2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Технология развития речи дошкольников с нарушениями речи_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология развития речи дошкольников с нарушениями речи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук., доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Технология развития речи дошкольников с нарушениями речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формировать у обучающихся эталонов действий в диагностике и коррекции всех компонентов речевой системы у детей с речевыми нарушениями.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обеспечить усвоение теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями;
1.4
создать условия для овладения технологиями обследования и коррекции произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Правовые основы противодействия коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика организации волонтёрской деятельности
2.2.2
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения
2.2.3
Логопедическая работа с детьми с нарушением слуха
2.2.4
Методика профилактики и разрешения конфликтов
2.2.5
Основы логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.8
Производственная преддипломная практика
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
2.2.12
Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
2.2.13
Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.1: знает закономерности проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.3: знает технологии проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.9: умеет выявлять особенности развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.11: владеет технологиями проектирования и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание коррекционно-образовательных программ и особенности их применения в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями с учетом  принципа системности и дифференцированного подхода;
3.1.2
основные технологии, применяемые в процессе логопедического воздействия, в  коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, с учетом видов речевых нарушений и личностных особенностей детей;
3.1.3
методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения;
3.1.4
формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации при обучении детей с ОНР, ФФН
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать и реализовывать содержание логопедических рабочих программ с учетом речевого дефекта у ребенка (ОНР,ФФН), а также с учетом уровня общего недоразвития речи;
3.2.2
реализовывать коррекционно- логопедическое воздействие с применением специальных технологий, развивающих все компоненты речевой системы при обучении детей с речевыми нарушениями;
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.2.3
оценивать уровень развития компонентов речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОНР и ФФН;
3.2.4
планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с речевыми нарушениями.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
практическими умениями и навыками выбора программы коррекционно-логопедического воздействия для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей с ОНР, ФФН;
3.3.2
навыками применения различных логопедических технологий в коррекционном обучении детей с нарушениями речи;
3.3.3
навыками психолого-педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОНР, ФФН;
3.3.4
способами ведения образовательно-коррекционной деятельности, оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса при обучении детей с речевыми нарушениями.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Медико - психологические основы нарушений речевого развития

 
1.1
Основные задачи речевого развития детей дошкольного возраста /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
1.2
Особенности общего недоразвития речи и  Фонетико- фонематического недоразвития речи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
1.3
Определение уровней общего недоразвития речи  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
1.4
Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи, ФФН Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи и ЗРР     /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
1.5
Технологии формирования устной речи Ткаченко Т. А. Ефименковой Л. Н., Нищевой Н. В., Гомзяк О. С., Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
1.6
Моделирование занятия по обследованию ребенка с ФФН, Моделирование занятия по обследованию ребенка с ФФН ОНР  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
 
Раздел 2. Нарушения речи и технологии формирования компонентов речевой системы

 
2.1
Коррекционно-логопедическая работа в группах с ОНР и ФФН. Технологии формирования компонентов речевой системы у детей с ОНР, ФФН.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
2.2
Подготовка дидактических материалов и конспектов занятий по развитию лексико - грамматических категорий,   у детей с ОНР, ФФН . /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
2.3
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по  развитию фонематического восприятия  у детей  с ОНР /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.4
Подготовка дидактических пособий и конспектов занятий по  развитию навыков звукового анализа у детей с ФФН /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
2.5
Логопедическая работа по автоматизации звукопроизношения с использованием игровых приемов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
2.6
Моделирование фронтальных занятий по формирования устной речи с использованием технологий  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

12
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
2.7
Моделирование рабочих программ, индивидуальных и индивидуально - подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звукопроизношения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4

13
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
2.8
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

9
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.9 ПК-1.11
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1) Какие фонетические группы звуков обследуются у детей?

2) Какие анатомические аномалии в строении артикуляционного аппарата могут стать предрасполагающими факторами к возникновению ротацизма?

3) Какова правильная артикуляция звуков [р] [р’]?

4) Объясните, к артикуляции каких звуков близка артикуляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими звуками?

5) В каком возрасте при нормальном речевом развитии появляется у детей звук [р]? Почему он формируется позднее других звуков?

6) Назовите фонетические и фонетико-фонематические дефекты произношения звука [р]. Раскройте различие между ними.

7) Сравните правильный механизм образования звука [р] и его нарушение при различных видах ротацизма.

8) Опишите механизм образования звуков [л], [л’]. Объясните, почему звук [л] смычно-проходной.

9) Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними.

10) Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма.

11) Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л’].

12) Назовите  рациональные виды речевого дыхания, способы его постановки.

13) Опишите фонаторный отдел артикуляционного аппарата.

14) Опишите артикуляционный отдел периферического речевого аппарата.

15) Опишите центральную нервную систему, обеспечивающую работу речевого аппарата.

16) Назовите упражнения для обследования подвижности артикуляционного аппарата.

17) Назовите упражнения для обследования фонематического восприятия.

18) Опишите последовательность   обследования звукопроизношения.

19) Обоснуйте необходимость формирования фонематического восприятия для автоматизации звукопроизношения.

20) Обоснуйте необходимость развития грамматического строя речи параллельно с автоматизацией звуков.

21) Объясните взаимосвязь автоматизации звуков и развития  навыка связной речи.

22) Опишите  приемы обследования понимания обращенной речи.

23) Опишите приемы обследования грамматического строя речи.

24) Опишите приемы автоматизации звукопроизношения.

25) Особенности общего недоразвития речи и фонетико- фонематического недоразвития речи.

26) Определение уровней общего недоразвития речи.

27) Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи, ФФН и задержки речевого развития.

28) Коррекционно - логопедическая работа в группах с ОНР и ФФН.

