2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Проблемы изучения русского языка как иностранного_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проблемы изучения русского языка как иностранного
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
100
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
100
100
100
100
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Проблемы изучения русского языка как иностранного
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения учебной дисциплины – рассмотрение проблем  изучения русского языка как иностранного,теоретическая и практическая профессиональная подготовка обучающихся к использованию методики преподавания русского языка как иностранного в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения учебной дисциплины:
1.3
дать обучающимся необходимые знания в области лингвометодических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка как иностранного
1.4
дать целостное представление о технологиях, методах, приемах, средствах обучения русскому языку как иностранному и сформировать умение эффективно и творчески применять их на практике  
1.5
научить проектировать уроки с использованием методики преподавания русского языка как иностранного.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.2
История зарубежной литературы
2.1.3
История русской литературы
2.1.4
Курсовая работа по литературе
2.1.5
Лингвистический анализ художественного текста
2.1.6
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.7
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.8
Основы этимологического анализа
2.1.9
Современная зарубежная литература
2.1.10
Теория и практика русской орфографии
2.1.11
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.12
Курсовая работа по русскому языку
2.1.13
Методика обучения литературе
2.1.14
Производственная педагогическая практика
2.1.15
Современный русский язык
2.1.16
Теория языка
2.1.17
Выразительное чтение
2.1.18
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.19
Методика обучения русскому языку
2.1.20
Теория литературы
2.1.21
Типология текстов
2.1.22
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.23
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.24
История русского литературного языка
2.1.25
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.26
Стилистика
2.1.27
Активные процессы в современном русском языке
2.1.28
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.29
Иностранный язык
2.1.30
Русская диалектология
2.1.31
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.32
Русский язык и культура речи
2.1.33
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.34
Языковая картина мира
2.1.35
Старославянский язык
2.1.36
Фольклор
2.1.37
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.38
Литература русского зарубежья
2.1.39
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.40
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.41
История зарубежной литературы
2.1.42
История русской литературы
2.1.43
Курсовая работа по литературе
2.1.44
Лингвистический анализ художественного текста
2.1.45
Литература русского зарубежья
2.1.46
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.47
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.48
Основы этимологического анализа
2.1.49
Современная зарубежная литература
2.1.50
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.51
Теория и практика русской орфографии
2.1.52
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.53
Курсовая работа по русскому языку
2.1.54
Методика обучения литературе
2.1.55
Производственная педагогическая практика
2.1.56
Современный русский язык
2.1.57
Теория языка
2.1.58
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.59
Методика обучения русскому языку
2.1.60
Теория литературы
2.1.61
Выразительное чтение
2.1.62
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.63
Типология текстов
2.1.64
История русского литературного языка
2.1.65
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.66
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.67
Стилистика
2.1.68
Активные процессы в современном русском языке
2.1.69
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.70
Русская диалектология
2.1.71
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.72
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.73
Языковая картина мира
2.1.74
Старославянский язык
2.1.75
Фольклор
2.1.76
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.77
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.78
Типология текстов
2.1.79
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.80
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.81
Литература русского зарубежья
2.1.82
Основы этимологического анализа
2.1.83
Лингвистический анализ художественного текста
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание и структуру системы обучения русскому языку как иностранному (цели, задачи обучения, подходы к обучению языку, принципы, технологии, методы, средства, организационные формы обучения);
3.1.2
содержание примерных рабочих программ по предмету «Русский язык как иностранный язык»;
3.1.3
лингвокультурологические основы преподавания русского языка как иностранного;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1.4
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения профессиональных  задач, а также  межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать, планировать уроки с использованием методики обучения русскому языку как иностранному;
3.2.2
определять содержание обучения по предмету «Русский язык как иностранный» в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.2.3
прогнозировать трудности в обучении, обусловленные интерференцией;
3.2.4
выбирать корректные лексические единицы и выражения для осуществления профессиональной коммуникации в письменной и устной форме с учетом межличностного и межкультурного аспекта
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками формулирования целей для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по предмету «Русский язык как иностранный»;
3.3.2
навыками проектирования образовательной среды с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.3.3
навыком ведения устной и письменной деловой коммуникации  на русском языке для решения профессиональных  задач, а также  межличностного и межкультурного взаимодействия.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного

 
1.1
Русский язык в современном мире. Русский язык как иностранный. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
1.2
Этапы развития методики преподавания русского языка иностранцам

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
1.3
Основные методы преподавания иностранных языков - переводно-грамматический, прямой, сознательно-практический. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
1.4
Коммуникативно-деятельностный подход к организации учебного процесса. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
1.5
Комплексное развитие всех видов речевой деятельности. Ориентация на коммуникативные потребности разных категорий обучающихся. Использование всех ресурсов познавательной и речемыслительной деятельности обучающихся.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-4 ОК-4
10
0
 
