2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Разработка программных приложений_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Разработка программных приложений
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
91
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
91
91
91
91
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Филатова З.М. _________________
 
 
Разработка программных приложений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование способности программировать ,внедрять прикладное программное обеспечение и программные прототипы решения прикладных задач с составлением технической документации проектов автоматизации и информатизации процессов.
1.2
Задачами осовения дисциплины являются :
1.3
формирование знаний средств и методов программирования ,внедрения прикладного программного обеспечения и программных прототипов решения прикладных задач с  составлением технической документации проектов автоматизации и информатизации процессов;
1.4
формирование умений программирования ,внедрения прикладного программного обеспечения и программных прототипов решения прикладных задач с  составлением технической документации проектов автоматизации и информатизации процессов;
1.5
формирование навыков программирования ,внедрения прикладного программного обеспечения и программных прототипов решения прикладных задач с  составлением технической документации проектов автоматизации и информатизации процессов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Автоматизированные системы управления
2.1.2
Информационный менеджмент
2.1.3
Программирование на CACHE
2.1.4
Программирование на PHP
2.1.5
Программная инженерия
2.1.6
Проектирование информационных систем
2.1.7
Робототехника и программирование роботов
2.1.8
Программирование на Java
2.1.9
Проектирование и администрирование баз данных
2.1.10
Создание сайтов на HTML и CSS
2.1.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.12
Разработка приложений для мобильных устройств
2.1.13
Программирование роботов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Интеллектуальные информационные системы
2.2.3
Программные средства создания мультимедиа приложений
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Основы логического программирования
2.2.6
Программные средства создания анимационных приложений
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
 
Знать:
 
Знание средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Знание определений и сущности  средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Знание определений и сущности  средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения в их взаимосвязи
 
 
Уметь:
 
Умение использовать средства и методы внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием
 
Умение использовать  средства и методы  внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Умение использовать  средства и методы внедрения прикладного программного обеспечения для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями
 
 
Владеть:
 
Владение отдельными навыками применения  средств и методов  внедрения прикладного программного обеспечения
 
Владение совокупностью навыков применения средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
Владение системой навыков применения средств и методов внедрения прикладного программного обеспечения
 
 
 
ПК-8: способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
 
Знать:
 
определения средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
определения сущности средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
определения сущности средств и методов программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач в профессиональной деятельности.
 
 
Уметь:
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач в профессиональной деятельности ;
 
использовать средства и методы программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных  и стандартных задач в профессиональной деятельности .
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач;
 
системой навыков применения средств и методов   программирования  приложений и создания программных прототипов решения прикладных задач.
 
 
 
ПК-9: способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
 
Знать:
 
Знание средств и методов составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
 
Знание определений и сущности  средств и методов  составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных  процессов
 
Знание определений и сущности  средств и методов  составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных  процессов в их взаимосвязи
 
 
Уметь:
 

Умение использовать средства и методы составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных  процессов при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием

 

Умение использовать  средства и методы составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных  процессов при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей

 

Умение использовать  средства и методы составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных  процессов при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями

 
 
Владеть:
 
Владение отдельными навыками применения  средств и методов  составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Владение совокупностью навыков применения средств и методов составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
 
Владение системой навыков применения средств и методов составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы разработки и внедрения прикладного программного обеспечения;
3.1.2
средства и методы программирования программных приложений ;
3.1.3
средства и методы составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных задач.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы разработки и внедрения прикладного программного обеспечения;
3.2.2
использовать средства и методы программирования приложений ;
3.2.3
использовать средства и методы составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных задач.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов разработки и внедрения прикладного программного обеспечения;
3.3.2
навыками применения средств и методов программирования приложений ;
3.3.3
навыками применения средств и методов составления технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Разработка  спецификаций программных компонент.

 
1.1
Жизненный цикл программного обеспечения /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.2
Цикл разработки программного обеспечения

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.3
Объектное моделирование

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.4
Построение алгоритмов с использованием различных типовых структур (блок-схем).

