2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается является формирование у обучающихся системы научных и практических знаний по проблеме оценивания результатов обучения школьников, а также умений разработки основных средств диагностики и оценивания достижений обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся представление о качестве образования;
1.4
формировать умения отбора инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития школьников;
1.5
формировать умения применения методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История литературной критики
2.1.2
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.3
Курсовая работа по русскому языку
2.1.4
Методика обучения литературе
2.1.5
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.6
Современный русский язык
2.1.7
Теория языка
2.1.8
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.9
Методика обучения русскому языку
2.1.10
Теория литературы
2.1.11
Типология текстов
2.1.12
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.13
История русского литературного языка
2.1.14
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.15
Педагогические технологии
2.1.16
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.17
Стилистика
2.1.18
Активные процессы в современном русском языке
2.1.19
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.20
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.21
Русская диалектология
2.1.22
Технология развития критического мышления
2.1.23
Проектная деятельность
2.1.24
Региональная ономастика
2.1.25
Смысловое чтение
2.1.26
Теория обучения
2.1.27
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.28
Старославянский язык
2.1.29
Фольклор
2.1.30
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.31
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.32
Производственная педагогическая практика
2.1.33
История литературной критики
2.1.34
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.35
Курсовая работа по русскому языку
2.1.36
Методика обучения литературе
2.1.37
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.38
Производственная педагогическая практика
2.1.39
Современный русский язык
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.40
Теория языка
2.1.41
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.42
Методика обучения русскому языку
2.1.43
Теория литературы
2.1.44
Типология текстов
2.1.45
История русского литературного языка
2.1.46
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.47
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.48
Стилистика
2.1.49
Активные процессы в современном русском языке
2.1.50
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.51
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.52
Русская диалектология
2.1.53
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.54
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.55
Смысловое чтение
2.1.56
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.57
Старославянский язык
2.1.58
Фольклор
2.1.59
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.60
Смысловое чтение
2.1.61
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.62
Типология текстов
2.1.63
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.64
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.65
История литературной критики
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.2
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.3
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.4
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.5
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.6
Педагогическая риторика
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.9
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.10
Современная русская литература
2.2.11
Производственная преддипломная практика
2.2.12
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.13
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.14
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.15
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.16
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.17
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.18
Педагогическая риторика
2.2.19
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.20
Производственная преддипломная практика
2.2.21
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.22
Современная русская литература
2.2.23
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.24
Литературное творчество как вид коммуникации
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.25
Педагогическая риторика
2.2.26
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.27
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.2
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.3
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.4
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература);
3.1.5
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература);
3.1.6
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.2
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.3
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.4
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература);
3.2.5
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература);
3.2.6
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература)
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.2
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.3
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.4
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература);
3.3.5
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык и литература);
3.3.6
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета(русский язык и литература)
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения»

 
1.1
Цели и основные задачи модернизации образования. Понятие о качестве образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.2
Оценка результатов обучения как элемент управления качеством.  Мониторинг качества образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.3
Современное понимание «знания». Компетентностный подход в образовании. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.4
Понятие педагогического мониторинга.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.5
Условия организации мониторинга в образовании.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.6
Контроль и оценка знаний обучающихся в структуре педагогической деятельности в процессе инновационного обучения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.7
Инновационное обучение. Контроль и оценка знаний обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 2. Современные тенденции в области современных средств оценивания результатов обучения

 
2.1
Модернизация контрольно-оценочной системы.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.2
Педагогическое общение и взаимодействие. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.3
Развитие педагогического тестирования в России и за рубежом. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.4
Теория и практика создания тестов и тестовых заданий. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.5
Практика создания тестов и тестовых заданий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.6
Классификация видов тестов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.7
Система рейтинг-контроля как составная часть учебного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.8
Технология рейтинга  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.9
Работа учителя с учащимися по составлению портфолио /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.10
Портфолио как средство накопительной оценки. Типы портфолио, его структура /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.11
Общероссийская система оценки качества образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.12
Система оценки качества образования как результат или проблема. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.13
Контрольные измерительные материалы. Структура, содержание КИМ.  Технология разработки контрольно-измерительных материалов, организации и проведения Единого государственного экзамена.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.14
Структуры, участвующие в организации и проведении ЕГЭ. Технология разработки КИМ. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.15
Технология проведения ЕГЭ. Шкалирование результатов Единого государственного экзамена, использование их в управлении качеством образования.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.16
Шкалирование результатов Единого государственного экзамена, использование их в управлении качеством образования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.17
Виды мспользуемых шкал ЕГЭ. Сопоставимость результатов ЕГЭ разных лет /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2 ПК-4
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Почему проблема управления качеством образования является ключевой проблемой XXI века?

