2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Теории и технологии образования в предметной области Окружающий мир_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теории и технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
экзамен 3 зачет 2
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
281
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
8
8
12
12
Практические
6
6
12
12
18
18
Итого ауд.
10
10
20
20
30
30
Кoнтактная рабoта
10
10
20
20
30
30
Сам. работа
94
94
187
187
281
281
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
108
108
216
216
324
324
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н.,  доцент, Ганиева Г.Р.; _________________
 
 
Теории и технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
подготовить обучающихся к реализации  образовательной программы учебного предмета «Окружающий мир».
1.3
Задачи осовоения дисциплины:
1.4
повысить уровень   образованности обучающихся в области географии, биологии,  экологии, обществознания, краеведения;
1.5
сформировать  первичные профессиональные умения и навыки, в том числе первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности в области естествознания и обществознания;
1.6
познакомить с технологиями преподования курса «Окружающий мир» в различных образовательных системах;
1.7
дать возможность приобрести умения проведения уроков, внеклассных мероприятий по учебном предмету «Окружающий мир» в свете требований ФГОС НОО;
1.8
способствовать формированию умения осуществлять контроль и оценку формирования образовательных результатов младших школьников в предметной области  «Окружающий мир».
1.9
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика (полевая по естествознанию)
2.1.2
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии начального образования по областям"
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Теория и технология образования в предметной области "Музыка"
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные основы естествознанияи  и обществознания, необходимые для формирования образовательных результатов младших школьников в рамках учебного предмета "Окружающий мир";
3.1.2
основные физико-географические, ботанические, зоологические, анатомические  и обществоведческие понятия, изучаемые в начальной школе;
3.1.3
требования ФГОС НОО к предметным результатам освоения учебного предмета «Окружающий мир»;  
3.1.4
способы отбора и составления диагностических средств для оценки сформированности образовательных результатов в предметной области "Окружающий мир";
3.1.5
способы контроля и оценки сформированности образовательных результатов в предметной области "Окружающий мир";
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать с метеорологическими приборами,  коллекциями, общегеографическими и тематическими картами, определителями минералов (растений и животных) и другими наглядными пособиями, которые   необходимы для формирования образовательных результатов младших школьников в рамках учебного предмета "Окружающий мир";
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.2.2
применять исследовательские методы в области естествознания и обществознания для  формирования образовательных результатов младших школьников в рамках учебного предмета "Окружающий мир";
3.2.3
изучать и описывать конкретные природные объекты и оформлять результаты наблюдений и практических работ для формирования образовательных результатов младших школьников в рамках учебного предмета "Окружающий мир";
3.2.4
использовать знания по естествознанию и обществознанию для контроля и оценки сформированности у младших школьников бережного отношения к природе и основ экологической безопасности и поведения в городе;
3.2.5
использовать знания по естествознанию для формирования ответственного отношения  у младших школьников к своему здоровью и здоровью окружающих;
3.2.6
применять различные способы использования обществоведческих  знаний для ориентирования в современном информационном пространстве и выявления трудностей в обучении и корректировки путей достижения образовательных результатов.  
3.2.7
реализовывать   авторские программы по предмету «Окружающий мир» (не менее трех вариантов) в соответствии с требованиями ФГОС НОО, используя готовые УМК (программы, учебники, разработки уроков);
3.2.8
составлять рабочую программу курса «Окружающий мир» на основе авторской примерной программы;
3.2.9
осуществлять отбор диагностических средств и форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по курсу "окружающий мир";
3.2.10
отбирать и разрабатывать диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов в рамках учебного предмета "Окружающий мир".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с литературой,  картографическим материалом, атласами-определителями и другими пособиями, необходимыми для формирования образовательных результатов младших школьников в рамках учебного предмета "Окружающий мир";
3.3.2
технологиями преподавания  учебного предмета «Окружающий мир» с использованием современных средств коммуникации и получения новой информации;
3.3.3
навыками составления рабочей программы по учебному предмету "Окружающий мир" для  формирования образовательных результатов младших школьников;
3.3.4
навыками применения различных диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов в рамках курса "Окружающий мир";
3.3.5
методами выявления трудностей в обучении и корректировки путей достижения образовательных результатов в предметной  области "Окружающий мир".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Научные основы географического образования младших школьников

