2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Правовые основы физической культуры и спорта_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Правовые основы физической культуры и спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________
 
 
Правовые основы физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области правовых основ физической культуры и спорта, формирование у обучающихся на этой основе способности использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
1.4
формирование знаний нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, включая Конвенцию о правах ребенка и трудовое законодательство;
1.5
формирование знаний о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;
1.6
формирование умения строить образовательные отношения с соблюдением правовых и этических норм профессиональной деятельности;
1.7
формирование навыка осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
Спортивное ориентирование во внеклассной работе учителя физической культуры 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
средства преподаваемого учебного предмета «Физическая культура» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения физической культуре;
 
современные образовательные технологии, их возможности в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура».
 
 
Уметь:
 
использовать средства преподаваемого учебного предмета «Физическая культура» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура»;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура».
 
 
Владеть:
 
навыками использования средства преподаваемого учебного предмета «Физическая культура» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
опытом использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура»;
 
опытом оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура».
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства преподаваемого учебного предмета «Физическая культура» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.1.2
возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения физической культуре;
3.1.3
современные образовательные технологии, их возможности в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура».
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства преподаваемого учебного предмета «Физическая культура» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.2.2
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура»;
3.2.3
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура».
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования средства преподаваемого учебного предмета «Физическая культура» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
3.3.2
опытом использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура»;
3.3.3
опытом оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Физическая культура».
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория и история государственного и правового регулирования физической культуры и спорта.

 
1.1
Теоретические основы правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э10

4
ПК-4
6
0
 
1.2
Основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта. Конституционные права человека и гражданина в области физической культуры и спорта. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э10

10
ПК-4
6
0
 
1.3
Место спортивного права в системе права. Предмет и метод отрасли спортивного права. Система спортивного права. История формирования отечественной нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э10

18
ПК-4
6
0
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Раздел 2. Современная нормативно-правовая база физической культуры и спорта в России.

 
2.1
Российское законодательство о физической культуре и спорте. Профессиональный спорт: понятие, значение и общие положения правового регулирования. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

8
ПК-4
6
0
 
2.2
Общие положения об управлении в области физической культуры и спорта, органы управления. Правовой статус физкультурно-спортивных объединений и организаций. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

16
ПК-4
6
0
 
2.3
Понятие, общая характеристика и правовой статус спортивных сооружений. Финансирование физической культуры и спорта. Преступления в сфере физической культуры и спорта. Правовые основы спортивной травматологии. Правовые основы противодействия применению допинга. Правовое регулирование рассмотрения и разрешения спортивных споров в РФ. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

22
ПК-4
6
0
 
 
Раздел 3. Международное физкультурно-спортивное право .

 
3.1
Место физкультурно-спортивного права в международной юридической науке и практике. Международное физкультурно-спортивное право. Олимпийская Хартия. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ПК-4
6
0
 
3.2
Теоретические аспекты международно-правовой охраны современного спорта. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

8
ПК-4
6
0
 
3.3
Международная Хартия физического воспитания и спорта. Кодекс международного спортивного арбитража, как основа для разрешения спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере физкультуры и спорта. Международный арбитражный совет в области спорта (МААСС). Спортивный арбитражный суд (САС). Региональные правовые акты. Допинг, спортивные результаты и правила честной игры. Законодательное регулирование применения стимулирующих препаратов спортсменами. Национальные законы о спорте, физической подготовленности иностранных государств. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

18
ПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Вопросы:

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1. Теоретические основы правового регулирования в сфере физической культуры и спорта.

2. Основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта.

3. Конституционные права человека и гражданина в области физической культуры и спорта.

4. История формирования отечественной нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта.

5. Профессиональный спорт: понятие, значение и общие положения правового регулирования. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов.

6. Общие положения об управлении в области физической культуры и спорта, органы управления. Правовой статус физкультурно-спортивных объединений и организаций.

7. Понятие, общая характеристика и правовой статус спортивных сооружений. Финансирование физической культуры и спорта.

8. Преступления в сфере физической культуры и спорта.

9. Правовые основы спортивной травматологии.

10. Правовые основы противодействия применению допинга. Правовое регулирование рассмотрения и разрешения спортивных споров в РФ.

11. Место физкультурно-спортивного права в международной юридической науке и практике. Международное физкультурно-спортивное право.

12. Олимпийская Хартия.

13. Международный арбитражный совет в области спорта (МААСС). Спортивный арбитражный суд (САС).

14. Региональные правовые акты. Национальные законы о спорте, физической подготовленности иностранных государств.

Задания:

Задание 1. Составить схему правового положения органов управления физической культурой и спортом.

