2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Технология разработки основной образовательной программы для ДОО_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формировать компетенции в области технологии разработки основных образовательных программ для дошкольных образовательных организаций, также практической готовности к осуществлению  профессиональной педагогической деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
заложить основу знаний об особенностях осуществления обучения, воспитания и развития детей с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей
1.4
научить использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО
1.5
формировать умения осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
1.6
формировать умения выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.2
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.3
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.4
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.5
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.6
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.1.7
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.8
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.9
Теория и технологии математического развития детей
2.1.10
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.11
Теория начального литературного образования
2.1.12
Технологии начального математического образования
2.1.13
Технологии начального языкового образования
2.1.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.15
Психолого-педагогический практикум
2.1.16
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.17
История педагогики и образования
2.1.18
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.19
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.20
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.21
Педагогика раннего возраста
2.1.22
Социальная психология
2.1.23
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.24
Теория и технологии физического развития детей
2.1.25
Теория начального математического образования
2.1.26
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.27
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.28
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.29
Теория начального языкового образования
2.1.30
Теория обучения
2.1.31
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.32
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.33
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.34
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.35
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.2
Литературное развитие детей
2.2.3
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.4
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.5
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.6
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.7
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.8
Детская литература
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Производственная преддипломная практика
2.2.11
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.12
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.13
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.14
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.15
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.16
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.17
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.18
Графическая деятельность младших школьников
2.2.19
Татарская детская литература
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
Основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
Закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
Методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
 
Уметь:
 
Описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
Оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
Выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
Навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
Навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
Критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
Основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
 
Уметь:
 
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
Оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
Проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
Основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям.
 
Навыками проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
Основы формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
Критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
Методику формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
Уметь:
 
Анализировать культурные потребности различных социальных групп.
 
Выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп по заданным критериям
 
Составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
Владеть:
 
Навыками описания культурных потребностей различных социальных групп.
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп по имеющимся характеристикам.
 
Навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основы и закономерности, методологию  социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для разработки ООП для ДОО.
3.1.2
Основы разработки образовательного пространства в аспекте достижения детьми результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса в условиях ДОО.
3.1.3
Основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
3.1.4
Методику формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Оценивать закономерности и выделять различные основания для оценивания социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста.
3.2.2
Разрабатывать образовательную среду для достижения положительных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса в условиях ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3.2.3
Подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
3.2.4
Составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста для разработки ООП для ДОО.
3.3.2
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества образовательного процесса в соответствии с требованиями  к ФГОС ДО.
3.3.3
Навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям
3.3.4
Навыками разработки образовательной деятельности с учѐтом требований ФГОС ДО, планирования образовательной деятельности с учетом уровней развития детей и потребностей родителей, развивающей предметно-пространственной среды, осуществления организационно-методического сопровождения реализации ООП ДО.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы разработки ООП для ДОО

 
1.1
Основные требования ФГОС ДО  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

4
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
1.2
Особенности современной политики в сфере дошкольного образования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

2
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
1.3
Методологические основы программного обеспечения дошкольного образования   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

4
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
1.4
Нормативно-правовое обеспечение программ дошкольного образования   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

8
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
1.5
Современное программное обеспечение дошкольного образования  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

2
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.6
Программное обеспечение дошкольного образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

8
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
 
Раздел 2. Особенности технологии разработки ООП для ДОО

 
2.1
Моделирование

образовательного процесса в ДОО

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

2
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.2
Основные структурные

компоненты ООП  

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

4
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.3
Разработка ООП ДОО   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4

2
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.4
Разработка ООП ДОО   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4

6
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.5
Особенности разработки части формируемой участниками образовательных отношений  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

2
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.6
Алгоритм организации деятельности дошкольных образовательных организаций по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.7
Особенности организации деятельности дошкольных образовательных организаций по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4

8
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.8
Теоретические основы разработки основной образовательной программы ДОО   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.9
Теоретические основы разработки основной образовательной программы ДОО   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4

8
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.10
Деловая игра «Педагогический совет «Утверждение Основной образовательной программы дошкольной образовательной

организации»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

2
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
2.11
Оказание методической помощи в разработке ООП ДО   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

6
ОПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-13
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания  к зачету

1. Нормативные правовые документы, регламентирующие структуру и содержание ООП ДОО.

2. Базовые требования Федерального государственного стандарта к ООП ДОО: структура, условия реализации, результаты реализации.

3. Порядок утверждения образовательных программ.

4. Основные программные документы ФГОС ДО.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
5. Философия образовательного учреждения и миссия образовательной программы.

6. Требования к условиям реализации программы дошкольного образования

7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

8. Моделирование учебного процесса.

9. Понятие рабочей программы, как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы.

10. Проблемные, ситуационные и контекстные педагогические технологии.

11.Основные требования ФГОС ДО.

12.Особенности современной политики в сфере дошкольного образования.

