2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Спортивная медицина_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спортивная медицина
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
24
24
24
24
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент , Парамонова Д.Б. _________________
 
 
Спортивная медицина
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в содействии рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности .
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
изучить здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма спортсменов и основываясь на этом,определять показания и противопоказания к различным видам занятий, решение вопросов спортивного отбора и ориентации;
1.4
определять и оценивать функциональное состояние организма спортсменов;
1.5
изучить заболевания и травмы, возникающих при нерациональных занятиях, разрабатывать методы диагностики,профилактики, лечения и реабилитации;
1.6
ознакомить обучающихся с рациональными режимами занятий и тренировок для разных контингентов занимающихся физической культурой и спортом, средствами повышения и восстановления спортивной работоспособности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Летняя педагогическая практика
2.1.2
Менеджмент физической культуры и спорта
2.1.3
Теория и методика обучения базовым видам спорта
2.1.4
Теория и методика физической культуры
2.1.5
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.1.6
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.7
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.8
Здоровьесберегающие технологии
2.1.9
Педагогические технологии
2.1.10
Пожарная безопасность
2.1.11
Теория обучения
2.1.12
Ациклические виды спорта
2.1.13
Циклические виды спорта
2.1.14
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.1.15
Основы математической обработки информации
2.1.16
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.17
Физиология человека
2.1.18
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.19
Спортивные сооружения
2.1.20
Физическая культура и спорт
2.1.21
Анатомия человека
2.1.22
Безопасность жизнедеятельности
2.1.23
Менеджмент физической культуры и спорта
2.1.24
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.25
Теория и методика физической культуры
2.1.26
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.1.27
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.1.28
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.29
Здоровьесберегающие технологии
2.1.30
Пожарная безопасность
2.1.31
Физиология человека
2.1.32
Спортивные сооружения
2.1.33
Анатомия человека
2.1.34
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.2.1
Мировые информационные образовательные ресурсы
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Спортивная метрология
2.2.6
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.7
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.8
Профилактика метаболического синдрома и нарушений массы тела
2.2.9
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-5:      способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия 
 
Знать:
 
основные принципы командной работы, понятие толерантности
 
методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, понятие толерантности, специфику социальных, культурных и личностных различий
 
технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, сущность толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
Уметь:
 
определять основные принципы командной работы, оперировать понятием толерантность для восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
использовать методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, оперировать понятием толерантность, определять социальные, культурные и личностные различия
 
реализовывать технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных принципов командной работы, оперирования понятием толерантности
 
навыками командной деятельности, построения целенаправленного функционирования команды, определения социальных, культурных и личностных различий
 
навыками формирования и функционирования команды, функционирования различных ролей в командной работе, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
Основы охраны жизни  и здоровья обучающихся (с учетом специфики дисциплины)
 
Критерии оценивания здоровья обучающихся
 
Основы проектирования системы жизнеобеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
 
Уметь:
 
Использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
Оценивать здоровье обучающихся по заданным критериям
 
Отбирать здоровьесберегающие технологии для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа здоровьесберегающих технологий
 
Навыками оценивания здоровья обучающихся по заданным критериям
 
Навыками разработки Программ здоровьесбережения
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
цели, задачи и содержание врачебно-педагогического контроля за лицами, занимающимися физической культурой;
3.1.2
методику составления индивидуальных программ и способы деятельности в сфере физической культуры и спор для достижения профессиональных и жизненных целей, регулирования и коррекции психоэмоционального состояния;
3.1.3
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности,
3.1.4
методику проведения простейших функциональных проб;
3.1.5
основы использования данных врачебного контроля в практической профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
взаимодействовать с медицинским работником при проведении врачебно- педагогических наблюдений, обсуждать их результаты;
3.2.2
проводить простейшие функциональные пробы;
3.2.3
оказать первую доврачебную помощь при патологических состояниях спортсменов и физкультурников;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом;
3.3.2
приемами ВПН и контроля на тренировках, соревнованиях, массовых физкультурных мероприятиях за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;
3.3.3
приемами профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Введение в спортивную медицину

