2022-2023_zm44_04_01 ГОУО 2048_ 2048-1_plx_Научные основы проектирования в социальной сфере_Государственно-общественное управление образованием
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научные основы проектирования в социальной сфере
__ __________ 2023 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Научные основы проектирования в социальной сфере
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Государственно-общественное управление образованием
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2023 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формировать  систему научных знаний о технологии проектирования в социальной сфере, а также выработать базовые  умения и навыки проектирования,  практической готовности к осуществлению педагогической деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть основные механизмы проектирования организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в социальной сфере
1.4
ориентировать обучающихся в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих проектирование в социальной сфере в России
1.5
развивать умение анализировать и оценивать разрабатываемые и принятые социальные проекты
1.6
развивать умение проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные при обучении по программе бакалавриата
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
 
ОПК-2.1: Знает: содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса
 
ОПК-2.2: Умеет: учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП; использовать методы педагогической диагностики; осуществлять проектную деятельность по разработке ОП; проектировать отдельные структурные компоненты ООП
 
ОПК-2.3: Владеет: опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП
 
 
ОПК-3: Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.1: Знает: основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; основные приемы и типологию технологий индивидуализации обучения
 
ОПК-3.2: Умеет: взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса; соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся на соответствующем уровне образования
 
ОПК-3.3: Владеет: методами выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями оказания адресной помощи обучающимся на соответствующем уровне образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологические основы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.1.2
основы применения образовательных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся
3.1.3
содержание основных нормативных документов проектирования в социальной сфере
3.1.4
особенности основных и дополнительные образовательных программы и разработки научно-методического обеспечения их реализации,  проектирования в социальной сфере
 
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.2.2
взаимодействовать с другими специалистами в процессе проектирования в социальной сфере
3.2.3
проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
3.2.4
проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
3.2.5
проектировать, организовать и оценивать успешность обучающегося в выполнении проектов в социальной сфере
3.2.6
осуществлять проектную деятельность
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами и формами организации проектной деятельности, проектирования организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.3.2
методами выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.3.3
навыками проектирования содержания учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения, опираясь на конкретные характеристики обучающихся
3.3.4
способами проектной деятельности в образовании
3.3.5
опытом проектирования основных и дополнительных образовательных программ и разработки научно- методического обеспечения их реализации
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические и научные основы проектирования в социальной сфере

 
1.1
Методологические основы проектирования в социальной сфере  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
1.2
Деловая игра «Проведение делового совещания по подготовке социального проекта»   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
1.3
Научные основы проектной деятельности в социальной сфере  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
1.4
Типология проектирования в социальной сфере  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
1.5
Методы оценки эффективности разработки и реализации проектов в социальной сфере   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
1.6
Проект в социальной сфере: сущность, особенности, требования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Раздел 2. Методические основы проектирования в социальной сфере

 
2.1
Методика разработки проектов в социальной сфере  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.2
Проектирование как функция управления. Роль и место проектирования в системе социальной защиты населения   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.3
Методология проектирования в социалной сфере  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.4
Нормативная база и правовое регулирование разработки проектов и программ в социальной сфере /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.5
Методы и технологии диагностики проектирования в социальной сфере   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.6
Методы коллективной работы над проектом в социальной сфере   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.7
Оценка жизнеспособности проекта в социальной сфере: социальная диагностика, социальное прогнозирование и социальная экспертиза  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.8
Перспективы развития проектирования в социальной сфере. Реализация социального проекта в социальной сфере.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.9
Роль межведомственного взаимодействия и социального партнерства в рамках проектирования в социальной сфере   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

11
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.10
Проектирование как социогуманитарная проблема  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
2.11
Проектирование в системе

социальной защиты населения  

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.12
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

9
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания для экзамена

1.Определение  проекта – системный и деятельностный подходы.

2.Сущность и характер проектной деятельности

3.Элементы проектной деятельности

4.Классификация проектов.

5.Основные характеристики проекта и его измерения

6.Специфика социальных проектов

7.Технология проектной деятельности.

8.Проектно-позиционный анализ ситуации

9.Стратегический замысел проекта и разработка его целевой структуры

10.Ресурсное обеспечение проекта

11.Формирование проектной команды

12.Организационное моделирование проекта

13.Структура проектного анализа и характеристика его основных видов.

14.Виды и технология оценочной процедуры.

15.Цели и содержание контроля проекта.

16.Методы контроля фактического выполнения работ по проекту.

17.Социальная эффективность проекта.

18.Участники проекта и команда проекта. Принципы формирования и развития команды проекта.

19.Методологические основы проектирования в социальной сфере.

20. Подготовке социального проекта.

21. Научные основы проектной деятельности в социальной сфере.

22. Типология проектирования в социальной сфере.

23. Методы оценки эффективности разработки и реализации проектов в социальной сфере.

24. Проект в социальной сфере: сущность, особенности, требования.