 
1.1
Введение. Вопросы географического образования в школьном курсе «Окружающий мир»и ФГОС НОО. Земля и ее место во Вселенной. Движения Земли и их следствия.  /Лек/
Л1.1

Э1 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
2
0
 
1.2
Вопросы изучения движений Земли в курсе «Окружающий мир».  /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.3
Географическая карта и план местности.Глубинное строение Земли. Горные породы и минералы.  /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.4
Ориентирование на местности /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.5
Особенности географических карт и планов. Картографические материалы, используемые в начальной школе. /Ср/
Л1.1

Э1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.6
Горные породы и минералы, изучаемые в начальной школе. Полезные ископаемые Республики Татарстан.  /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.7
Особенности изучения рельефа земной поверхности в курсе «Окружающий мир». Мировой океан и воды суши /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
1.8
Водные ресурсы своей местности. Значение и охрана водных ресурсов. /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.9
Атмосфера и ее строение. Климаты Земли. Погода и климат своего края. Факторы, формирующие климат региона. /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.10
Географическая оболочка и природные зоны Земли. Географическое краеведение своей области. Краеведческий подход в преподавании курса "Окружающий мир" /Ср/
Л1.1

Э1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.11
Географическая оболочка и природные зоны Земли. /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.12
Природные зоны России. Особенности изучения природных зон Росси в начальной школе. /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.13
Природа Республики Татарстан /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
1.14
Географическое краеведение /Ср/

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 2. Научные основы биологического (ботанического) образования 

 
2.1
Вопросы биологии растений, животных  и человека в школьном курсе «Окружающий мир». Царство Растени Царство Грибы. Царство Бактерии.  /Лек/
Л1.1 Л1.5

Э1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
2.2
Грибы, лишайники, высшие споровые растения, высшие сосудистые растения  Республики Татарстан. /Ср/
Л1.1 Л1.5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
2.3
Комнатные растения. Комнатные растения как средство формирования биоэкологических знаний и умений младших школьников. /Ср/
Л1.1 Л1.5

Э1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 3. Научные основы биологического (зоологического) образования 

 
3.1
Царство животные  /Пр/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
3.2
Заболевания, вызываемые паразитическими животными и меры профилактики  /Ср/
Л1.1

Э1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
3.3
Значение  Членистоногих в природе. Членистоногие, занесенные в Красную книгу РФ и РТ /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
3.4
Сравнительная характеристика костных и хрящевых рыб.  Экология Земноводных и Пресмыкающихся. /Ср/
Л1.1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 4. Естественнонаучные и методические основы экологического образования младших школьников

 
4.1
Тема 1 Экология как наука.  Становление и развитие экологического образования младших школьников. Цель и задачи экологического образования младших школьников.Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры. /Ср/
Л1.1 Л1.3

Э1

2
2
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
4.2
Возможности личностного развития ребенка-младшего школьника в процессе освоения содержания экологической программы. /Ср/
Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.3
Гуманизация процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста /Ср/
Л1.1 Л1.3

Э1 Э2

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.4
Краеведческий материал в формировании экологических  представлений и понятий /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1

6
ОПК-5.1
2
0
 
4.5
Экологические  представления,  понятия и методика их формирования на уроках Окружающего мира. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.6
Учебная экологическая тропа и ее использование в начальной школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.7
Пришкольный учебно-опытнический участок и его роль в экологическом образовании младших школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.8
Изучение экологической тропы в начальной школе. Разработка паспорта экологической тропы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.9
Методы  экологического образования младших школьников. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.10
Особенности руководства наблюдениями в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.11
Разработка для учащихся примерных алгоритмов наблюдений за растением и за животным. /Ср/
Л1.1 Л1.3

Э1 Э2

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.12
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании младших школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.13
Формы организации изучения экологии в начальной школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2

2
ОПК-5.1
2
0
 
4.14
Реализация системно-деятельностного подхода в экологическом образовании младших школьников. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.1
2
0
 
4.15
Практико-ориентированное обучение при изучении экологии в начальной школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 5. Научные основы обществоведческого образования

 
5.1
Человек и общество. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Основы знаний о духовной культуре человека и общества. Наука и образование в современном мире /Ср/
Л1.4

Э1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
5.2
Человек и общество. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. /Ср/
Л1.4

Э1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
5.3
Основы знаний о духовной культуре человека и общества. Наука и образование в современном мире /Ср/
Л1.4

Э1

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
5.4
Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами. /Ср/
Л1.4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
5.5
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи /Ср/
Л1.4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
5.6
Анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием. /Ср/

Э1

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
5.7
Социальные отношения.

