2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Организация внеурочной деятельности по русскому языку_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся умения проектировать и осуществлять организацию и проведение внеурочной работы по русскому языку.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать общие представления о функциях, задачах и содержании работы организаторов воспитательного процесса в школе;
1.4
выработать  концептуальные представления о сущности и ценностях  внеурочной работы по предмету;
1.5
научить осуществлять перспективное планирование и проведение различных форм и видов внеурочной работы в школе;
1.6
ознакомить с актуальной информацией о новых подходах к организации внеурочной работы с обучающимися по предмету "Русский язык" и формах ее реализации в  общеобразовательной организации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.2
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.3
Социология
2.1.4
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.1.5
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.6
Основы ораторского мастерства
2.1.7
Педагогическая риторика
2.1.8
Производственная практика по внеурочной работе
2.1.9
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.10
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.11
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.1.12
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.13
Основы ораторского мастерства
2.1.14
Педагогическая риторика
2.1.15
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.16
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.17
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.1.18
Педагогическая риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
2.2.5
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
2.2.6
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Русский  язык"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели;
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.1.2
содержание предметной области "Русский язык";
3.1.3
нормативно-правовые основы проведения внеурочной деятельности  в общеобразовательной организации;
3.1.4
особенности внеурочной деятельности по предмету «Русский язык»;
3.1.5
цели и задачи внеурочной деятельности;
3.1.6
виды внеурочной деятельности обучающихся по предмету "Русский язык";
3.1.7
формы, методы, приемы и средства организации внеурочной деятельности обучающихся по предмету "Русский язык"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
строить взаимодействие с субъектами образовательного процесса  с целью достижения поставленной цели;
3.2.2
организовывать внеурочной деятельности по предмету «Русский язык»;
3.2.3
определять и формулировать цели и задачи внеурочной деятельности по предмету «Русский язык»;
3.2.4
применять формы, методы, приемы и средства организации внеурочной деятельности по предмету «Русский язык»
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели;
3.3.2
навыками самостоятельной работы по проектированию и организации внеурочной деятельности по предмету «Русский язык»;
3.3.3
навыками применения форм, методов, приемов и средств организации внеурочной деятельности по предмету «Русский язык»
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Цели, задачи, принципы внеучебной деятельности по предмету «Русский язык»

 
1.1
Введение в дисциплину. Проблема определения понятия внеучебной деятельности. Взаимосвязь внеучебной и внеурочной деятельности. Определение внеучебной деятельности по ФГОС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
1.2
Введение в дисциплину. Специфика внеучебной деятельности обучающихся по предмету «Русский язык»  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
1.3
Понятие «внеучебная деятельность».

Цели, задачи, принципы внеучебной деятельности по предмету «Русский язык».

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 2. Виды внеучебной деятельности по предмету «Русский язык»

 
2.1
Познавательная деятельность. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
2.2
Трудовая (производственная) деятельность

Виды внеучебной деятельности. Познавательная деятельность. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение). Трудовая (производственная) деятельность /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
2.3
Туристско-краеведческая/лингвострановедческая  деятельность.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
2.4
Спортивно-оздоровительная деятельность. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
2.5
Туристско-краеведческая/лингвострановедческая  деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
2.6
Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
2.7
Игровая деятельность.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
2.8
Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Игровая деятельность /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 3. Формы внеучебной деятельности.

Формы внеучебной деятельности по предмету «Русский язык»

 
3.1
Анализ и самоанализ внеучебной деятельности по предмету «Русский язык» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.2
Викторины. Познавательные игры.Экскурсии. Экспедиции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.3
Организация внеучебной деятельности по предмету «Русский язык». Викторины. Познавательные игры. Познавательные беседы. Дидактический театр, общественный смотр знаний. Детские исследовательские проекты /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.4
Организация внеучебной деятельности по предмету «Русский язык».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.5
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.6
Организация внеучебной деятельности по предмету «Русский язык». Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки. Праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.7
Организация внеучебной деятельности по предмету «Русский язык».  Творческие кружки. Кружки ремесел /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.8
Кружки. Фестивали. Дебаты. Игры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.9
Образовательная экскурсия. Туристическая поездка/поход. Краеведческая экспедиция. Лингвострановедческая экспедиция. Туристско-краеведческая/лингвострановедческая экспедиция. Беседы о здоровом образе жизни. Турниры. Оздоровительные акции-проекты. Социальный проект. Коллективно-творческое дело (КТД) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.10
Кружки художественного творчества. Художественные выставки. Фестивали искусств. Спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.11
Этическая беседа. Дебаты. Тематический диспут. Проблемно-ценностная дискуссия.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
3.12
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 ПК-1.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Значение внеучебной деятельности  по русскому языку. Цели и задачи внеучебной  работы по русскому языку.

