2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Основы языкознания_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы языкознания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Основы языкознания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся научного мировоззрения, основанного на изучении разделов науки о языке, лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, с целью дальнейшего использования научных знаний в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить обучающихся с основными разделами науки о языке,лингвистической проблематикой и лингвистической терминологией;
1.4
сформировать умения применять полученные теоретические и практические знания для решения исследовательских задач в предметной области;
1.5
сформировать умения осуществлять рефлексию собственной исследовательской деятельности в предметной области;
1.6
научить научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе.     
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Иностранный язык
2.1.4
Литература с основами литературоведения
2.1.5
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.6
Логопедия (Дислалия)
2.1.7
Общая педагогика
2.1.8
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.9
Современный русский язык
2.1.10
татарская литература
2.1.11
Татарский язык
2.1.12
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.13
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.14
Логопедия (Дислалия)
2.1.15
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.16
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.17
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.18
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Логопедия (Ринолалия)
2.2.3
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.4
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.5
Основы генетики
2.2.6
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.7
Психопатология
2.2.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.10
Логопедия (Алалия)
2.2.11
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.12
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.13
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.17
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.18
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.19
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации)
2.2.20
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.21
Социология
2.2.22
Тренинг педагогического общения
2.2.23
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.24
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.25
Онтогенез речевой деятельности
2.2.26
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Логопедия (Ринолалия)
2.2.30
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.31
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.32
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.33
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.34
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.35
Курсовая работа по модулю 7
2.2.36
Логопедия (Алалия)
2.2.37
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.38
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.39
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.40
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.41
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.42
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.43
Тренинг педагогического общения
2.2.44
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.45
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.46
Производственная преддипломная практика
2.2.47
Онтогенез речевой деятельности
2.2.48
Основы генетики
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2: готов совершенствовать свою речевую культуру
 
Знать:
 
понятие речевой нормы, типы норм русского языка, основные критерии культуры речи
 
звуковую сторону устной речи, артикуляционный аппарат человека,  процесс речеобразования, функциональные области речеобразования
 
правила артикуляции гласных и согласных звуков
 
 
Уметь:
 
соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы  русского языка; придерживаться  основных критериев, предъявляемых к  культуре речи

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
сознательно воспринимать, анализировать и оценивать речевую практику - дикцию, голос, высоту и силу звука, громкость, тембр, интонацию, мелодику, темп речи
 
правильно произносить гласные и согласные звуки
 
 
Владеть:
 
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка; навыками применения основных критериев культуры речи
 
методикой исправления непатологических дефектов речи  и тренировки артикуляторных мышц
 
методикой работы над гласными и согласными звуками в звукосочетаниях и словах

 
 
 
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
 
Знать:
 
определение понятий "язык" и "речь", функции языка и речи
 
формы, типы, модель вербальной коммуникации,  виды речевой деятельности
 
основные единицы вербальной коммуникации, потенциал невербальных средств коммуникации
 
 
Уметь:
 
отвечать на вопросы и задавать их в соответствии  с целью и форматом диалога; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; принимать решение в соответствии с полученной в ходе диалога информацией; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать  вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом
 
высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры; определять жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом
 
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога; представлять результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы; создавать письменный документ, содержащий аргументацию за/против предъявленной для обсуждения позиции; определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме
 
приемами, позволяющими достичь поставленных целей в конкретной ситуации
 
основными единицами вербальной коммуникации, потенциалом невербальных средств коммуникации
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
основные проявления нарушений устной  речи
 
основные виды нарушений речи
 
методологию педагогических исследований, проблемы речевого и физического развития ребенка с речевым нарушением, основные закономерности психического развития ребенка с речевыми нарушениями, психологические параметры дизонтогенеза    
 
 
Уметь:
 
определять качество нарушений устной  речи
 
определять вид нарушения
 
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную   среду для объективного исследования речевого развития ребенка, определять уровень и вид  нарушения устной  речи  ребенка                                
 
 
Владеть:
 