Политика как общественное явление. Правовое регулирование общественных отношений.

/Ср/

Л1.4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
5.8
Изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

/Ср/

Л1.4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
5.9
Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей. Выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности. /Ср/
Л1.4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4
2
0
 
5.10
Основы обществознания в ФГОС НОО и на уроках Окружающего мира. /Пр/
Л1.2 Л1.4

Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
2
0
 
5.11
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
2
0
 
 
Раздел 6. Введение. Урок «Окружающего мира». Организация урока в технологии деятельностного метода.

 
6.1
Организация урока в технологии деятельностного метода. /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
6.2
Разработка конспекта урока и  анализ. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
6.3
Проведение занятий в форме деловей игры.  /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
6.4
Подготовка к проведению занятий /Ср/
Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 7. Обучение школьников способам познания окружающего мира

 
7.1
Обучение способам познания окружающего мира  /Ср/
Л1.2Л2.1

Э2 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
7.2
Разработка уроков /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
7.3
Подготовка к проведению занятий, Проведение занятий по данной теме в в школе и самоанализ урока. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 8. Внеурочная деятельность. Приобщение школьников к учебному исследованию 

 
8.1
Организация  внеурочной деятельности, связанной с изучением окружающего мира /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
8.2
Разработка проектов внеурочной деятельности /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
8.3
Реализация разработанных проектов в форме деловой игры /Пр/
Л1.2Л2.1

Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
8.4
Подготовка к  реализации проектов /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 9. Формирование целостного представления об окружающем мире и основ экологической грамотности

 
9.1
Формирование целостного представления об окружающем мире и основ экологической культуры  /Лек/
Л1.2Л2.1

Э2 Э3

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
9.2
Анализ программ, составление проектов уроков на экологическую тему /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
9.3
Подготовка к проведению урока /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

 
10.1
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни /Лек/
Л1.2Л2.1

Э3

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
10.2
Составление и анализ проекта урока на тему «Организм человека». /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
10.3
Подготовка к проведению уроков /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 11. Формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру

 
11.1
Формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру /Лек/
Л1.2Л2.1

Э2 Э3

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
11.2
Разработка проектов уроков и внеурочных мероприятий /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
11.3
Подготовка к уроку, внеурочному мероприятию /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 12. Оценивание образовательных достижений школьников

 
12.1
Оценивание образовательных достижений школьников /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
12.2
Разработка заданий для оценивания образовательных достижений младших школьников /Ср/
Л2.1

10
3
0
 
12.3
Оценивание образовательных достижений школьников /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 13. Разработка учебной программы курса «Окружающий мир»

 
13.1
Подходы к разработке рабочей программы по курсу «Окружающий мир» /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
13.2
Разработка рабочей программы /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

37
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
 
Раздел 14. Исследовательская деятельность в области методики изучения «Окружающего мира»

 
14.1
Исследовательская деятельность в области методики изучения «Окружающего мира» /Лек/
Л1.2Л2.1

Э2 Э3

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
14.2
Составление программы исследования /Ср/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

20
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4
3
0
 
14.3
/Экзамен/
Л2.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-5.1 ОПК-5.4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания для экзамена (5 семестр)

1.  Раскройте место Земли в Солнечной системе. Приведите доказательства шарообразности Земли. Какую роль играет шарообразная форма Земли?

2.  Дайте сравнительную характеристику плана местности и географической карты. Раскройте, какое  значение имеют картографические материалы в обучении младших школьников географии.

3. Составьте классификацию горных пород. Проведите устный анализ карты полезных ископаемых Евразии и выявите закономерности их распространения.  Какие горные породы добываются в вашем регионе и где они используются?

