Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметов А.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Вопросы и задания к зачету
1. Методика составления конспекта занятия по спортивной борьбе для общеобразовательной школы.
2. Методика обучения технике переворотов.
3. Характеристика борьбы дзюдо как вида спорта и средства физического воспитания. История развития.
4. Методика обучения технике переводов.
5. Морально-волевая подготовка на уроках с элементами единоборств.
6. Методика обучения технике бросков ногами (с помощью ног).
7. Характеристика вольной борьбы как вида спорта и средства физического воспитания. История развития.
8. Методика обучения технике разрывов захватов.
9. Характеристика греко-римской борьбы как вида спорта и средства физического воспитания. История развития.
10. Техника бросков руками (с помощью рук). Методика обучения.
11. Баскетбол в системе физического воспитания России.
12. Характеристика баскетбола как средства физического воспитания.
13. Влияние занятий баскетбола на организм занимающихся.
14. История возникновения и развития баскетбола.
15. Актуальные проблемы развития баскетбола.
16. Правила техники безопасности при проведении занятий по баскетболу.
17. Оборудование залов и спортивных сооружений. Инвентарь для игры в баскетбол.
18. Особенности проведения занятий по баскетболу с различным контингентом занимающихся.
19. Классификация техники баскетбола.
20. Техника передвижений в нападении. Методика обучения.
21. Командные тактические действия в нападении (футбол).
22. Индивидуальные тактические действия в защите (футбол).
23. Групповые тактические действия в защите (футбол).
24. Командные тактические действия в защите (футбол).
25. Физическая подготовка футболистов.
26. Развитие специальных физических качеств, необходимых для игры в футбол.
27. Обучение игровой и соревновательной деятельности футболистов.
28. Определение уровня физического развития футболистов. Контрольные нормативы.
29. Мини-футбол. Основные правила игры. Методика обучения технике и тактике игры.
30. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по футболу.
Задание №1
Составить алгоритм безопасного поведения при проведения занятий на открытом воздухе
1. Игровая площадка для игры в волейбол (размеры, линии разметки, зоны),
2. Сетка и стойки
3. Требования к мячу (материал, размеры, вес)
4. Расстановка команды (позиции), правила перехода
5. Подача. Определение и ошибки при подаче.
6. Атакующий удар. Определение и ошибки при атакующем ударе.
7. Блокирование. Определение и ошибки при блокировании.
8. Либеро. Действия и правила для него.
9. индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении передач;
10. индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;
11. индивидуальные тактические действия в защите при "держании нападающего";
12. индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;
13. индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;
15. Методика исправления ошибок при обучении.
16. Особенности проведения занятий по футболу в общеобразовательной школе, спортивной секции, вузе.
17. Особенности подготовки детей различного возраста в связи с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в организме.
Задание №1
Составить алгоритм безопасного поведения при проведения занятий по волейболу
Тематика рефератов по спортивной борьбе
1. Гигиенические требования к занятиям спортивным рукопашным боем. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
2. Понятия: «знание», «умение», «навык». Способы передачи знаний.
3. Принципы обучения, при занятиях служебно-прикладными единоборствами. Техника безопасности проведения тренировочных занятий по единоборствам
4. Средства и методы обучения, при занятиях служебно-прикладными единоборствами.
5. Понятие классификации и систематики. Требования к построению систем
6. Понятия общей и специальной силы. Методы воспитания силы в спортивной борьбе
7. Понятия общей и специальной выносливости. Методы воспитания выносливости в спортивной борьбе
8. Понятия общей и специальной быстроты. Методы воспитания быстроты в спортивной борьбе.
9. Понятия физических качеств. Особенности воспитания физических качеств у различного контингента занимающихся спортивной борьбой.
10. Понятия общей и специальной ловкости. Методы воспитания ловкости в спортивной борьбе
5 семестр, текущий контроль успеваемости
1. Совершенствование основных физических качеств. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
2. Совершенствование техники спортивной борьбы в спаррингах.
3. Основы тактики проведения захватов.
4. Основы тактики проведения удержаний.
5. Основы тактики проведения бросков. Техника пожарной безопасности в спортивном зале.
6. Совершенствование тактики проведения захватов.
7. Совершенствование тактики проведения удержаний.
