2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Этнопсихология и этнопедагогика_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Этнопсихология и этнопедагогика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Этнопсихология и этнопедагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формирование  у обучающихся компетенции в области этнопсихологии и этнопедагогики, а также практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
формирование базовых этнопсихологических и этнопедагогических знаний, необходимых для осуществления педагогического сопровождения
1.4
формирование представлений об истоках народных воспитательных традиций, их сущности, особенностях и практическом значении средств и методов этнопсихологии и этнопедагогики
1.5
формирование умений  осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
1.6
формирование умений  использования опыта этнопсихологии и этнопедагогики в современной социально- педагогической деятельности, в решении задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиническая психология детей и подростков
2.1.2
Конфликтология
2.1.3
Методика воспитательной работы со школьниками
2.1.4
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
2.1.5
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
2.1.6
Основы дефектологии (с практикумом)
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Психология семьи
2.1.9
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.1.10
Технологии работы с различными категориями детей
2.1.11
История (история России, всеобщая история)
2.1.12
Социальная педагогика
2.1.13
Социальная психология
2.1.14
Психологическая служба в образовании
2.1.15
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.3: Оценивает по заданным критериям соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Объясняет закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности, детско-родительские отношения
 
ОПК-7.2: Демонстрирует умения вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.4: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
УК-5.5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
критерии соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических, полиэтнических ситуаций
3.1.2
особенности развития конструктивных отношений с разными субъектами образовательных отношений, разрешения конфликтов и противоречий в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критической оценки обратной связи от субъектов образовательных отношений с позиций этнопедагогического и этнопсихологического подходов;
3.1.3
основы взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции и выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера с позиций этнопедагогического и этнопсихологического подходов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать по заданным критериям соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных этнопедагогических и этнопсихологических  ситуаций
3.2.2
вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных  отношений с позиций этнопедагогического и этнопсихологического подходов;
3.2.3
взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции и выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждать и решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера с позиций этнопедагогического и этнопсихологического подходов;планировать и проектировать воспитательную работу в полиэтнической среде ОО
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом оценивания по заданным критериям соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных этнопедагогических и этнопсихологических  ситуаций
3.3.2
навыками развития конструктивных отношений с разными субъектами образовательных отношений, разрешения конфликтов и противоречий в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критической оценки обратной связи от субъектов образовательных отношений с позиций этнопедагогического и этнопсихологического подходов;
3.3.3
методами взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции и выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера с позиций этнопедагогического и этнопсихологического подходов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы этнопсихологии и этнопедагогики

 
1.1
Принципы, содержание и средства этнопедагогики и этнопсихологии   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э3

2
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
1.2
Этнопедагогика народов Поволжья    /Пр/
Л1.1Л2.2

Э4

2
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
1.3
Педагогическое наследие просветителей: Г. Утыз Имяни, А. Курсави  /Ср/
Л1.1Л2.3

Э5

4
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.4
Нормативно-правовое обеспечение этнопедагогики и этнопсихологии    /Ср/
Л1.1Л2.5

Э5

4
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
 
Раздел 2. Методические основы этнопсихологии и этнопедагогики

 
2.1
Этничность и этническая идентичность: готовность педагогов  к осуществлению этнопедагогических подходов в образовании  /Ср/
Л1.1Л2.4

Э2

8
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.2
Роль традиций этнопедагогики в воспитании у обучающихся народных обычаев  /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.3
Этнопсихология межэтнической толерантности  /Пр/
Л1.1Л2.3 Л2.4

Э4

2
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.4
Семья как хранитель опыта народной педагогики  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.3

Э5

8
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.5
Этничность и этническая идентичность: проблема соотношения понятий  и подходы к их исследованию.  /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.4

Э5

8
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.6
Национально-культурная среда и воспитание  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э4

4
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.7
Наглядные материалы и литература для работы по ознакомлению с народным творчеством  /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.5

Э3

8
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.8
План работы по полоролевому воспитанию обучающихся, включающий организацию работы с педагогамии родителями с последующим обсуждением на совместных встречах.  /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.5

Э4

8
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.9
Разработка содержание этических бесед о правах ребенка   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.4

Э5

4
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.10
Разработка программы по этнокультурному образованию обучающихся  /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3 Л2.5

Э5

4
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
2.11
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 УК-5.4 УК-5.5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для  подготовки к зачёту

1. Народная педагогика как основа гуманистической и индивидуально-ориентированной образовательных парадигм.

2. Народная педагогика как общечеловеческий феномен.

3. Народная энциклопедия знаний в устно-поэтическом, музыкальном творчестве и культура человека.

4. Народная педагогика – преимущественно дописьменная педагогика, устное народное творчество.

5. Народно-педагогическое «здание» личности: наука (знание), искусство (красота), религия (вера), воспитание (любовь).

6. Этнопедагогика как составная часть педагогической культуры.

7. Историческая этнопедагогика, этнопедагогика семьи.

8. Принципы, содержание и средства народной педагогики

9. «Золотая формула» народной педагогики (Г.Г.Волков).

10. Общность ведущих принципов воспитания в педагогике разных народов

11. Содержание народной педагогики:

12. Народно-педагогический тезаурус.

13. Методы обучения и воспитания в народной педагогике.

14. Основные средства народного воспитания.

15. Взаимодействие и взаимовлияние народных традиций воспитания.

16. Народная мудрость о воспитании.