4. Опишите процессы, влияющие на формирование рельефа Земли. Используя физическую карту, расскажите о рельефе Российской Федерации.

5. Используя климатическую карту мира, расскажите о климатических поясах Земли. Опишите климат Республики Татарстан.  Приведите примеры связей между элементами погоды.

6. Проанализируйте карту природных зон России. Охарактеризуйте природную зону Республики Татарстан.  Составьте вопросы  (задания) по теме «Природные зоны России», которые будут начинаться со словами:

Установите…..

Что является причиной….

Почему…..

7. Чтобы жить растение должно питаться  (в него должны поступать минеральные соли с водой) и расти за счет органических веществ.  Какую функцию должен выполнять стебель и как это должно отразиться на строении?

 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
8. Как растения приспособились к недостатку или избытку влаги? Приведите примеры. Растения в течении жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды?

9. Известно, что грибы самостоятельная группа живых организмов. Приведите доказательства тому, что грибы  - это не растения и не животные.

10.  Класс млекопитающих составляют наиболее высокоорга¬низованные животные, однако многие специалисты считают наиболее «процветающим» среди животных в настоящее время класс насекомых. Приведите аргументы, подтверждающие эту точку зрения.

11. Составьте вопросы по теме «Классификация животных (Какие бывают животные?)», которые будут начинаться со словами

Почему..?

Что является причиной….?

Что случится, если..?

Какие условия нужны, чтобы..?

Чем отличается…?

12. Что следует понимать под обществом в узком и широком смыслах слова? Назовите основные сферы жизни общества. Покажите их взаимосвязь.

Вопросы и задания для экзамена (7 семестр)

1. «Окружающий мир» в современной начальной школе. Как представлен «Окружающий мир» в ФГОС и Примерных программах?

2. Урок «Окружающего мира». Проанализируйте разработку одного из уроков «Окружающего мира». Соответствует ли содержание урока требованиям ФГОС? Что бы вы изменили в содержании урока исходя из ФГОС?

3. Деятельностный метод при изучении «Окружающего мира». Покажите на примере одной из разработок урока соотношение «деятельностного» и традиционных методов обучения.

4.  Проанализируйте формулировку целей (задач) в готовой разработке урока. Ответьте на вопросы: выделено ли в качестве отдельных целей (задач) формирование УУД?  удобны ли обозначенные цели (задачи) для последующей проверки достигнутых результатов? Предложите свой вариант формулирования целей урока.

5. Обучение школьников принятию и определению учебной цели. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент целепологания. Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант.

6. Обучение школьников умению планировать учебные действия. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент планирования? Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку.

7. Обучение школьников умению оценивать результаты своей деятельности. Проанализируйте разработку урока. Как в нем отражен момент оценивания результатов работы школьников? Предложите свой вариант оценки полученных результатов применительно к данному уроку.

8. Способы организации «деятельностного» урока. Проанализируйте разработку урока: отражает ли структура урока реализацию деятельностного метода? Предложите свой вариант структуры урока.

9. В чем особенность реализации деятельностного метода (подхода) при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова? Проиллюстрируйте ответ примером.

10. Игровая деятельность на уроках «Окружающего мира». Проанализируйте разработку урока: вводилась ли игровая деятельность в содержание урока? Если «да», то с какой целью? Использовался ли занимательный материал? Какой?

11. Приобщение школьников к постановке опытов.

Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: в каком качестве представлены опыты в учебнике: в качестве задания, которое предлагается выполнить детям или в качестве иллюстрации к тексту учебника; какие опыты показались вам наиболее интересными, почему?

12. Приобщение школьников к экспериментированию. Покажите возможности школьного курса «Окружающий мир» в приобщении детей к экспериментированию. Какое место в эксперименте занимает опыт?

13. Приобщение школьников к предметному моделированию. Покажите, как используется глобус и настольная лампа при изучении смены времени суток и сезонов года.

14. Обучение школьников знаково-символическому моделированию. Объясните, как используются знаки, символы, знаково -символические модели при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова, в других образовательных программах.

15. Обучение школьников действиям сравнения и классификации. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: какие задания на сравнение и классификацию приводятся в учебнике. Попытайтесь их упорядочить.