Задание 2. Разработать проект положения о соревновании и календарный план спортивно-массовых мероприятий для общеобразовательного учреждения.

Задание 3. Разработать проект устава городской федерации по виду спорта или  положение о коллективе физической культуры и спорта общеобразовательного учреждения.

Задание 4. Разработать должностные инструкции для тренера-преподавателя по виду спорта или учителя физической культуры или инструктора физической культуры.

Задание 5. Разработать трудовой договор на свою будущую профессиональную деятельность.

Задание 6. Разработать договор о спонсорской деятельности.

Задание 7. На основе изучения материалов периодической печати (личного опыта) выявить примеры нарушений (защиты) прав потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг и дать их содержательный анализ.

Задание 8. Составить схему управления МОК.

Задание 9. Составить схему управления международной организации физической культуры и спорта (по выбору обучающегося).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Теория и история государственного и правового регулирования физической культуры и спорта.

1. Место норм, регулирующих отношения в сфере физической культуры и спорта, в системе российского права.

2. Основные значения термина «спортивное право».

3. Спортивное право как комплексная отрасль права.

4. Понятие и виды общественных отношений, образующих предмет спортивного права.

5. Методы правового регулирования общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

6. Принципы спортивного права.

7. Источники спортивного права.

8. Законодательство РФ о физической культуре и спорте.

9. Анализ взаимодействия социальных функций физической культуры и спорта с функциями государства.

Раздел 2. Современная нормативно-правовая база физической культуры и спорта в России.

1. Правовое положение органов управления физической культуры и спорта.

2. Нормативно-правовые основы детско-юношеского спорта.

3. Правовое регулирование студенческого спорта.

4. Социально-правовое положение учителя и преподавателя физической культуры и спорта.

5. Организационно-правовые основы тренерской деятельности.

6. Социально-правовой статус спортсмена-любителя и спортсмена-профессионала.

7. Лицензионная деятельность и сертификация продукции и услуг в области физической культуры и спорта.

8. Правовые отношения в спортивном маркетинге.

9. Правовые вопросы страхования в спорте.

10. Урегулирование споров в физкультурно-спортивной деятельности.

11. Правовое регулирование спортивной рекламы и спонсорской деятельности.

Раздел 3. Международное физкультурно-спортивное право.

1. Олимпийская хартия как свод правовых норм в международном спортивном движении.

2. Международная хартия физического воспитания и спорта, Спортивная хартия Европы как правовые документы в сфере мирового и европейского спорта.

3. Правовые аспекты паралимпийского движения.

4. Правовой статус национальных олимпийских комитетов.

5. Правовое регулирование деятельности международных федераций по видам спорта.

6. Всемирный Совет физического воспитания и спортивной науки.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7. Основные принципы Олимпийской хартии.

Текущий контроль успеваемости

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Теория и история государственного и правового регулирования физической культуры и спорта.

Задание 1. Проблемы отраслевой самостоятельности спортивного права.

1. История вопроса отраслевой самостоятельности спортивного права. Взгляды С.В. Алексеева, П.В. Крашенинникова, А.А. Соловьева, Д.И. Рогачева, М.Ю. Челышева, О.А. Шевченко и др.

2. Современные дискуссии относительно места спортивного права в системе права, соотношения спортивного права и гражданского права, спортивного права и трудового права. Спортивное право – самостоятельная комплексная отрасль права (С.В. Алексеев, М.Ю. Челышев и др.).

3. Проблемы взаимодействия спортивно-правовых норм с нормами гражданского, трудового, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и налогового законодательства.

Задание 2. История формирования отечественной нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта.

1. Основные источники права на разных этапах развития физической культуры и спорта в России до 1917 г.

2. Основные источники права в сфере физической культуры и спорта, существовавшие в СССР до 1991 г.

3. Основные источники права в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1991 г. до настоящего времени.

Раздел 2. Современная нормативно-правовая база физической культуры и спорта в России.

Задание 3. Теоретические аспекты договорного регулирования спортивных отношений.

1. Общие положения о договоре (контракте) в спортивном праве. Тенденции становления и развития договора (контракта) в сфере спорта.

2. Понятие, особенности, функции и виды договоров в области спорта. Роль гражданско-правовых договоров в сфере спорта. Понятие и значение договора о профессиональной спортивной деятельности.

3. Проблемы договорного регулирования спортивных отношений. Особенности договорного регулирования отношений с участием спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных субъектов спортивных отношений.Особенности и виды договоров, регулирующих отношения с участием спортсменов, тренеров (гражданско-правовые, трудовые и смешанные). Посреднические договоры в области спорта.

