2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с принятыми в отечественной и зарубежной практике подходами, методами и приемами проектной и исследовательской деятельности в образовании
1.4
формировать умения проектирования учебно-воспитательного процесса по предметам "Русский язык" и "Литература";
1.5
формировать умения организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения предмету "Литература"
2.1.2
Методика обучения предмету "Русский язык"   
2.1.3
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.4
Общая и социальная психология
2.1.5
Психолого-педагогический практикум   
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по литературе
2.2.2
Курсовая работа по русскому языку
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;
3.1.2
содержание методической составляющей в организации исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования;
3.1.3
основы урочной и внеурочной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять критерии оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
3.2.2
планировать и организовывать учебно-исследовательскую и проектную работу обучающихся по предметам "Русский язык" и "Литература" в рамках урочной и внеурочной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами научно-педагогического исследования по предметам "Русский язык" и "Литература";
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.3.2
профессиональным инструментарием, необходимым для организации учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся по предметам "Русский язык" и "Литература" в рамках урочной и внеурочной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Проблемы модернизации обучения русскому языку и литературе в школе

 
1.1
Образовательные стандарты нового поколения.  Новые методологические подходы. Рационализация труда учителя /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
1.2
Проблемы модернизации обучения русскому языку и литературе в средней школе (анализ)

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
1.3
Материалы ФГОС для всех ступеней среднего общего образования (анализ) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
 
Раздел 2. Проектная деятельность по русскому языку и литературе

 
2.1
Типология проектов. Структурирование проектов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.2
История возникновения метода. Роль метода проектов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.3
Основные требования к использованию метода проектов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.4
Организация содержания и процесса обучения русскому языку и литературе на основе проектной деятельности.

Проектная деятельность учителя русского языка и литературы

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
2.5
Признаки проектной технологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.6
Межпредметный и интегративный характер проектной работы. Проектная работа как особая форма  урочной и внеурочной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.7
Содержание и структура проектной работы учителя русского языка и литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.8
Мониторинг и оценка поэтапного выполнения проекта /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.9
Деятельность учителя по организации проектной работы обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.10
Виды проектов в изучении русского языка и литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.11
Содержание и структура проектной работы обучающихся по русскому языку и литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.12
Планирование выполнения проекта по русскому языку и литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.13
Виды вспомогательной работы в ходе выполнения проектного задания. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
2.14
Критерии оценки проекта по русскому языку и литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
2.15
Защита проекта по русскому языку и литературе. Основные требования к оформлению проекта.Формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
 
Раздел 3. Учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе

 
3.1
Проблемы методики организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях перехода к стандартам нового поколения.Организация урочной и внеурочной учебно-исследовательской деятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
3.2
Понятие науки и классификация наук. Теоретические и эмпирические методы исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
3.3
Планирование учебно-исследовательской работы обучающихся СОШ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
 
Раздел 4. Сбор научной информации

 
4.1
Изучение и анализ источников информации. Обучение школьников сбору, анализу и обработке научной информации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
4.2
Выписки, конспектирование, резюме научных источников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
4.3
Способы фиксации библиографической информации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
4.4
Аннотирование научных статей /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
4.5
Правила библиографического описания научного документа /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
4.6
Основные источники информации.Составление списка литературы по теме исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
 
Раздел 5. Написание и оформление исследовательских работ

 
5.1
Понятийный аппарат исследования. Основные понятия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
5.2
Введение в исследовательскую работу. Формулирование основных элементов понятийного аппарата /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
5.3
Определение методологических, теоретических и методических основ исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
5.4
Особенности подготовки, оформления и защиты исследовательских работ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
5.5
Оформление структурных частей ученической исследовательской работы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
5.6
Оформление иллюстративного и графического материала и приложений /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
5.7
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация                                                                 

Вопросы для подготовки к зачету

1.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения.

3.Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе.

4.Технологии обучения русскому языку и литературе.

5.Современные интерактивные педагогические технологии обучения русскому языку и литературе.

6.Технология «Метод проектов».

7.Типология проектов.

8.Структурирование проектов.

9.Содержание обучения русскому языку и литературе на основе проектной деятельности.

10.Структура содержания обучения русскому языку и литературе на основе проектной деятельности.

11.Структура процесса обучения русскому языку и литературе на основе проектной деятельности.

12.Основные требования к использованию метода проектов.

13.Анализ и самоанализ урока русскому языку и литературе на основе проектной деятельности.

14.Планирование урока русскому языку и литературе на основе проектной деятельности.

15.Основные требования к оформлению проекта.Формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

16.Что такое наука? Что такое учебное исследование?

17.Какова роль учебно-исследовательской деятельности в формировании картины мира обучающегося?

18.Какова роль учебно-исследовательской деятельности в современном образовательном процессе?

19.Какие основные концепции учебно-исследовательской деятельности обучающихся вам известны?

20.Какая главная социальная роль учебно-исследовательской деятельности в современном образовательном процессе?

21.Какие основные функции учебно-исследовательской деятельности вам известны? В чем их назначение?

22.Что такое объект и предмет учебно-исследовательской деятельности ?

