2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Основы экологической культуры_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы экологической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ганиева Г.Р.; _________________
 
 
Основы экологической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
создать условия для теоретической подготовки  обучающихся к профессиональной деятельности в соответсвии нормативно-правовыми актами в сфере экологического образования.
1.3
Задачи:
1.4
формировать у обучающихся основные экологические представления и понятия;
1.5
создать условия для освоения обучающимися  экологически грамотного поведения в природе;
1.6
научить применять метод проектов в области экологической науки;
1.7
дать возможность применять научные основы экологического образования для формирования научного мировоззрения. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
История педагогики (общей и дошкольной)
2.1.3
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.4
Общая психология
2.1.5
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность, теория обучения
2.1.6
Противодействие коррупции
2.1.7
Теория  и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Организация дошкольного образования
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия дисциплины  в аспекте формирования научного  мировоззрения
 
характеристики экологического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки экология в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
использовать понятийный аппарат  дисциплины для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики дисциплины  в аспекте практического использования  в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе , опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по  дисциплине  в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа экологических первоисточников  по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования
 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые термины и понятия в области   экологического образования;
3.1.2
о взаимосвязи организмов между собой  и средой их обитания;
3.1.3
причины и следствия усиления влияния человека на природу;
3.1.4
экологические принципы  рационального природопользования;
3.1.5
состояние природных условий и ресурсов Республики Татарстан и РФ;  
3.1.6
правовые вопросы природопользования в Республике Татарстан и РФ;
3.1.7
глобальные экологические проблемы человечества;
3.1.8
содержание и значение  Концепции устойчивого развития;
3.1.9
содержание понятия «экологическая культура» как необходимой формы существования современного человека;
3.1.10
социальную значимость экологической культуры в современном обществе;
3.1.11
способы разработки и реализации экологических проектов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
развивать интерес  школьников  к экологическому содержанию  дисциплин;
3.2.2
создавать и поддерживать благоприятную эколого-педагогическую среду;
3.2.3
оценивать  экологическое состояние   объектов окружающей среды;
3.2.4
проектировать мероприятия с экологическим содержанием в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования;
3.2.5
разрабатывать и реализовывать экологические проекты.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования справочной литературы в эколого-краеведческой области для формирования научного мировоззрения;
3.3.2
навыками проектирования  и реализации мепроприятий с экологическим содержанием в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Наука экология: основные понятия, законы, правила

 
1.1
Экология как наука. Организмы и среда обитания.

Экологические факторы. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э9

2
ОК-1
3
0
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.2
Экологические факторы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

2
ОК-1
3
0
 
1.3
Воздействие факторов среды на динамику популяций живых организмов. Адаптация живых организмов к среде обитания.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1
3
0
 
1.4
Закон оптимума и закон лимитирующих факторов.

Комплексное воздействие экологических факторов /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1
3
0
 
1.5
Экологические взаимоотношения организмов.Экология экосистемы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1
3
0
 
 
Раздел 2. Экологическое краеведение

 
2.1
Экологическая ситуация в Республике Татарстан. Государственное регулирование природопользования и охраны природы в РТ. Экологические проблемы, связанные с добычей нефти и других полезных ископаемых. Современные рельефообразующие процессы и человек. Климитические факторы и экология. Охрана атмосферного воздуха. Использование и охрана ввозных ресурсов. Сохранение и повышение естественного плодородия почв. Охрана растительности. Красные книги РТ. Экологические проблемы, связанные со строительством Нижнекамского водохранилища. Особо охраняемые территории РТ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

2
ОК-1 ОПК-4
3
0
 
2.2
Экологические проблемы в Республике Татарстан и пути их решения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 3. Экологическая культура как специфическая форма человеческого существования. 

 
3.1
Работа над терминологией. Составление экологического словаря. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1 ОПК-4
3
0
 
3.2
Педагогические инструменты формирования основ

экологической грамотности. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1 ОПК-4
3
0
 
3.3
Изучение экологической культуры населения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

8
ОК-1
3
0
 
3.4
Определить методы исследований в целях проведения экомониторинга части территории региона. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1
3
0
 
 
Раздел 4. Социальная экология

 
4.1
Социально-экологические науки:экологическая этика, экологическое образование, Концепция устойчивого развития, экологическое право /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1 ОПК-4
3
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.2
Социально-экологические проблемы человечества и пути их решения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4 Э9

4
ОК-1 ОПК-4
3
0
 
4.3
Экологическое образование как средство формирования экологической культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4 Э9

4
ОК-1 ОПК-4
3
0
 
4.4
Экологические проекты: виды, содержание, пути реализации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
3
0
 
4.5
Разработка паспорта экологического проекта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
3
0
 
4.6
Презентация экологических проектов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
3
0
 
4.7
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э9

4
ОК-1 ОПК-4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы для зачета

1.Что вы знаете о возникновении и развитии экологической науки?

