2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Основы проектирования_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы проектирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
18
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
36
36
Лабораторные
18
18
18
18
36
36
Итого ауд.
36
36
36
36
72
72
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н, доцент, Вазиева А.Р.;PhD, старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Основы проектирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности обучающегося использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и социального опыта, связанного с изучением способов конструирования различных пространственных объектов и приемов проектной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
1.4
формировать знания, умения применять различные методические приемы моделирования, конструирования и проектирования в разработке различных пространственных объектов;
1.5
формировать навыки практической работы над проектированием изделий с применением разнообразных способов конструирования различных пространственных объектов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Основы проектирования» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.3
Теория и методика обучения технологии
2.2.4
Технология художественной обработки материалов
2.2.5
Академический рисунок
2.2.6
Декоративная живопись
2.2.7
Художественная обработка стекла
2.2.8
Кожаная мозаика
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.11
Академический рисунок
2.2.12
Графический дизайн
2.2.13
Художественная обработка стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
инструментарий, методы, основные способы и приемы изображения и представление о принципах графического представления информации о процессах, объектах и явлениях объектов окружающей действительности;
 
основные способы и приемы  изображения геометрических тел графическими материалами;
 
основные технологии и техники выполнения графических изображений; 
 
 
Уметь:
 
применять инструментарий, методы, основные способы и приемы изображения в окружающей действительности;
 
применять основные способы и приемы  изображения природных объектов в практической работе; 
 
выполнять построение графических изображений объектов, выбирая более рациональный способ;
 
 
Владеть:
 
инструментарием, методами, основными способами, приемами и практическими навыками графического изображения объектов окружающей действительности; 
 
методами, основными способами, приемами и практическими навыками графического изображения геометрических тел, моделирования, конструирования и проектирования  объектов;
 
навыками практической работы использовать различные теории и методологии моделирования, конструирования и проектирования, моделирования, конструирования и проектирования  объектов. 
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
инструментарий, методы, основные способы и приемы изображения и представление о принципах графического представления информации о процессах, объектах и явлениях объектов окружающей действительности;
3.1.2
принципы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.1.3
основные технологии и техники выполнения графических изображений
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
обеспечивать качество учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
3.2.2
применять основные способы и приемы  проектирования  природных объектов в практической работе;
3.2.3
выполнять построение графических изображений объектов, выбирая более рациональный способ
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами мониторинга качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
3.3.2
инструментарием, методами, основными способами, приемами и практическими навыками графического изображения геометрических тел, моделирования, конструирования и проектирования  объектов;
3.3.3
навыками практической работы использовать различные теории и методологии моделирования, конструирования и проектирования, моделирования, конструирования и проектирования  объектов. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Геометрическое черчение

 
1.1
Предмет курса. Задачи. Правила оформления чертежей.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4
2
0
 
1.2
Геометрическое черчение

1. Правила оформления чертежей

Изучение ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертёжный», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров».

2. Геометрическое черчение

Деление отрезка на пропорциональные части. Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и любое число равных частей.

Построение касательной из точки к окружности. Построение внешней и внутренней касательной к двум окружностям разного радиуса. Построение внешней касательной к двум окружностям одинакового радиуса.

Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Внешнее, внутреннее и внешневнутреннее сопряжение двух окружностей дугой третьей окружности. Сопряжение прямой линии и окружности дугой заданного радиуса.

Построение контуров детали, включающих касательные и сопряжения.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4
2
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.3
Геометрическое черчение

1. Правила оформления чертежей

Изучение ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертёжный», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров».

2. Геометрическое черчение

Деление отрезка на пропорциональные части. Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и любое число равных частей.

Построение касательной из точки к окружности. Построение внешней и внутренней касательной к двум окружностям разного радиуса. Построение внешней касательной к двум окружностям одинакового радиуса.

Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Внешнее, внутреннее и внешневнутреннее сопряжение двух окружностей дугой третьей окружности. Сопряжение прямой линии и окружности дугой заданного радиуса.

Построение контуров детали, включающих касательные и сопряжения.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4
2
0
 
 
Раздел 2. Проекционное черчение. Чертежи многогранников и кривых поверхностей.

 
2.1
Проекционное черчение. Чертежи многогранников и кривых поверхностей. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4
2
0
 
2.2
Проекционное черчение

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
2
0
 
2.3
Проекционное черчение. Чертежи многогранников и кривых поверхностей.Проекционное черчение

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

Проекционное черчение.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4
2
0
 
 
Раздел 3. Аксонометрические проекции 

 
3.1
Аксонометрические проекции  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
2
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.2
Аксонометрические проекции

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4
2
0
 
3.3
Аксонометрические проекции

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-4
2
0
 
 
Раздел 4. Черчение с основами машиноведения. 

 
4.1
Черчение с основами машиноведения.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4
2
0
 
4.2
Черчение с основами машиноведения. Основы машиностроительного черчения. Правила выполнения чертежей машиностроительных деталей и их соединений. Особенности выполнения изображений на сборочном чертеже: видов; разрезов; сечений; выносных элементов. Нанесение номеров позиций. Размеры на сборочных чертежах. Спецификация. Чтение и деталирование чертежей общего вида и сборочных чертежей.

Виды, разрезы, сечения.  Черчение с основами машиноведения.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4
2
0
 
4.3
Черчение с основами машиноведения.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-4
2
0
 
 
Раздел 5.  Строительные чертежи. 

