2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Возрастная анатомия и физиология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Возрастная анатомия и  физиология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Возрастная анатомия и  физиология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
формирование у обучающихся систематизированных знаний в области строения и функционирования организма человека, процессов, протекающих в нем, механизмов деятельности организма на различных возрастных этапах.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
1.5
морфо-функциональные особенности развития детского организма;
1.6
формирование знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Возрастная анатомия и физиология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика. Практика  по воспитательной работе
2.2.2
Теория и технология  воспитания   
2.2.3
Теория и технология обучения
2.2.4
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.2.5
Комплексная подготовка вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления
2.2.6
Основы школьной гигиены
2.2.7
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.8
Самоуправление в детско-юношеских организациях
2.2.9
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.10
Учебная практика. Практика  по основам сельского хозяйства
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
Основы здорового образа жизни
2.2.13
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.14
Производственная практика  по воспитательной работе
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Самоуправление в детско-юношеских организациях
2.2.17
Учебная практика по основам сельского хозяйства
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС.
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные положения и терминологию анатомии и физиологии;
3.1.2
основные закономерности роста и развития организма человека;
3.1.3
строение и функции систем органов человека в соответствии с их возрастными особенностями;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.1.4
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека  в соответствии с их возрастными особенностями.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
3.2.2
применять знания по анатомии и физиологии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
3.2.3
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния  на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте и проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний обучающихся,в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами определения функциональной готовности детей к обучению в школе;
3.3.2
методами изучения умственной и физической работоспособности школьника  в соответствии с их возрастными особенностями;
3.3.3
навыками анализа медицинской документации в школе – индивидуальных картах обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.3.4
методами изучения и оценке режима дня школьника  в соответствии с их возрастными особенностями;
3.3.5
методами определения физического развития школьника.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие вопросы анатомии и возрастной физиологии 

 
1.1
Общие вопросы анатомии и возрастной физиологии.Предмет и задачи  анатомии и возрастной физиологии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
1.2
Методы определения биологического развития  на разных этапах онтогенеза /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
1.3
Оценка физического развития и состояния здоровья школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
1.4
История развития анатомии и возрастной физиологии  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
1.5
Онтогенез. Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
1.6
Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Регуляторные системы организма

 
2.1
Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
2.2
Исследование рефлекторных реакций человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
2.3
Изучение функционального значения центральной нервной системы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
2.4
Строение и функции эндокринной системы. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3.  Моторные функции

 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.1
Моторные функции   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
3.2
Методы изучения функции опорно-двигательного аппарата  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
3.3
Скелет человека   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
3.4
Основные группы мышц   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 4.  Сенсорные функции

 
4.1
Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
4.2
Исследование функциональных показателей сенсорных систем  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
4.3
Строение и функции зрительной и слуховой сенсорной системы. Профилактика нарушений зрения и слуха /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
4.4
Обонятельная, вкусовая, двигательная и соматосенсорная системы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 5.  Висцеральные функции  

 
5.1
Висцеральные функции   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.2
Методы исследования функционального состояния сердечно- сосудистой системы  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.3
Функциональные показатели дыхательной системы и методы их определения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.4
Определение суточной потребности энергии человека, исходя из его трудовой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.5
Требования к организации питания детей и подростков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.6
Структурно-функциональная характеристика пищеварительной системы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.7
Внутренняя среда организма. Кровь. Обмен веществ и энергии  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.8
Строение, функции и возрастные особенности выделительной системы. Кожа  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5.9
Репродуктивная система организма /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 6.  Психофизиология

 
6.1
Психофизиологические аспекты поведения ребенка  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.2
Основы физиологии высшей нервной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
6.3
Методы определения индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности детей и подростков  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.4
Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка и готовности к школьному обучению /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.5
Методы исследования и тренировки памяти и внимания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.6
Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
6.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-3.1 УК-8.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Роль в педагогической деятельности.

2.Рост и развитие. Общие закономерности роста и развития. Возрастная периодизация.

3.Нейрогуморальная регуляция функций в организме. Гомеостаз и определяющие его факторы.

4.Понятие «гуморальная регуляция». Особенности деятельности желез внутренней секреции. Понятие о гормонах.

5.Железы внутренней секреции (поджелудочная, половые, эпифиз). Гормоны, их назначение. Гипо- и гиперфункция.

