2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Спортивная метрология_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спортивная метрология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преп., Мубаракзянов Р.Б. _________________
 
 
Спортивная метрология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование системы знаний, навыков и умений в области измерений и контроля в физическом воспитании и спорте.
1.2
Задачи изучения дисциплины
1.3
обучение метрологическим основам спортивных измерений и современной теории и практики комплексного контроля в физическом воспитании и спорте.
1.4
привитие навыков самостоятельной работы при проведении тестирования состояния и подготовленности лиц, принадлежащих к различному контингенту по полу, возрасту, физическому развитию и подготовленности.
1.5
обучить использовать прикладные методы математической статистики для обработки и анализа материала, в ходе проведения контроля.
1.6
приблизить содержание обучения к запросам будущей практической деятельности выпускников ВУЗа.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.2
Лечебная физическая культура и массаж
2.1.3
Методика физической культуры в специальных медицинских группах
2.1.4
Спортивная медицина
2.1.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.6
Теория и методика физической культуры
2.1.7
Психолого-педагогический практикум
2.1.8
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.9
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.10
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.11
Педагогические технологии
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.13
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.14
Основы математической обработки информации
2.1.15
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.16
Физиология человека
2.1.17
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.18
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.19
Спортивные сооружения
2.1.20
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.21
Теория обучения
2.1.22
Анатомия человека
2.1.23
Естественнонаучная картина мира
2.1.24
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.1.25
Лечебная физическая культура и массаж
2.1.26
Методика физической культуры в специальных медицинских группах
2.1.27
Производственная педагогическая практика
2.1.28
Спортивная медицина
2.1.29
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.30
Теория и методика физической культуры
2.1.31
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.32
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.33
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.34
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.35
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.36
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.37
Физиология человека
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.1.38
Спортивные сооружения
2.1.39
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.40
Анатомия человека
2.1.41
Лечебная физическая культура и массаж
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
2.2.2
Производственная преддипломная практика
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные естественнонаучные  и математические понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета 
 
основные средства поиска и отбора естественнонаучных и математических знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных и математических знаний
 
устанавливать междисциплинарные  связи для ориентирования в современном информационном пространств
 
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве
 
навыками представления естественнонаучной и математической информации,  необходимой  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
современными информационными технологиями,  естественнонаучными и математическими знаниями  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возрастно-половые закономерности развития физических качеств и формирования двигательных качеств;
3.1.2
методы и организацию комплексного контроля в физическом воспитании и спортивной подготовке;
3.1.3
методы организации и проведения научно-исследовательской работы;
3.1.4
методы и принципы обеспечения единства измерений;
3.1.5
условия и факторы, влияющие на качество обучения, воспитания и тренировки в спорте;
3.1.6
показатели спортивного мастерства;
3.1.7
методы оценки спортивной подготовленности и качества учебно-тренировочного процесса;
3.1.8
организацию спортивно-педагогического, медицинского и комплексного контролей в спорте. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;
3.2.2
осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий с использованием инструментальных методик;
3.2.3
организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки;
3.2.4
применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;
3.2.5
применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
3.2.6
определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств и находить методику их устранения;
3.2.7
метрологически грамотно использовать измерительную информацию для обработки и анализа показателей физической, технической, тактической, теоретической и других видов подготовленности спортсменов, и их соревновательных и тренировочных нагрузок.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками квалифицированного применения метрологически обоснованных средств и методов измерения и контроля в физическом воспитании и спорте;
3.3.2
навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий.
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы спортивной метрологии

 
1.1
Предмет спортивная метрология. Измерение физических величин: единицы измерений; единицы измерения, параметры, измеряемые в физической культуре и спорте /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3
9
0
 
1.2
Измерение физических величин: шкала измерений, средства измерений, точность измерений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ОПК-2
9
0
 
1.3
Практическая реализация в ФКС метода средних величин,сравнение, определение норм и характеристика тестовых показателей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-3 ПК-2 ОПК-2
9
0
 
 
Раздел 2. Методы статистической обработки результатов исследований

 
2.1
Выборочный метод. Организация выборки. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3
9
0
 
2.2
Основные статистические характеристики. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ОПК-2
9
0
 
2.3
Статистические гипотезы и достоверность статистических характеристик /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
9
0
 
2.4
Взаимосвязь результатов измерений. Коэффициенты корреляции. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2
9
0
 
 
Раздел 3. Методы колчиественной оценки качественных показателей

 
3.1
Виды качественных показателей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ОПК-2
9
0
 
3.2
Метод экспертных оценок. Метод анкетирования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2
9
0
 