1.6
Использование всех ресурсов познавательной и речемыслительной деятельности обучающихся. Опора на осознание обучающимися значений и функций средств изучаемого языка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-4 ОК-4
10
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел 2. Фонетический аспект изучения русского языка как иностранного

 
2.1
Сознательно-практический метод как основа обучения иностранцев русскому произношению. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
2.2
Особенности русского вокализма на фоне иноязычных систем. Специфика работы над постановкой произношения русских гласных в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
2.3
Особенности русского консонантизма на фоне иноязычных систем. Специфика работы над постановкой произношения русских согласных в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
2.4
Ритмическая организация русского фонетического слова и ее изучение в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
2.5
Русская интонационная система при обучении произношению иностранцев. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-4 ОК-4
10
0
 
 
Раздел 3. Лексический аспект изучения русского языка как иностранного

 
3.1
Функционально-коммуникативный подход к описанию лексики в курсе русского языка как иностранного. Лексическое значение и семантическая структура слова. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
3.2
Понятия лексической сочетаемости и лексико-семантической группы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
3.3
Принципы описания лексики, реализованные в учебниках, пособиях и словарях.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
3.4
Способы семантизации лексики, система и типология упражнений по лексике. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
3.5
Слово в синтаксисе. Лексико-семантический вариант как уровень реального функционирования слова в речи. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-4 ОК-4
10
0
 
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел 4. Лингвокультурологический аспект изучения русского языка как иностранного

 
4.1
Лингвокультурология как самостоятельная научная дисциплина. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
4.2
Основополагающие понятия лингвокультурологии. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
4.3
Основные единицы лингвокультурологичекого анализа. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
4.4
Основные принципы лингвокультурологического анализа. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-4 ОК-4
10
0
 
 
Раздел 5. Морфологический аспект изучения русского языка как иностранного

 
5.1
Теоретические основы курса. Функциональная грамматика  и её связь со смежными дисциплинами. Категориальные классы слов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
5.2
Имя существительное в функциональной грамматике.  Специфика презентации класса русских существительных в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
5.3
Имя прилагательное и местоимение в функциональной грамматике.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
5.4
Специфика презентации классов русских прилагательных в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
5.5
Специфика презентации классов русских местоимений в иноязычной аудитории. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-4 ОК-4
10
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
5.6
Глагол в функциональной грамматике.  Специфика презентации класса русских глаголов в иноязычной аудитории. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-4 ОК-4
10
0
 
 
Раздел 6. Синтаксический аспект  изучения русского языка как иностранного

 
6.1
Синтаксическая форма слова (синтаксема) в практике преподавания русского языка как иностранного. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
6.2
Модель простого предложения как объект обучения в курсе русского языка как иностранного. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
6.3
Особенности структуры простого предложения и их изучение в иноязычной аудитории. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4 ОК-4
10
0
 
6.4
Предложение-высказывание в практике преподавания русского языка как иностранного. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-4 ОК-4
10
0
 
6.5
Основные смысловые отношения и их выражение различными языковыми средствами. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-4 ОК-4
10
0
 
6.6
Сложное предложение в практическом курсе русского языка как иностранного. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-4 ОК-4
10
0
 
6.7
Линейно-интонационная структура предложения в практике обучения русского языка как иностранного. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-4 ОК-4
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Русский язык в современном мире. Русский язык как иностранный.

2. Этапы развития методики преподавания русского языка иностранцам.

3. Характеристика методов, позволяющих самостоятельно овладеть иностранным языком.

4. Комплексное развитие всех видов речевой деятельности. Ориентация на коммуникативные потребности разных категорий обучающихся. Использование всех ресурсов познавательной и речемыслительной деятельности обучающихся.

5. Использование всех ресурсов познавательной и речемыслительной деятельности обучающихся.  

6. Опора на осознание обучающимися значений и функций средств изучаемого языка.

7. Особенности русского вокализма на фоне иноязычных систем. Специфика работы над постановкой произношения русских гласных в иноязычной аудитории.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
8. Особенности русского консонантизма на фоне иноязычных систем. Специфика работы над постановкой произношения русских согласных в иноязычной аудитории.

9. Ритмическая организация русского фонетического слова и ее изучение в иноязычной аудитории.

10. Русская интонационная система при обучении произношению иностранцев.

11. Роль фонетики в обучении иностранцев русскому языку.

12. Содержание обучения звуковой стороне речи.

13. Особенности работы над звуками, ритмикой слова и интонацией.

14. Принципы организации обучения иностранцев русскому произношению.

15. Задачи обучения произношению на среднем и продвинутом этапах обучения.

16. Содержание сопроводительного и корректировочного курса фонетики. Стадии   работы над произношением.

17. Особенности упражнений для выработки слухопроизносительных навыков.

18. Функционально-коммуникативный подход к описанию лексики в курсе русского языка как иностранного. Лексическое значение и семантическая структура слова.