8. Совершенствование тактики проведения бросков.
1. Воспитание основных физических качеств. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
2. Виды бросков.
3. Виды захватов.
4. Виды переворотов.
5. Выведение противника из равновесия.
6. Учебные спарринги.
Тематика рефератов по спортивным играм (баскетбол)
1.Тактическая подготовка баскетболиста (персональная и зонная защита, позиционное нападение, развитие тактики баскетбола на разных этапах его становления, быстрый отрыв и раннее нападение, защита в специальных ситуациях). Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
2.Психологическая подготовка баскетболиста на разных этапах подготовки.
3.Специальное питание баскетболистов.
4.Совершенствование физических качеств баскетболиста (гибкости, силы, выносливости, прыжковой выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости) на разных этапах подготовки.
5.Техника игры (техника нападения и защиты). Техника безопасности при организации соревнований по баскетболу.
6.Совершенствование учебно-тренировочного процесса на основе современных подходов к обучению и тренированности.
7.История и развитие баскетбола в Мире и в отдельных регионах.
1.Анализ индивидуальных тактических действий баскетболистов в нападении. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
2.Анализ индивидуальных тактических действий баскетболистов в защите.
3.Анализ групповых тактических действий баскетболистов в защите. Техника безопасности проведения междувузовских соревнований по баскетболу
4.Анализ индивидуальных тактических действий баскетболистов в нападении.
5. Личная защита в баскетболе, характеристика и варианты.
6. Зонная защита в баскетболе. Характеристика и варианты.
7. Стремительное нападение в баскетболе, характеристика и варианты.
8. Позиционное нападение в баскетболе. Характеристика и варианты.
9. Методика обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении в баскетболе. Подбор упражнений.
10. Методика обучения индивидуальным тактическим действиям в защите в баскетболе. Подбор упражнений.
5 семестр, текущий контроль успеваемости
1. Возникновение и развитие баскетбола в России и мире. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
2. История Олимпийского баскетбола.
3. История участия советских и российских команд по баскетболу в крупнейших международных соревнованиях.
5. Современное состояние баскетбола в России.
6. Баскетбол и его разновидности. Мини-баскетбол.
7. Баскетбол и его разновидности. Стритбол. Техника безопасности проведения занятий на улице.
8. Баскетбол и его разновидности. Баскетбол для инвалидов-колясочников.
9. Крупнейшие международные соревнования текущего года для сборных команд и участие в них Российских сборных по баскетболу.
10. Итоги российских соревнований по баскетболу прошедшего года.
Тематика рефератов по спортивным играм (футбол)
1. История футбола.
2. Правила игры.
3. Международные соревнования.
4. Тактика в футболе.
5. Футбол в мире.
6. Футбольные структуры.
7. Молодёжный футбол.
8. Профессиональный футбол.
9. Техника безопасности проведения занятий в открытой спортивной площадке.
2 семестр, текущий контроль успеваемости
1. Азбука футбола. Техника безопасности проведения занятий по футболу.
2. Техника футбола.
3. Организация соревнований.
4. Правила игры в фут-зал (мини-футбол), утвержденные фифа
5. ФК «Камаз» - легенда татарского футбола.
4 семестр, текущий контроль успеваемости
1. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки. Техника безопасности проведения тренировочных занятий по футболу.
2. Футбол как вид спорта и средство физического воспитания.
3. Способы проведения соревнований по футболу (системы розыгрыша).
4. Взаимосвязь видов подготовки.
5. Техника игры в футбол. Классификация.
6. Техника игры в нападении (футбол).
7. Техника игры в защите (футбол).
8. Тактика игры в футбол. Классификация.
9. Индивидуальные тактические действия в нападении (футбол).
10. Групповые тактические действия в нападении (футбол).
Тематика рефератов по гимнастике
1. Использование гимнастических упражнений для развития собственно силовых способностей занимающихся. Техника безопасности проведения занятий в гимнастическом зале.
2. Развитие скоростно-силовых способностей гимнастическими упражнениями .
3. Развитие средствами гимнастики двигательно-координационных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4. Развитие двигательно-координационных способностей на занятиях гимнастикой с учащимися средних и старших классов.
5. Развитие гибкости с помощью гимнастических упражнений.