4. Элементы договоров в сфере спорта (стороны, форма, содержание).

5. Договорные процедуры в сфере спорта (заключение, изменение, исполнение и расторжение договоров).

Задание 4. Правовые основы физического воспитания в организациях дополнительного образования.

1. Правовые основы деятельности организаций дополнительного образования. Виды организаций дополнительного образования спортивной направленности: СШ, ШОР, УОР.

2. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций дополнительного образования.

3. Правовые основания управления организациями дополнительного образования спортивной направленности. Устав спортивной школы.

4. Аттестация учреждений дополнительного образования. Критерии оценки деятельности физкультурно-спортивных организаций.

5. Права и обязанности спортсменов. Права и обязанности педагогических работников.

Раздел 3. Международное физкультурно-спортивное право.

Задание 5. Теоретические аспекты международно-правовой охраны современного спорта.

1. Понятие спорта как объекта международно-правовой охраны в современной России. Источники международно-правовой охраны спорта, понятие и виды.

2. Совершенствование и повышение эффективности международно-правовой охраны современного спорта.

3. Противодействие применению допинга в области спорта.

4. Общая характеристика организации и деятельности Международного спортивного арбитражного суда. Обычная и апелляционная арбитражные процедуры в МСАС. Арбитражная процедура в Палате ad hok и арбитражная процедура посредничества в МСАС.

Задание 6. Международно-правовые основы противодействия применению допинга в спорте.

1. Понятие допинга в спорте. Общие положения об антидопинговой политике в современном спорте.

2. Конвенция против применения допинга ETS № 135 (Страсбург). Принципы борьбы с допингом в спорте.

3. Допинговый контроль, особенности процедуры проведения допинг-контроля.

4. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Ответственность за использование допинга в спорте.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алексеев, С. В. 
Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: учебник для вузов / С. В. Алексеев. — Москва : Советский спорт, 2013. — 520 c. — ISBN 978-5-9718-0632-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/40808.html
Москва : Советский спорт, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Певцова, Е.А.
Образовательное право: актуальные вопросы современной теории и практики. Учебное пособие / Е. А. Певцова. — Москва : Международный юридический институт, 2012. — 253 c. — ISBN 978-5-902416-54-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/34404.html
Международный юридический институт, 2012.
 
Л2.2
Приказчикова, О. В. 
Государственно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации/ учебное пособие / О. В. Приказчикова, И. А. Терентьева, И. С. Черепова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 378 c. — ISBN 978-5-4486-0187-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71559.html: Высшее образование
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
Л2.3
Буянова, М. О. 
Спортивное право. Общая теория: учебник для вузов / М. О. Буянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10052-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/494894
Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.4
Мелёхин, А. В. 
Правовое регулирование физической культуры и спорта: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Мелёхин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 479 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3811-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/488328
Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова, Н. Г.
Педагогика: учебное пособие / Н. Г. Хакимова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2010. — 104 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29868.html
Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2010.
 
Л3.2
Сизганова, Е. Ю. 
Нормативно-правовое обеспечение образования: учебное пособие / Е. Ю. Сизганова. — Орск : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2011. — 208 c. — ISBN 978-5-8424-0545-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/51590.html
Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2011.
 
Л3.3
Орлова, С. Е.
Нормативно-правовые акты введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования: хрестоматия / сост. С. Е. Орлова. — Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. — 132 c. — ISBN 978-5-85094-381-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/22285.html
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.4
Мельникова, Ю. А. 
Организационно-правовые основы внешкольных форм физической культуры и спорта: учебное пособие / Ю. А. Мельникова, И. И. Самсонов. — Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2009. — 141 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64999.html 
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2009.
 
Л3.5
Царик, А. В.
Справочник работника физической культуры и спорта : : нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / А. В. Царик. — 5-е изд. — Москва : Издательство «Спорт», 2018. — 1144 c. — ISBN 978-5-9500179-6-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/77242.html
Издательство «Спорт», 2018.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный правовой портал «Юридическая Россия». – URL: http://law.edu.ru.
 
Э2
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». – URL: http://www.lexed.ru/faq/index.phtml.
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э5
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – URL:  https://нэб.рф/.
 
Э6
Ресурсы East View (ИВИС). – URL:  https://dlib.eastview.com/login.
 
Э7
Школьникам о правах человека: проект Пермской региональной организации «Гражданское участие».  –  URL: https://usperm.ru.
 
Э8
Министерство просвещения Российской Федерации.  –  URL: https://edu.gov.ru.
 
Э9
Олимпийский комитет России. –  URL: http://olympic.ru.
 
Э10
Министерство спорта Российской Федерации.  –  URL: https://www.minsport.gov.ru.
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.