 
1.1
Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Методы исследования физического развития  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
1.2
Организация спортивной медицины  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
 
Раздел 2. Врачебный контроль в процессе физического воспитания

 
2.1
Методы врачебных наблюдений и функциональные пробы  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
2.2
Оценка состояния здоровья в спортивной медицине  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
2.3
Методы врачебных наблюдений и функциональные пробы призанятияхфк и спортом  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
2.4
Оценка состояния здоровья в спортивной медицине  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Раздел 3.  Медицинское обеспечение массо-

вой физической культуры

 
3.1
Оздоровительное значение массо-

вой физической культуры /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
3.2
Особенности врачебного контроля

за детьми и юношами /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
3.3
Медицинское обеспечение заня-

тий физической культурой в сред-

нем, пожилом и старческом воз-

расте /Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
3.4
Врачебный контроль за женщина-

ми

и девушками, занимающимися спор-

том /Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
3.5
Организация врачебно-педагогических наблюдений за физическими упражнениями отдельных групп населения  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
3.6
Организация врачебно-педагогических наблюдений спортивных соревнований и спортивно-массовых мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
 
Раздел 4.  Врачебный контроль в процессе

тренировок и соревнований

 
4.1
Самоконтроль спортсмена. Самоконтроль в массовой физической культуре  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
4.2
Заболевания и патолог. состояния у

спорсменов при нерац. занятиях

спортом /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
4.3
Травматизм в спорте. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
4.4
Переутомление. Перетренированность. Перенапряжение.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
4.5
Методы и показатели оценки функциона льного состояния организма     

Отрицательные явления в процессе

тренировки

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
4.6
Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности. Специализированное питание, витаминизация. Физические средства восстановления.

Основы спортивной патологии. Спортивный

травматизм.

  /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
4.7
Перенапряжение и перетренирован-

ность. Острые патологические состояния, возни-

кающие при физ. нагрузках.

Понятие о допингах. Классификация допингов,

отличие их от адаптогенов, патологическое влия-

ние на организм. Антидопинговый контроль. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
4.8
Функциональные пробы в диагностике тренированности и работоспособности спортсмена. Тестирование в спортивной методике.

Врачебный контроль в процессе тренировок и соревнований. Врачебно-педагогические наблюдения (ВНП). Самоконтроль спортсменов и физ-

культурников. Врачебно-физкультурный диспан-

сер (ВФД). Медицинское обеспечение соревнова-

ний.

Медицинский контроль в массовой физической

культуре и спорте. Особенности врачебного кон-

троля за детьми и юношами. Медицинское обес-

печение занятий физической культурой в сред-

нем, пожилом и старческом возрасте. Врачебный

контроль за женщинами. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6 ПК-2 ОК-5
7
0
 
4.9
/Экзамен/

36
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1.  Цели и задачи, принципы спортивной медицины.

2.  Организация и содержание спортивной медицины.

3.  История развития отечественной спортивной медицины.

4.  Задачи кабинета врачебного контроля.

5.  Медицинские группы для занятий физической культурой.

6.  Врачебно-педагогический контроль и врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) в процессе тренировочных занятий: понятие, основные задачи врачебно-педагогических наблюдений, организация ВПН.

7.  Место ВПН в определении функциональных изменений состояния спортсмена.

8.  Оценка влияния тренировочных занятий на организм спортсмена с помощью функциональных проб.

9.  Наружный осмотр, наблюдение за массой тела. Анамнез. Перкуссия.

10. Внешние признаки отдельных заболеваний. Параклинические методы обследования. Антропометрия.

11. Термомометрия. Инструментально-функциональные методы обследования.

12. Основные методы исследования нервной системы и нервно-мышечной систем. Рефлексы. Функциональные пробы.

13. Наблюдение за состоянием сердечнососудистой системы. Основные методы обследования. Функциональные пробы.