способностью определять нарушение устной  речи 
 
способностью выделять вид и форму дисграфии; способами исследования речевого статуса, психического и физического развития ребенка, методиками проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей с речевыми нарушениями
 
способностью обследования ребенка с дисграфией и определения вида нарушения речи
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
современные методы и технологии обучения 
 
современные методы и технологии диагностики 
 
способы оценивания  результатов обучения 
 
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности 
 
определять методики проведения исследовательской деятельности
 
находить пути проведения исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
применением различных методик исследовательской деятельности
 
навыками проведения исследовательской деятельности на основе лингвистических, педагогических и психологических  знаний
 
навыками исследовательской деятельности в области  языкознания
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
звуковую сторону устной речи, произносительный аппарат человека,  процесс речеобразования, функциональные области речеобразования; теоретические сведения основ языкознания; правила произношения гласных и согласных звуков; определение понятий "язык" и "речь", функции языка и речи;формы, типы, модель вербальной коммуникации,  виды речевой деятельности;основные единицы вербальной коммуникации, потенциал невербальных средств коммуникации; критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ; основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся; основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии; современные методы и технологии обучения; современные методы и технологии диагностики; способы оценивания  результатов обучения.
3.1.2
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы языкознания; сознательно воспринимать, анализировать и оценивать речевую практику; правильно произносить гласные и согласные звуки; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры; представлять результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы; оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам; определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса; проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; определять направления исследовательской деятельности; определять методики проведения исследовательской деятельности;находить пути проведения исследовательской деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами языкознания; навыками применения основных критериев культуры речи; основными единицами вербальной коммуникации, потенциалом невербальных средств коммуникации; навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды;навыками исследовательской деятельности в области  языкознания.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Языкознание как наука.Взаимосвязь языка и общества, языка и мышления. Язык и речь

 
1.1
Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
1.2
Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.3
Многокачественная природа языка  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
1.4
Природа и сущность языка.Язык как система знаков /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
1.5
Язык как система знаков  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
1.6
Парадигматические и синтагматические связи и отношения в языке  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
1.7
Взаимосвязь языка и общества, языка и мышления.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
1.8
Функции языка как его сущностные характеристики. Язык и речь  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 2. Фонетический уровень языка

 
2.1
Основные аспекты изучения звуков.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
2.2
Фонология как наука, история ее становления. Понятие фонемы, различительные признаки фонем. Фонема и звук  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
2.3
История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Графика, орфография и ее основные принципы.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 3. Лексический уровень языка. Грамматический уровень языка

 
3.1
Слово как название вещи. Лексема и лексическое значение. Внутренняя форма слова. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.2
Стилистическое и хронологическое расслоение словарного состава. Исторические изменения в словарном составе. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.3
Понятие семы. Синтагматические отношения на лексическом уровне. Лексическая сочетаемость /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.4
Лексикография. Энциклопедические, лингвистические, толковые словари. Учебная лексикография. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.5
Грамматика как лингвистическая наука. Грамматическая форма, значение. Разделы. Морфемы, служебные слова и словообразовательные модели. Морфемы, служебные слова и другие грамматические средства.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.6
Грамматические категории. Понятийные категории. Парадигма. Типы грамматических категорий. Грамматические категории разных языков.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.7
Части речи и принципы их выделения. Части речи разных языков.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.8
Синтаксические единицы и категории.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.9
Предложение. Предикативность и ее виды. Актуальное членение предложения. Синтаксис  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 4. Развитие и функционирование языков

 
4.1
Языки живые и мертвые, искусственные и естественные.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.2
Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи.Виды диалектов.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.3
Понятие литературного языка и нормы.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.4
Языковые контакты. Языки межэтнического общения (контактные языки): лингва франка, пиджины, креольские языки, койне. Билингвизм.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.5
Генеалогическая классификация языков  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.6
Типологическая классификация языков.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.7
Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира». /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.8
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация                                            

Вопросы для подготовки к зачету

1. Языкознание как общественно-историческая наука. Предмет и задачи курса.

