2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода_ дидактические и методические аспекты_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
14 5/6
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
14
14
24
24
Практические
10
10
14
14
24
24
Итого ауд.
20
20
28
28
48
48
Кoнтактная рабoта
20
20
28
28
48
48
Сам. работа
16
16
44
44
60
60
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к педагогической деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить обучающихся с требованиями ФГОС ООО,СОО,с подходами к организации учебного процесса: традиционным и системно-деятельностным;
1.4
научить проектировать деятельностный урок по учебным предметам «Русский язык» и «Литература»,используя возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.  
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.2
Курсовая работа по русскому языку
2.1.3
Методика обучения литературе
2.1.4
Современный русский язык
2.1.5
Теория языка
2.1.6
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.7
Методика обучения русскому языку
2.1.8
Теория литературы
2.1.9
Типология текстов
2.1.10
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.11
История русского литературного языка
2.1.12
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.13
Активные процессы в современном русском языке
2.1.14
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.15
Русская диалектология
2.1.16
Технология развития критического мышления
2.1.17
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.18
Старославянский язык
2.1.19
Фольклор
2.1.20
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.21
Стилистика
2.1.22
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.23
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.24
Курсовая работа по русскому языку
2.1.25
Методика обучения литературе
2.1.26
Современный русский язык
2.1.27
Теория языка
2.1.28
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.29
Методика обучения русскому языку
2.1.30
Теория литературы
2.1.31
Типология текстов
2.1.32
История русского литературного языка
2.1.33
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.34
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.35
Стилистика
2.1.36
Активные процессы в современном русском языке
2.1.37
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.38
Русская диалектология
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.39
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.40
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.41
Старославянский язык
2.1.42
Фольклор
2.1.43
Типология текстов
2.1.44
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.45
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.46
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература);
3.1.2
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература);
3.1.3
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература)  
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература);
3.2.2
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература);
3.2.3
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература);
3.3.2
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература);
3.3.3
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемых учебных предметов (русский язык и литература) 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современное образование и современный обучающийся

 
1.1
Федеральный государственный образовательный стандарт  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
9
0
 
1.2
Образовательный результат. Образовательный процесс /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
9
0
 
1.3
Самостоятельная работа по изученным темам /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-4
9
0
 
 
Раздел 2. Системно-деятельностный подход    к проектированию уроков и образовательных ситуаций

 
2.1
Системно-деятельностный подход. Общая характеристика. Суть системно-деятельностного подхода /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
9
0
 
2.2
Подходы к организации учебного процесса: традиционный и системно-деятельностный /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.3
Системно-деятельностный подход в организации учебного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
9
0
 
2.4
Организация деятельностного урока: От цели – к результату.

4 важных характеристики деятельностного урока

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
9
0
 
2.5
Этапы учебной  деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
9
0
 
2.6
Особенности урока в системно-деятельностном подходе: структура урока, содержание урока, мотивация обучающихся, план урока, оценивание результата, завершение урока /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
9
0
 
2.7
Этапы развития самостоятельности в управлении учебной деятельностью /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4
9
0
 
2.8
Деятельностные связи этапов урока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-4
9
0
 
 
Раздел 3. Проектирование деятельностного урока. Теоретические основы проектирования

 
3.1
Проектирование деятельностного урока:

цель и результат урока для учителя, деятельность обучающихся на уроке

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
10
0
 
3.2
Практическая проблемная ситуация.

Приемы формулирования проблемы

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
10
0
 
3.3
Познавательная проблемная ситуация

Приемы формулирования учебной проблемы

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
10
0
 
3.4
Особенности цели урока в системно-деятельностном подходе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.5
Проблемная ситуация, содержащаяся в учебном материале, и учебная проблема.Учебная проблемная ситуация. Источники учебных проблемных ситуаций.

Приемы формулирования проблемы.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 4. Планирование деятельности на уроке

 
4.1
Понятие «план». Суть плана деятельностного урока План как шаги достижения урока. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
10
0
 
4.2
Типовые модели плана урока /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
10
0
 
4.3
Этапы обучения:освоение типовых планов, применение типовых планов, коррекция и самостоятельное создание новых планов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 5. Оценивание на деятельностном уроке

 
5.1
Критериальное оценивание. Предмет оценивания: продукт, процесс /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
10
0
 
5.2
Критерий и его содержание. Уровни. Какой шкалой пользоваться? Характеристика каждого уровня. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4
10
0
 
5.3
Особенности оценивания познавательной проблемы.Особенности оценивания практической проблемы   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 6. Рефлексия в структуре урока 

 
6.1
Понятие «рефлексии»:  назначение, содержание, виды, методические приемы

Место рефлексии в структуре учебной деятельности.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
10
0
 
