2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Теория языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 8 зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
120
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
18 4/6
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
12
12
30
30
Практические
18
18
12
12
30
30
Итого ауд.
36
36
24
24
60
60
Кoнтактная рабoта
36
36
24
24
60
60
Сам. работа
72
72
48
48
120
120
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Тарасов Александр  Михайлович _________________
 
 
Теория языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании научного мировоззрения, основанного на изучении лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, целостного представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения, показав единство различных сторон языковой жизни, опираясь на научное мировоззрение, основанного на изучении лингвистической терминологии, лингвистической проблематики, целостного представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения, показав единство различных сторон языковой жизни,опираясь на научное мировоззрение.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
1.4
научить обучающихся использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами русского языка;
1.5
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
1.6
способствовать формированию у обучающихся лингвистической компетенции, опираясь на научное мировоззрение.
1.7
      
1.8
         
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Современный русский язык
2.2.3
История русской литературы
2.2.4
История зарубежной литературы
2.2.5
Методика обучения литературе
2.2.6
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.7
Курсовая работа по литературе
2.2.8
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.9
Литература русского зарубежья
2.2.10
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.11
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.12
Основы этимологического анализа
2.2.13
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.14
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.15
Современная зарубежная литература
2.2.16
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.17
Современный литературный процесс
2.2.18
Теория и практика русской орфографии
2.2.19
Филологический анализ текста
2.2.20
Функциональная грамматика русского языка
2.2.21
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.22
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.23
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.24
Педагогическая риторика
2.2.25
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.26
Производственная преддипломная практика
2.2.27
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.28
Современная русская литература
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.29
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.30
Литература русского зарубежья
2.2.31
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.32
Основы этимологического анализа
2.2.33
Функциональная грамматика русского языка
2.2.34
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.35
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.36
Педагогическая риторика
2.2.37
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук;
 
основные приемы и техники их анализа для формирования научной картины мира;
 
основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения;
 
 
Уметь:
 
выделять основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук;
 
выделять и характеризовать основные понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук, использовать основные приемы и техники их анализа для формирования научной картины мира;
 
выделять и характеризовать понятия и закономерности в области философии и социогуманитарных наук, основные приемы и техники их анализа для формирования научного мировоззрения;
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук;
 
навыками  владения основными приемами и техниками их анализа для формирования научной картины мира;
 
навыками оперирования понятиями и анализа закономерностей в области философии и социогуманитарных наук, приемами и техниками их анализа для формирования научного мировоззрения;
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
требования к результатам освоения основной образовательной программы по ступеням общего образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения);
 
условия обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
способы достижения результатов освоения основной образовательной программы по предмету;  
 
 
Уметь:
 
определять содержание обучения по предмету  в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
 
обеспечивать условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
 
организовывать самостоятельную работу для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, используя различные приемы самообразования;
 
 
Владеть:
 
навыками проектирования  рабочих  программ  и тематического плана  по предмету  с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
 
навыками самостоятельного отбора учебных материалов  для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по предмету; 
 
навыками оценивания  достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по предмету;    
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1.2
основные понятия и закономерности в области языкознания в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.3
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.4
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.5
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.6
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.2
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;
3.2.3
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета;
3.2.4
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.5
методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.2.6
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.7
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа основных характеристик исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.3.2
навыками работы с литературой, используя понятийный аппарат в области языкознания для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками научного обоснования собственной позиции при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.3.4
навыками использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.5
методами научного анализа теоретических источников по истории русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.6
навыками оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.3.7
навыками проектирования образовательной среды для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Языкознание

 
1.1
Языкознание как наука.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.2
Языкознание как наука.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.3
Природа и сущность языка.Язык как система знаков /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.4
Взаимосвязь языка и общества, языка и мышления. Язык и речь. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.5
Взаимосвязь языка и общества, языка и мышления. Язык и речь. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.6
Язык как система знаков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.7
Фонетический уровень языка.Лексический уровень языка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.8
Лексический уровень языка.Фонетический уровень языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.9
Морфологический уровень языка.Синтаксический уровень языка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.10
Происхождение языка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.11
Грамматический уровень языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.12
Развитие и функционирование языков /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.13
Проблема происхождения языка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.14
Развитие и функционирование языков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.15
Типологическая классификация языков /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.16
Генеалогическая классификация языков

Основные лингвистические школы и направления.

