Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
вой физической культуры
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
тренировок и соревнований
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Отрицательные явления в процессе
тренировки /Пр/
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Основы спортивной патологии. Спортивный травматизм. Перенапряжение и перетренированность. Острые патологические состояния, возникающие при физ. нагрузках. Понятие о допингах. Классификация допингов, отличие их от адаптогенов, патологическое влияние на организм. Антидопинговый контроль. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Основы спортивной патологии. Спортивный травматизм. Перенапряжение и перетренированность. Острые патологические состояния, возникающие при физ. нагрузках. Понятие о допингах. Классификация допингов, отличие их от адаптогенов, патологическое влияние на организм. Антидопинговый контроль. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
ревнований. Врачебно-педагогические наблюде-
ния (ВНП). Самоконтроль спортсменов и физ-
культурников. Врачебно-физкультурный диспан-
сер (ВФД). Медицинское обеспечение соревнова-
ний.
Медицинский контроль в массовой физической
культуре и спорте. Особенности врачебного кон-
троля за детьми и юношами. Медицинское обес-
печение занятий физической культурой в сред-
нем, пожилом и старческом возрасте. Врачебный
контроль за женщинами. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы и задания к зачету
1.Понятие о спортивной медицине.
2.Цели, задачи спортивной медицины.
3.Принципы организации спортивной медицины.
4.История развития спортивной медицины.
5.Основы общей патологии человека.
6.Понятие о здоровье.
7.Понятие о болезни. Острые, подострые, хронические.
8.Периоды болезни.
9.Экзогенные и эндогенные факторы.
10.Терминальные состояния. Предагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть.
11.Клинические представления о конституции.
12.Гиперстеники, нормостеники, астеники.
13.Патологическая наследственность.
14.Наследственные болезни.
15.Антропометрия.
16.Соматоскопия.
17.Врачебный контроль за лицами пожилого возраста, занимающимися физической культурой и спортом.
18.Массаж и лечебная физкультура как метод восстановления спортсменов.
19.Акклиматизация спортсмена к горным условиям. Фазы акклиматизации.
20.Значение витаминов для организма. Признаки витаминной недостаточности.
22.Понятие о врачебном контроле.
23.Понятие о дыхательной системе. Симптомы заболеваний органов дыхания.
24.Причины возникновения спортивных травм.
25.Понятие о здоровье и болезни. Периоды течения болезни.
26.Ортостатическая и клиностатическая пробы.
27.Доврачебная медицинская помощь. Общие принципы оказания первой медицинской помощи.
28.Терминальные состояния.
29.Методы исследования дыхательной системы. Функциональные пробы для определения работоспособности органов дыхания.
30.Питание- главный фактор восстановления работоспособности спортсмена.
31.Исследование и оценка физического развития.
32.Причины спортивного травматизма.
33.Врачебный контроль на уроках физической культуры за школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
34.Врачебно-педагогический контроль за школьниками и юными спортсменами.
35.Функциональные пробы, определяющие физическую работоспособность сердечно - сосудистой системы.36.Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.
37.Гигиенические требования к отдельным видам спорта.
38.Особенности проведения урока физкультуры в СМГ.
39.Гидротерапия и бальнеотерапия как метод восстановительной медицины.
40.Первая помощь при утомлении и поражении электрическим током.
41.Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физической культурой и Спортом.
42.Курение- фактор. Ухудшающий физическую работоспособность.
43.Первая помощь при ушибах, растяжениях, сотрясениях, вывихах.
44.Влияние физических упражнений на организм.
Тематика докладов:
1.Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора.
2.Медицинский контроль в массовой физической культуре.
3.Велоэргометрический метод тестирования физической работоспособности.
4.Физическая работоспособность человека и факторы на неё влияющие.
5.Контроль за факторами внешней среды.
6.Типы реакций сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.
7.Биоритмологический контроль функций организма человека.
8.Врачебный контроль за юными спортсменами.
9.Влияние допинга на здоровье спортсмена, его спортивную карьеру.
10.Острые патологические состояния и травмы у спортсменов характеристика средств восстановления работоспособности спортсменов.
11.Медицинский контроль во время тренировок, соревнований, массовых физкультурных мероприятий для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
12.Травматизм как медико-социальная проблема современности.
13.Признаки и проявления перенапряженности и перетренированности человека. Причины перенапряжения и перетренированности человека.
14.Эпидемиология спортивных травм. Изменения опорно-двигательного аппарата у спортсменов: классификация, этиология, клиника.
15.Ошибки в методике проведения занятий по физической культуре.
16.Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований.
17.Характеристика повреждений в легкой атлетике.
18.Характеристика травм в спортивной гимнастике.
19.Травмы у футболистов, баскетболистов, хоккеистов, волейболистов.
20.Спортивные травмы в лыжном спорте.
21.Характерные повреждения при занятиях теннисом.
22.Характеристика повреждений в велосипедном спорте.
23.Повреждения при занятиях борьбой и боксом.
24.Характеристика спортивных травм в тяжелой атлетике.
25.Профилактика спортивных травм. Роль спортивного врача в предупреждении травматизма.
26.Роль страховки и самостраховки в предупреждении спортивных травм. Значение разминки перед тренировкой или соревнованием для предупреждения спортивных травм.
27.Средства и меры предупреждения травм в легкой атлетике, гимнастике.
28.Средства и меры предупреждения травм в футболе.
29.Средства и меры предупреждения травм в лыжном и конькобежном спорте.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающихся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся осваивает профессиональную работу с первоисточниками, их поиск и критическое осмысление. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету, экзамену
Зачеты и экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт ( экзамен) призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту (экзамену) обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту(экзамену) во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт ( экзамен) дней, отведенных на подготовку к зачёту ( экзамену). При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету (экзамену) начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет ( экзамен), обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета (экзамена). Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете(экзамене) время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета ( экзамена) у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.