2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Спортивная медицина_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спортивная медицина
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
126
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
126
126
126
126
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преподаватель, Мубаракзянов Р.Б. _________________
 
 
Спортивная медицина
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма спортсменов и основываясь на этом, определять показания и противопоказания к различным видам занятий, решение вопросов спортивного отбора и ориентации;
1.4
определять и оценивать функциональное состояние организма спортсменов;
1.5
изучить заболевания и травмы, возникающих при нерациональных занятиях, разрабатывать методы диагностики, профилактики, лечения и реабилитации;
1.6
ознакомить обучающихся с рациональными режимами занятий и тренировок для разных контингентов занимающихся физической культурой и спортом, средствами повышения и восстановления спортивной работоспособности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.2
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.3
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.4
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.5
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.6
Безопасность жизнедеятельности
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.9
Оценка уровня здоровья
2.1.10
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.1.11
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.12
2.1.13
2.1.14
Оценка уровня здоровья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История физической культуры
2.2.2
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
2.2.3
Международное олимпийское движение
2.2.4
Спортивная метрология
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Методика проведения НИР по физической культуре и спорту
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
История физической культуры
2.2.10
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Физическая культура"
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Физическая культура"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
цели, задачи и содержание врачебно-педагогического контроля за лицами, занимающимися физической культурой;
3.1.2
методику составления индивидуальных программ и способы деятельности в сфере физической культуры и спор для достижения профессиональных и жизненных целей, регулирования и коррекции психоэмоционального состояния;
3.1.3
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленное
3.1.4
методику проведения простейших функциональных проб;
3.1.5
основы использования данных врачебного контроля в практической профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
взаимодействовать с медицинским работником при проведении врачебно- педагогических наблюдений, обсуждать их результаты;
3.2.2
проводить простейшие функциональные пробы;
3.2.3
оказать первую доврачебную помощь при патологических состояниях спортсменов и физкультурников;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом;
3.3.2
приемами ВПН и контроля на тренировках, соревнованиях, массовых физкультурных мероприятиях за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;
3.3.3
приемами профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Введение в спортивную медицину

 
1.1
Организация спортивной медицины  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.2
Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Методы исследования физического развития  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.3
Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Методы исследования физического развития  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Врачебный контроль в процессе физического воспитания

 
2.1
Методы врачебных наблюдений и функциональные пробы.Оздоровительное значение массовой физической культуры.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.2
Оценка состояния здоровья в спортивной медицине  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.3
Методы врачебных наблюдений и функциональные пробы при занятиях фк и спортом  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.4
Оценка состояния здоровья в спортивной медицине  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
Раздел 3. Раздел 3  Медицинское обеспечение массо-

вой физической культуры

 
3.1
Особенности врачебного контроля за детьми и юношами /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.2
Медицинское обеспечение занятий физической культурой в среднем, пожилом и старческом возрасте /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.3
Врачебный контроль за женщинами и девушками, занимающимися спортом /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.4
Организация врачебно-педашшческих наблюдений за физическими упражнениями отдельных групп населения  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.5
Организация врачебно-педашшческих наблюдений спортивных соревнований и спортивно-массовых мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 4. раздел 4 Врачебный контроль в процессе

тренировок и соревнований

 
4.1
Самоконтроль спортсмена. Самоконтроль в массовой физической культуре  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.2
Травматизм в спорте /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.3
Переутомление. Перетренированность. Перенапряжение.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.4
Методы и показатели оценки функциона льного состояния организма     

Отрицательные явления в процессе

тренировки /Пр/

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.5
Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности. Специализированное питание, витаминизация. Физические средства восстановления.

Основы спортивной патологии. Спортивный травматизм. Перенапряжение и перетренированность. Острые патологические состояния, возникающие при физ. нагрузках. Понятие о допингах. Классификация допингов, отличие их от адаптогенов, патологическое влияние на организм. Антидопинговый контроль. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
4.6
Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности. Специализированное питание, витаминизация. Физические средства восстановления.

Основы спортивной патологии. Спортивный травматизм. Перенапряжение и перетренированность. Острые патологические состояния, возникающие при физ. нагрузках. Понятие о допингах. Классификация допингов, отличие их от адаптогенов, патологическое влияние на организм. Антидопинговый контроль. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.7
Функциональные пробы в диагностике тренированности и работоспособности спортсмена. Тестирование в спортивной методике. Врачебный контроль в процессе тренировок и со-

ревнований. Врачебно-педагогические наблюде-

ния (ВНП). Самоконтроль спортсменов и физ-

культурников. Врачебно-физкультурный диспан-

сер (ВФД). Медицинское обеспечение соревнова-

ний.

Медицинский контроль в массовой физической

культуре и спорте. Особенности врачебного кон-

троля за детьми и юношами. Медицинское обес-

печение занятий физической культурой в сред-

нем, пожилом и старческом возрасте. Врачебный

контроль за женщинами. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
УК-8.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.8
/Зачёт/

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Понятие о спортивной медицине.

2.Цели, задачи спортивной медицины.

3.Принципы организации спортивной медицины.

4.История развития спортивной медицины.

5.Основы общей патологии человека.