23.Сформулируйте цели и задачи учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

24.Назовите  виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся, в чем их различие?

25.Что такое научная картина мира?

26.Чем обусловлено выделение двух уровней научного познания: эмпирического и теоретического?

27.Дайте определение терминов «метод», «методика» и «методология».

28.Какова основная функция метода?

29.Перечислите общенаучные методы научных исследований и дайте общую характеристику каждому из них.

30.Какие всеобщие методы исследования вы можете назвать?

31.Назовите  специальные методы исследования, определите их значимость и необходимость.

32.Какие опросные методы исследования вы знаете?

33.Перечислите и дайте характеристику теоретическим методам научного познания.

34.Перечислите и дайте характеристику эмпирическим методам научного познания.

35.Что такое логика процесса исследования.

36.Перечислите этапы учебно-исследовательской работы и дайте общую характеристику каждому из них.

37.Соотнесите понятия тема и проблема исследования.

38.Обозначьте критерии выбора темы.

39.Что значит обосновать актуальность темы?

40.Что такое информация? Какие виды информации вы знаете?

41.Перечислите основные источники научной информации?

42.Что такое документ? Перечислите виды документов.

43.Назовите основные средства поиска и сбора научной информации. В чем их назначение?

44.Какую роль в процессе сбора, анализа и систематизации источников информации играет научно-справочный аппарат книги?

45.Что такое библиотечный каталог? Какие виды каталогов вы знаете.

46.Каковы основные методологические приемы знакомства с научной литературой; охарактеризуйте каждый из них.

47.Перечислите некоторые приемы чтения книг, позволяющие более эффективно усваивать их содержание.

48.Раскройте технику сбора первичной научной информации, ее фиксацию и хранение.

49.Перечислите основные виды переработки научного текста. Охарактеризуйте каждый из них.

50.Что такое аргументация? Назовите виды аргументов.

51.Как строится доказательное рассуждение.

52.В чем заключаются логические и предметные ошибки в исследованиях.

53.Раскройте особенности учебно-исследовательской работы.

54.Назовите цель, задачи и требования к реферату. Обозначьте структуру реферата. Какие виды рефератов вы знаете.

55.Перечислите критерии оценки реферата.

 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
56.Назовите характерную особенность языка письменной научной речи.

57.Что такое стиль письменной научной речи?

58.Назовите важнейшие условия предупреждения ошибок в научной работе.

59.Изложите методику работы над изложением результатов исследования.

60.Раскройте особенности подготовки структурных частей исследовательской работы: введения, заключения, приложений, аннотаций и т.д.

61.Перечислите общие требования к оформлению исследовательских работ.

62.Изложите особенности текстовой части исследовательских работ.

63.Каковы правила оформления иллюстративного материала?

64.Раскройте особенности подготовки к защите исследовательских работ.

65.В чем заключается подготовка текста выступления на защите научной работы?

66.Раскройте назначение отзыва и рецензии на исследовательскую работу.

Задания к зачету:

I. Подготовить индивидуальный творческий проект (на выбор):

1 Подготовить рецензию на УМК по русскому языку или литературе.

2 Составить памяток для учителя/обучающихся по обучению написанию изложения с элементами сочинения на основе проектной деятельности.

3 Разработать фрагмент урока русского языка по изучению морфологии на основе проектной деятельности.

4 Разработать проект «Неделя русского языка / литературы» в школе.

5 Разработать план ученического проекта по русскому языку / литературе.

II. Подготовить исследование обучающегося 5-9 классов:

-Оформление Титульного листа исследовательской работы

-Разработка раздела исследовательской работы «Содержание»

-Разработка содержания «Введения» (аппарат исследования)

-Составление «Списка использованных источников»

-Подбор статей по теме исследования (2 статьи)

III. Разработать темы исследовательских работ (не менее 10) по предметам «Русский язык» / «Литература» (на выбор) для обучающихся 5-9 классов.

                             

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД                                                            

                                                                       

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Неумоева-Колчеданцева, Е.В.
Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Байбородова, Л. В.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437120
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Полат, Е. С.,  Болдырева, А. М.,  Пеньковских, Е. А. [и др.] ; составители Пестерева, В. Л., Власова, И. Н. 
Организация проектной деятельности обучающихся : : хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских [и др.] ; составители В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86374.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017
 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дрещинский В.А.
Методология научных исследований: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07187-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438362 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.3
Зиангирова, Л.Ф. 
Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности : : монография/ Зиангирова Л.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 163 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31944.html.— ЭБС «IPRbooks»
Саратов: Вузовское образование, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зудина,  Е. В.
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации : учебно-методическое пособие / Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016. — 57 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57785.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016
 
Л3.2
Зиангирова, Л. Ф.
Организация проектной деятельности учащихся : : научно-практические рекомендации для учителей, методистов и студентов педвузов / Л. Ф. Зиангирова. — Уфа : Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007. — 53 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31943.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Уфа : Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007
 
Л3.3
сост. Потанина, А. В. 
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности : : методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература / сост. А. В. Потанина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 55 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности_метод реком_Потанина АВ.pdf>
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
стр. 11
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 12
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
                                                     Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                        Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                 Методические указания к зачету.

 
стр. 13
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                                   Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.