2. Связь языкознания с другими науками.

3. Язык и речь.

4. Язык и мышление.

5. Функции языка.

6. Сущность языка.

7. Язык как общественное явление.

8. Фонетика. Её задачи, предмет единицы.  

9. Устройство речевого аппарата человека. Артикуляционная база языка.

10.Классификация гласных звуков.

11. Классификация согласных.

12. Изменение звуков в речевом потоке.

13. Ударение и его виды.

14. Интонация и ее элементы.

15. Предмет, задачи и разделы лексикологии.

16. Лексическое значение слова. Типы лексических значений.

17. Мотивированность слова.

18. Свободные и устойчивые словосочетания. Классификация фразеологизмов.

19. Синонимы, их классификация. Синонимический ряд.

20. Антонимы, их виды.

21. Многозначность слова.

22. Омонимия. Типы омонимов.

23. Антонимы, их виды.

24. Паронимы, их отличие от омонимов.

25. Активная и пассивная лексика. Архаизмы и неологизмы.

26. Лексика, ограниченная в своем употреблении.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
27. Устаревшие слова.

28. Неологизмы.

29. Основные пути обогащения словарного состава языка.

30. Ономастика.

31. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.

32. Грамматика как строй языка и как раздел языкознания.

33. Грамматическое значение, отличие его от лексического.

34. Единицы грамматического строя языка.      

35. Морфема. Типы морфем.

36. Основные способы выражения грамматических значений в языках различного строя.

37. Грамматическая категория.

38. Части речи как лексико-грамматические классы слов.

39. Синтаксический уровень языка. Основные единицы данного уровня.

40. Словосочетание как единица синтаксического уровня. Типы словосочетаний.

41. Типы связи слов на уровне словосочетаний.

42. Предложение Основные типы предложений.

43. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.

44. Члены предложения.

45. Классификация языков.

46. Генеалогическая классификация языков.

47. Типологическая классификация языков.

48.Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития  языков.

49.Биологические и социальные теории происхождения языка.

50.Основы материалистической теории происхождения языка.

51. Языки и диалекты на ранних этапах развития общества.

52. Образование языков народностей при рабовладельческом и феодальном строе.

53. Развитие национальных языков.

54. Взаимодействие языков в их историческом развитии.

55. Исторические течения языкознания. Общая характеристика.

56. Этапы развития языка.

Задания к зачету

1. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах. Яд, жизнь, ошибка, ропот, сдоба, фильм, ёж, щука.

2.Какие фонетические чередования представлены в корнях слов? Возить, ловить, снег, груз, косить, след, рог, лодка,водить.

3. Выделите в следующих примерах проклитики и энклитики.Что  скажут  о  тебе  другие,  коли  ты  сам  о  себе  ничего  сказать  не  можешь?  Е.сли  хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное? (К.Пр.)

4. Определите,  к  активному  или  пассивному  словарю  относятся  следующие  слова. Охарактеризуйте   слова,   относящиеся   к   пассивному   словарю   (устаревшие слова, неологизмы, специальная лексика).Дискотека,   целинник,   макияж,   велеречивый,   флорист,   ранец,   видеомагнитофон, политбюро,  спонсор,  мэр,  плейер,  инфляция,  купец,  литавры,  орфоэпия,  мимикрия, стереофония,   предприниматель,   лицей,   коммуна,   стройотряд,   брифинг,   джинсы, информатика,   верлибр,   менеджер,   блюминг,   перестройка,   милосердие,   президент, компьютер, сериал, жерло.

5. Укажите  различия  в  значении  следующих  синонимов.  Мемуары-воспоминания, реставрация-восстановление,  копия-снимок,  афиша-объявление,  лакей-слуга, игнорировать-пренебрегать,  орфография-правописание,  позитивный-положительный, эмоции-чувства.

6. Подберите иноязычные синонимы к следующим словам.Рукопись,  подробный,  вывоз,  ввоз,  разговор,  растительность,  смешной,  волшебник, учитель, огромный, ядовитый.