Генеалогическая классификация языков.Основные лингвистические школы и направления. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.17
Лингвистическая карта мира /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ПК-4
1
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.18
Методы современного языкознания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.19
Порождение и восприятие речи как единый процесс коммуникации. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.20
Парадигматические и синтагматические связи и отношения в языке /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.21
Фонология как наука, история ее становления. Понятие фонемы, различительные признаки фонем. Фонема и звук /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.22
Понятие семы. Синтагматические отношения на лексическом уровне. Лексическая сочетаемость /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.23
Части речи и принципы их выделения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.24
Основные аспекты рассмотрения предложений: формально - грамматический, логико - семантический, коммуникативный /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.25
Яфетическая теория /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.26
Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.27
Становление типологической классификации языков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.28
Языковая картина мира. Тюркская семья языков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ПК-4
1
0
 
1.29
Теория языка как особая лингвистическая дисциплина и как учебный предмет /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.30
Теория языка как особая лингвистическая дисциплина и как учебный предмет /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.31
Начальный этап развития языкознания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.32
Начальный этап развития языкознания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.33
Возникновение сравнительно-исторического языкознания (конец XVIII – начало XIX в.) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.34
Возникновение сравнительно-исторического языкознания (конец XVIII – начало XIX в.) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.35
Основные направления сравнительно-исторического языкознания XIX века /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.36
Основные направления сравнительно-исторического языкознания XIX века /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.37
Социология языка, эстетический идеализм, неограмматизм /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.38
Социология языка, эстетический идеализм, неограмматизм /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.39
Структурализм – ведущее направление в лингвистике 1920-1960-х гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.40
Структурализм – ведущее направление в лингвистике 1920-1960-х гг. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.41
Китайское, тибетское языкознание /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.42
Открытие закона первого передвижения согласных в германских языках. Антиномии языка. Проблема соотношения языка и мышления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.43
Реконструкция индоевропейского праязыка. Суть синтаксического учения Ф.И. Буслаева. Суть синтаксического учения А.А. Потебни. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.44
Школа «слов и вещей» Г. Шухардта. Проблемы языка и речи, статики и динамики языка в работах И.А.Бодуэн де Куртенэ. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в работах Ф.Ф. Фортунатова. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

12
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.45
Проблемы фонологии и морфонологии. Суть генеративной грамматики Н. Хомского. Гипотеза лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.46
Теория ностратических языков. Понятие функционально-семантического поля. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.47
Лингвистика 1970-х гг. – начала XXI в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
1.48
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

36
ОК-1 ПК-4
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация                                            

Вопросы для подготовки к зачету

1. Языкознание как общественно-историческая наука. Предмет и задачи курса.

2. Связь языкознания с другими науками.

3. Язык и речь.

4. Язык и мышление.

5. Функции языка.

6. Сущность языка.

7. Язык как общественное явление.

8. Фонетика. Её задачи, предмет единицы.  

9. Устройство речевого аппарата человека. Артикуляционная база языка.

10.Классификация гласных звуков.

11. Классификация согласных.

12. Изменение звуков в речевом потоке.

13. Ударение и его виды.

14. Интонация и ее элементы.

15. Предмет, задачи и разделы лексикологии.

16. Лексическое значение слова. Типы лексических значений.

17. Мотивированность слова.

18. Свободные и устойчивые словосочетания. Классификация фразеологизмов.

19. Синонимы, их классификация. Синонимический ряд.

20. Антонимы, их виды.

21. Многозначность слова.

22. Омонимия. Типы омонимов.

23. Антонимы, их виды.

24. Паронимы, их отличие от омонимов.

25. Активная и пассивная лексика. Архаизмы и неологизмы.

26. Лексика, ограниченная в своем употреблении.

27. Устаревшие слова.

28. Неологизмы.

29. Основные пути обогащения ССЯ.