2.Как можно и нужно влиять на повышение качества школьного образования?  Каковы структурные компоненты системы обеспечения качества образовательного процесса в школе?

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.В чем заключаются особенности обеспечения качества образовательного процесса на уровне класса, предмета, учебного занятия?

4.В чем состоит сущность и особенности диагностирования учебных достижений школьников?

5.Как Вы трактуете понятия «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка», «отметка»?

6.Назовите основные компоненты обучаемости.

7.Определите ведущие требования к системе оценивания учебных достижений школьников?

8. В чем проявляется модернизация системы оценивания в общеобразовательной школе?

9.Какие виды содержательной оценки могут применяться в школе первой, второй и третьей ступени?

10.Обоснуйте применение портфолио как перспективной формы представления индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

11.В чем особенности построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся?

12.Охарактеризуйте основные принципы теории тестов, предложенные Ф.Гальтоном. Как данные принципы используются в настоящее время?

13.Какие требования тестирования, выдвинутые Дж. Кеттелом, положены в основу современной тестологии?

14.Охарактеризуйте значение работ А.Бине и Т.Симона в развитии современной тестологии.

15.Чем определяется необходимость использования той или иной технологии в организации педагогического процесса в профильном обучении?

16.Каковы критерии оценки учебных тестов?

17.В чем заключается особенность технологии полного усвоения Дж. Кэрролла и Б.Блума?

18.Чем  характеризуется развитие тестологии в конце XIX – начале XX века?

19.Выделите этапы развития педагогической тестологии в России.

20.Охарактеризуйте современные подходы к определению понятия «тест». Как Вы трактуете это определение?

21.Какие основные понятия характеризуют теорию педагогических измерений?

22.Дайте определение педагогического задания, теста.

23.Охарактеризуйте понятия: «задание в тестовой форме» и «тестовое задание». Что общего и какие различия существуют между этими двумя понятиями?

24.Какие требования предъявляются к структуре и содержанию тестов?

25.В чем преимущества компьютерного тестирования и адаптированного тестирования?

26.Дайте определение критериально-ориентированным и нормативно-ориентированным тестам. Назовите их основные недостатки и преимущества.

27.Раскройте основные виды тестов по процедуре создания, средствам однородности задач; направленности, характеру действий, ведущей ориентации, целям использования; объективные и проективные тесты; широко ориентированные и узко ориентированные.

28.Охарактеризуйте виды и типы тестовых заданий по А.Н.Майорову.

29.Охарактеризуйте формы тестовых заданий по В.С. Аванесову.

30.Перечислите показатели надежности тестов как измерительного инструмента.

31.Дайте определение выборки, назовите признаки выборки.

32.Раскройте основные понятия выборки: генеральная совокупность, выборочная совокупность, генеральное распределение.

33.Назовите требования, предъявляемые  к выборке: полнота, точность, адекватность и др.

34.Охарактеризуйте способы построения выборки: квотная, систематическая, вероятностная, серийная.

35.Дайте определение понятию надежности теста.

36.Охарактеризуйте ошибки измерения теста: промахи, случайные ошибки, систематические ошибки.

37.Раскройте способы определения надежности теста: Ретестовая надежность, метод расщепления, взаимозаменяющие формы.

38.Назовите факторы, влияющие на надежность тестового инструментария: величина теста, недвусмысленность заданий и т.д.

39.Раскройте смысл проблемы угадывания правильного ответа.

40.Дайте определение валидности теста.

41.Охарактеризуйте основные виды валидности: содержательная, конструктивная, критериальная.

42.Раскройте основные виды валидности с точки зрения количественного оценивания.

43.Охарактеризуйте значение невербальных материалов в тестировании.

44.В чем заключаются различия между педагогическими и психологическими тестами? Можно ли говорить об однозначности этих различий?

