2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Возвращенная литература_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Возвращенная литература
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Окишева К.А. _________________
 
 
Возвращенная литература
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: ознакомление обучающихся с лучшими образцами "возвращенной" литературы, с его нравственно-философскими исканиями для формирования научного мировоззрения и решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить навыки применения методов научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения
1.4
развить умения,  позволяющие  самостоятельно анализировать научную информацию, необходимую для решения профессиональных задач
1.5
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе художественных произведений, литературных явлений, опираясь на научное мировоззрение
1.6
сформировать навыки применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.2
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.3
Филологический анализ текста
2.1.4
Литературоведческий анализ текста
2.1.5
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.6
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
2.2.2
Современный литературный процесс
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Литературная критика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Литература"
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и закономерности в области литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
содержание обучения для реализации предмета "Литература" в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.1.3
основы применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
научно обосновывать собственную позицию при отборе и анализе художественных произведений;
3.2.2
осуществлять отбор необходимой учебно-методической, научной и художественной литературы для реализации предмета в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.2.3
применять предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
предметными знаниями в области литературоведения;
3.3.2
навыками выбора методов познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе произведений литературы;
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.3.3
навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Неопубликованная литература русских писателей 20 века

 
1.1
Понятие о возвращенной литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.2
Творчество А. Платонова, Е. Замятина /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.3
Б. Пастернак. "Доктор Живаго" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.4
М. Булгаков. "Собачье сердце" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.5
В. Шаламов. "Колымские рассказы" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.6
А. Приставкин. "Ночевала тучка золотая" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.7
А. Рыбаков "Дети Арбата". В. Гроссман "Жизнь и судьба", "Все течет" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
1.8
Поэзия А. Ахматовой. "Реквием" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2

0
ПК-2.1
5
0
 
 
Раздел 2. Эмигрантская литература

 
2.1
Три волны русской эмиграции. Писатели первой волны эмиграции. Старшее поколение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.2
Эмигрантское творчество И.А. Бунина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.3
Творчество И.А. Бунина: "Жизнь Арсеньева", "Темные аллеи" /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.4
И. Бунин. "Окаянные дни" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.5
Творчество В. Набокова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
2.6
Младшее поколение русских писателей-эмигрантов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.7
Эмигранский период творчества А.И. Куприна   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.8
Произведения Саши Черного, Тэффи, А.Аверченко  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.9
Русская зарубежная литература времени ВОв  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.10
Писатели второй волны русской эмиграции: И.Елагин, Д.Кленовский и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.11
Эмигрантский период творчества И. Чиннова   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.12
Основные темы, идеи, проблемы литературы русского зарубежья «второй волны» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.13
Эмигранский период творчества А. Солженицына  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.14
Творчество С. Довлатова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.15
Творчество И. Бродского /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.16
Г. Владимов. "Генерал и его армия" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.17
Лирика поэтов-изгнанников:  Н.Коржавин, Ю.Кублановский, А.Цветков, А.Галич,  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.18
Писатели третьей волны эмиграции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э4

20
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
5
0
 
2.19
/Зачёт/

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль

Вопросы для подготовки к зачету

1. Общая характеристика литературы русской эмиграции.

2. Сквозные темы и образы в литературе русской эмиграции.

3. Литература «первой волны» и «серебряный век».

4. Литература «первой волны» и советская литература 1920-1930-х годов: сходства и различия.

5. Автобиографическое начало в произведениях писателей русской эмиграции.

6. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Путем зерна».

 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
7. Поэзия Владислава Ходасевича начала 1920-х годов («Так бывает почему-то...», «Перешагни, перескочи...»).

8. Любовная лирика Владислава Ходасевича («Улика», «Покрова Майи потаенной...»).

9. «Вечер у Клэр» Гайто Газданова: поэтика и художественная философия.

10. Музыка в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр».

11. Сквозные мотивы в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр».

12. География романа Гайто Газданова «Вечер у Клэр» (Петербург, Кавказ, Франция, Испания, Индийский океан, Япония).

13. Диалог Г. Газданова и В. Набокова («Машенька», «Вечер у Клэр», «Дар»).

14. «Парижская нота», экзистенциализм и поэзия Георгия Иванова. Анализ стихотворения «Хорошо, что нет Царя...».

15. Анализ двух стихотворений Георгия Иванова («Синий вечер, тихий ветер...», «Не было измены. Только тишина...»).

16. «Парижская нота», сюрреализм и поэзия Бориса Поплавского. Анализ стихотворения «Морелла II».

17. «Дар» В. Набокова: основные смыслы названия. Своеобразие романа на фоне русской литературы.

18. «Дар» В. Набокова: персонажи и прототипы.

19. «Дар» В. Набокова: облачно-призрачный характер художественного мира. «Одинокий Спутник».

20. Тема детства в романе В. Набокова «Дар».

21. История Яши Чернышевского в романе В. Набокова «Дар».

22. Анализ стихотворения Федора Годунова-Чердынцева «Люби лишь то, что редкостно и мнимо...».

23. Тэффи: женский взгляд на войну («Подземные корни», «Отклики»).

24. Тэффи о русской душе («Конец предприятия», «Сон? Жизнь?», «Воля»).

25. Рассказ Тэффи «Валя» и «Ангелочек» Леонида Андреева.