17. Педагогическое наследие педагогов-просветителей, общественных деятелей и мыслителей.

18. Демократизм и гуманизм педагогических идей учёных, мыслителей и педагогов прошлого и настоящего.

19. Прогрессивные взгляды мировых общественных деятелей на историческую миссию народов в развитии мировой культуры

20. Семья как хранитель опыта народной педагогики.

21. Традиции семейного воспитания.

22. Духовные ценности семьи.

23. Связь семьи с другими социальными институтами в деле современного воспитания детей на основе идей народной педагогики.

24. Управление процессом взаимодействия народной педагогики и современной школы в деле воспитания детей

25. Гуманизация и гуманитаризация школы в контексте этнопедагогического процесса.

26. Функции народной педагогики в демократическом обществе.

27. Единство образования, воспитания, формирования личности в условиях поликультурной среды.

28. Этнопедагогизация содержания учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы.

29. Этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителя.

30. Возрождение, сохранение и приумножение уникального педагогического опыта народов в системе школьного образования и в семье.

31. Занимательная педагогика народов мира и формирование этноличности.

32. Педагогические традиции народов Поволжья

33. Адаптация идей народной педагогики в многоуровневую систему этнокультурного образования детей

34. Народные обряды, ритуалы, традиции и национальные праздники в системе воспитания дошкольников

35. Этнопедагогическая культура педагогов-воспитателей и родителей

36. Народные музыкант-сказители как общественныё деятели и педагоги-просветители.

37. Поощрение и наказание в народном воспитании.

38. Мать и отец – первые педагоги-воспитатели.

39. Взаимодействие старых и новых семейных традиций воспитания.

40. Национально-региональный аспект в воспитании дошкольников.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика письменных сообщений

1.Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества работы в образовательном учреждении.

2.Национальное образование в свете этнопсихологии.

3.Творческое отношение к народному воспитанию и традиционной педагогической культуре.

4.Традиции народной педагогики и их влияние на развитие личности.

5.Народные обряды, ритуалы и традиции как средство воспитания современного ребёнка.

6.Актуализация народных идеалов совершенного человека в непрерывной системе образования (семья –  школа).

7.Общечеловеческое и национальное в педагогических воззрениях и творческом наследии К. Насыри

8.Педагогическое наследие народов Татарстана как сокровищница традиционной культуры воспитания.

9.Я.А.Коменский о значении родного языка в развитии ребенка.

10.Проблема взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогических взглядах Я.А.Коменского.

11.К.Д.Ушинский о народности в воспитании.

13.И.Г.Песталоцци и А.Дистервег о народном воспитании и его роли в формировании личности.

14.Народное и общечеловеческое в педагогической системе Л.Н.Толстого.

15.Татарские просветители Г. Утыз - Имяни и А. Курсави о значении народного опыта воспитания.

16.Общность педагогических культур разных народов.

17.Роль семьи в формировании нравственного облика личности.

18.Воспитание у детей интереса и уважение к традициям и обычаям своего народа.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
19.Воспитание у детей любви к природе родного края.

20.Традиции и обычаи как средство трудового воспитания дошкольников.

21.Общее и особенное в эпосе народов мира.

22.Этнокультурные потребности личности в содержании образования.

23.Народная педагогика и воспитание детей в духе мира и согласия.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ

1.Что случится, если не будет духовной культуры?

2.Просветители о народном воспитании.

3. Народная мудрость о воспитании

4.Формирование этнического самосознания.

5.Как строить межэтнические отношения.

6.Этническая толерантность: пути формирования.

7.Народное воспитание в наследии педагогов-просветителей и педагогов-классиков.

8.Факторы формирования этнических стереотипов и установок обучающихся.

9.Измерение толерантности

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Хухлаева, О. В. 
Этнопедагогика : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-3402-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/425891: учебник для бакалавров 
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Джуринский, А. Н. 
Поликультурное образование в многонациональном социуме : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Джуринский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 257 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00645-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433041: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры
Москва.:Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Нездемковская, Г. В.
Этнопедагогика : учебное пособие для вузов / Г. В. Нездемковская. — Москва : Академический Проект, Альма Матер, 2016. — 232 c. — ISBN 978-5-8291-2521-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/60100.html: учебное пособие для вузов
Москва : Академический Проект, Альма Матер, 2016
 
Л2.3
Джуринский, А. Н.
Педагогика России: история и современность : монография / А. Н. Джуринский. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 180 c. — ISBN 978-5-4487-0022-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65728.html: монография
Саратов : Вузовское образование, 2017
 
Л2.4
Цветков, А. В.
Этнопсихология. Учебное пособие в схемах : учебное пособие для студентов вузов / А. В. Цветков, А. В. Соловьева. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 119 c. — ISBN 978-5-238-02547-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66244.html: учебное пособие для студентов вузов
Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.5
Азизова, Н.Р.
Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06234-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441924: учебное пособие для вузов 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Дети и родители в детском саду: "Воспитание души и тела" видеозанятие

 
Э2
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А. Я., Дмитренко З. С.и др. презентация  
 
Э3
Роль и место этнопедагогики в социальном образовании. Видеолекция  
 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - 
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Этнопсихология и этнопедагогика» проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (учебно-творческие задания, эссе);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, эссе,  учебно-творческие задания.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «Этнопсихология и этнопедагогика» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)в форме зачёта.

Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменный опрос по вопросам  (по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с  разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине  наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, 

 
стр. 11
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости  лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины «Этнопсихология и этнопедагогика» осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.