6.Понятие о здоровье.

7.Понятие о болезни. Острые, подострые, хронические.

8.Периоды болезни.

9.Экзогенные и эндогенные факторы.

10.Терминальные состояния. Предагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть.

11.Клинические представления о конституции.

12.Гиперстеники, нормостеники, астеники.

13.Патологическая наследственность.

14.Наследственные болезни.

15.Антропометрия.

16.Соматоскопия.

17.Врачебный контроль за лицами пожилого возраста, занимающимися физической культурой и спортом.

18.Массаж и лечебная физкультура как метод восстановления спортсменов.

19.Акклиматизация спортсмена к горным условиям. Фазы акклиматизации.

20.Значение витаминов для организма. Признаки витаминной недостаточности.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
21.Виды травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, часто встречающихся в клинической практике спортивной медицины.

22.Понятие о врачебном контроле.

23.Понятие о дыхательной системе. Симптомы заболеваний органов дыхания.

24.Причины возникновения спортивных травм.

25.Понятие о здоровье и болезни. Периоды течения болезни.

26.Ортостатическая и клиностатическая пробы.

27.Доврачебная медицинская помощь. Общие принципы оказания первой медицинской помощи.

28.Терминальные состояния.

29.Методы исследования дыхательной системы. Функциональные пробы для определения работоспособности органов дыхания.

30.Питание- главный фактор восстановления работоспособности спортсмена.

31.Исследование и оценка физического развития.

32.Причины спортивного травматизма.

33.Врачебный контроль на уроках физической культуры за школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

34.Врачебно-педагогический контроль за школьниками и юными спортсменами.

35.Функциональные пробы, определяющие физическую работоспособность сердечно - сосудистой системы.36.Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.

37.Гигиенические требования к отдельным видам спорта.

38.Особенности проведения урока физкультуры в СМГ.

39.Гидротерапия и бальнеотерапия как метод восстановительной медицины.

40.Первая помощь при утомлении и поражении электрическим током.

41.Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физической культурой и Спортом.

42.Курение- фактор. Ухудшающий физическую работоспособность.

43.Первая помощь при ушибах, растяжениях, сотрясениях, вывихах.

44.Влияние физических упражнений на организм.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов:

1.Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора.

2.Медицинский контроль в массовой физической культуре.

3.Велоэргометрический метод тестирования физической работоспособности.

4.Физическая работоспособность человека и факторы на неё влияющие.

5.Контроль за факторами внешней среды.

6.Типы реакций сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.

7.Биоритмологический контроль функций организма человека.

8.Врачебный контроль за юными спортсменами.

9.Влияние допинга на здоровье спортсмена, его спортивную карьеру.

10.Острые патологические состояния и травмы у спортсменов характеристика средств восстановления работоспособности спортсменов.

11.Медицинский контроль во время тренировок, соревнований, массовых физкультурных мероприятий для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

12.Травматизм как медико-социальная проблема современности.

13.Признаки и проявления перенапряженности и перетренированности человека. Причины перенапряжения и перетренированности человека.

14.Эпидемиология спортивных травм. Изменения опорно-двигательного аппарата у спортсменов: классификация, этиология, клиника.

15.Ошибки в методике проведения занятий по физической культуре.

16.Неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок и соревнований.

17.Характеристика повреждений в легкой атлетике.

18.Характеристика травм в спортивной гимнастике.

19.Травмы у футболистов, баскетболистов, хоккеистов, волейболистов.

20.Спортивные травмы в лыжном спорте.

21.Характерные повреждения при занятиях теннисом.

22.Характеристика повреждений в велосипедном спорте.

23.Повреждения при занятиях борьбой и боксом.

24.Характеристика спортивных травм в тяжелой атлетике.

25.Профилактика спортивных травм. Роль спортивного врача в предупреждении травматизма.

26.Роль страховки и самостраховки в предупреждении спортивных травм. Значение разминки перед тренировкой или соревнованием для предупреждения спортивных травм.

27.Средства и меры предупреждения травм в легкой атлетике, гимнастике.

28.Средства и меры предупреждения травм в футболе.

29.Средства и меры предупреждения травм в лыжном и конькобежном спорте.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рубанович, В. Б. 
Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Б. Рубанович. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11150-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495730
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Рубанович, В. Б. 
Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой : учебное пособие / В. Б. Рубанович. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07030-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491421
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  https://нэб.рф/  
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» https://biblio-online.ru/ 
 
Э5
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news 
 
Э6
Ресурсы East View (ИВИС)  https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.  Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению  анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам  лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающихся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о 

 
стр. 10
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся осваивает  профессиональную  работу с первоисточниками, их поиск  и критическое осмысление. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся  представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету, экзамену

Зачеты и экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам.  Зачёт ( экзамен)  призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту (экзамену) обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту(экзамену) во время сессии должна планироваться обучающимся , исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт ( экзамен) дней, отведенных на подготовку к зачёту ( экзамену). При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету (экзамену) начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет ( экзамен), обучающийся  может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует 

 
стр. 11
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета (экзамена). Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете(экзамене) время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета ( экзамена) у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.