16. Развитие навыков выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Какие связи предлагается там рассматривать: парные, цепочки, сети, временные или пространственные, эмпирические или причинно-следственные? Приведите пример графического отображения связей.

17. Освоение школьниками исторического подхода и методов истории. Проанализируйте содержание исторических тем одного из учебников «Окружающего мира». Предполагается ли в них ознакомление школьников с методами истории? Если «да», то каким образом?

18.Приведите примеры реализации географического, экологического, краеведческого подходов при изучении окружающего мира.

19. Овладение школьниками методом наблюдений. Как можно организовать систематические наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире в структуре учебно-исследовательской деятельности?

20. Экскурсии при изучении окружающего мира. Перечислите и проанализируйте с точки зрения возможностей для экскурсионного изучения окружающего мира объекты своей местности.

 
стр. 11
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
21. Особенности учебного проектирования в начальной школе. Примеры учебных проектов, связанных с «Окружающим миром».

УП: z44.03.01  НО 2041-c гр..plx стр. 11

22. Внеурочная деятельность. Виды внеурочной деятельности. Проанализируйте Примерную программу внеурочной деятельности (приложение к стандарту). Какие направления внеурочной деятельности можно считать «внеурочным продолжением»  «Окружающего мира»?

23. Учебно-исследовательская деятельность на пришкольном учебно-опытном участке. Приведите пример организации эксперимента по изучению влияния экологических факторов на рост и развитие сельскохозяйственных растений.

24. Классный уголок «Мир вокруг нас». Приведите пример организации эксперимента по изучению влияния экологических факторов на рост и развитие комнатных растений.

25. Формирование целостной картины мира. Охарактеризуйте основные направления работы учителя по формированию у младших школьников целостной картины мира.

26. Интеграция содержания образования как средство формирования целостной картины Мира. Проанализируйте содержание программы (учебника) одного из курсов «Окружающего мира» с целью выявления приемов, способствующих интеграции в сознании школьников обществоведческой и естествоведческой составляющих Мира

27. Экологическое образование в процессе изучения «Окружающего мира». Проанализируйте содержание примерной программы «Окружающего мира» (приложение к Стандарту) с целью выявления в их содержании экологической составляющей.

28. Возможности курса «Окружающий мир» в экологическом образовании младших школьников. С использованием учебника приведите примеры введения экологической составляющей в содержание различных тем «Окружающего мира».

29. Покажите возможности формирование установки на здоровый образ жизни при изучении темы «Организм человека» (с использованием учебника «Окружающий мир»).

30. Формирование правил безопасного поведения в природной среде. Выделите наиболее актуальные вопросы данной темы применительно к условиям вашей местности.

31. Формирование правил безопасного поведения на дорогах. Выделите наиболее актуальные вопросы применительно к вашему населенному пункту.

32. Воспитание патриотизма и уважительного отношения к другим народам Земли. Проанализируйте содержание школьного учебника «Окружающий мир». Выделите темы, направленные на формирование названных компетенций.

33. Формирование нравственных и экологических отношений. Покажите возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений (с использованием программ и школьных учебников).

34. Формирование эстетических отношений. Покажите возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений (с использованием программ и школьных учебников).

35. Особенности современной системы оценивания образовательных достижений школьников при изучении «Окружающего мира»: что оценивается, кем оценивается, как оценивается (уровненный подход к оценке, соотнесение с планируемыми достижениями, оценка индивидуального прогресса).

.  36. Характеристика диагностических материалов по «Окружающему миру». Приведите примеры компетентностно- ориентированных заданий закрытого и открытого типа.

37. Подготовка учителя к уроку. Составление проекта урока. Проанализируйте одну из готовых разработок урока на соответствие урока ФГОС.

38. Составление рабочей программы курса «Окружающий мир». Какие изменения и дополнения необходимо внести в авторскую программу при составлении собственной рабочей программы? (На примере одной из авторских рабочих программ).

39. Исследовательская работа в области методики изучения «Окружающего мира». Какие темы в области методики «Окружающего мира» вы считаете наиболее актуальными? Как можно организовать исследование по одной из названных тем?

40. Какую из авторских программ «Окружающего мира» вы выбрали бы для своей профессиональной деятельности? Ответ обоснуйте.

