2022-2023_44_03_05 РЯиЛ 132 гр__plx_Проблемы изучения русского языка как иностранного_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проблемы изучения русского языка как иностранного
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения учебной дисциплины – рассмотрение проблем  изучения русского языка как иностранного,теоретическая и практическая профессиональная подготовка обучающихся к использованию методики преподавания русского языка как иностранного в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения учебной дисциплины:
1.3
дать обучающимся необходимые знания в области лингвометодических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка как иностранного;
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения русскому языку как иностранному и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике;
1.5
научить проектировать уроки с использованием методики преподавания русского языка как иностранного.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.1.2
Функциональная грамматика русского языка
2.1.3
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.4
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.5
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.6
Основы ораторского мастерства
2.1.7
Педагогическая риторика
2.1.8
История русского литературного языка
2.1.9
История (история России, всеобщая история)
2.1.10
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.1.11
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.12
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.13
Учебная практика по получению первичных навыков ведения образовательной деятельности по предметам: "Русский язык" и "Литература"
2.1.14
Учебная ознакомительная практика по профилю
2.1.15
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.16
Производственная педагогическая практика
2.1.17
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.1.18
Функциональная грамматика русского языка
2.1.19
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.20
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.21
Основы ораторского мастерства
2.1.22
Педагогическая риторика
2.1.23
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.24
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.1.25
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.26
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.1.27
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.28
Педагогическая риторика
2.1.29
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Русский  язык"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
3.1.2
содержание предметной области "Русский язык"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
находить и использовать информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп;
3.2.2
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов;
3.2.3
осуществлять отбор содержания обучения для преподавания русского языка как иностранного
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками нахождения и использования информации о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных груп для взаимодействия с другими членами общества;
3.3.2
навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий с использованием методики преподавания русского языка как иностранного
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного

 
1.1
Русский язык в современном мире. Русский язык как иностранный. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
1.2
Методика преподавания русского языка иностранцам как наука.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
1.3
Основные методы преподавания иностранных языков - переводно-грамматический, прямой, сознательно-практический. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
1.4
Коммуникативно-деятельностный подход к организации учебного процесса. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
1.5
Комплексное развитие всех видов речевой деятельности. Ориентация на коммуникативные потребности разных категорий обучающихся. Использование всех ресурсов познавательной и речемыслительной деятельности обучающихся.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
1.6
Использование всех ресурсов познавательной и речемыслительной деятельности обучающихся. Опора на осознание обучающимися значений и функций средств изучаемого языка. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 2. Фонетический аспект изучения русского языка как иностранного

 
2.1
Сознательно-практический метод как основа обучения иностранцев русскому произношению. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
2.2
Особенности русского вокализма на фоне иноязычных систем. Специфика работы над постановкой произношения русских гласных в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
2.3
Особенности русского консонантизма на фоне иноязычных систем. Специфика работы над постановкой произношения русских согласных в иноязычной аудитории. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
2.4
Ритмическая организация русского фонетического слова и ее изучение в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
2.5
Русская интонационная система при обучении произношению иностранцев. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 3. Лексический аспект изучения русского языка как иностранного

 
3.1
Функционально-коммуникативный подход к описанию лексики в курсе русского языка как иностранного. Лексическое значение и семантическая структура слова. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
3.2
Понятия лексической сочетаемости и лексико-семантической группы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
3.3
Принципы описания лексики, реализованные в учебниках, пособиях и словарях.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
3.4
Способы семантизации лексики, система и типология упражнений по лексике. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
3.5
Слово в синтаксисе. Лексико-семантический вариант как уровень реального функционирования слова в речи. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 4. Лингвокультурологический аспект изучения русского языка как иностранного

 
4.1
Лингвокультурология как самостоятельная научная дисциплина. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
4.2
Основополагающие понятия лингвокультурологии. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
4.3
Основные единицы лингвокультурологичекого анализа. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
4.4
Основные принципы лингвокультурологического анализа. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 5. Морфологический аспект изучения русского языка как иностранного

 
5.1
Теоретические основы курса. Функциональная грамматика  и её связь со смежными дисциплинами. Категориальные классы слов. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
5.2
Имя существительное в функциональной грамматике.  Специфика презентации класса русских существительных в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
5.3
Имя прилагательное и местоимение в функциональной грамматике.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
5.4
Специфика презентации классов русских прилагательных в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
5.5
Специфика презентации классов русских местоимений в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
5.6
Глагол в функциональной грамматике.  Специфика презентации класса русских глаголов в иноязычной аудитории. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 6. Синтаксический аспект  изучения русского языка как иностранного