3.3
Мониторинг.графическое изображение статистических данных.Квалиметрия.Рассмотрение конкретных примеров /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-3 ПК-2 ОПК-2
9
0
 
 
Раздел 4. Основы теории тестов

 
4.1
Тестирование в практике физической культуры и спорта /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2
9
0
 
4.2
Надежность тестов. Информативность тестов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ПК-2
9
0
 
4.3
Надежность тестов. Информативность тестов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОК-3 ПК-2 ОПК-2
9
0
 
 
Раздел 5. Метрологические основы контроля

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
5.1
Управление и контроль в спортивной тренировке /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2 ОПК-2
9
0
 
5.2
Оперативный, текущий, этапный контроль /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ОПК-2
9
0
 
5.3
Контроль физической подготовленности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ОПК-2
9
0
 
5.4
Контроль технической и тактической подготовленности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2 ОПК-2
9
0
 
5.5
Статистические методы прогноза: графический метод, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов. База прогнозирования. Экстраполяция. Примеры из практики ФКС. Отбор спортсменов. Модельные характеристики спортсменов Понятие о спортивной нагрузке. Контроль за соревновательными нагрузками. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
ОК-3 ПК-2 ОПК-2
9
0
 
5.6
/Экзамен/

36
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Образование вариационных рядов

2.Виды вариационных рядов и их графическое изображение

3.Основные понятия выборочного метода

4.Определение показателей генеральной совокупности

5.Понятие о статистической достоверности: критерий Стьюдента

6.Понятие о статистической достоверности: критерий Фишера

7.Понятие о статистической достоверности: критерии Вилкоксона

8.Понятие о статистической достоверности: критерий Уайта

9.Понятие о статистической достоверности: критерий Ван-дер-Вардена (критерий знаков).

10.Виды корреляции.

11.Способы выражения корреляции

12.Коэффициент корреляции Бравэ-Пирсона

13.Рангвый коэффициент корреляции Спирмена

14.Корреляционные отношения

15.Контроль за физической подготовленностью спортсменов

16.Контроль за технической подготовленностью спортсменов

18.Основные понятие и требования к тестам

17.Контроль за тактической подготовленностью спортсменов

19.Надежность тестов

20.Информативность тестов

21.Анкетирование

22.Виды корреляции

23.Контроль за спортивной нагрузкой

24.Контроль за соревновательными нагрузками

25.Статистические методы прогноза: метод скользящей средней

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Тематика докладов

1.Принцип отбора выборки. Ошибка репрезентативности. Надежность.

2.Понятие о статистической достоверности. Статистические гипотезы.

3.Критерии Вилкоксона - техника выполнения, выводы, примеры из практики ФКС.

4.Метрологические требования к теста.

5.Понятие о надежности тестов: стабильность, согласованность, эквивалентность.

6.Тесты,применяемые в практике ФКС для оценки уровня подготовленности.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.Понятие о квалиметрии.

8. Определение согласованности мнений экспертов.

9. Опрос. Интервью. Мониторинг.

10. Шкалы оценок. Нормы.

11.Стандартные шкалы.Нормы и их разновидности, сопоставительные, индивидуальные, возрастные нормы.

12.Статистические методы прогноза: графический метод, метод скользящей средней.

13. Понятие о спортивной нагрузке. Контроль за соревновательными нагрузками.

14.Контроль за скоростными качествами.

15.Контроль за силовыми качествами. Максимальная сила.

16.Контроль за выносливость. Эргометрические показатели

17.Тесты на выносливость. Контроль за гибкостью.

18.Контроль за ловкостью. Координационно-сложные движения.

19.Определение характеристик простого упорядоченного(средняя арифметическая, дисперсия,

среднее квадратическое отклонение)

20.Практическая реализация в ФКС метода средних величин,сравнение, определение норм и характеристика

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. фонд оценочных средств приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Трифонова, Н.Н.
Спортивная метрология : учебное пособие/ Трифонова Н.Н., Еркомайшвили И.В.— Электрон. текстовые данные.— Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66597.html
Екатеринбург: Уральский федеральный универсЕкатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016, 2016
 
Л1.2
Афанасьев, В. В.
Спортивная метрология: учебник для вузов / В. В. Афанасьев, И. А. Осетров, А. В. Муравьев, П. В. Михайлов ; ответственный редактор В. В. Афанасьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 209 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07484-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471265 
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Голуб О.В., Сурков И.В., Позняковский В.М.
Стандартизация, метрология и сертификация: Учебное пособие
Вузовское образование, 2014
 
Л2.2
Аварханов М.А.
Биометрия в сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Московский педагогический государственный университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. URL: www.iprbookshop.ru 
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт». URL: https://biblio-online.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-310 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития учащихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бакалавриата.

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты и экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.