2.Принципы внеучебной  работы по русскому языку.

3.Методика проведения  внеучебной работы по русскому языку в средней школе.

4.Языковой и речевой материал, изучаемый по программе, в рамках внеучебной  работы по русскому языку.

5.Включение во внеучебную работу по русскому языку вопросов, не связанных с учебным материалом и способствующих расширению общего кругозора обучающихся.

6.Тематика вопросов первой и второй группы.

7.Планирование внеучебной  работы.

8.Классификация форм внеучебной работы по русскому языку: по способу подачи материала, по частоте проведения, по количеству участников.

9.Виды групповой и массовой внеучебной работы по русскому языку.

10.Методика организации постоянно действующих и эпизодических видов внеучебной  работы по русскому языку.

11.Методика проведения кружковых занятий по русскому языку.

12.Методика проведения олимпиад и конкурсов по русскому языку.

13.Методика проведения Недели русского языка в школе.

14.Методика организации факультатива по русскому языку.

15.Методика проведения факультативных занятий по русскому языку.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
16.Элективные курсы по русскому языку.

17.Формы и виды внеучебной работы при подготовке к ГИА.

18. Организация внеурочной работы по русскому языку с использованием компьютера.

19.Организация и проведение элективных курсов по русскому языку.

20.Организация внеучебной  работы по русскому языку с использованием ИКТ.

21. Требование ФГОС к организации внеучебной деятельности.

22. Составление сценария языкового мероприятия.

23. Самоанализ сценария языкового мероприятия.

24. Методы внеурочной работы по русскому языку: участие в элементарных формах исследовательской работы, собирание диалектного, фольклорного материала и др.

25.Общедидактические принципы: индивидуального подхода к обучающимся, наглядности, сознательности и активности, научности, систематичности и последовательности.

26. Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности по русскому языку.

27. Составление сценария внеурочного занятия.

28. Самоанализ проведенного внеурочного занятия.

29. Домашние работы обучающихся как форма внеурочной работы по русскому языку.

30. Кабинет русского языка как центр организации внеурочной работы.

31. Роль языковых конкурсов в повышении мотивации изучения русского языка.

Задания к зачету

1. Проанализируйте сценарий внеурочного занятия по русскому языку по плану.

2. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по русскому языку в 5 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого материала.

3. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по русскому языку в 6 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого материала.

4. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по русскому языку в 7 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого материала.

5. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по русскому языку в 8 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого материала.

6. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по русскому языку в 9 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого материала.

7. Предложите возможные задания для внеурочного занятия по русскому языку в 10 классе и обоснуйте их целесообразность с учетом изучаемого материала.

8. Разработайте план мероприятий для недели русского языка для обучающихся 5-8 классов.

9. Разработайте план мероприятий для недели русского языка для обучающихся 9-10 классов.

10.Разработайте тематический план кружка "Увлекательный русский" для обучающихся 5-8 классов.

11.Разработайте тематический план кружка "Юный исследователь" для обучающихся 9-10 классов.

12.Предложите план элективного курса по русскому языку для обучающихся 5-6 классов.

13.Предложите план элективного курса по русскому языку для обучающихся 7-8 классов.

14.Предложите план элективного курса по русскому языку для обучающихся 9-10 классов.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.2
Аннушкин, Ю. В. 
Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06433-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411741
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гац, И. Ю. 
Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях : 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 260 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09310-0. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612 
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Муштавинская, И.В. 
Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации  :  методическое пособие/ Муштавинская И.В., Кузнецова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2016.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68593.html.— ЭБС «IPRbooks»:  :  методическое пособие/ Муштавинская И.В., Кузнецова Т.С.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2016.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68593.html.— ЭБС «IPRbooks»
Санкт-Петербург: КАРО, 2016
 
Л3.2
сост. Потанина, А.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Внеучебная деятельность по русскому языку и литературе»: : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык и литература, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература» по дисциплине «Внеучебная деятельность по русскому языку и литературе» [Электронный ресурс] / сост. А. В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018 .— 77 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Внеучебная деятельность по русскому языку и литературе_Потанина.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28) Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                               Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                          Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной 

 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                       Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                              Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому 

 
стр. 11
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                              Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.