25. Методика разработки проектов в социальной сфере.

26. Проектирование как функция управления.

27. Роль и место проектирования в системе социальной защиты населения.

28. Методология проектирования в социальной сфере.

29. Нормативная база и правовое регулирование разработки проектов и программ в социальной сфере.

30. Методы и технологии диагностики проектирования в социальной сфере.

31. Общая характеристика основных этапов проектного цикла.

32. Методы коллективной работы над проектом в социальной сфере.

33. Оценка жизнеспособности проекта в социальной сфере: социальная диагностика, социальное прогнозирование и социальная экспертиза.

34. Перспективы развития проектирования в социальной сфере.

35.Реализация социального проекта в социальной сфере.

36. Роль межведомственного взаимодействия и социального партнерства в рамках проектирования в социальной сфере.

37. Проектирование как социогуманитарная проблема.

38. Проектирование в системе социальной защиты населения.

39.Основные понятия социокультурного и социального проектирования, их сущность.

40. Основные принципы проектирования.

41. Основные подходы к социальному проектированию, их суть.

42. Основные методы проектирования, их содержание.

3. Основные категории проблемно-ситуационного анализа, их сущность.

44. Методы изучения социокультурной ситуации.

45. Основные этапы социологического исследования. Программа исследования.

46. Социальное прогнозирование и социальный прогноз, основные виды прогнозов.

47. Основные методы прогнозирования.

48. Типовая методика социального прогнозирования.

49. Основные этапы проектной деятельности, их содержание.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
50.Концепция проекта, ее содержание.

51. Правила планирования проекта.

52. Основные требования к написанию текста проекта.

53. Управление проектами в сфере образования.

54. Выявление обучающихся с особыми образовательными потребностями с целью оказания адресной помощи.

55. Виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся.

56. Основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса).

57. Взаимодействие с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса.

58. Методы педагогической диагностики.

59. Способы  проектной деятельности в образовании.

60.Особенности проектировании ООП.

Задание:

Разработать по предложенному алгоритму и требованиям социальный проект (тема и категория населения по выбору) и защитить.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика письменных сообщений

1. Основные понятия социокультурного и социального проектирования, их сущность.

2. Основные принципы проектирования.

3. Основные подходы к социальному проектированию, их суть.

4. Основные методы проектирования, их содержание.

5. Основные категории проблемно-ситуационного анализа, их сущность.

6. Методы изучения социокультурной ситуации.

7. Основные этапы социологического исследования. Программа исследования.

8. Социальное прогнозирование и социальный прогноз, основные виды прогнозов.

9. Основные методы прогнозирования.

10. Типовая методика социального прогнозирования.

11. Основные этапы проектной деятельности, их содержание.

12. Концепция проекта, ее содержание.

13. Правила планирования проекта.

14. Основные требования к написанию текста проекта.

15. Управление проектами в сфере образования.

16. Выявление обучающихся с особыми образовательными потребностями с целью оказания адресной помощи.

17. Виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся.

18. Основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса).

19. Взаимодействие с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса.

20. Методы педагогической диагностики.

21. Способы  проектной деятельности в образовании.

22.Технология проектной деятельности.

23.Проектно-позиционный анализ ситуации

24.Стратегический замысел проекта и разработка его целевой структуры

25.Ресурсное обеспечение проекта

26.Формирование проектной команды

27.Организационное моделирование проекта

28.Структура проектного анализа и характеристика его основных видов.

29.Виды и технология оценочной процедуры.

30.Особенности проектировании ООП.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Суртаева, Н.Н.
Педагогические технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Суртаева. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  250 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-10405-9. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429978 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Коротаева, Е. В.  
Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429700
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Утемов, В. В. 
Креативная педагогика : Креативная педагогика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08258-6. — URL : urait.ru/book/kreativnaya-pedagogika-424711
Москва : Издательство Юрайт, , 2022
 
Л2.2
Крежевских, О. В.  
Методика профессионального обучения. Теория и методика интерпрофессионального образования : учебное пособие для вузов / О. В. Крежевских. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11115-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456789 
Москва : Издательство Юрайт, 2020., 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Свят Мурунов. Социальное проектирование. Лекция 1-я 
 
Э2
Власенко Игорь. Вебинар №1 "Алгоритм социального проектирования" 
 
Э3
Свят Мурунов. Социальное проектирование. Лекция 2-я 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". -
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Научные основы проектирования в социальной сфере» проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (учебно-творческие задания, проект);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, проект,  учебно-творческие задания.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «Научные основы проектирования в социальной сфере» 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ГОУО 2048, 2048-1.plx
 
требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) в форме экзамена.

Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамен – устное собеседование или письменный опрос по вопросам (по выбору обучающегося) и практическое задание:

разработать по предложенному алгоритму и требованиям социальный проект (тема и категория населения по выбору) и защитить. Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с  разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине  наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменно.

При необходимости  лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.