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.5
Алгоритмизация и программирование /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.6
Создание системных приложений средствами офисных приложений /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.7
Языки программирования.Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.8
Разработка алгоритмов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.9
Основные элементы VBA /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.10
Встроенные математические функции на VBA. Логические операции на VBA. Типы данных в языке VBA. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.11
Команды редактора /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.12
Форматирование значений данных

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
1.13
Циклические операторы  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.14
Функции пользователя

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

5
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
 
Раздел 2. Код программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

 
2.1
Процедуры и функции.Типы данных, операции, встроенные функции /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
2.2
Библиотечные классы исключений.Реализация механизма обработки исключений.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

16
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
2.3
Управляющая структура VBA: If - Then - Else. Управляющая структура VBA: For – Next. Управляющая структура VBA: While – Wend. Управляющая структура VBA: Do – Loop. Управляющая структура VBA: Select Case. Управляющая структура VBA: For – Each – Next /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
2.4
ОБЪЕКТЫ, СВОЙСТВА, МЕТОДЫ .Программирование интерполяционной формулы Лагранжа в среде VBA.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
2.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ПК-2 ПК-9 ПК-8
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Технология программирования и основные этапы ее развития

2. Проблемы разработки сложных программных приложений

3. Блочно-иерархический подход к созданию сложных систем

4. Жизненный цикл

5. Ускорение разработки программного обеспечения.

6. Понятие технологичности программного обеспечения

7. Нисходящая и восходящая разработка программного обеспечения

8. Эффективность и технологичность

9. Программирование «С защитой от ошибок»

10. Сквозной структурный контроль

11. Классификация программных продуктов по функциональному назначению

12. Основные эксплуатационные требования к программным продуктам

13. Предпроектные исследования предметной области

14. Разработка технического задания

15. Принципиальные решения начальных этапов проектирования

16. Спецификации программного обеспечения при структурном подходе

17. Диаграммы переходов состояний

18. Функциональные диаграммы

19. Диаграммы потоков данных

20. Модели

21. Разработка структурной и функциональной схем

22. Исследование метода пошаговой детализации для проектирования структуры

программного обеспечения

23. Проектирование структур данных

24. Проектирование программного обеспечения, основанное на декомпозиции данных

25. Case-технологии

26. Методы отладки

27. Определение «вариантов использования»

28. Построение концептуальной модели предметной области

29. Описание поведения. Системные события и операции

30. Разработка структуры программного обеспечения при объектном подходе

31. Определение отношений между объектами

32. Проектирование классов

33. Компоновка программных компонентов

 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
34. Типы пользовательских интерфейсов и этапы их разработки

35. Психофизические особенности человека, учитываемые при создании

пользовательского интерфейса

36. Модели пользовательского интерфейса

37. Виды программных документов

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1.Парадигма логического программирования — альтернатива процедурному и функциональному программированию.

2.Пролог и продукционное представление знаний.

3.Прикладная логика предикатов 1-го порядка и фразы Хорна.

4.Логическая природа решения задач на Прологе.

5.Примеры баз знаний на Прологе.

6.Моделирование интеллектуальной деятельности человека и Пролог.

7.Рекурсия — основной метод программирования на Прологе.

8.Управление логическим выводом. Отсечение.

9.Списки и структуры в решении логических задач.

10.Эволюция систем программирования на Прологе.

11.Методики объектно-ориентированного проектирования Кода Йордана.

12.Методики объектно-ориентированного проектирования Буча.

13.Методики объектно-ориентированного проектирования Шлаера Меллора.

14.Обзор языка Smalltalk.

15.Обзор языка CLOS.

16.Обзор языка JAVA .

17.Обзор языка SELF.

18.Метаобъекты.

19.Аспектно-ориентированное программирование.

20.Системы поддержки объектно-ориентированного программирования.

21.Обработчик исключений.

22.Файловый ввод-вывод.

23.Сравнительный анализ моделей ЖЦПО

24.Оценка языка UML как инструмента бизнес-моделирования

25.Сравнительный анализ жестких и гибких методологий разработки программ – XP, Scrum, RAD, RUP.

26.Сравнительный анализ и особенности применения моделей качества ISO, TQM, CMM, SPICE.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лаврищева, Е. М.
Программная инженерия и технологии программирования сложных систем : Программная инженерия и технологии программирования сложных систем : учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07604-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436514 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Битюцкая ,Н.И. 
Разработка программных приложений:  лабораторный практикум/ Битюцкая Н.И.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015.— 140 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63128.html.— ЭБС «IPRbooks»
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:https://elibrary.ru 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Академическая версия Rhino 5 для Windows (30 мест):Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.3
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-403 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в 

 
стр. 10
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.