2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
151
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
151
151
151
151
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ганиева Г.Р. _________________
 
 
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
создать условия для теоретической подготовки обучающихся к реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
1.3
Задачи:
1.4
повысить уровень   образованности обучающихся в области географии, биологии,  обществознания, краеведения;
1.5
сформировать у обучающихся  первичные профессиональные умения и навыки, в том числе первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности в области естествознания и обществознания.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Дошкольная педагогика
2.1.3
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.4
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.2
Краеведение в начальной школе
2.2.3
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.4
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.5
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.6
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.7
Теория начального литературного образования
2.2.8
Экологическое образование младших школьников
2.2.9
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.2.10
Географическое образование младших школьников
2.2.11
Историческое образование младших школьников
2.2.12
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.13
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.14
Производственная педагогическая практика
2.2.15
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.16
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.17
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.18
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.19
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.20
Технологии начального литературного образования
2.2.21
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.22
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.23
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.24
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.25
Графическая деятельность младших школьников
2.2.26
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.27
Дизайнерская обработка материалов
2.2.28
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.29
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.30
Литературное образование дошкольников
2.2.31
Методика обучения татарскому языку
2.2.32
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.33
Организация дошкольного образования
2.2.34
Организация семейных праздников и досуга детей
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.35
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.36
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.37
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.38
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.39
Современное русское словоизменение
2.2.40
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.41
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.42
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.43
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.44
Производственная преддипломная практика
2.2.45
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.46
Геометрические фигуры на плоскости
2.2.47
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.48
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.2.49
Экологическое образование младших школьников
2.2.50
Географическое образование младших школьников
2.2.51
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.52
Графическая деятельность младших школьников
2.2.53
Дизайнерская обработка материалов
2.2.54
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.55
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.56
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.57
Современное русское словоизменение
2.2.58
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
Основы охраны жизни  и здоровья обучающихся (с учетом специфики дисциплины).
 
Критерии оценивания здоровья обучающихся.
 
Основы проектирования системы жизнеобеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.
 
 
Уметь:
 
Использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.
 
Оценивать здоровье обучающихся по заданным критериям.
 
Отбирать здоровьесберегающие технологии для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа здоровьесберегающих технологий.
 
Навыками оценивания здоровья обучающихся по заданным критериям.
 
Навыками разработки Программ здоровьесбережения.
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
Основы реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
Требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
Основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
Уметь:
 
Реализовывать образовательную программу по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
Разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
Владеть:
 
Навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
Навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО с учетом специфики образовательного учреждения.
 
Навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир». 
 
Критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир». 
 
Основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
 
Уметь:
 
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
Оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
Проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир». 
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные основы естествознанияи  и обществознания в аспекте реализации образовательной программы "Окружающий мир" в начальной школе;
3.1.2
основные физико-географические, ботанические, зоологические, анатомические  и обществоведческие понятия, изучаемые в начальной школе;
3.1.3
основные процессы, происходящие в оболочках Земли, их взаимосвязь и приспособленность к жизни в них растений, животных и человека;
3.1.4
роль живого вещества в биосфере;
3.1.5
закономерности эволюционного развития растительного, животного мира и человека;
3.1.6
взаимоотношения организмов и среды, взаимосвязи животных и растений в естественных сообществах;
3.1.7
принципы классификации растений и животных;
3.1.8
особенности анатомии и физиологии отдельных групп растений и животных;
3.1.9
основные экологические группы растений и животных;
3.1.10
основные фито- и зооценозы различных биоценозов;
3.1.11
принципы охраны природы;
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.1.12
особенности природы родного края;
3.1.13
способы охраны жизни и охраны здоровья человека.
3.1.14
способы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать с метеорологическими приборами,  коллекциями, общегеографическими и тематическими картами и другими наглядными пособиями, которые используются в начальной школе;
3.2.2
проводить наблюдения за явлениями природы, растительными и животными организмами в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;
3.2.3
изучать и описывать конкретные природные объекты и оформлять результаты наблюдений и практических работ в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;;
3.2.4
владеть навыками работы с литературой картами, атласами и другими пособиями;
3.2.5
пользоваться определителями минералов, растений и животных;
3.2.6
выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду;
3.2.7
использовать знания по естествознанию и обществознанию для формирования у младших школьников бережного отношения к природе и основ экологической безопасности и поведения в городе;
3.2.8
использовать знания по естествознанию для формирования ответственного отношения  у младших школьников к своему здоровью и здоровью окружающих;
3.2.9
применять различные способы использования обществоведческих  знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;  
3.2.10
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир».
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
анализа и обобщения информации, включая методы естественных, социальных и гуманитарных дисциплин в аспекте реализации образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО.;
3.3.2
применения  систематизированных теоретических и практических знаний естествоведческих и общестоведческих  наук для разработки и реализации  образовательных программ по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с ФГОС НОО;
3.3.3
анализа естественнонаучных знаний для ориентирования в современном информационном пространстве;
3.3.4
отбора здоровьесберегающих технологий для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Научные основы географического образования