45.Каковы преимущества использования тестов достижений (педагогических тестов)?

46.Каковы ограничения при использовании педагогических тестов?

47.Можно ли сказать, что тесты достижений определяют интеллект человека?

48.Какие виды интеллекта Вы можете назвать?

49.В чем трудности педагогических измерений с точки зрения знания о различных видах интеллекта?

50.Каковы этапы разработки теста и в чем психологическое значение каждого из этапов?

51.Что такое спецификация теста, что она в себя включает?

52.Какие психологические характеристики человека актуализируются в процессе проведения тестирования? С какими психологическими трудностями сталкивается ученик во время тестирования?

53.Какова стратегия психолого-педагогической поддержки детей различных «групп риска» при проведении тестирования?

54.Охарактеризуйте современные подходы к оценке учебных достижений школьников.

55.Что такое КИМ? Каковы принципы создания КИМ?

56.Назовите наиболее перспективные направления совершенствования КИМ.

57.Каковы причины введения ЕГЭ?

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
58.Охарактеризуйте порядок проведения Единого государственного экзамена.

59.В чем заключается сущностная характеристика личностно ориентированной технологии подготовки школьников к ЕГЭ?

60.Разработайте свой вариант подготовки школьников к успешному выполнению контрольно-измерительных материалов в режиме ЕГЭ.

61.За счет чего можно сформировать у учащихся общеобразовательные навыки и подготовить их к успешной сдаче экзаменов за 9 класс?

62.Какие виды портфолио используются в современной школе? Каковы их преимущества и недостатки в предпрофильном обучении?

Задания к зачету

Задание №1

Родители Тани хотят обсудить с вами её возможности для поступления по

результатам ЕГЭ в университет, в котором вы работаете. Какой подход к интерпретации результатов Тани по ЕГЭ вы будете использовать? Почему?

Задание №2

Проанализировать задания ЕГЭ по изучаемой специальности (типы тестовых заданий, критерии оценивания, знания и умения учащихся, подлежащие контролю). Объем текста ответа не должен превышать 3000 знаков с пробелами (мин 2500 знаков).

Задание №3

Составить задания в тестовой форме с выбором одного правильного ответа (в соответствии с направлением подготовки и профилем; не более 10 пунктов) / или Составить задания в тестовой форме с выбором нескольких правильных ответов (в соответствии с направлением подготовки и профилем; не более 10 пунктов) / или Составить тестовые задания открытой формы (в соответствии с направлением подготовки и профилем; не более 10 пунктов) / или Составить задания в тестовой форме на установление правильной последовательности (в соответствии с направлением подготовки и профилем; не более 10 пунктов).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерная тематика письменных сообщений

Примерная тематика сообщений

1.Понятие «качество образования».  Оценка как элемент управления качеством.

2.Традиционные и новые средства оценки результатов обучения: достоинства и недостатки.

3.Оценка  качества российского образования отечественными и зарубежными экспертами.

4.Историю тестирования в России.

5.Педагогическое тестирование за рубежом

6.Причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы XX века.

7.Современные центры тестирования в России и за рубежом.

8.Функции контроля в современном учебном процессе.

9.Традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.

10.Современные средства контроля вы  в учебном процессе. Их преимущество по сравнению с традиционными

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гордиенко, О.В. 
Современные средства оценивания результатов обучения : :учебник для академического бакалавриата / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06396-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411655
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.2
Воробьева, С.В. 
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: :учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 740 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427499
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Арсентьева, Л.В., Баранова, Н.Б. , Березяк, Э.А.  [и др.] ; под редакцией Даутова, О.Б., Игнатьева,  Е. Ю. 
Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников : новые практики формирования и оценивания: :учебно-методическое пособие / Л. В. Арсентьева, Н. Б. Баранова, Э. А. Березяк [и др.] ; под редакцией О. Б. Даутова, Е. Ю. Игнатьева. — СПб. : КАРО, 2015. — 160 c. — ISBN 978-5-9925-1056-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61011.html 
СПб. : КАРО, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Потанина, А.В. 
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе: :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык»,  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература»  по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе» [Электронный ресурс] / сост. А.В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2018 .— 53с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Современные средства оценивания результатов обучения_Метод реком_Потанина.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа ( 423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                                     Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                       Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                                                  Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в 

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.