7. Употребите  следующие  слова  в контекстах  так,  чтобы  они  выступали  в  прямом  и переносном, метонимическом, значении. Банальность,  подлость,  заимствование,  перечисление,  вышивка,  полоскание,  обивка, освещение, проход, укус, остановка, шёлк, класс, кролик, хрусталь, Лондон.

8. Объясните  нежелательность  употребления  следующих  слов  и  подберите  к  ним эвфемизмы. Старый,  беременная,  опаздывать,  умереть,  потолстеть,  украсть,  выгнать,  врать,  смерть, глупый.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика сообщений

1.Генеалогическая классификация языков и лингвистическая карта мира.

2.Этимология и явление ложной этимологии.

3.Особенности развития языка и диалектов в различные исторические эпохи.

4.Искусственные языки мира.

5.Консонантизм в языках мира.

6.Вокализм в языках мира.

7.Звуки речи и их классификация.

8.Общественная сущность языка.

9.Словарный состав языка как открытая лексико-семантическая система.

10.Основные теории происхождения языка.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
11.Историческое развитие грамматического строя языка.

12.Историческое развитие словарного состава языка.

13.Закономерности исторического развития языка.

14.Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков.

15.Неологизмы и способы создания.

16.История письма и язык.

17.Система фонем и факторы, обуславливающие ее национально-языковое своеобразие.

18.Взаимодействие языков и диалектов в эпоху первобытно-общинного родового строя в период зарождения классового общества.

19.Процессы языкового развития в эпоху феодализма и при капитализме.

20.Взаимодействие языков. Виды языковых контактов.

21.История общества и развития языка.

22.Единицы языка и единицы речи.

23.Внутренние законы развития языка. Общие и частичные лингвистические законы.

24.Литературный язык и его признаки.

25.Процессы языковой дифференциации и интеграции.

26.Греко-римская языковедческая традиция.

27.Языкознание Средневековья и эпохи Возрождения.  

28.Социальное и территориальное варьирование языка.

29.Функциональные и экспрессивно-оценочные стили языка.

30.Выделение слов в речи и их классификация.

31.Знаковые отношения слова. Аспекты лексического значения.

32.Лексическое значение и грамматическое значение.

33.Аффиксы и их виды.

34.Морфемы-операции (Неаффиксальные грамматические способы).

35.Словосочетание, текст и предложение в их сопоставлении друг с другом.

36.История языка и история народа — его носителя.

37.Дивергенция и конвергенция языков.

38.Язык народности и язык нации.

39.Исторические изменения в лексическом составе языка.

40.Исторические изменения значений слов.

41.Заимствование из других языков как способ пополнения словаря.

42.Исторические изменения в морфологической системе языка.

43.Изменения в звуковом строе языка.

44.Живые и исторические звуковые законы.

45.Языки народов России.

46.Языковые контакты. Проблема "смешения" языков.

47.Морфологическая типология языков.

48.Фонологическая  типология языков.

49.Языковые универсалии.

50.Письмо как знаковая система и его отношение к языку.

51.Алфавит, графика, орфография. Графема и её аллографы.

52.Египетское и шумерско-аккадское письмо.

53.Происхождение алфавитного письма.

54.Письмо в восточноевропейском культурном ареале.

55.Письмо в западноевропейском культурном ареале.

56.Развитие русского письма.

57.Славянские, германские и романские языки.

58.Принципы генеалогической классификации языков.

59.Принципы сравнительно-исторического (генетического) языкознания.

60.Языковедческая мысль в культурах древнего и средневекового Востока.

61.Современное языкознание: школы, традиции, направления.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД.   
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вендина, Т. И.
Введение в языкознание : : учебник для вузов / Т. И. Вендина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02537-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449873
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Немченко, В. Н.
Введение в языкознание : : учебник для вузов / В. Н. Немченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 494 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02709-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449967 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Федоринов, А. В.
Введение в языкознание : : методические указания / А. В. Федоринов. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2005. — 59 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/50047.html 
Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2005
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф

 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э4
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                         Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                 Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                            Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                         Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                               Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

 
стр. 14
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.