6. Профилактика плоскостопия и формирование рациональной осанки у школьников на уроке гимнастики.
7. Воспитание общей выносливости у женщин, занимающихся гимнастикой.
8. Методика коррекции избыточного веса с использованием гимнастических упражнений.
1. Использование гимнастических упражнений для развития собственно силовых способностей занимающихся. Техника безопасности проведения соревнований по гимнастике.
2. Развитие скоростно-силовых способностей гимнастическими упражнениями .
3. Развитие средствами гимнастики двигательно-координационных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4. Развитие двигательно-координационных способностей на занятиях гимнастикой с учащимися средних и старших классов.
5. Развитие гибкости с помощью гимнастических упражнений.
6. Профилактика плоскостопия и формирование рациональной осанки у школьников на уроке гимнастики.
7. Воспитание общей выносливости у женщин, занимающихся гимнастикой.
8. Методика коррекции избыточного веса с использованием гимнастических упражнений.
4 семестр, текущий контроль успеваемости
1. Гимнастика как средство оздоровления и рекреации населения.
2. Спортивные виды гимнастики.
3. Оздоровительные виды гимнастики и их разновидности.
4. История создания и основы терминологии гимнастических упражнений.
5. История развития гимнастики в России с начала ХХ века и до настоящего времени.
7. Упражнения на видах мужского гимнастического многоборья.
8. Упражнения на видах женского гимнастического многоборья.
9. Основы методики обучения гимнастическим упражнениям.
10. Обеспечение безопасности на занятиях гимнастикой.
Тематика рефератов по спортивным играм (волейбол)
1. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
2. История развития волейбола.
3. Тактическая подготовка волейболиста.
4. Психологическая подготовка волейболиста на разных этапах подготовки.
5. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях волейболом.
6. История развития волейбола в России.
7. Нестандартное оборудование на занятиях волейболом.
8. Характеристика техники игры в волейбол.
9. Характеристика тактики игры в волейбол
4 семестр, текущий контроль успеваемости
1. Волейбол. Анализ тактики игры в защите на современном этапе. Последовательность в изучении, методика обучения.
2. Волейбол. Анализ тактики игры в нападении на современном этапе. Последовательность в изучении, методика обучения.
3. Особенности методики обучения элементам тактики и техники при организации занятий волейболом со школьниками 10- 12 лет. Последовательность обучения, физиологическое обоснование.
4. Особенности методики обучения элементам техники и тактики при организации занятий волейболом со школьниками 13- 15 лет. Последовательность обучения, физиологическое обоснование.
5. Анализ техники и методика обучения передачам мяча в волейболе их совершенствование.
6. Анализ техники и методика обучения подачам и приему мяча с подачи в волейболе. Подготовительные, подводящие, специальные, игровые и соревновательные упражнения.
7. Анализ техники и методика обучения нападающему удару в волейболе. Подготовительные, подводящие, специальные, игровые и соревновательные упражнения.
8. Сравнительный анализ физической, технической и тактической подготовки игроков различной специализации в волейболе.
9. Планирование учебно-тренировочной работы по волейболу в школе. Объем и соотношение нагрузок в сезонах, периодах, циклах, и микроциклах.
10. Контроль в учебно-тренировочной работе по волейболу, методика контроля.
11. Обеспечение техники безопасности на занятиях по волейболу.
1. Организация и методика проведения соревнований по волейболу в школе.
2. Специальное оборудование в учебно-тренировочной работе по волейболу /устройство и методика применения./
3. Управление командой в учебно-тренировочной работе и в процессе соревнований по волейболу.
4. Разновидности ударов в футболе. Методика обучения. Подготовительные подводящие специальные упражнения.
5. Интегральный метод подготовки в футболе.
6. Сравнительный анализ физической, технической и тактической подготовки игроков различной специализации в футболе.
7. Планирование учебно-тренировочной работы по футболу. Объем и соотношение нагрузок в сезонах, периодах, циклах и микроциклах.
8. Техника безопасности проведения занятий на открытом воздухе.
9. Организация и методика проведения соревнований по футболу с детьми школьного возраста.
10. Управление командой в учебно-тренировочной работе и в процессе соревнований по футболу.
11. Развитие специальных качеств у юных футболистов
Тематика рефератов по спортивным играм (гандбол)
1. История развития гандбола в России.
