2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Технология развития критического мышления на уроках русского языка_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александоа Викторовна _________________
 
 
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к использованию технологии развития критического мышления в преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить требования к профессиональным компетенциям учителя  русского языка и литературы, новые тенденции в методике преподавания русского языка и литературы в школе, современные концепции школьного филологического образования, основные подходы к осуществлению предметных и метапредметных связей при обучении русскому языку;
1.4
научить применять технологию развития критического мышления в зависимости от образовательных задач педагога;
1.5
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения посредством применения технологии развития критического мышления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Проектная деятельность
2.1.2
Смысловое чтение
2.1.3
Теория обучения
2.1.4
Региональная ономастика
2.1.5
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.6
Старославянский язык
2.1.7
Фольклор
2.1.8
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.9
Смысловое чтение
2.1.10
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.11
Старославянский язык
2.1.12
Фольклор
2.1.13
Смысловое чтение
2.1.14
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
История русского литературного языка
2.2.3
Методика обучения русскому языку
2.2.4
Педагогические технологии
2.2.5
Стилистика
2.2.6
Теория литературы
2.2.7
История зарубежной литературы
2.2.8
Методика обучения литературе
2.2.9
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
История литературной критики
2.2.12
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.13
Курсовая работа по русскому языку
2.2.14
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.15
Теория языка
2.2.16
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.17
История лингвистических учений
2.2.18
Курсовая работа по литературе
2.2.19
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.20
Литература русского зарубежья
2.2.21
Литературоведческий анализ художественного текста
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.22
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.23
Основы этимологического анализа
2.2.24
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.25
Современная зарубежная литература
2.2.26
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.27
Теория и практика русской орфографии
2.2.28
Филологический анализ текста
2.2.29
Функциональная грамматика русского языка
2.2.30
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.31
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.32
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.33
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.34
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.35
Педагогическая риторика
2.2.36
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.37
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.38
Современная русская литература
2.2.39
Типология текстов
2.2.40
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.41
Производственная преддипломная практика
2.2.42
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.43
История русского литературного языка
2.2.44
Методика обучения русскому языку
2.2.45
Стилистика
2.2.46
Теория литературы
2.2.47
История зарубежной литературы
2.2.48
Методика обучения литературе
2.2.49
Типология текстов
2.2.50
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.51
Производственная педагогическая практика
2.2.52
История литературной критики
2.2.53
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.54
Курсовая работа по русскому языку
2.2.55
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.56
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.57
История лингвистических учений
2.2.58
Курсовая работа по литературе
2.2.59
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.60
Литература русского зарубежья
2.2.61
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.62
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.63
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.64
Основы этимологического анализа
2.2.65
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.66
Современная зарубежная литература
2.2.67
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.68
Теория и практика русской орфографии
2.2.69
Филологический анализ текста
2.2.70
Функциональная грамматика русского языка
2.2.71
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.72
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.73
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.74
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.75
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.76
Педагогическая риторика
2.2.77
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.78
Производственная преддипломная практика
2.2.79
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.80
Современная русская литература
2.2.81
Типология текстов
2.2.82
История литературной критики
2.2.83
История лингвистических учений
2.2.84
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.85
Литература русского зарубежья
2.2.86
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.87
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.88
Основы этимологического анализа
2.2.89
Функциональная грамматика русского языка
2.2.90
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.91
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.92
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.93
Педагогическая риторика
2.2.94
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики

 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога

 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
проблемными методами с применением современных технических средств; методами, направленными на освоение школьниками доступных способов навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.2
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога, теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.3
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.1.4
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.1.5
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык) 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.2
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.3
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.4
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.2.5
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.2.6
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык) 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.2
проблемными методами с применением современных технических средств;
3.3.3
методами, направленными на освоение школьниками доступных способов навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.4
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3.5
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык),
3.3.6
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык);
3.3.7
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (русский язык)
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы развития критического мышления

 
1.1
Общепедагогические технологии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.2
Теория развития критического мышления в контексте основных теоретических подходов к образованию /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.3
Установка на критическое мышление и готовность к нему.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.4
Сущность и основные понятия критического мышления.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5

2
ПК-4
3
0
 
1.5
Критическое мышление как когнитивный процесс: посредники и стратегии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.6
Теория развития критического мышления в контексте основных теоретических подходов к образованию /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.7
Активные методы и приемы развития критического мышления.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.8
Развитие навыков решения задач /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.9
Структура задачи. Стадии решения задачи. Инкубация. Инсайт задачи. Четко и нечетко поставленные задачи.

Стратегии решения задач. Трудности при решении задач.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
3
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.10
Аргументация, ее составляющие. Посылки. Заключения. Предложения.

Контраргументация. Приемлемые и неприемлемые посылки. Посылки, поддерживающие заключения.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.11
Рассуждения и рационализация. Убеждение и пропаганда.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.12
Психология доводов.

