"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.
ции
Э1 Э2 Э5
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э4 Э5
Э3
Э4
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э4
Э4
Э2 Э5
Э4
Э3
Э4 Э5
Э2 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4
Э3
Э5
Э4
высшей школы
/Лек/
Э1
Э3
Э3 Э4
Э4
Э5
Э2
Э1 Э2
Стресс в педагогической профессии и его профилактика.
/Пр/
Э4
Примерный перечень вопросов и заданий к зачёту
1.Методологические основания психологии высшей школы. Понятийный аппарат психологии высшей школы.
2.Тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы.
3.Современные методологические подходы обучения в высшей школе. Индивидуализация обучения и труда студента.
4.Научное творчество и психологические закономерности развития когнитивных процессов в преломлении к учебному процессу (мышление, память, внимание, речь).
5.Процесс «преподавания»: общепсихологические принципы. Субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающегося.
6.Преподаваемая дисциплина как система учебных задач для развития личности обучающегося и его компетентности.
7.Характеристики учебно-профессиональной деятельности как ведущей в высшей школе.
8.Мотивация учебно-профессиональной деятельности как важнейший компонент и условие развития личности профессионала.
9.Социально-психологические закономерности развития личности в онтогенезе. Сущность социализации, ее стадии и факторы. Механизмы социализации.
10.Социализация личности: стадии, ведущая сторона социализации и ведущая деятельность
11.Психологическое сопровождение развития личности обучающегося в высшей школе: сущность, структура, содержание, принципы, условия.
12.Возрастные закономерности развития во взрослости. Идентичность: определение, составные части идентичности. Профессиональная идентичность.
13.Психологические основы деятельности преподавателя
высшей школы.
14.Профессиональная деятельность преподавателя вуза, ее составляющие (структура, специфика, способы повышения эффективности).
15.Структура профессиональной компетенции преподавателя высшей школы. Основные функции деятельности преподавателя. Типы преподавателя (ученый, педагог, администратор и др.)
16.Социально-психологические требования к личности преподавателя высшей школы.
17.Профессионализм и саморазвитие личности педагога, преодоление профессиональных кризисов развития.
18.Профессионально обусловленные деформации личности преподавателя высшей школы: определение, виды, способы профилактики.
19.Оценка качества деятельности преподавателя. Педагогические дефициты и пути их преодоления.
20.Педагогическая культура преподавателя. Общение в педагогическом коллективе.
Практическая часть (решение практикоориентированных заданий) Примеры:
1.Описать ИСД своей учебно-профессиональной деятельности
2.Составить матрицу компетенций формируемых на лекции по определенной тематике
3.Определить эффективные признаки взаимодейтсвия преподавателя с аудиторией на конкретном примере
4.Выделить недостатки работы преполавателя по теме практического задания и плану работы.
5.Составить методические рекомендации для преподавателя высшей школы по компенсации обозначенных проблем и т.п.
6.Разработать Программу своего профессионального развития по заданным критериям
7.Определить преимущества и компенсаторные качества при выполнении функции преподавателя высшей школы (теоретико-методологический аспект) и составить характеристику своих профессиональных возможностей
8.Проектирование профессиональной карьеры с учетом выявленных достоинств и ИСД, ИСО.
Примерная тематика рефератов:
1.Актуальные проблемы психологии высшей школы.
2.Стратегии исследования субъекта деятельности в психологии.
4.Роль деятельности человека в психическом развитии.
5.Влияние общения на психическое развитие субъекта.
6.ИСД.
7.ИСО.
8.Роль социума в формировании Высших психических функций согласно Л. С. Выготскому.
9.Диагностика психических процессов внимания, памяти, мышления у взрослых.
10.Личностные особенности субъекта профессиональной деятельности.
11.Специфика педагогического общения.
12.Педагогические конфликты и способы их разрешения
13.Кризисы профессионального развития
Дисциплина «Психология высшей школы» входит в Программу подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре включена в цикл обязательных дисциплин
Учебный план к Программе предусматривает при изучении данной дисциплины следующие формы учебных занятий аспирантов:
- аудиторные занятия (лекции, практические занятия)
- самостоятельная работа (самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины, подготовка к опросу, к тестированию).
С целью обеспечения успешного обучения аспирант должен готовиться к практическим занятиям.