19. Понятия лексической сочетаемости и лексико-семантической группы.

20. Принципы описания лексики, реализованные в учебниках, пособиях и словарях. Способы семантизации лексики, система и типология упражнений по лексике.

21. Слово в синтаксисе. Лексико-семантический вариант как уровень реального функционирования слова в речи.

Лингвокультурология как самостоятельная научная дисциплина.

22. Основополагающие понятия лингвокультурологии.

23. Основные единицы лингвокультурологичекого анализа.

24. Основные принципы лингвокультурологического анализа.

25. Теоретические основы курса. Функциональная грамматика  и её связь со смежными дисциплинами. Категориальные классы слов.

26. Имя существительное в функциональной грамматике.  Специфика презентации класса русских имен существительных в иноязычной аудитории.

27. Имя прилагательное и местоимение в функциональной грамматике. Специфика презентации классов русских имен прилагательных и местоимений в иноязычной аудитории.

28. Специфика презентации классов русских местоимений в иноязычной аудитории.

29. Глагол в функциональной грамматике.  Специфика презентации класса русских глаголов в иноязычной аудитории.

30. Синтаксическая форма слова (синтаксема) в практике преподавания русского языка как иностранного.

31. Модель простого предложения как объект обучения в курсе русского языка как иностранного.

32. Особенности структуры простого предложения и их изучение в иноязычной аудитории.

33. Предложение-высказывание в практике преподавания русского языка как иностранного.

34. Основные смысловые отношения и их выражение различными языковыми средствами.

35. Сложное предложение в практическом курсе русского языка как иностранного.

36. Линейно-интонационная структура предложения в практике обучения русского языка как иностранного.

37. Основные методы преподавания иностранных языков - переводно-грамматический, прямой, сознательно-практический.

38. Коммуникативно-деятельностный подход к организации учебного процесса.

39. Сознательно-практический метод как основа обучения иностранцев русскому произношению.

Задания к зачету:

1.Разработайте фрагмент урока на совершенствование фонетических навыков с применением информационных технологий для обучающихся со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

2.Разработайте фрагмент урока на формирование грамматических навыков для обучающихся со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

3.Разработайте фрагмент урока на развитие умений изучающего чтения для обучающихся с низким уровнем языковой и речевой подготовки.

4.Разработайте фрагмент урока на совершенствование грамматических навыков для обучающихся с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

5.Разработайте фрагмент урока на закрепление грамматических навыков для обучающихся с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

6.Разработайте фрагмент урока на формирование лексических навыков на основе прямого метода для обучающихся с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

7.Разработайте фрагмент урока на формирование фонетических навыков с применением аудиовизуальных технологий для обучающихся со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Королева, Р.М.
Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие/ Королева Р.М.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017.— 70 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70733.html.— ЭБС «IPRbooks»
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2017
 
Л1.2
Федотова, Н.Л. 
Методика преподавания русского языка как иностранного [Электронный ресурс]: : задачник к практическому курсу/ Федотова Н.Л. –  Электрон. текстовые данные. –  Санкт-Петербург: Златоуст, 2019. –  200 c. –  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81398.html. –  ЭБС «IPRbooks»
Санкт-Петербург: Златоуст, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под редакцией Трубициной, О. И. 
Методика обучения иностранному языку : :учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Трубицина [и др.] ; под редакцией О. И. Трубициной. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 384 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-9916-7579-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/392587
Москва : Издательство Юрайт, 2016
 
Л2.2
Капитонова, Т.И., Московкин, Л.В., Щукин, А.Н. 
Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] : : учебное пособие / Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. – Электрон. текстовые данные. – Москва: «Русский язык». Курсы, 2014. – 312 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79406.html. – ЭБС «IPRbooks»
Москва: «Русский язык». Курсы, 2014
 
Л2.3
Величко, А.В.  [и др.]. 
Книга о грамматике. Русский язык как иностранный [Электронный ресурс]: : учебное пособие/ А.В. Величко [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009. – 648 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13296.html. – ЭБС «IPRbooks»
Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009
 
Л2.4
Битехтина, Н.Б. 
Русский язык как иностранный. Фонетика [Электронный ресурс] : : учебное пособие / Битехтина Н.Б., Климова В.Н. – Электрон. текстовые данные. – Москва: «Русский язык». Курсы, 2014. – 128 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79354.html. – ЭБС «IPRbooks»
Москва: «Русский язык». Курсы, 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
авт.-сост. Потанина, А.В.
Русский язык как иностранный : :методические рекомендации для самостоятельной работы по учебной дисциплине: Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование» профили «Русский язык», «Русский язык и литература» / под ред. А.В. Потаниной .— Н.Челны : НГПУ, 2016 .— 34 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./0047-Русский язык как иностр_ сост Потанина.pdf
Н.Челны : НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                         Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                     Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                        Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                 Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                            Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.