29) Технологии формирования компонентов речевой системы у детей с ОНР, ФФН.

30) Технологии формирования устной речи Ткаченко Т. А.

31) Технологии формирования устной речи Ефименковой Л. Н.,

32) Технологии развития речи детей с ОНР Нищевой Н. В.,

33) Технология преодоления нарушений устной речи Гомзяк О. С.,

34) Технологии формирования устной речи  Жуковой Н. С.,

35) Технологии формирования устной речи  Мастюковой Е. М.,

36) Преодоление общего недоразвития речи. Технология Филичевой Т. Б.

37) Развитие грамматического строя речи по технологии КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.

38) Автоматизация звукопроизношения. Технологии КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. Как образуются 

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
следующие звуки речи: гласные; язычные; губно-губные и губно-зубные; носовые; глухие (шумные); мягкие?

39) Как известно, звуки русского языка резонируют в различные полости. На какие группы по соотношению резонаторных полостей можно разделить все фонемы русского языка

40) На какие группы по участию голоса делятся все звуки русского языка? Назовите эти группы.

41) Как изменяется звук, если в его артикуляционном укладе появляется дополнительный подъем средней части спинки языка, а все остальные артикуляционные характеристики остаются прежними?

42) Объясните, почему устранение иностранного акцента и диалектных особенностей произношения не требует специальной логопедической помощи.

43) Назовите признаки патологических нарушений звукопроизношения, отличающие их от возрастных.

44) Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей? Объясните эту закономерность

45) Чем отличается простое нарушение звукопроизношения от сложного?

46) Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.

47) Чем характеризуются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.

48) Приведите примеры фонематических нарушений звукопроизношения

49) Какие дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть причиной механической дислалии?

50) Какие дефекты строения артикуляционного аппарата отражаются на состоянии звукопроизношения. Проиллюстрируйте ответ примерами.

51) В каких случаях дефекты строения артикуляционного аппарата не приводят к нарушению звукопроизношения?

52) Перечислите основные принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?

53) Определите цель беседы с родителями в процессе обследования речи ребенка.

54) Объясните, почему в процессе обследования произношения необходимо обращать внимание на строение и подвижность органов артикуляции.

55) Формирование навыка словообразования

56) Формирование навыка словоизменения

57) Логопедическая работа над коррекцией семантической структуры предложения

58) Коррекция слоговой структуры слова

59) Коррекционная работа по развитию навыка использования предложно-падежных конструкций

60) Навык согласования различных частей речи в предложении у дошкольников с речевыми нарушениями.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1) Как образуются следующие звуки речи: гласные; язычные; губно-губные и губно-зубные; носовые; глухие (шумные); мягкие?

2) Как известно, звуки русского языка резонируют в различные полости. На какие группы по соотношению резонаторных полостей можно разделить все фонемы русского языка?

3) На какие группы по участию голоса делятся все звуки русского языка? Назовите эти группы.

4) Как изменяется звук, если в его артикуляционном укладе появляется дополнительный подъем средней части спинки языка, а все остальные артикуляционные характеристики остаются прежними?

5) Объясните, почему устранение иностранного акцента и диалектных особенностей произношения не требует специальной логопедической помощи.

6) Опишите признаки патологических нарушений звукопроизношения, отличающие их от возрастных.

7) Какие группы звуков обычно бывают нарушены у детей? Объясните эту закономерность

8) Чем отличается простое нарушение звукопроизношения от сложного?

9) Чем характеризуются фонетические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.

10) Чем характеризуются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения? Приведите примеры.

11) Приведите примеры фонематических нарушений звукопроизношения

12) Какие дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть причиной механической дислалии?

13) Какие дефекты строения артикуляционного аппарата отражаются на состоянии звукопроизношения? Проиллюстрируйте ответ примерами.

14) В каких случаях дефекты строения артикуляционного аппарата не приводят к нарушению звукопроизношения?

15) Перечислите основные принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?

16) Определите цель беседы с родителями в процессе обследования речи ребенка.

17) Объясните, почему в процессе обследования произношения необходимо обращать внимание на строение и подвижность органов артикуляции.

18) Определение уровней общего недоразвития речи.

19) Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи, ФФН и задержки речевого развития.

20) Коррекционно - логопедическая работа в группах с ОНР и ФФН.

21) Технологии формирования компонентов речевой системы у детей с ОНР, ФФН.

22) Технологии формирования устной речи Ткаченко Т. А.

23) Технологии формирования устной речи Ефименковой Л. Н.,

24) Технологии развития речи детей с ОНР Нищевой Н. В.,

25) Технология преодоления нарушений устной речи Гомзяк О. С.,

26) Технологии формирования устной речи  Жуковой Н. С.,

27) Технологии формирования устной речи  Мастюковой Е. М.,

28) Преодоление общего недоразвития речи. Технология Филичевой Т. Б.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
29) Развитие грамматического строя речи по технологии КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В.

30) Автоматизация звукопроизношения. Технологии КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См..ФОС в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Каратаева, Н. А.  
Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 118 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11114-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444501
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Тихеева, Е. И.
Тихеева, Е. И.  Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 161 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11401-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495899 
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Филичева Т.Б.
Исправление нарушений речи у дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 198 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/90103.html 
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019., 
 
Л2.2
Филичева Т.Б.
Развиваем речь и мышление дошкольника [Электронный ресурс]: программно-методические указания и вариативные конспекты занятий/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 229 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90126.html
Москва: Изд-во В. Секачев, ЭБС «IPRbooks» 2019, 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. 
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL:

http://tatngpi.ru/universitet/struktura-ngpu/vspomogatelnye-podrazdeleniya/biblioteka/eor.php

Набережные Челны, НГПУ, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Система логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе].
 
Э2
Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ].
 
Э3
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - 
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.