14. Исследование показателей внешнего дыхания. Параклинические методы обследования. Клинико-биохимические методы исследования.

15. Обследование опорно-двигательного аппарата. Осмотр. Метод функционально-мышечного тестирования.

16. Соматотипирование. Антропометрический профиль. Методы индексов.

17. Самоконтроль спортсмена. Роль самоконтроля при наблюдении за здоровьем и физическим развитием спортсмена.

18. Навык проведения самоконтроля. Системность самоконтроля Дневник самоконтроля. Анкета здоровья.

19. Типы перетренированности. Клинические симптомы.

20. Перенапряжение органов и систем. Острое и хроническое переутомление. Острое и хроническое физическое перенапряжение.

21. Антидопинговый контроль. Понятие допинга. История использования допинга. Опасность допинга для спортсмена.

22. Запрещенные фармакологические препараты, отнесенные к допингу.

23. Методы и показатели исследования состояния системы крови.

24. Методы исследования сенсорных систем.

25. Методы исследования энергетических возможностей организма.

26. Тесты для оценки критериев аэробной биоэнергетической системы.

27. Тесты для оценки критериев анаэробных биоэнергетических систем.

27. Методы оценки общей работоспособности.

29. Методы оценки специальной работоспособности.

30. Методы и показатели оценки срочного функционального состояния организма.

31. Понятие о физиологических нагрузках. Понятие о чрезмерных, Повреждающих и разрушающих нагрузках.

32. Основные функциональные состояния при занятиях физическими упражнениями.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора.

2.Медицинский контроль в массовой физической культуре.

3.Велоэргометрический метод тестирования физической работоспособности.

4.Физическая работоспособность человека и факторы на неё влияющие.

5.Контроль за факторами внешней среды.

6.Типы реакций сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.

7.Биоритмологический контроль функций организма человека.

8.Врачебный контроль за юными спортсменами.

9.Влияние допинга на здоровье спортсмена, его спортивную карьеру.

10.Острые патологические состояния и травмы у спортсменов характеристика средств восстановления работоспособности спортсменов.

11.Медицинский контроль во время тренировок, соревнований, массовых физкультурных мероприятий для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

12.Травматизм как медико-социальная проблема современности.

13.Признаки и проявления перенапряженности и перетренированности человека. Причины перенапряжения и перетренированности человека.

14.Эпидемиология спортивных травм. Изменения опорно-двигательного аппарата у спортсменов: классификация, этиология, клиника.

15.Ошибки в методике проведения занятий по физической культуре.

16.Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований.

17.Характеристика повреждений в легкой атлетике.

18.Характеристика травм в спортивной гимнастике.

19.Травмы у футболистов, баскетболистов, хоккеистов, волейболистов.

20.Спортивные травмы в лыжном спорте.

21.Характерные повреждения при занятиях теннисом.

22.Характеристика повреждений в велосипедном спорте.

23.Повреждения при занятиях борьбой и боксом.

24.Характеристика спортивных травм в тяжелой атлетике.

25.Профилактика спортивных травм. Роль спортивного врача в предупреждении травматизма.

26.Роль страховки и самостраховки в предупреждении спортивных травм. Значение разминки перед тренировкой или соревнованием для предупреждения спортивных травм.

27.Средства и меры предупреждения травм в легкой атлетике, гимнастике.

28.Средства и меры предупреждения травм в футболе.

29.Средства и меры предупреждения травм в лыжном и конькобежном спорте.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см.Фонд оценочных средств в  приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рубанович, В. Б. 
Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Б. Рубанович. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11150-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495730
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Рубанович, В. Б. 
Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой : учебное пособие / В. Б. Рубанович. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07030-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491421
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). https://нэб.рф/ 
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Ресурсы East View (ИВИС) https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.  Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам  лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающихся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся осваивает  профессиональную  работу с первоисточниками, их поиск  и критическое осмысление. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся  представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

С вопросами, выносимыми на зачет ( экзамен), обучающийся  может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета (экзамена). Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете(экзамене) время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета (экзамена) у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.