(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
1. Правила оформления чертежей
Изучение ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертёжный», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров».
2. Геометрическое черчение
Деление отрезка на пропорциональные части. Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и любое число равных частей.
Построение касательной из точки к окружности. Построение внешней и внутренней касательной к двум окружностям разного радиуса. Построение внешней касательной к двум окружностям одинакового радиуса.
Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Внешнее, внутреннее и внешневнутреннее сопряжение двух окружностей дугой третьей окружности. Сопряжение прямой линии и окружности дугой заданного радиуса.
Построение контуров детали, включающих касательные и сопряжения.
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
1. Правила оформления чертежей
Изучение ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии чертежа», ГОСТ 2.304-81 «Шрифт чертёжный», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров».
2. Геометрическое черчение
Деление отрезка на пропорциональные части. Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и любое число равных частей.
Построение касательной из точки к окружности. Построение внешней и внутренней касательной к двум окружностям разного радиуса. Построение внешней касательной к двум окружностям одинакового радиуса.
Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Внешнее, внутреннее и внешневнутреннее сопряжение двух окружностей дугой третьей окружности. Сопряжение прямой линии и окружности дугой заданного радиуса.
Построение контуров детали, включающих касательные и сопряжения.
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
Проекционное черчение.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Виды, разрезы, сечения. Черчение с основами машиноведения.
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Серия графических упражнений на изображение по темам (Альбом, формат А4; творческое задание, формат А3) согласно Практикуму по черчению.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Особенности проектирования отдельных моделей.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Особенности проектирования отдельных моделей.
Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.
Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, выставок, спортивного и актового залов.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к экзамену
1. Особенности машиностроительного чертежа
2. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
3. Нанесение номеров позиций.
4. Размеры на сборочных чертежах.
5. Спецификация.
6. Чтение и деталирование чертежей общего вида и сборочных чертежей.
7. Виды, разрезы, сечения.
8. Образование, расположение и обозначение основных видов. Выбор главного вида.
9. Дополнительные виды, их применение на чертеже.
10. Условности и упрощения в изображении видов на чертежах.
11. Разрезы: назначение, образование и расположение на чертежах.
12. Классификация разрезов.
13. Сечения.
14. Образование, расположение, обозначение вынесенных и наложенных сечений.
15. Условности и упрощения при изображении сечений на чертежах.
16. Правила выполнения чертежа, основные изображения на чертеже, условности и упрощения, примеры выполнения проекционных чертежей, выносные элементы.
17. Виды архитектурно-строительных чертежей.
18. Стадии проектирования.
19. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей.
20. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений.
21. Последовательность выполнения строительных чертежей.
22. Общие сведения о чертежах строительных конструкций.
23. Способы построения аксонометрических и перспективных проекций строительных объектов.
24. Выполнение графических работ в соответствии с планом лабораторных работ.
25. Построение моделей на конкретных творческих проектах.
26. Виды и этапы объемного проектирования.
27. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта,
28. Анализ отображения конкретной модели
29. Особенности проектирования отдельных моделей.
30. Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.
Примерная тематика рефератов:
1. Графика – древнейший вид изобразительного искусства. Происхождение термина «графика». Разновидности графического искусства.
2. Основные изобразительные средства графики. Примеры графической подачи (по произведениям станковой и книжной графики).
3. Особенности колористического решения произведений цветной графики, основные художественные средства и техники.
4. Классификация и основная характеристика произведений графического искусства.
5. Отличительные особенности станковой графики. Примеры работ художников.
6. Плакат – самый массовый вид графического искусства. Художественные средства плаката.
7. Газетная, журнальная и книжная графика.
8. Декоративное этюдирование. Особенности построения монокомпозиции по теме «Натюрморт».
9. Закономерности цветовой гармонии при работе над монокомпозицией.
10. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в техническом рисунке.
11. Виды изобразительных работ в моделировании одежды: отличительные особенности художественной формы и назначение.
12. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе-подаче».
13. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе-поиске».
14. Художественные средства, материалы и виды техники графической композиции.
15. Общие принципы построения монокомпозиции. Статическое и динамическое равновесие.
16. Цели и задачи рисованной подачи моделей. Фотография как средство информации и рекламы готовой одежды.
17. Источники информации для проектирования одежды. Факторы, влияющие на восприятие и оценку изображаемого в эскизе моделей одежды.
18. Особенности разработки макета журнального разворота (многофигурная композиция).
19. Теоретические основы организации композиции и исполнения графического листа.
20. Характеристика цвета: тон, светлота, насыщенность.
21. Стилистика и тенденции развития плаката в рекламе модной одежды.
22. Композиция журнального разворота. Первые журналы мод в России и за рубежом. Иллюстраторы мод.
23. Цвет, фактура и декор как активные средства художественной выразительности при разработке монокомпозиции.
24. Роль шрифта в композиционном решении журнального разворота и рекламного плаката.
25. Многофигурная композиция в журнальном развороте. Композиционный центр и зрительные иллюзии цвета.
26. Стилизация и цветовая гармонизация изображения головы в зависимости от образа человека.
27. Использование цвета и фактуры для выявления композиционного центра графического листа.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
Лабораторные занятия проводятся в соответствии с тематическим содержанием лекционной части курса с целью закрепления изученного теоретического материала на практике. В семестре лабораторные занятия проводятся в часы дисциплины в соответствии с учебно-методическим пособием по выполнению лабораторных-графических работ.
Во время лабораторных занятий студенты отвечают на вопросы по изучаемой теме, самостоятельно выполняют задания, решение которых требует знания разделов курса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.