Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Перечень вопросов к зачету
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения по русскому языку и литературе.
3. Исследование и проект как творческие формы образовательной деятельности.
4. Специфика организации проектно-исследовательской деятельности на различных уровнях филологического образования.
5. Типология проектов в культуре.
6. Структура и этапы проектно-исследовательской деятельности.
7. Паспорт проекта.
8. Проектный замысел и план реализации проекта.
9. Долгосрочные проекты. План реализации долгосрочного проекта.
10. Цель и задачи проекта.
11. Разработка этапов проекта.
12. Структура предъявления результатов выполнения проектного задания.
13. Современные подходы к использованию метода проектов в обучении русскому языку и литературе.
14. Содержание обучения русскому языку и литературе на основе проектной деятельности.
15. Реализация роли учителя русского языка и литературы в проектной деятельности.
16. Планирование урока русского языка / литературы на основе проектной деятельности.
17. Анализ и самоанализ урока русского языка / литературы на основе проектной деятельности.
18. Мониторинг и оценка поэтапного выполнения проекта по русскому языку / литературе
19. Способы оценки результатов проектной деятельности на различных уровнях филологического образования.
20. Способы оценки результатов исследовательской деятельности на различных уровнях филологического образования.
21. Требования к программам дополнительного образования.
22. Структура и содержание программы по русскому языку / литературе с элементами исследовательской деятельности.
23. Структура и содержание программы по русскому языку / литературе с элементами проектной деятельности.
24. Риски при реализации проекта.
25. Учебное исследование и учебный проект.
26. Школьная проектная лаборатория.
27. Специфика организации проектной деятельности на бинарных уроках.
28. Специфика организации исследовательской деятельности на бинарных уроках.
29. Специфика организации проектной деятельности на внеурочных занятиях
30. Специфика организации исследовательской деятельности на внеурочных занятиях.
Задания к экзамену
1. Разработать план проекта по русскому языку / литературе для обучающихся 5 класса.
2. Разработать план проекта по русскому языку / литературе для обучающихся 6 класса.
3. Разработать план проекта по русскому языку / литературе для обучающихся 7 класса.
4. Разработать план проекта по русскому языку / литературе для обучающихся 8 класса.
5. Разработать сценарий урока-проекта по русскому языку / литературе в 8 классе.
6. Разработать сценарий урока-проекта по русскому языку / литературе в 9 классе.
7. Разработать содержание программы дополнительного образования по русскому языку / литературе с элементами проектно-исследовательской деятельности для обучающихся 10-11 классов.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Целью практических занятий (ПЗ) выступает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, приобщение к научным знаниям, готовность и способность к проведению самостоятельных изысканий.
Практические занятия являются традиционной формой аудиторных занятий, также они дают возможность применить современные образовательные технологии, осуществить персонифицированный подход к обучающемуся, тренировать навыки практической работы.
На практическом занятии формируются не только научно-исследовательские компетенции, но и общекультурные, и профессиональные. Темы занятий выступают продолжением лекционных и посвящены углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний, совершенствованию того или иного вида деятельности с целью приобретения обучающимися научно-исследовательских компетенций.
Вопросы, выносимые для обсуждения на ПЗ, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно-аналитический. В течение ПЗ актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы на них можно было дать абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень владения фактическим и теоретическим материалом, степень освоения обучающимися определенного лекционного материала, а так же способности в нем ориентироваться. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Обучающийся должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при воспроизведении и анализе того или иного факта.
Преобладающей формой организации практического занятия является работа в группах. Работа в группах организуется на основе использования методов развивающего обучения, интерактивного обучения, проблемного обучения, обучения в
В систему обсуждения материала, помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические выступления: студент выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.
Такая организация ПЗ способствует развитию научно-исследовательских компетенций, а также создает потенциал для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Методические указания к практическим занятиям
Работа над теоретическими аспектами данной учебной дисциплины предполагает усвоение материала лекций, а также весьма значительный объем самостоятельной работы как в плане углубления знаний по темам, освещенным в лекционном курсе (изучение материала учебников и монографий, написание аннотаций, конспектов), так и в плане самостоятельного освоения ряда тем.
В связи с многообразием и обширным объемом информации (материала), который составляет предмет учебной дисциплины не вызывает сомнения необходимость самостоятельного изучения некоторых тем и самостоятельного углубленного изучения ряда аспектов тем, освещенных в лекционном курсе. При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю, причем можно также задать вопросы по содержанию и трактовке изучаемого самостоятельно материала.
Целью практических занятий (ПЗ) выступает формирование профессиональных компетенций и контроль знаний обучающихся.
Практические занятия являются традиционной формой аудиторных занятий, также они дают возможность применить новые образовательные технологии, осуществить персонифицированный подход к студенту, тренировать навыки практической работы.
На практическом занятии формируются не только профессиональные, но и научно-исследовательские компетенции.
Вопросы, выносимые для обсуждения на занятии, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы на них можно было дать абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень владения фактическим и теоретическим материалом, а так же способности в нем ориентироваться. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Обучающийся должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при воспроизведении и анализе конкретного научно-методического материала.
В систему обсуждения материала, помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические выступления: обучающийся выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.
В течение занятия актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания на основе использования на занятии интерактивных педагогических и информационных технологий. Такая организация практического занятия способствует формированию как профессиональных, так и общекультурных компетенций, а также создает потенциал для развития научно- исследовательских компетенций, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем виде:
•самостоятельное изучение теоретического материала;
•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;
•выполнение упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;
•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.