6.2
Виды рефлексии: перспективная, ситуативная, ретроспективная /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-4
10
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3
Содержание рефлексии на разных этапах деятельности: проблематизация, целеполагание, планирование /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-4
10
0
 
6.4
Рефлексия как этап урока. Приемы рефлексии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-4
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Современное образование и современный обучающийся

2.Технологии научного поиска

3.Федеральный государственный образовательный стандарт

4.Требования к образовательному результату согласно ФГОС

5.Требования к образовательному процессу согласно ФГОС

6.Системно-деятельностный подход. Общая характеристика

7.Суть системно-деятельностного подхода

8.Системно-деятельностный подход в организации учебного процесса

9.Подходы к организации учебного процесса: традиционный и системно-деятельностный. Сопоставительный аспект

10.Традиционный подход: структура урока, цель урока

11.Организация деятельностного урока: от цели – к результату

12.Суть учебной деятельности. Этапы учебной  деятельности

14.Структура деятельностного урока

15.Этапы развития самостоятельности в управлении учебной деятельностью

16.Деятельностные связи этапов урока

17.Особенности урока в системно-деятельностном подходе: структура урока

18.Содержание урока, мотивация обучающихся

19.Проектирование деятельностного урока: цель и результат урока для учителя, деятельность обучающихся на уроке

20.Учебная проблемная ситуация. Источники учебных проблемных ситуаций.

21.Понятие «план». Суть плана деятельностного урока. План как шаги достижения урока

22.Типовые модели плана урока

23.Этапы обучения:освоение типовых планов, применение типовых планов, коррекция и самостоятельное создание новых планов

24.Приемы для обучения

25.Критериальное оценивание. Предмет оценивания: продукт, процесс

26.Критерий и его содержание. Уровни. Характеристика каждого уровня Особенности оценивания познавательной проблемы

27.Особенности оценивания практической проблемы

28.Многозначность термина «рефлексия»

29.Понятие «рефлексии»:  назначение, содержание, виды, методические приемы

30.В чем отличие результата и рефлексии?

31.Зачем нужна рефлексия на уроке?

32.Области рефлексии: мышление, практическая деятельность, коммуникация, отношение.

33.Место рефлексии в структуре учебной деятельности

34.Виды рефлексии: перспективная, ситуатианая, ретроспективная

35.Содержание рефлексии на разных этапах деятельности: проблематизация, целеполагание, планирование

36.Рефлексия как этап урока

37.Приемы рефлексии

Задания к зачету

1. Проанализируйте конспект урока русского языка или литературы. Определите адекватность содержания обучения заявленным целям урока. Выявите и назовите типы упражнений, предлагаемые в данном конспекте. Предложите вариативную систему упражнений, способствующую повышению эффективности обучения на уроке по данному конспекту.

2. Проанализируйте конспект урока русского языка или литературы. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность целям и содержанию данного урока русского языка или литературы. Предложите технологию/метод/прием обучения, упражнения, способствующие повышению эффективности обучения на уроке по данному конспекту.

3. Проанализируйте конспект урока русского языка или литературы. Выявите соответствие целей и задач, структуры и содержания урока по данному конспекту, методов и приемов, средств обучения требованиям, предъявляемым к уроку 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
русского языка или литературы по ФГОС нового поколения. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения для урока по данному конспекту.

4. Проанализируйте конспект урока русского языка или литературы. Выявите и охарактеризуйте принципы обучения, с учетом которых построен урок в предложенном конспекте. Определите эффективность выявленных принципов. Предложите и аргументируйте вариативный набор общедидактических и специфических принципов обучения русскому языку или литературе для урока по данному конспекту.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байбородова, Л.В. [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой, Л.В.
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 3. Проектирование и программирование : : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 219 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06326-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411534 
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.2
Попова, С. Ю.,  Пронина, Е. В.
Современные образовательные технологии. Кейс-стади : : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 113 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-04996-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/408380
Москва : Издательство Юрайт, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коротаева, Е. В. 
Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : :учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429700
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Медведева, Н. В.,Рябухина,  Е. А. , Фоминых, Л. С. 
Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка : :учебно-методическое пособие / Н. В. Медведева, Е. А. Рябухина, Л. С. Фоминых. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 103 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70638.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бабенко, Н. Г., Лихина,Н. Е., Лукьяненко, И. Н. [и др.] ; под редакцией  Лукьяненко, И. Н.
Современный урок русского языка: :сборник учебно-методических материалов / Н. Г. Бабенко, Н. Е. Лихина, И. Н. Лукьяненко [и др.] ; под редакцией И. Н. Лукьяненко. — Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. — 126 c. — ISBN 978-5-88874-964-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/23882.html
Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
сост.  Потанина, А.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты» : :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Русский язык и литература» по дисциплине «Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты» [Электронный ресурс] / сост. А.В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2019 .— 51 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода дидактические и методические аспекты_Потанина АВ.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                           Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                            Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                 Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                         Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.