 
6.1
Синтаксическая форма слова (синтаксема) в практике преподавания русского языка как иностранного. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
6.2
Модель простого предложения как объект обучения в курсе русского языка как иностранного. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
6.3
Особенности структуры простого предложения и их изучение в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
6.4
Предложение-высказывание в практике преподавания русского языка как иностранного. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
6.5
Основные смысловые отношения и их выражение различными языковыми средствами. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
6.6
Сложное предложение в практическом курсе русского языка как иностранного. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
6.7
Линейно-интонационная структура предложения в практике обучения русского языка как иностранного. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-5.1 ПК-1.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Русский язык в современном мире. Русский язык как иностранный.

2. Методика преподавания русского языка иностранцам как наука.

3. Основные методы преподавания иностранных языков - переводно-грамматический, прямой, сознательно-практический.

 
стр. 8
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
4. Коммуникативно-деятельностный подход к организации учебного процесса.

5. Комплексное развитие всех видов речевой деятельности. Ориентация на коммуникативные потребности разных категорий обучающихся. Использование всех ресурсов познавательной и речемыслительной деятельности обучающихся.

6. Использование всех ресурсов познавательной и речемыслительной деятельности обучающихся. 7. Опора на осознание обучающимися значений и функций средств изучаемого языка.

8. Сознательно-практический метод как основа обучения иностранцев русскому произношению.

9. Особенности русского вокализма на фоне иноязычных систем. Специфика работы над постановкой произношения русских гласных в иноязычной аудитории.

10. Особенности русского консонантизма на фоне иноязычных систем. Специфика работы над постановкой произношения русских согласных в иноязычной аудитории.

11. Ритмическая организация русского фонетического слова и ее изучение в иноязычной аудитории.

12. Русская интонационная система при обучении произношению иностранцев.

13. Функционально-коммуникативный подход к описанию лексики в курсе русского языка как иностранного. Лексическое значение и семантическая структура слова.

14. Понятия лексической сочетаемости и лексико-семантической группы.

15. Принципы описания лексики, реализованные в учебниках, пособиях и словарях. Способы семантизации лексики, система и типология упражнений по лексике.

16. Слово в синтаксисе. Лексико-семантический вариант как уровень реального функционирования слова в речи.

17. Лингвокультурология как самостоятельная научная дисциплина.

18. Основополагающие понятия лингвокультурологии.

19. Основные единицы лингвокультурологичекого анализа.

20. Основные принципы лингвокультурологического анализа.

21. Теоретические основы курса. Функциональная грамматика  и её связь со смежными дисциплинами. Категориальные классы слов.

22. Имя существительное в функциональной грамматике.  Специфика презентации класса русских существительных в иноязычной аудитории.

23. Имя прилагательное и местоимение в функциональной грамматике. Специфика презентации классов русских прилагательных и местоимений в иноязычной аудитории.

24. Специфика презентации классов русских местоимений в иноязычной аудитории.

25. Глагол в функциональной грамматике.  Специфика презентации класса русских глаголов в иноязычной аудитории.

26. Синтаксическая форма слова (синтаксема) в практике преподавания русского языка как иностранного.

27. Модель простого предложения как объект обучения в курсе русского языка как иностранного.

28. Особенности структуры простого предложения и их изучение в иноязычной аудитории.

29. Предложение-высказывание в практике преподавания русского языка как иностранного.

30. Основные смысловые отношения и их выражение различными языковыми средствами.

31. Сложное предложение в практическом курсе русского языка как иностранного.

32. Линейно-интонационная структура предложения в практике обучения русского языка как иностранного.

Задания к зачету:

1.Разработайте фрагмент урока на совершенствование фонетических навыков с применением информационных технологий для обучающихся со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

2.Разработайте фрагмент урока на формирование грамматических навыков для обучающихся со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

3.Разработайте фрагмент урока на развитие умений изучающего чтения для обучающихся с низким уровнем языковой и речевой подготовки.

4.Разработайте фрагмент урока на совершенствование грамматических навыков для обучающихся с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

5.Разработайте фрагмент урока на закрепление грамматических навыков для обучающихся с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

6.Разработайте фрагмент урока на формирование лексических навыков на основе прямого метода для обучающихся с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

7.Разработайте фрагмент урока на формирование фонетических навыков с применением аудиовизуальных технологий для обучающихся со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика письменных сообщений

1. Основные методические категории.