2.Каковы основные понятия, законы, правила экологии?

3.Как организмы адаптируются к условиям среды? В чем заключается основное отличие адаптаций у  растений и у животных? Приведите примеры.

4.Что вы знаете об экологии популяций? Перечислите факторы риска для существования популяций. Расскажите о рациональном использовании и охране популяций.

5.Каково видовое разнообразие организмов на территории Республики Татарстан?

6.Что такое экологические факторы? Как они воздействуют на живые организмы?

7.Приведите примеры экосистем. Какие экосистемы считаются антропогенными? Что означает выражение: «Экосистема – безранговое понятие?».

8.Что такое трофические уровни в экосистеме?

9.Какие черты характеризуют экосистемы, находящиеся в состоянии экологического равновесия?

10.Что такое биологическая продуктивность, чем она измеряется?

11.Что такое ярусность лесной экосистемы?

12.Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?

13.Что такое рациональное природопользование?

14.Какие основные нарушения принципов рационального природопользования в естественных и антропогенных экосистемах вы знаете?

15.Охарактеризуйте благоприятную и неблагоприятную для здоровья человека экологические ситуации.

16.Как осуществляется охрана природы в России и Республике Татарстан?

17.Что такое концепция устойчивого развития? Охарактеризуйте ее содержание.

18.Что такое экологическое образование, в чём вы видите его необходимость?

19.Каковы современные подходы к содержанию экологического образования детей? Охарактеризуйте его многокомпонентный и интегративный характер.

20.Что такое экологическая культура? Охарактеризуйте способы формирования основ экологической культуры у младших школьников.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов:

1.Экология  –  это наука о доме, в котором мы живем и о том, кто как  приспособлен к условиям обитания.

2.Способы получения экологической информации.

3.Опыты в экологических исследованиях

4.Наблюдение как способ изучения естествознания и экологии.

5.Виды адаптации организмов.

6.Типы выживания организмов в неблагоприятных условиях среды.

7.Профессии, связанные с природопользованием и охраной природы.

8.Комплексный подход к организации природоохранительных мероприятий.

9.Особенности природопользования и охраны природы по сезонам года в условиях Татарстана.

10.Экологические проблемы города.

11.Мониторинг загрязнения окружающей среды.

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
12.Особо охраняемые территории Татарстана и их обитатели.

13.Экологические проблемы, связанные с добычей нефти и других полезных ископаемых в РТ.

14.Современные рельефообразующие процессы и человек.

15.Климитические факторы и экология. Охрана атмосферного воздуха.

16.Использование и охрана водных ресурсов в РТ.

17.Сохранение и повышение естественного плодородия почв в РТ.

18.Охрана растительности. Красные книги РТ.

19.Экологическое обучение, воспитание и развитие.

20.Формирование основ экологической культуры у младших школьников.

21.Экологическое образование в начальной школе.

22.Основы диагностики экологической воспитанности младших школьников.

23.Экологическая ситуация в городах Татарстана (на примере одного из городов).

24.Экологическое образование населения РТ.

25.Концепция устойчивого развития.

26.Преодоление негативного отношения детей к некоторым животным.

27.Экологические экскурсии в начальной школе.

28.Учебная экологическая тропа и ее использование в начальной школе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л.В. Чугайнова
Основы экологической культуры: учебно-методическое пособие
Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013
 
Л1.2
Ганиева Г.Р.
Основы экологической культуры [Электронный ресурс] : практикум для обучающихся бакалавриата 
Набережные Челны: НГПУ, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Третьякова, Н. А.
Основы экологии : учебное пособие для вузов
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Андреева, Н. Д.
Теория и методика обучения экологии: учебник для бакалавриата 
Юрайт, 2023
 
Л2.3
Трифонова Т. А.
Прикладная экология человека: учеб. пособие для вузов
Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
«Зеленый шлюз». Путеводитель по экологическим ресурсам [Электронный ресурс]. - URL:   http://zshluz.com 
 
Э2
Экологические проекты в России. Информационная система. [Электронный ресурс].  - URL:   http://www.ecoprojects.ru 
 
Э3
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
 
Э4
Энциклопедия «Флора и фауна» [Электронный ресурс].  - URL:   http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm 
 
Э5
Редкие и исчезающие животные России и зарубежья [Электронный ресурс].  -  URL:  http://nature.air.ru/mlk_nas.htm  
 
Э6
«Красная книга» Российской Федерации [Электронный ресурс].  -  URL:  http://www.sevin.ru/redbook/index.html   
 
Э7
Инфоурок [Электронный ресурс] -  URL:  https://infourok.ru/metodi-semeynogo-vospitaniya-i-ih-primenenie- 876499.html
 
Э8
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://открытыйурок.рф
 
Э9
Научная электронная библиотека ЕLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.