13.Методологические основы программного обеспечения дошкольного образования.

15.Нормативно-правовое обеспечение программ дошкольного образования.

16.Современное программное обеспечение дошкольного образования.

17.Программное обеспечение дошкольного образования.

18.Моделирование образовательного процесса в ДОО.

19.Основные структурные компоненты ООП.

20.Особенности разработки части формируемой участниками образовательных отношений.

21.Алгоритм организации деятельности дошкольных образовательных организаций по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ.

22.Особенности организации деятельности дошкольных образовательных организаций по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ.

23.Теоретические основы разработки основной образовательной программы ДОО.

24.Оказание методической помощи в разработке ООП ДО.

25.Требования к условиям реализации программы дошкольного образования.

26. Системный и комплексный подход в воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.

27. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

28. Моделирование учебного процесса

29. Понятие рабочей программы, как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы.

30. Проблемные, ситуационные и контекстные педагогические технологии.

31. Назначение образовательной программы.

32. Понятие «образовательная программа».

33. Образовательная программа и Устав.

34. Образовательная программа и образовательный стандарт.

35. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения.  Структура образовательной программы.

36. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

37. Структура и содержание обязательной части Программы.

38. Структура и содержание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Задание

Разработка задач основных этапов подготовки образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Задания к письменным работам

Вариант 1.

1.Структура организационного раздела ООП.

2. Дать характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая режим дня.

3.Особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности.

4.Характеристика основных принципов, методов, технологий реализации программы.

Вариант 2.

1.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.Характеристики основных подходов к разработке образовательной программы

3.Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП.

4.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Вариант 3.

1.Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста.

2.Новообразования детей раннего возраста.

3.Новообразования детей дошкольного возраста

4.Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

Вариант 4.

1.Задачи социально-коммуникативной области.

2.Задачи речевой области.

3.Особенности художественно-эстетического развития детей.

4.Целевые ориентиры детей дошкольного возраста.

Примерные темы для письменных сообщений

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1. Базовые требования Федерального государственного стандарта к ООП ДО: структура, условия реализации, результаты реализации.

2. Порядок утверждения образовательных программ.

3. Основные программные документы ФГОС нового поколения.

4. Философия образовательной организации и миссия образовательной программы.

5.Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

6. Структура образовательной программы.

7. Гуманизация цели и принципов педагогической работы с детьми.

8. Личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса.

9.  Системный и комплексный подход в воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.

10. “Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста”. Основные понятия: программа, государственный образовательный стандарт.

11. “Программа” – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.

12. История создания “программы”: первый проект программы 1932г., программа 1934г. Роль Н.К. Крупской, А.В. Суровцевой и др. в подготовке первых программ для детского сада.

13. “Руководство для воспитателя детского сада” (1938, 1946, 1953гг.) – особенности программно-методического документа.

14. Создание единой программы воспитания детей первых 7-и лет жизни (1962г.)

15. Вариативные программные документы: “Радуга”, “Развитие”, “Истоки”, “Детство”, “Гармония” и др.

16. “Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду” (1984г.). Принципы построения программы, ее структура. Создание программно-методических документов дошкольного образования и воспитания, их вариативность.

17. Содержание ОП «Успех» в соответствии с ФГОС ДО.

18. Содержание ОП «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО.

19. Содержание ОП «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО.

20. Содержание ОП «ОткрытиЯ» в соответствии с ФГОС ДО.

22. Содержание ОП «Тропинки» в соответствии с ФГОС ДО.

23. Содержание ОП «Миры детства» в соответствии с ФГОС ДО.

24. Содержание ОП «Детство» в соответствии с ФГОС ДО.

25. Содержание ОП «Детский сад – Дом радости» в соответствии с ФГОС ДО.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ежкова, Н. С.  
Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429442: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Микляева, Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов /Н.В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н.В. Микляевой. -  2-е изд. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  450 с. -  (Высшее образование). -  ISBN 978-5-534-12763-8. -  Текст : электронный //ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/
Москва : Издательство Юрайт,, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Газина, О.М. Яшина В.И.
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 111 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09051-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/498958
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Каратаева, Н. А.  
Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 118 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11114-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444501
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хазратова Ф.В.
Технология разработки основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций : учебно-методическое пособие / составители Ф. В. Хазратова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2020. — 56 c. — ISBN 978-5-98452-203-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/101552.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/101552
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2020., 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Свободная самостоятельная деятельность дошкольников Презентация 
 
Э2
ФГОС ДО: Каким быть дошкольному детству? Видеозанятие. 
 
Э3
Разработка содержания вариативной части ООП ДО Видеолекция 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - 
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. -
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Технология разработки основной образовательной программы для ДОО» проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (письменная работа,учебно-творческие задания);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, письменная работа, учебно-творческие задания.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «Технология разработки основной образовательной программы для ДОО» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)в форме зачёта.

Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменный опрос по вопросам  (по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».

Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины в форме зачёта. Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с  разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменный опрос.

При необходимости  лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.