 
1.1
Введение. Вопросы географического образования в школьном курсе «Окружающий мир»и ФГОС НОО. Земля и ее место во Вселенной. Движения Земли и их следствия.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.5

2
ПК-1 ПК-4
2
0
 
1.2
Земля и ее место во Вселенной. Движения Земли и их следствия.  /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ПК-1
2
0
 
1.3
Вопросы изучения движений Земли в курсе «Окружающий мир».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1 ПК-4
2
0
 
1.4
Географическая карта и план местности.Глубинное строение Земли.  /Ср/
Л1.1 Л1.2

2
ПК-1
2
0
 
1.5
Ориентирование на местности /Ср/
Л1.2

2
ПК-1
2
0
 
1.6
Особенности географических карт и планов. Картографические материалы, используемые в начальной школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-1 ПК-4
2
0
 
1.7
Горные породы и минералы, изучаемые в начальной школе. Полезные ископаемые Республики Татарстан.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.3

2
ПК-1 ПК-4
2
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.8
Рельеф земной поверхности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.3

2
ПК-1
2
0
 
1.9
Особенности изучения рельефа земной поверхности в курсе «Окружающий мир» /Ср/
Л1.2Л2.1

2
ПК-1 ПК-4
2
0
 
1.10
Мировой океан и воды суши.  /Ср/
Л1.2Л2.3

2
ПК-1
2
0
 
1.11
Водные ресурсы своей местности. Значение и охрана водных ресурсов. /Ср/
Л1.1 Л1.2

6
ПК-1
2
0
 
1.12
Атмосфера и ее строение. Климаты Земли. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.3

10
ПК-1
2
0
 
1.13
Атмосфера и ее строение. Климаты Земли. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ПК-1
2
0
 
1.14
Погода и климат своего края. Факторы, формирующие климат региона. /Ср/
Л1.1 Л1.2

6
ПК-1
2
0
 
1.15
Географическая оболочка и природные зоны Земли. Географическое краеведение своей области. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.3

10
ПК-1 ПК-4
2
0
 
1.16
Географическая оболочка и природные зоны Земли. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.3

2
ПК-1
2
0
 
1.17
Природные зоны России. Особенности изучения природных зон Росси в начальной школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

8
ПК-1 ПК-4
2
0
 
1.18
Природа Республики Татарстан /Ср/
Л1.1

6
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Научные основы биологического (ботанического) образования 

 
2.1
Вопросы биологии растений, животных  и человека в школьном курсе «Окружающий мир». Царство растения.  /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.5

2
ПК-1
2
0
 
2.2
Цветок и соцветие. Плод, соплодие и семя. /Ср/
Л1.2Л2.2

2
ПК-1
2
0
 
2.3
Способы размножения растений. Основные процессы жизнедеятельности растений.Систематика растений. Царство Дробянки. Царство Грибы. Царство Растения: Водоросли. Лишайники. Мхи. /Ср/
Л1.2Л2.2

4
ПК-1
2
0
 
2.4
Способы размножения растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. /Ср/
Л1.2Л2.2

Э1

4
ПК-1
2
0
 
2.5
Общие закономерности развития растений. /Ср/
Л1.2Л2.2

2
ПК-1
2
0
 
2.6
Грибы, лишайники, высшие споровые растения Республики Татарстан. /Ср/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
ПК-1
2
0
 
2.7
Царство Растения /Пр/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
2.8
Экология растений. Развитие растительного мира. /Ср/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-1
2
0
 
2.9
Комнатные растения. Комнатные растения как средство формирования биоэкологических знаний и умений младших школьников. /Ср/
Л1.2Л2.2

Э2

3
ПК-4
2
0
 
 
Раздел 3. Научные основы биологического (зоологического и анатомического) образования 

