(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна
ции
Э2
Э5
Э5
Э5
Э5
Э5
образовательного процесса в ДОО
/Лек/
Э5
компоненты ООП
/Лек/
Э5
Э4
Э4
Э3
Э4
Э2
Э3 Э4
организации»
/Пр/
Э3
Э2
Вопросы и задания к зачету
1. Нормативные правовые документы, регламентирующие структуру и содержание ООП ДОО.
2. Базовые требования Федерального государственного стандарта к ООП ДОО: структура, условия реализации, результаты реализации.
3. Порядок утверждения образовательных программ.
4. Основные программные документы ФГОС ДО.
6. Требования к условиям реализации программы дошкольного образования
7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
8. Моделирование учебного процесса.
9. Понятие рабочей программы, как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы.
10. Проблемные, ситуационные и контекстные педагогические технологии.
11.Основные требования ФГОС ДО.
12.Особенности современной политики в сфере дошкольного образования.
13.Методологические основы программного обеспечения дошкольного образования.
15.Нормативно-правовое обеспечение программ дошкольного образования.
16.Современное программное обеспечение дошкольного образования.
17.Программное обеспечение дошкольного образования.
18.Моделирование образовательного процесса в ДОО.
19.Основные структурные компоненты ООП.
20.Особенности разработки части формируемой участниками образовательных отношений.
21.Алгоритм организации деятельности дошкольных образовательных организаций по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ.
22.Особенности организации деятельности дошкольных образовательных организаций по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ.
23.Теоретические основы разработки основной образовательной программы ДОО.
24.Оказание методической помощи в разработке ООП ДО.
25.Требования к условиям реализации программы дошкольного образования.
26. Системный и комплексный подход в воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
27. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
28. Моделирование учебного процесса
29. Понятие рабочей программы, как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы.
30. Проблемные, ситуационные и контекстные педагогические технологии.
31. Назначение образовательной программы.
32. Понятие «образовательная программа».
33. Образовательная программа и Устав.
34. Образовательная программа и образовательный стандарт.
35. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения. Структура образовательной программы.
36. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
37. Структура и содержание обязательной части Программы.
38. Структура и содержание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса.
Задание
Разработка задач основных этапов подготовки образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Задания к письменным работам
Вариант 1.
1.Структура организационного раздела ООП.
2. Дать характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая режим дня.
3.Особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности.
4.Характеристика основных принципов, методов, технологий реализации программы.
Вариант 2.
1.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.Характеристики основных подходов к разработке образовательной программы
3.Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП.
4.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Вариант 3.
1.Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста.
2.Новообразования детей раннего возраста.
3.Новообразования детей дошкольного возраста
4.Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
Вариант 4.
1.Задачи социально-коммуникативной области.
2.Задачи речевой области.
3.Особенности художественно-эстетического развития детей.
4.Целевые ориентиры детей дошкольного возраста.
Примерные темы для письменных сообщений
2. Порядок утверждения образовательных программ.
3. Основные программные документы ФГОС нового поколения.
4. Философия образовательной организации и миссия образовательной программы.
5.Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
6. Структура образовательной программы.
7. Гуманизация цели и принципов педагогической работы с детьми.
8. Личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса.
9. Системный и комплексный подход в воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
10. “Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста”. Основные понятия: программа, государственный образовательный стандарт.
11. “Программа” – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.
12. История создания “программы”: первый проект программы 1932г., программа 1934г. Роль Н.К. Крупской, А.В. Суровцевой и др. в подготовке первых программ для детского сада.
13. “Руководство для воспитателя детского сада” (1938, 1946, 1953гг.) – особенности программно-методического документа.
14. Создание единой программы воспитания детей первых 7-и лет жизни (1962г.)
15. Вариативные программные документы: “Радуга”, “Развитие”, “Истоки”, “Детство”, “Гармония” и др.
16. “Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду” (1984г.). Принципы построения программы, ее структура. Создание программно-методических документов дошкольного образования и воспитания, их вариативность.
17. Содержание ОП «Успех» в соответствии с ФГОС ДО.
18. Содержание ОП «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО.
19. Содержание ОП «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО.
20. Содержание ОП «ОткрытиЯ» в соответствии с ФГОС ДО.
22. Содержание ОП «Тропинки» в соответствии с ФГОС ДО.
23. Содержание ОП «Миры детства» в соответствии с ФГОС ДО.
24. Содержание ОП «Детство» в соответствии с ФГОС ДО.
25. Содержание ОП «Детский сад – Дом радости» в соответствии с ФГОС ДО.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Технология разработки основной образовательной программы для ДОО» проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях (письменная работа,учебно-творческие задания);
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.
Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.
Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:
1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).
2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.
3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.
4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, письменная работа, учебно-творческие задания.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «Технология разработки основной образовательной программы для ДОО» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)в форме зачёта.
Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменный опрос по вопросам (по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины в форме зачёта. Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменный опрос.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.