 
5.1
Строительные чертежи.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4
2
0
 
5.2
Строительные чертежи. Виды архитектурно-строительных чертежей. Стадии проектирования. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений. Строительные чертежи.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4
2
0
 
5.3
Строительные чертежи.

Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-4
2
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Раздел 6. Виды и этапы объемного проектирования

 
6.1
Виды и этапы объемного проектирования. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

Особенности проектирования отдельных моделей.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ПК-4
3
0
 
6.2
Виды и этапы объемного проектирования. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

Особенности проектирования отдельных моделей.

Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.

Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок, спортивного и актового залов.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ПК-4
3
0
 
6.3
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ПК-4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1. Особенности машиностроительного чертежа

2. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

3. Нанесение номеров позиций.

4. Размеры на сборочных чертежах.

5. Спецификация.

6. Чтение и деталирование чертежей общего вида и сборочных чертежей.

7. Виды, разрезы, сечения.

8. Образование, расположение и обозначение основных видов. Выбор главного вида.

9. Дополнительные виды, их применение на чертеже.

10. Условности и упрощения в изображении видов на чертежах.

11. Разрезы: назначение, образование и расположение на чертежах.

12. Классификация разрезов.

13. Сечения.

14. Образование, расположение, обозначение вынесенных и наложенных сечений.

15. Условности и упрощения при изображении сечений на чертежах.

16. Правила выполнения чертежа, основные изображения на чертеже, условности и упрощения, примеры выполнения проекционных чертежей, выносные элементы.

17. Виды архитектурно-строительных чертежей.

18. Стадии проектирования.

19. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей.

20. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений.

21. Последовательность выполнения строительных чертежей.

22. Общие сведения о чертежах строительных конструкций.

23. Способы построения аксонометрических и перспективных проекций строительных объектов.

24. Выполнение графических работ в соответствии с планом лабораторных работ.

25. Построение моделей  на конкретных творческих проектах.

26. Виды и этапы объемного проектирования.

27. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
художественно-конструктивный проект).

28. Анализ отображения конкретной модели

29. Особенности проектирования отдельных моделей.

30. Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерная тематика рефератов:

1. Графика – древнейший вид изобразительного искусства. Происхождение термина «графика». Разновидности графического искусства.

2. Основные изобразительные средства графики. Примеры графической подачи (по произведениям станковой и книжной графики).

3. Особенности колористического решения произведений цветной графики, основные художественные средства и техники.

4. Классификация и основная характеристика произведений графического искусства.

5. Отличительные особенности станковой графики. Примеры работ художников.

6. Плакат – самый массовый вид графического искусства. Художественные средства плаката.

7. Газетная, журнальная и книжная графика.

8. Декоративное этюдирование. Особенности построения монокомпозиции по теме «Натюрморт».

9. Закономерности цветовой гармонии при работе над монокомпозицией.

10. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в техническом рисунке.

11. Виды изобразительных работ в моделировании одежды: отличительные особенности художественной формы и назначение.

12. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе-подаче».

13. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе-поиске».

14. Художественные средства, материалы и виды техники графической композиции.

15. Общие принципы построения монокомпозиции. Статическое и динамическое равновесие.

16. Цели и задачи рисованной подачи моделей. Фотография как средство информации и рекламы готовой одежды.

17. Источники информации для проектирования одежды. Факторы, влияющие на восприятие и оценку изображаемого в эскизе моделей одежды.

18. Особенности разработки макета журнального разворота (многофигурная композиция).

19. Теоретические основы организации композиции и исполнения графического листа.

20. Характеристика цвета: тон, светлота, насыщенность.

21. Стилистика и тенденции развития плаката в рекламе модной одежды.

22. Композиция журнального разворота. Первые журналы мод в России и за рубежом. Иллюстраторы мод.

23. Цвет, фактура и декор как активные средства художественной выразительности при разработке монокомпозиции.

24. Роль шрифта в композиционном решении журнального разворота и рекламного плаката.

25. Многофигурная композиция в журнальном развороте. Композиционный центр и зрительные иллюзии цвета.

26. Стилизация и цветовая гармонизация изображения головы в зависимости от образа человека.

27. Использование цвета и фактуры для выявления композиционного центра графического листа.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шокорова, Л. В. 
Дизайн-проектирование: стилизация : учеб. пособие  / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10584-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/dizayn-proektirovanie-stilizaciya-430881: учеб. пособие
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
Иванилова, С. В.
Управление инновационными проектами [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров / С. В. Иванилова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 188 c. — 978-5-394-02895-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66843.html: учебное пособие
М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лаврентьев А.Н.
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для СПО / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11512-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445451 : Учебник и практикум для вузов
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Тарасова, О. П. 
Организация проектной деятельности дизайнера [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. П. Тарасова, О. Р. Халиуллина. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 165 c. — 978-5-7410-1896-5. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78932.html: учебное пособие 
Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029 : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Технологии дизайн-проектированияhttp://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-dizayn-proektirovaniya-firmennogo-stilya-v-kostyume
 
Э2
Практикум по методике обучения технологии  http://www.iprbookshop.ru/32082
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

Лабораторные занятия проводятся в соответствии с тематическим содержанием лекционной части курса с целью закрепления изученного теоретического материала на практике. В семестре лабораторные занятия проводятся в часы дисциплины в соответствии с учебно-методическим пособием по выполнению лабораторных-графических работ.

Во время лабораторных занятий студенты отвечают на вопросы по изучаемой теме, самостоятельно выполняют задания, решение которых требует знания разделов курса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.