 
3.1
Простейшие. Беспозвоночные: типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие /Ср/
Л1.2Л2.2

Э5

2
ПК-1
2
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.2
Заболевания, вызываемые паразитическими животными и меры профилактики  /Ср/
Л1.2Л2.2

Э5

2
ОПК-6
2
0
 
3.3
Значение  Членистоногих в природе. Членистоногие, занесенные в Красную книгу РФ и РТ /Ср/
Л1.2Л2.2

Э5

2
ПК-1
2
0
 
3.4
Позвоночные: тип Хордовые. Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. /Лек/
Л1.2Л2.2

1
ПК-1
2
0
 
3.5
Позвоночные: тип Хордовые. Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. /Ср/
Л1.2Л2.2

4
ПК-1
2
0
 
3.6
Сравнительная характеристика костных и хрящевых рыб.  Экология Земноводных и Пресмыкающихся. /Ср/
Л1.2Л2.2

2
ПК-1
2
0
 
3.7
Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Эволюция животного мира. Охрана и рациональное использование животных. /Лек/
Л1.2Л2.2

1
ПК-1
2
0
 
3.8
Анатомия человека. Охрана жизни и здоровья человека. /Ср/
Л1.2

Э3

4
ОПК-6
2
0
 
3.9
Органы и система органов человека и их основные функции. /Ср/
Л1.2

Э3

4
ОПК-6
2
0
 
3.10
Охрана жизни и здоровья человека. /Ср/

Э3

4
ОПК-6
2
0
 
3.11
Способы обеспечения охраны жизни и здоровья человека /Ср/
Л1.2

Э3

4
ОПК-6
2
0
 
 
Раздел 4. Научные основы обществоведческого образования

 
4.1
Человек и общество. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. /Ср/
Л1.3Л2.4

Э4

6
ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.2
Основы знаний о духовной культуре человека и общества. Наука и образование в современном мире /Ср/
Л1.3Л2.4

Э4

6
ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.3
Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами. /Ср/
Л1.3Л2.4

Э4

6
ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.4
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи /Ср/
Л1.3Л2.4

Э4

6
ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.5
Социальные отношения.

Политика как общественное явление. Правовое регулирование общественных отношений.

/Ср/

Л1.3Л2.4

Э4

6
ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.6
Анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием.Изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

/Пр/

Л1.3Л2.4

Э4

2
ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.7
Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей. Выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности. /Ср/
Л1.3Л2.4

Э4

2
ПК-1 ПК-4
2
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.8
Основы обществознания в ФГОС НОО и на уроках Окружающего мира. /Ср/
Л1.3Л2.1

Э4

2
ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.9
Исследовательский подход к изучению естествознания и обществознания. Подготовка исследовательской работы в области естестввознания и обществознания. /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-6 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.10
Защита исслеовательских работ в области естествознания и обществознания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6 ПК-1 ПК-4
2
0
 
4.11
/Экзамен/

9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Вопросы географического образования в школьном курсе «Окружающий мир».

2. Земля и ее место во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

3. Географическая карта и план местности.

4. Глубинное строение Земли.

5. Горные породы и минералы.

6. Рельеф земной поверхности.

7. Мировой океан и воды суши.

8. Атмосфера и ее строение. Климаты Земли.

9. Географическая оболочка и природные зоны Земли.

10. Краеведение: география своей области.

11. Вопросы биологии растений и животных в школьном курсе «Окружающий мир».

12. Строение и разнообразие растительных, животных клеток и тканей.

13. Побеги растений. Надземный побег. Корень и корневая система.

14. Цветок и соцветие. Плод, соплодие и семя.

15. Способы размножения растений. Основные процессы жизнедеятельности растений.

16. Царство Дробянки. Царство Грибы.

17. Царство Растения: Водоросли. Лишайники. Мхи.

18. Царство Растения: Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные.

19. Покрытосеменные, или цветковые растения. Комнатные растения. Экология растений. Развитие растительного мира.

20. Тип. Простейшие. Беспозвоночные: типы Губки, Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

21. Тип Моллюски. Тип Иглокожие.

22. Тип Членистоногие.

23. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Головохордовые (Ланцетник). Подтип Позвоночные. Класс. Рыбы. Класс Земноводные.

24. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

25. Класс Млекопитающие Эволюция животного мира. Охрана и рациональное использование животных.

26. Вопросы обществоведческого образования  в школьном курсе «Окружающий мир».