Различия между мнением, обоснованием, суждением, фактом.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
3
0
 
1.13
Визуальная аргументация.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2 ПК-4
3
0
 
 
Раздел 2. Технология развития критического мышления в образовательном процессе: этапы, методы и приемы

 
2.1
Технология критического мышления и новый образовательный результат  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.2
Технологические этапы развития критического мышления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.3
Первичное знакомство с трехфазовой моделью «Вызов-осмысление – размышление» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.4
Карикатура  Бидструпа.  Чтение  с  остановками.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.5
Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как инструмент для организации инновационных форм обучения смысловому чтению /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.6
Характеристика приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.7
Технология критического мышления: стратегии «Бортовой журнал». Стратегия формулировки разноуровневых вопросов. Перекрестная  дискуссия. Стратегия «Зигзаг -1». Стратегия «Зигзаг-2». Пятишаговая мастерская письма. «Шляпы мышления». «Плюмин» и др. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2 ПК-4
3
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.8
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.9
Распаковка занятия: первичное знакомство с трехфазовой моделью «Вызов-Осмысление-Размышление» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.10
Разработка опорных материалов для работы в смысловых группах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.11
Особенности проектирования урока с использованием технологии критического мышления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-2 ПК-4
3
0
 
2.12
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ПК-2 ПК-4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Дайте определения понятий «технология» и «образовательная (педагогическая) технология»

2.Раскройте исторические предпосылки возникновения образовательных   (педагогических) технологий в педагогической теории и на практике

3.Дайте классификацию современных образовательных технологий

4.Назовите основные отечественные и зарубежные образовательные (педагогические) технологии и охарактеризуйте одну из них

5.Охарактеризуйте общепедагогический, предметный и локальный уровни современных образовательных технологий

6.Федеральный государственный образовательный стандарт

7.Требования к образовательному результату согласно ФГОС

8.Требования к образовательному процессу согласно ФГОС

9.Критическое мышление: история и современный статус

10.Теория развития критического мышления в контексте основных теоретических подходов к образованию

11.Установка на критическое мышление и готовность к нему. Сущность и основные понятия критического мышления.

12.Критическое мышление как когнитивный процесс: посредники и стратегии

13.Активные методы и приемы развития критического мышления

14.Развитие навыков решения задач: Структура задачи. Стадии решения задачи. Инкубация. Инсайт задачи. Четко и нечетко поставленные задачи.

15.Стратегии решения задач. Трудности при решении задач.

16.Аргументация, ее составляющие. Посылки. Заключения. Предложения.

17.Контраргументация. Приемлемые и неприемлемые посылки. Посылки, поддерживающие заключения.

18.Рассуждения и рационализация. Убеждение и пропаганда.

19.Психология доводов. Различия между мнением, обоснованием, суждением, фактом.

20.Визуальная аргументация.

21.Технологические этапы развития критического мышления

22.Активные методы и приемы развития критического мышления.

26. Требования к современному учителю русского языка и литературы.

27. Технология критического мышления и новый образовательный результат.

28. Технология критического мышления: стратегии «Бортовой журнал». Стратегия формулировки разноуровневых вопросов. Перекрестная  дискуссия. Стратегия «Зигзаг -1». Стратегия «Зигзаг-2». Пятишаговая мастерская письма. «Шляпы мышления». «Плюмин» и др.

29. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.

30. Особенности проектирования урока с использованием технологии критического мышления.

Задания к экзамену

1.Разработайте конспект урока по русскому языку для обучающихся 5 класса с использовнием технологии развития 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
критического мышления.

2.Разработайте конспект урока по русскому языку для обучающихся 6 класса с использовнием технологии развития критического мышления.

3.Разработайте конспект урока по русскому языку для обучающихся 7 класса с использовнием технологии развития критического мышления.

4.Разработайте конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса с использовнием технологии развития критического мышления.

5.Разработайте конспект урока по русскому языку для обучающихся 9 класса с использовнием технологии развития критического мышления.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрены.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ляпина, А. В.
Методика преподавания литературы : : учебно-методическое пособие / А. В. Ляпина. — Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. — 204 c. — ISBN 978-5-7779-1736-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59619.html
Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014
 
Л1.2
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Утегенова, Д. И. 
Развитие критического мышления студентов на занятиях русского языка: :учебно-методическое пособие / Д. И. Утегенова. — Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет, Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева, 2012. — 86 c. — ISBN 978-601-207-731-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49569.html
Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет, Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева, 2012
 
Л2.2
Муштавинская, И. В. 
Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: :учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. — СПб. : КАРО, 2009. — 144 c. — ISBN 978-5-9925-0346-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/19413.html
СПб. : КАРО, 2009
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Потанина,  А. В.
Технология развития критического мышления на уроках русского языка: : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература» по дисциплине «Технология развития критического мышления на уроках русского языка» [Электронный ресурс] / сост. А. В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016 .— 113 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Технология развития критического мышления на уроках рус языка_Потанина.pdf>
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                       Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                      Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                              Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                   Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, а также в целом сформированности компетенций.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам, без билетов или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 минут.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу необходимо отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

                                            Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.