2. Подготовка мест учебно-тренировочных занятий различной направленности с юными и квалифицированными гандболистами.
3. Сенситивные (благоприятные) возрастные периоды развития приоритетных физических качеств гандболистов и гандболисток.
4. Состав судейской бригады и функции каждого участника в соревнованиях по гандболу.
5. Психическая напряженность игровой деятельности в гандболе.
6. Классификации техники игры полевого игрока.
7. Классификация техники игры вратаря.
8. Общеразвивающие, общеподготовительные и подводящие упражнения в тренировке гандболистов. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
1. Характеристика защитных действий гандболистов высокой квалификации (техника, тактика, эффективность в игре).
2. Особенности соревновательной деятельности гандболистов разного игрового амплуа (анализ материалов проведенных педагогических наблюдений).
3. Характеристика особенностей соревновательной деятельности (СД) гандболиста амплуа «разыгрывающий» (анализ материалов собственных педагогических наблюдений).
4. Характеристика особенностей игроков задней линии (техника, тактика, эффективность в игре).
5. Характеристика особенностей СД гандболиста амплуа «правого крайнего».
7. Характеристика особенностей СД гандболиста амплуа «линейного».
8. Методы и средства тренировки гандболистов в защите (материалы собственных исследований). Техника безопасности проведения тренировочных занятий по гандболу.
9. История развития современного гандбола.
10. Гандбол на чемпионатах мира и Европы.
1. Гандбол на Олимпийских играх.
2. Развитие и современное состояние гандбола. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале.
3. Эволюция правил игры в гандболе и ее влияние на развитие техники и тактики.
4. Особенности планирования соревнований по гандболу на различных этапах тренировочного и соревновательного цикла.
5. Гибкость в системе атлетической подготовке гандболиста.
6. Ловкость в системе атлетической подготовке гандболиста.
7. Скоростно-силовые способности в системе атлетической подготовке гандболиста.
8. Координация движений в системе атлетической подготовке гандболиста.
9. Особенности атлетической подготовки гандболистов в зависимости от их игровых функций.
10. Научные принципы классификации техники нападения и защиты в гандболе и ее педагогическое значение.
Тематика рефератов по атлетической гимнастике
1. Атлетическая гимнастика, ее история и место в системе физического воспитания.
2. Методика обучения технике упражнений со штангой, гантелями, гирями.
3. Методика обучения технике упражнений на тренажерах.
4. Форма построения учебного занятия по атлетической гимнастике. Техника безопасности на занятиях.
5. Общая и специальная физическая подготовка на занятиях атлетической гимнастикой.
6. Методика выбора и использования упражнений с отягощениями, в целях развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости.
7. Методика эксплуатации спортивных снарядов, тренажёров, приспособлений при выполнении упражнений в процессе учебных занятий.
8. Возрастные этапы развития детей и подростков. Учёт возрастных особенностей на занятиях атлетической гимнастики.
9. Особенности организации и проведения занятий по атлетической гимнастике с лицами женского пола.
10. Педагогическое тестирование уровней теоретической, технической, физической подготовленности в ходе учебного процесса. Управление учебным процессом на занятиях атлетической гимнастики.
1. Атлетическая гимнастика в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров в области физической культуры и спорта. Атлетическая гимнастика, ее история и место в системе физического воспитания.
2. Методика обучения технике упражнений со штангой, гантелями, гирями.
3. Методика обучения технике упражнений на тренажерах.
4. Форма построения учебного занятия по атлетической гимнастике. Техника безопасности на занятиях.
5. Общая и специальная физическая подготовка на занятиях атлетической гимнастикой.
6. Методика выбора и использования упражнений с отягощениями, в целях развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости.
7. Методика эксплуатации спортивных снарядов, тренажёров, приспособлений при выполнении упражнений в процессе учебных занятий.
8. Возрастные этапы развития детей и подростков. Учёт возрастных особенностей на занятиях атлетической гимнастики.
9. Особенности организации и проведения занятий по атлетической гимнастике с лицами женского пола.
10. Педагогическое тестирование уровней теоретической, технической, физической подготовленности в ходе учебного процесса. Управление учебным процессом на занятиях атлетической гимнастики.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.