30. Ономастика.

31. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.

32. Грамматика как строй языка и как раздел языкознания.

33. Грамматическое значение, отличие его от лексического.

34. Единицы грамматического строя языка.      

35. Морфема. Типы морфем.

36. Основные способы выражения грамматических значений в языках различного строя.

37. Грамматическая категория.

38. Части речи как лексико-грамматические классы слов.

39. Синтаксический уровень языка. Основные единицы данного уровня.

40. Словосочетание как единица синтаксического уровня. Типы словосочетаний.

41. Типы связи слов на уровне словосочетаний.

42. Предложение Основные типы предложений.

43. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.

44. Члены предложения.

45. Классификация языков.

46. Генеалогическая классификация языков.

47. Типологическая классификация языков.

48.Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития  языков.

49.Биологические и социальные теории происхождения языка.

50.Основы материалистической теории происхождения языка.

51. Языки и диалекты на ранних этапах развития общества.

52. Образование языков народностей при рабовладельческом и феодальном строе.

53. Развитие национальных языков.

54. Взаимодействие языков в их историческом развитии.

55. Исторические течения языкознания. Общая характеристика.

56. Этапы развития языка.

Промежуточная аттестация                                                                              

Вопросы для подготовки  к экзамену

1.Языкознание как наука.

2.Языкознание в Древней Индии.

3.Языкознание в Древней Греции и Риме.

4. Арабское языкознание.

5. Языкознание в эпоху Возрождения.

6. Всеобщая грамматика Пор-Рояля.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
7.Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Лингвистические взгляды В. фон Гумбольдта.

8. Натуралистическая концепция А. Шлейхера. Психологизм Штейнталя.

9. Лингвистические взгляды Ф. де Соссюра.

10. Языкознание 20 века.

11.  Казанская лингвистическая школа. Проблемы языка и речи, статики и динамики в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского.

12. Учение о языке как системе в трудах представителей Казанской лингвистической школы.

13. Знаковый характер языка в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского.

14. Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме.

15. Вопросы сравнительно-исторического языкознания и типологии языков в трудах представителей Казанской лингвистической школы.

16 . Учение о форме слова и словосочетании Ф.Ф. Фортунатова.

17. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в работах представителей Московской лингвистической школы.

18. Лингвистические взгляды А.А. Шахматова, М.М. Покровского.

19. Языкознание в 20-е годы. Новое учение о языке Н.Я. Марра.

20. Лингвистические взгляды И.И. Мещанинова.

21 Лингвистическая деятельность Л.В. Щербы.

22. Общеязыковедческие проблемы в работах В.В. Виноградова, А.И. Смирницкого.

23. Методы изучения и описания языка. Понятие о лингвистическом методе.

24. Сравнительно – исторический метод.

25. Сравнительно-историческое языкознание в Западной Европе.

26. Понятие праязыка и теория родословного дерева А.Шлейхера.

27.Социология языка и неограмматизм.

28.Логическое направление в языкознании.

29. Лингвистическая концепция А.А. Потебни.

30. Социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, интерлингвистика.

31. Конструктивные методы изучения языка.

32. Дистрибутивный метод.

33. Генеративное языкознание.

34. Функциональные и когнитивные лингвистики.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ

1. Акцентная структура русского языка.

3. Интонационная структура русского языка.

4. Синонимы и антонимы русского языка.

5. Полисемия и омонимия русского языка.

6. Коннотативный компонент значения.

7. Пути обогащения словарного состава русского языка.

8. Стратификация словарного состава русского языка.

9. Лексикография в русском языке.

10.Чередования гласных и согласных звуков в русском языке.

11.Интонационные конструкции, их связь со знаками препинания.

12.Ударение тактовое, фразовое, логическое.

13. Лексические новообразования конца  ХХ – начала ХХI века.

14. Современные заимствования.

15. Возрождение устаревших слов.

16. Этимология фразеологизмов.

Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Развитие Греко - римского языкознания.  

2.  Языкознание в Древней Индии.

3. Языкознание в Средние века.

4. Грамматика Пор-Рояля (А. Арно и К. Лансло).