Практические задания

Проанализируйте одну из готовых (взятых из «поурочников») разработок уроков.Отражен ли в них момент целепологания? Если «да», то в какой форме?

Разработайте свой вариант целепологания применительно к данному уроку. Обсудите и оцените полученные результаты. Вариант диагности умения учителя (студента) определять цели урока и привлекать к этому школьников (3-4 классы) приводится в разд. 7.5.

Проанализируйте одну из разработок уроков. Отражен ли в них момент работы по плану или обучение школьников планировать свои действия? Если «до», то в какой форме?

Разработайте свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку. Обсудите и оцените полученные результаты. Вариант диагностики приводится в разд. 7.5.

Проанализируйте одну из готовых разработок уроков. Как отражен в них момент оценивания результатов работы школьников?

Разработайте свой вариант оценки применительно к анализируемой разработке. Обсудите и оцените полученные результаты. (Вариант диагностики умений учителя привлекать школьников к процедуре оценивания приводится в разд. 7.5.)

А) Проанализируйте на предмет отражения деятельностного метода одну из разработок уроков (разработки можно взять из соответствующих методических пособий или из Интернета).

Образец (поурочные планы по учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, система Л.В. Занкова [7]):

Вариант 1. Этапы урока:  1) Проверка усвоения предыдущей темы, 2) Изучение нового материала, 3) Итог урока. (Тема «Открытие невидимого мира», 4 кл.).

 
стр. 12
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Вариант 2: 1) Организационный момент, 2) Актуализация знаний, 3) Проверка домашнего задания. Постановка цели, 4) Изучение нового материала, 5) Закрепление изученногог материала, 6) Итог. (Тема «Жизнь древних людей», 3 класс).

Вариант 3: 1) Организационный момент, 2) Проверка домашнего задания, 3) Постановка проблемы и объявление темы урока изучение нового материала, 4) Итог урока. (Тема «Поле», 3 класс).

Вариант 4: 1) Наблюдаю мир, 2) Стадия вызова, 3) Стадия осмысления, 4) Рефлексия. (Тема «Из истории древней Руси», 1 класс).

(Жирным шрифтом выделены этапы урока, имеющие отношение к деятельностному методу).

Как видим, встречаются варианты сугубо традиционные, без отражения в структуре урока элементов деятельностного метода (вариант 1), варианты с отдельными этапами, присущими «деятельностному» уроку (варианты 2, 3). Есть и варианты с оригинальной структурой, в рамках которой возможна реализация деятельностного метода (вариант 4.

Б). Возьмите за основу разработку урока с традиционной структурой и перестройте ее в соответствии с технологией «деятельностного» урока.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Практическая работа

Задание 1.. Проанализируйте разработку одного из уроков «Окружающего мира». Соответствует ли содержание урока требованиям ФГОС НОО? Что бы вы изменили в содержании урока исходя из ФГОС НОО?

Задание 2: Разработать план-конспект внеурочного мероприятия в рамках изучения курса «Окружающий мир» с активным применением исследовательских методов обучения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
М.С.Смирнова, М.В.Нехлюдова, Т.М.Смирнова
Естествознание : учебник и практикум для прикладного бакалавриата 
М: Юрайт, 2023
 
Л1.2
Миронов А.В.
Теория и технология преподавания интегрированного курса "окружающий мир" : учебник и практикум для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.3
Миронов, А. В
Экологическое образование младших школьников : учебное пособие для вузов 
Юрайт, 2022
 
Л1.4
Федоров, Б. И.
Обществознание :  учебник для прикладного бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.5
Е. В. Жохова, Н. В. Скляревская
Ботаника: учеб. пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт,, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Миронов А.В.
Технологии изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие
Р-н/Д: Феникс, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»: [сайт]. – Москва, 2015 –  . – URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 13.02.2019). – Текст: электронный
 
Э2
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. –  Москва. Обновляется в течение суток. – URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 13.02.2019). – Текст: электронный.
 
Э3
4. Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. –  Москва, 2011 –   . - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 13.02.2019). – Текст: электронный.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 13
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оборудование и технические средства обучения: стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
7.3
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и

изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 14
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний 

 
стр. 15
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта¬пом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы жела¬тельно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

 
стр. 16
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.