Одной из задач обучения на последнем уровне высшего, а также послевузовского образования является предоставление возможности обучающимся подготовиться к педагогической деятельности в системе профессионального образования. Именно выпускники магистратуры и аспирантуры традиционно восполняют кадровый потенциал вузов, обеспечивая преемственность научных школ.
Современные требования к преподавателю высшей школы в период преобразования российской высшей школы к европейским требованиям в рамках Болонского соглашения, перехода на новые образовательные стандарты значительно возросли. К высоким базовым специальным знаниям и умениям дополнительно требуются владение широким спектром образовательных технологий, навыки педагогического проектирования образовательных программ, использования инновационных методов преподавания.
Кроме того, неизменно важным во все времена является построение эффективного взаимодействия в системе «преподаватель-студент», на основе умения анализировать как свои собственные психические особенности, способности и возможности, так и психические особенности своих студентов.
Для решения перечисленных выше задач предназначено изучение аспирантами курса «Психология высшей школы», в результате которого слушатели познакомятся:
с особенностями современной системы профессионального образования в РФ;
с историей и основными положениями Болонского соглашения, в частности с историей многоуровневого образования и причинами возврата России к «бакалаврам» и «магистрам»;
с причиной появления категории «непрерывное образование», возможностями личностного роста преподавателя, в т.ч. с системой аттестации научно-педагогических кадров (особенности получения ученых степеней и званий);
с основными технологиями профессионально-ориентированного обучения, включающих приемы и методы педагогической деятельности, способы решения различных нестандартных педагогических ситуаций;
с особенностями дистанционного образования;
с основными положениями психологической науки в части ее практического использования в процессах обучения и межличностного взаимодействия;
с возрастными особенностями студентов, а также с особенностями и проблемами профессиональной компетентности на различных этапах преподавательской деятельности.
Программа изучения курса предусматривает обзорные, ознакомительные лекции по перечисленным выше ключевым вопросам и определение степени углубления вопросов, распределение содержания на аудиторное и самостоятельное изучение в зависимости от степени подготовленности учебной группы и индивидуальных потребностей слушателей.
Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Аспиранту необходимо:
•опрелить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;
•ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;
•прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;
•изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков психологической науки;
•прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем, наиболее интересные мысли следует выписать;
•сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;
•решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.
Особенностью изучения дисциплин психологического цикла является последовательность изучения и усвоения учебного
Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки аспирант должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.
На практическом занятии аспирантам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.
На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию.
В ответе аспиранта на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:
•анализ взглядов по рассматриваемой проблеме;
•изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;
•связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;
•вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).
Лучшим выступлением считается то, в котором аспирант в течение до 15-20 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.
Методические рекомендации по выполнению рефератов:
Выполнить реферат
Реферат должен быть сдан на кафедру педагогики и психологии им. З. Т. Шарафутдинова не позднее чем за месяц до начала сессии и проверен преподавателем не менее, чем за 10 дней до зачёта.
Объем работы - до 15 страниц рукописного текста.
Работа должна включать:
•титульный лист с указанием названия института и факультета, фамилии, имени, отчества, семестра обучения, названия темы работы, учебной дисциплины, места (города) и года написания;
•лист с содержанием (планом) работы;
•введение;
•основную часть;
•заключение;
•список литературы;
•приложения (с материалами проведенных исследований).
Во введении обосновывается актуальность темы, ставится проблема, освещается состояние ее научной разработки, обосновывается структура работы, формулируется ее конкретная цель и пути ее достижения.
В основной части раскрывается содержание сформулированной во введении проблемы. Каждая глава, параграф или раздел заканчиваются выводами. Итоговые выводы по проблеме должны подтверждаться с помощью анализа полученных в работе исследовательских данных.
В заключении следует подвести итоги, сделать обобщение на основе интерпретации полученных результатов, сформулировать основные выводы из рассмотренной проблемы.
Реферативная работа по дисциплине должна опираться на зна¬ние и понимание и правильное использование автором теоретических и эмпирических знаний, содержать в заключение аспиранта о перспективах использования работы в своей профессиональной деятельности.
В списке литературы использованные источники должны соответствовать ГОСТу.
В приложение выносятся таблицы, графики, стимульные и регистрационные бланки, отдельные документы, первичные результаты, материалы анализа данных.
Методические указания для обучающихся с ОВЗ:
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.