6.Железы внутренней секреции (гипофиз и околощитовидные). Гормоны, их назначение. Гипо- и гиперфункция.

7.Взаимодействие желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.

8.Значение нервной системы. Морфофункциональная характеристика нервной системы. Понятие о нервном центре.

9.Морфофункциональная организация спинного мозга. Возрастные особенности развития.

10.Онтогенез и морфофункциональные особенности различных отделов нервной системы.

11.Морфофункциональная организация коры больших полушарий.

12.Понятия о высшей нервной деятельности. Характеристика условных и безусловных рефлексов. Механизм и условия образования условных рефлексов.

13.Торможение условных рефлексов. Особенности условного торможения у детей.

14.Свойства нервных процессов и типы ВНД у детей. Педагогические подходы к детям с разными типами.

15.Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора.

16.Возрастные особенности строения и функционирования слухового анализатора.

17.Возрастные особенности строения и функционирования вестибулярного анализатора.

18.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

19.Кровь, ее функции. Плазма крови. Возрастные особенности.

20.Форменные элементы крови. Возрастные особенности.

21.Возрастные особенности дыхательной системы детей.

22.Профилактика заболеваний органов дыхания.

23.Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы у детей.

24.Возрастные особенности обмена веществ и энергии.

25.Возрастные особенности органов выделения.

26.Возрастные особенности терморегуляции организма человека.

27.Физиологическая готовность детей к обучению в школе.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1.Особенности роста и развития в младенчестве.

2.Особенности роста и развития в раннем детстве.

3.Особенности роста и развития в младшем школьном возрасте.

4.Особенности роста и развития в подростковом и юношеском возрасте.

5.Онтогенез эндокринной системы.

6.Совершенствование нейрогуморальной регуляции в онтогенезе.

7.Сходство и различия в нервной и гуморальной регуляции.

8.Динамика становления в онтогенезе эндокринной функции половых желез, ее биологическое значение.

9.Участие эндокринных желез в обеспечении адаптивных реакций организма на стрессорные факторы.

10.Гормоны и половое созревание.

11.Морфологическое и функциональное развитие стволовой части головного мозга в онтогенезе.

12.Функциональное значение кольцевых связей между нейронами нервного центра.

13.Инстинкты, их отличительные особенности. Отделы мозга, участвующие в осуществлении инстинктов

 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
14.Системная деятельность мозга. Динамический стереотип как пример системности.

15.Значение динамического стереотипа в поведении и обучении. Возрастные особенности формирования и возрастные возможности переделки стереотипов.

16.Влияние физической активности и гиподинамии на формирование скелета.

17.Причины и профилактика деформаций скелета у детей школьного возраста.

18.Типы осанки. Условия развития неправильной осанки. Профилактика нарушений ее формирования.

19.Формирование двигательной функции в младенчестве, раннем детстве, младшем школьном возрасте, подростковом и юношеском возрастах.

20.Возрастные особенности зрительного анализатора.

21.Возрастные особенности слухового анализатора.

22.Возрастные особенности вестибулярного анализатора.

23.Понятие об иммунитете. Клеточный и гуморальный иммунитет, их механизмы.

24.Возрастные изменения иммунитета.

25.Возрастные особенности кроветворения.

26.Морфологическое развитие сердечно - сосудистой системы в постнатальный период.

27.Возрастные особенности параметров внешнего дыхания

28.Рефлекторные реакции сердечно - сосудистой системы у детей разного возраста.

29.Значение процессов выделения. Органы выделения.

30.Изменение с возрастом секреторной функции почек.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Возрастная анатомия и физиология"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Григорьева, Е. В.
Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11443-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494027
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лысова, Н. Ф.
Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 398 c. — ISBN 978-5-379-02027-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65272.html 
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.2
Дробинская, А. О.
Анатомия и возрастная физиология: учебник для вузов / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04086-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488733
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Анатомический атлас URL:http://www.vh.org/adult/provider/anatomy/HumanAnatomy/CrossSectionAtlas .html 
 
Э2
Педагогическая библиотека URL: http://www:ptdlib.ru/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
КиберЛенинка: научная электронная библиотека.-  URL: https://cyberleninka.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
     Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

     В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

     В ходе   практическим занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

     С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

     Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к зачету

     Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.