26. Рассказы Тэффи «Благородный отец», «Любовь и весна»: приемы писателя-юмориста.

27. Жанровые особенности рассказа Ивана Бунина «Баллада».

28. «Баллада» Ивана Бунина на фоне «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойла.

29. Двуплановый сюжет рассказа Ивана Бунина «Муза». Реализм или модернизм? Диалог с Л. Толстым.

30. Интертекстуальный анализ рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник».

31. Запад и Восток в рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник».

32. Метафизическое прочтение «Лолиты» В. Набокова. Мифологические аллюзии.

33. Прочтения «Лолиты» В. Набокова как «романа с ключом».

34. Другие интерпретации романа «Лолита».

35. Пушкинские претексты повести Сергея Довлатова «Заповедник».

36. «Заповедник» С. Довлатова: цитаты из русских поэтов ХХ века (Есенин, Мандельштам, Ахматова, Бродский, Цветаева, Маяковский).

37. Двойники-антиподы в «Заповеднике» С. Довлатова: рассказчик и Михаил Иванович.

38. Сквозные темы в «Заповеднике» С. Довлатова.

Практические задания к зачету

1. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Из дневника».

2. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Гляжу на грубые ремесла...».

3. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Баллада» («Сижу, освещаемый сверху...»).

4. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Перед зеркалом».

5. Анализ трех стихотворений Георгия Иванова («Январский день. На берегу Невы...», «Где прошлогодний снег, скажите мне...», «Ликование вечной, блаженной весны...»).

6. Анализ стихотворения  Георгия Иванова «Мелодия становится цветком...».

7. Анализ стихотворения  Георгия Иванова «Поэзия: искусственная поза...».

8. Анализ стихотворения Иосифа Бродского «В озерном краю».

9. Анализ стихотворения И. Бродского «Осенний крик ястреба».

10. Анализ стихотворения И. Бродского «Ниоткуда с любовью».

11. Анализ стихотворения И. Бродского «... и при слове «грядущее»...».

12. Анализ стихотворения И. Бродского «Я был только тем, чего...».

13. Анализ стихотворения Бориса Поплавского «Роза смерти».

14. Анализ стихотворения Бориса Поплавского «Рукопись, найденная в бутылке».

 
5.2. Темы письменных работ
Промежуточный контроль успеваемости

Темы для письменных сообщений

1. Понятие "возвращенной" литературы. Феномен литературы русской эмиграции в контексте литературы ХХ столетия. Связь с русской классикой, культурой "серебряного века" и западно-европейскими литературами.

2. Три волны литературы русской эмиграции. Специфика. Периодизация.

3. Поэзия русской эмиграции первой и второй волны. Общая характеристика. Типологические признаки.

4. Поэзия В. Ходасевича. Тема России, поэта и поэзии в сб.:"Путем зерна", "Тяжелая лира", "Европейская ночь".

5. Поэзия «Парижской ноты». Специфика. Периодизация.

6. Поэзия Б.Поплавского. Особенности поэтики.

7. Роман В. Набокова «Защита Лужина». Литературная традиция и пародийное начало в романе.

8. Традиции романа «потока сознания» и русской автобиографической прозы в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». Интертекстуальные связи.

9. Предпосылки возникновения третьей волны русской эмиграции События Хрущевской «оттепели». «Пражская 

 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
весна». Альманах «Метрополь».

10. Мировоззренческие и эстетические искания писателей 3-ей волны русской эмиграции.

11. Традиции модернисткого гротеска в ранней прозе А.Терца.Утопический характер свободы индивидуального сознания в рассказе «Гололедица».

12. Творчество В. Аксенова в контексте русской литературы 60-х годов.

13. От реализма к сюрреализму: эксперимент, как доминирующий принцип поэтики прозы В.Аксенова.

14. Поэтика прозы С. Довлатова. Типологические признаки.

15. Норма и абсурд в прозе С. Довлатова: «Зона», «Заповедник».

16. Поэзия А. Галича. Поэзия, как протест против советской реальности.

17. Роман С. Соколова «Школа для дураков». Переход от модернизма к постмодернизму.

18. Роман С.Соколова «Между собакой и волком» в контексте русского постмодернизма.

19. Поэзия И. Бродского периода эмиграции. Основные темы. Мотивная структура.

20. Современная ситуация: сохранение связей писателей, работающих за рубежом, с общественной жизнью в России и русской литературой. Место писателей русского зарубежья в общелитературном процессе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Агеносов, В. В. 
. История литературы русского зарубежья. Первая волна : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Агеносов, Н. С. Выгон, А. В. Леденев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 365 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-02922-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434287 
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Агеносов, В. В. 
История литературы русского зарубежья. Вторая и третья волны : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Агеносов, Н. С. Выгон, А. В. Леденев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-02929-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438465 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Черняк, М. А. 
Современная русская литература: Учебник для бакалавриата / М. А. Черняк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 294 с. — (Бакалавр). — ISBN 978-5-534-07479-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/423131 
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Возвращенная литература: учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "Возвращенная литература".  Набережные Челны:ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019.  48 с.
, 2019
 
Л3.2
Ахатова З.Ф.
Литература русского зарубежья: Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Литература русского зарубежья» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 52 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ.
ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф 
 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Э5
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, 

 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения зачета (устно, письменно, по билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

При проведении зачета в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.