27. Человек и общество. Человек, индивид, личность

28. Образование как способ передачи знаний и опыта.Система образования в Российской Федерации.

29. Права и обязанности человека в обществе. Права и обязанности учеников.

30. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов:

1. Вопросы географического образования в школьном курсе «Окружающий мир».

2. Земля и ее место во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

3. Географическая карта и план местности.

4. Глубинное строение Земли.

5. Горные породы и минералы.

6. Рельеф земной поверхности.

7. Мировой океан и воды суши.

8. Атмосфера и ее строение.

10. Краеведение: география своей области.

11. Вопросы биологии растений и животных в школьном курсе «Окружающий мир».

12. Вопросы обществоведческого образования  в школьном курсе «Окружающий мир».

13. Образование как способ передачи знаний и опыта.

14.  Система образования в Российской Федерации.

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
15. Права и обязанности человека в обществе. Права и обязанности учеников.

Примерная тематика  докладов

1. Земля и ее место во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

2. Географическая карта и план местности.

3. Глубинное строение Земли.

4. Горные породы и минералы.

5. Рельеф земной поверхности.

6. Мировой океан и воды суши.

7. Атмосфера и ее строение.

8.       Климаты Земли. Факторы, влияющие на формирование климата.

9. Географическая оболочка и природные зоны Земли.

10. Краеведение: география своей области.

11. Строение и разнообразие растительных, животных клеток и тканей.

12. Побеги растений. Надземный побег. Корень и корневая система.

13. Цветок и соцветие. Плод, соплодие и семя.

14. Способы размножения растений.

15.     Фотосинтез и другие  (основные) процессы жизнедеятельности растений.

16. Царство Дробянки. Царство Грибы.

17. Царство Растения: Водоросли. Лишайники. Мхи.

18. Царство Растения: Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные.

19. Покрытосеменные, или цветковые растения. Комнатные растения. Экология растений. Развитие растительного мира.

20. Тип. Простейшие. Беспозвоночные: типы Губки, Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

21. Тип Моллюски. Тип Иглокожие.

22. Тип Членистоногие.

23. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Головохордовые (Ланцетник). Подтип Позвоночные. Класс. Рыбы. Класс Земноводные.

24. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

25. Класс Млекопитающие Эволюция животного мира. Охрана и рациональное использование животных.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение ФОС к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Никонова 
Естествознание. Землеведение и краеведение: учеб. пособие для студ. высш. пед. завед.
М.: Академия, 2008
 
Л1.2
М.С.Смирнова, М.В.Нехлюдова, Т.М.Смирнова
Естествознание : учебник и практикум для прикладного бакалавриата 
М: Юрайт, 2023
 
Л1.3
Бахмутова, Л. С. 
Методика преподавания обществознания: Бахмутова, Л. С.  Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06115-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489276
Москва :Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Миронов А.В.
Технологии изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие
Р-н/Д: Феникс, 2013
 
Л2.2
Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А.
Биология с основами экологии: учебник
М.: Высш. шк, 2007
 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.
География материков и океанов: учеб. для 7 кл.общеобразоват. шк
М.: Дрофа, 2006
 
Л2.4
Боголюбова Л. Н.
Введение в обществознание: учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений
М.: Просвещение, 2001
 
Л2.5
Плешаков А.А.
Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций
М.: Просвещение, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Афанасьева, Н. Б. Ботаника. Экология растений в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Б. Афанасьева, Н. А. Березина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 352 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07359-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432901 (дата обращения: 17.04.2019).
 
Э2
Афанасьева, Н. Б. Ботаника. Экология растений в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Б. Афанасьева, Н. А. Березина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07358-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437358 (дата обращения: 17.04.2019).
 
Э3
Трифонова, Т. А. Прикладная экология человека : учеб. пособие для вузов / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, Н. В. Орешникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-05280-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441229 (дата обращения: 17.04.2019).
 
Э4
Федоров, Б. И. Обществознание : учебник для прикладного бакалавриата / Б. И. Федоров ; отв. ред. Б. И. Федоров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 412 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-7949-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431887 (дата обращения: 17.04.2019).
 
Э5
Кустов, С. Ю. Зоология беспозвоночных : учеб. пособие для вузов / С. Ю. Кустов, В. В. Гладун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08300-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424765 (дата обращения: 17.04.2019).
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта¬пом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы жела¬тельно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.