2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Социальная психология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социальная психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, Доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Социальная психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся представлений о социально-психологических феноменах и процессах, их основных особенностях и формах их проявления
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование  у обучающихся основ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ
1.4
освоение знаний о социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ для осуществления процессов обучения, воспитания и развития;
1.5
развитие  у обучающихся навыков командной работы, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
1.6
1.7
1.8
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Литература с основами литературоведения
2.1.2
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.3
Общая педагогика
2.1.4
Противодействие коррупции
2.1.5
Современный русский язык
2.1.6
Социальная педагогика
2.1.7
Специальная педагогика
2.1.8
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.9
татарская литература
2.1.10
Психолого-педагогический практикум
2.1.11
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю 6
2.2.2
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.3
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.4
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.5
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.8
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.9
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.10
Психолингвистика
2.2.11
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.12
Тренинг педагогического общения
2.2.13
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.14
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.15
Производственная преддипломная практика
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.18
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.19
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.20
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.21
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
Знать:
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
 
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
 
Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению
 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере

 
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение

 
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
 
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
 
Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии

 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса
 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных

характеристик параметров образовательной среды

 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
Особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
Использовать психолого-педагогические средства во взаимодействии с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
Выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ 
 
 
Владеть:
 
Способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения
 
Способами взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
Методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные закономерности процесса общения, групповых процессов, закономерности взаимодействия личности и группы;
3.1.2
особенности психолого-педагогического взаимодействия;
3.1.3
основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в том числе психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать социально-психологические явления и процессы, раскрывая их значимость для решения профессиональных задач;
3.2.2
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства;
3.2.3
использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях(коммуникативные навыки, навыки установления контакта, разрешения конфликтов и др).;
3.3.2
навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
3.3.3
навыками взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Социальная психология как наука. 

 
1.1
Предмет  и задачи социальной психологии.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
1.2
Этапы развития социальной психологии как науки. Отрасли социальной психологии, взаимосвязь с другими науками. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4
2
0
 
1.3
Методы социально-психологического исследования. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
1.4
Дискуссия о предмете социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
1.5
Место социальной психологии в системе научного знания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
 
Раздел 2. Психология общения. Структура общения. Конфликт

 
2.1
Понятие общения. Содержание процесса общения: виды, цели и средства общения. Функции общения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2
Общение в системе межличностных и общественных отношений.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
2.3
Социально-психологическое содержание понятия «конфликт».  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
2.4
Виды, структура и динамика конфликта. Функции конфликта. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
2.5
Структура общения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
 
Раздел 3. Группа как социально-психологический феномен

 
3.1
Проблема группы в социальной психологии. Основные характеристики социальной группы. Классификация групп. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
3.2
Понятие малой группы в социальной психологии.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
3.3
Стадии и уровни развития группы. Эффективность деятельности малой группы.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
3.4
Характеристика больших групп  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
3.5
Феномены межгруппового взаимодействия. Большие группы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5

6
ОК-6 ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 4. Проблема личности в социальной психологии. 

 
4.1
Личность как предмет исследования в социологии и псипсихологической проблематики .

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
4.2
Понятие личности. Проблема личности в зарубежных психологических теориях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
4.3
Специфика социально-психологической проблематики личности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
 
Раздел 5. Социализация и социальная установка 

 
5.1
Социально-психологические аспекты социализации и социальных установок. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э6

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
5.2
Понятие социальной установки, ее структура и функции. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э6

2
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
5.3
Динамика социальных установок. Социальные стереотипы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

6
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
5.4
Проблема личности в социальной психологии. Социально-психологическая структура личности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
5.5
Содержание процесса социализации, стадий и институтов социализации. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э6

6
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э6 Э7 Э8

4
ОК-6 ОПК-4 ПК-7
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
14. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация.

15. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

16. Типы взаимодействий (кооперация, конкуренция, конфликт).

17. Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

18. Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия,  каузальная атрибуция).

