. Сердечно -сосудистые заболевания.
42.Атеросклероз артерий – наступление на здоровье.
43.Гиповитаминозы
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.