5. Грамматики философские и филологические.

6. Языкознание в XIX веке.

7. Сравнительно-историческое языкознание в Европе

8. Логическое и психологическое направления в языкознании.

9. Лингвистические школы XIX - XX веков.

10  Лейпцигская школа.

11. Казанская лингвистическая школа И.А. Бодуэна де Куртенэ.

12. Московские школы Ф.Ф. Фортунова и А.А. Потебни

13. Женевская школа. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра.

14. Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной лингвистики).

15.  Йельская школа.

16. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика).

17. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика)

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД.    
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бодуэн де Куртенэ И. А.
Бодуэн де Куртенэ, И. А. Общее языкознание. Избранные труды / И. А. Бодуэн де Куртенэ. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 329 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11836-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446853
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Немченко, В. Н.  
Немченко, В. Н.  Введение в языкознание : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Немченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 494 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02709-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431978: учебник для академического бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. С. Куликова, Д. В. Салмина
Куликова, И. С. Введение в языкознание в 2 т : учебник для академического бакалавриата / И. С. Куликова, Д. В. Салмина. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 705 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6455-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389011 : учебник для академического бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2016
 
Л2.2
К. Э. Штайн, Д. И. Петренко
Штайн, К. Э. История филологии : учебник для бакалавриата и магистратуры / К. Э. Штайн, Д. И. Петренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 270 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02539-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434718 : учебник для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Тарасов, А.М.
Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Теория языка» [Электронный ресурс] : Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Теория языка» [Электронный ресурс] / сост. А.М. Тарасов .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018 .— 92 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./УМР Теория языка_Тарасов.pdf>.
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ,, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э2
Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-125 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                        Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                 Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                            Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                         Методические указания к написанию реферата

Выполнение реферата включает в себя следующие этапы:

1. Изучение литературы. Недопустимо применение одного только учебника, единственной книги или статьи, даже если они непосредственно посвящены изучаемому вопросу. Для ответа на вопрос достаточно использовать три, (но не менее) источника информации, например, одну монографию, один учебник или статью.

2. Написание текста работы. Главное требование – самостоятельность изложения опросов и их полное освещение. Рекомендуется следующая структура работы. Структура работы, как правило, включает: титульный лист; план работы (где указываются названия глав и подглав (с подглавками) и номера страниц, с которых они начинаются); введение (это раскрытие актуальности темы реферата (или объяснение научного к ней интереса), постановка задач, которые следует рассмотреть для наиболее полного раскрытия темы, объяснение структуры работы в зависимости от поставленные здесь задач); основную часть (это раскрытие темы реферата. Здесь могут присутствовать графики, таблицы, рисунки и расчеты, поясняющие излагаемые автором мысли); заключение (где формулируются выводы, даются ответы на поставленные во 

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Введении вопросы и рекомендации по данной теме) и список использованных литературных источников. Литература группируется по алфавиту, источники на иностранных языках – в конце списка. Интернет-источники также отмечаются в Списке литературы. Для них обязательно указываются название и адрес сайта.

3. Оформление работы. Рефераты представляются в шрифте Times New Roman, размер – 14 в формате А4. Межстрочный интервал – одинарный. Текст реферата следует печатать, соблю-дая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзацный отступ – 1 см. Автоматическое выравни-вание по ширине. Нумерация страниц производится вверху страницы выравнивание от центра. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературных источников должны быть точными, их необходимо давать в кавычках с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы). Если в тексте работы приводятся прямая цитата или статистические данные, то кроме самого источника указывается еще и номер страницы в нем, где расположена эта информация. Согласно ГОСТу ссылки могут быть двух видов. Первый – номер ссылки в верхнем регистре, а внизу страницы после отчерка – источник информации. Второй – квадратные скобки, в которых указывается номер источника информации в Списке литературы, и при необходимости здесь же через запятую указывается номер страницы в этом источнике.

Минимальный объем работы – 10 страниц формата А4, максимальный – 15. На обложке должны быть указаны ФИО автора, факультет, курс, номер группы, название предмета.

                                          Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

                       Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо и целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль 

 
стр. 15
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса. При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.