19. Общение и деятельность.

20. Понятие малой группы. Классификация малых групп.

21. Структура малой группы.

22. Стадии и уровни развития группы.

23. Феномен межгруппового взаимодействия.

24. Психологические процессы в малой группе.

25. Понятие больших социальных групп, их особенности.

26. Структура психологии больших социальных групп.

27. Этнопсихология.

28. Понятие класса в социальной психологии.

29. Стихийные группы и массовые движения.

30. Механизмы психологического воздействия.

31. Характеристика и проблема личности в социальной психологии.

32. Социализация.

33. Социальная установка и реальное поведение.

34. Межличностный конфликт.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1.         Место социальной психологии в системе научного знания.

2.    История формирования социально-психологических идей.

3    Методологические проблемы исследования в социальной психологии.

4.    Особенности взаимосвязи социальной психологии с другими научными  дисциплинами.

5.        Основные этапы развития социально-психологических взглядов.

6.       Место общения в жизни общества.

7.       Социально-психологические теории личности.

8.       Деформация социальных отношений и общений.

9.       Малые неформальные группы, их структура и динамика.

10.       Социальная психология семьи.

11.       Социальная психология производственных общностей.

12.       Социально-психологическая характеристика преступных общностей.

13.       Лидерство и руководство.

14.       Межличностная аттракция: дружба, любовь и взаимоотношения.

15.       Психологическая теория коллектива.

16.       Общение и деятельность.

17.       Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.

18.       Структура, содержание и формы общения. Основные функции процесса общения.

19.       Основные стороны процесса общения и их характеристика.

20.       Особенности проявления коммуникативной функции общения в коллективе.

21.       Модель коммуникативного процесса: особенности рассмотрения в различных подходах.

22.       Вербальная коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях.

23.       Психологические условия эффективной коммуникации.

24.       Психология толпы. Стихийные группы и массовые движения.

25.       Культура и образование как социальный институт.

26.       Социальная психология напряженности и конфликтов.

27.       Социальная психология моды и пропаганды.

28.       Феноменология личности в социальной психологии.

29.       Сущность феномена социализации в психологии.

30.        Механизмы социализации и их проявление в коллективе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Социальная психология"
 
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко.
Социальная психология : учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-02629-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431839:  учебное пособие для прикладного бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
С. В. Сарычев, О. В. Чернышова
Социальная психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, О. В. Чернышова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 127 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-03250-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438382 :  учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Л. Г. Почебут
Почебут, Л. Г.  Психология социальных общностей : учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09035-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514392  : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Е.В. Коновалова, Ю.Н. Анисимова
Социальная психология [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Коновалова, Ю.Н. Анисимова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 98 с. http://bibl:81/books/Эл.Библ./Коновалова, Анисимова_уч-метод пособие по Социальной психологии 1.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Социальная психология (курс лекций МГУ). - URL:https://www.youtube.com/watch?v=H2ltrQQKz-M&list=PLt3fgqeygGTXaga9dhpH3jzmz2HkVI8UO 
 
Э2
Социальная психология. Лекция 1.1. Что изучает социальная психология.  - URL:https://www.youtube.com/watch?v=VclaiU7lLOo&list=PLxR_blx94OEyetUV5FYmrBAQRD6D3o5uE&index=4 
 
Э3
Видеолекция Социальная психология. Коммуникация.  - URL:https://www.youtube.com/watch?v=rBjEUUtz9wQ 
 
Э4
Социальная психология. Видеофильм. - URL:https://www.youtube.com/watch?v=1gCvmH2h_gQ 
 
Э5
Социальная психология Стереотипы восприятия Малые и большие социальные группы.  - URL:https://www.youtube.com/watch?v=QPmGXRN744I 
 
Э6
Видеолекция Организация работы с обучающимися с ОВЗ.  - URL:https://infourok.ru/webinar/102.html
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э9
 
Э10
 
Э11
 
Э12
 
Э13
 
Э14
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Э15
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для  лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.