Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Вопросы к зачету:
1.Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Роль в педагогической деятельности.
2.Рост и развитие. Общие закономерности роста и развития. Возрастная периодизация.
3.Нейрогуморальная регуляция функций в организме. Гомеостаз и определяющие его факторы.
4.Понятие «гуморальная регуляция». Особенности деятельности желез внутренней секреции. Понятие о гормонах.
5.Железы внутренней секреции (поджелудочная, половые, эпифиз). Гормоны, их назначение. Гипо- и гиперфункция.
6.Железы внутренней секреции (гипофиз и околощитовидные). Гормоны, их назначение. Гипо- и гиперфункция.
7.Взаимодействие желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.
8.Значение нервной системы. Морфофункциональная характеристика нервной системы. Понятие о нервном центре.
9.Морфофункциональная организация спинного мозга. Возрастные особенности развития.
10.Онтогенез и морфофункциональные особенности различных отделов нервной системы.
11.Морфофункциональная организация коры больших полушарий.
12.Понятия о высшей нервной деятельности. Характеристика условных и безусловных рефлексов. Механизм и условия образования условных рефлексов.
13.Торможение условных рефлексов. Особенности условного торможения у детей.
14.Свойства нервных процессов и типы ВНД у детей. Педагогические подходы к детям с разными типами.
15.Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора.
16.Возрастные особенности строения и функционирования слухового анализатора.
17.Возрастные особенности строения и функционирования вестибулярного анализатора.
18.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.
19.Кровь, ее функции. Плазма крови. Возрастные особенности.
20.Форменные элементы крови. Возрастные особенности.
21.Возрастные особенности дыхательной системы детей.
22.Профилактика заболеваний органов дыхания.
23.Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы у детей.
24.Возрастные особенности обмена веществ и энергии.
25.Возрастные особенности органов выделения.
26.Возрастные особенности терморегуляции организма человека.
27.Физиологическая готовность детей к обучению в школе.
Темы рефератов с презентацией:
1.Особенности роста и развития в младенчестве.
2.Особенности роста и развития в раннем детстве.
3.Особенности роста и развития в младшем школьном возрасте.
4.Особенности роста и развития в подростковом и юношеском возрасте.
5.Онтогенез эндокринной системы.
6.Совершенствование нейрогуморальной регуляции в онтогенезе.
7.Сходство и различия в нервной и гуморальной регуляции.
8.Динамика становления в онтогенезе эндокринной функции половых желез, ее биологическое значение.
9.Участие эндокринных желез в обеспечении адаптивных реакций организма на стрессорные факторы.
10.Гормоны и половое созревание.
11.Морфологическое и функциональное развитие стволовой части головного мозга в онтогенезе.
12.Функциональное значение кольцевых связей между нейронами нервного центра.
13.Инстинкты, их отличительные особенности. Отделы мозга, участвующие в осуществлении инстинктов
15.Значение динамического стереотипа в поведении и обучении. Возрастные особенности формирования и возрастные возможности переделки стереотипов.
16.Влияние физической активности и гиподинамии на формирование скелета.
17.Причины и профилактика деформаций скелета у детей школьного возраста.
18.Типы осанки. Условия развития неправильной осанки. Профилактика нарушений ее формирования.
19.Формирование двигательной функции в младенчестве, раннем детстве, младшем школьном возрасте, подростковом и юношеском возрастах.
20.Возрастные особенности зрительного анализатора.
21.Возрастные особенности слухового анализатора.
22.Возрастные особенности вестибулярного анализатора.
23.Понятие об иммунитете. Клеточный и гуморальный иммунитет, их механизмы.
24.Возрастные изменения иммунитета.
25.Возрастные особенности кроветворения.
26.Морфологическое развитие сердечно - сосудистой системы в постнатальный период.
27.Возрастные особенности параметров внешнего дыхания
28.Рефлекторные реакции сердечно - сосудистой системы у детей разного возраста.
29.Значение процессов выделения. Органы выделения.
30.Изменение с возрастом секреторной функции почек.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическом занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе практическим занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.