2. Базисные категории для методики преподавания русского языка как иностранного науки.

3. Соотношение лингвистики, лингводидактики и методики.

4. Этапы развития методики преподавания русского языка иностранцам.

5. Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании иностранного (русского) языка.

6. Коммуникативная компетенции и ее составляющие.

7. Язык, речь, речевая деятельность.

8. Язык как средство профессионально-делового общения: проблемы описания и обучения.

9. Предвидение, предупреждение и коррекция ошибок, вызываемых внутри- и межъязыковой интерференцией.

10.Оптимизация методики обучения русскому языку с помощью компьютерных программ.

 
стр. 9
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
11.Охарактеризуйте основные виды фонетических, грамматических, лексических, коммуникативно-речевых ошибок.

12. Ключевые характеристики метода как направления в обучении иностранному языку?

13. Преимущества и недостатки прямых методов обучения неродному языку?

14. Принципы обучения иностранному языку в рамках аудиолингвального, аудиовизуального методов обучения.

15. Дайте характеристику трудностям аудирования, связанным с языковой формой сообщения.

16. Дайте развернутую характеристику тренировочных и речевых упражнений при обучении аудированию.

17. Дайте развернутую характеристику сознательно-практического метода и прокомметируйте, как расширялась со временем его концепция.

18. Своеобразие лингвометодических толкований коммуникативного метода. Когнитивная сторона процесса овладения иностранным языком.

19. Характеристика методов, позволяющих самостоятельно овладеть иностранным языком.

20. Некоторые методы в дидактике обучения иностранным языкам принято называть альтернативными. Почему, на ваш взгляд, в их ряду оказались суггестопедический метод, метод активизации резервных возможностей личности, метод погружения, гипнопедия, релаксопедия и др.? Дайте характеристику интенсивным методам.

21. Отношения «обучающий – обучаемый» в современной педагогике.

22. Дайте развернутую характеристику самостоятельной работе обучающегося.

23. Приемы активизации самостоятельной работы обучающегося.

24. Роль фонетики в обучении иностранцев русскому языку.

25. Содержание обучения звуковой стороне речи.

26. Особенности работы над звуками, ритмикой слова и интонацией.

27. Принципы организации обучения иностранцев русскому произношению.

28. Задачи обучения произношению на среднем и продвинутом этапах обучения.

29. Содержание сопроводительного и корректировочного курса фонетики. Стадии   работы над произношением.

30.  Особенности упражнений для выработки слухопроизносительных навыков.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Королева, Р.М.
Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие/ Королева Р.М.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017.— 70 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70733.html.— ЭБС «IPRbooks»
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Капитонова, Т.И., Московкин, Л.В., Щукин, А.Н. 
Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] : : учебное пособие / Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. – Электрон. текстовые данные. – Москва: «Русский язык». Курсы, 2014. – 312 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79406.html. – ЭБС «IPRbooks»
Москва: «Русский язык». Курсы, 2014
 
Л2.2
Величко, А.В.  [и др.]. 
Книга о грамматике. Русский язык как иностранный [Электронный ресурс]: : учебное пособие/ А.В. Величко [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009. – 648 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13296.html. – ЭБС «IPRbooks»
Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009
 
Л2.3
Битехтина, Н.Б. 
Русский язык как иностранный. Фонетика [Электронный ресурс] : : учебное пособие / Битехтина Н.Б., Климова В.Н. – Электрон. текстовые данные. – Москва: «Русский язык». Курсы, 2014. – 128 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79354.html. – ЭБС «IPRbooks»
Москва: «Русский язык». Курсы, 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
под ред. Потаниной,  А.В.
Русский язык как иностранный : : методические рекомендации для самостоятельной работы по учебной дисциплине: Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование» профили «Русский язык», «Русский язык и литература» / под ред. А.В. Потаниной .— Н.Челны : НГПУ, 2016 .— 34 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./0047-Русский язык как иностр_ сост Потанина.pdf>
Н.Челны : НГПУ, 2016
 
Л3.2
Федотова, Н.Л. 
Методика преподавания русского языка как иностранного [Электронный ресурс]: : задачник к практическому курсу/ Федотова Н.Л. –  Электрон. текстовые данные. –  Санкт-Петербург: Златоуст, 2019. –  200 c. –  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81398.html. –  ЭБС «IPRbooks»
Санкт-Петербург: Златоуст, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                       Методические указания к лекциям.

 
стр. 11
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                     Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                        Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 12
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                 Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                                   Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных 

 
стр. 13
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.