2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Психология высшей школы_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология высшей школы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Захарова И. М. _________________
 
 
Психология высшей школы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать целостное и системное понимание психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества, умение осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему субъект-субъектных отношений
1.2
Задачи освоения:
1.3
выделить психологические признаки эффективного взаимодействия преподавателя с аудиторией
1.4
определить психологические составляющие профессиональной карьеры и ее развития
1.5
научить проектировать свою индивидуальную образовательную траекторию профессионального развития
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающийся использует знания, умения, навыки, способы деятельности, установки и компетенции, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Адаптационная дисциплина
2.2.2
Основы развивающего обучения
2.2.3
Педагогика высшей школы
2.2.4
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Педагогическая практика
2.2.6
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
основы этического поведения в профессиональной деятельности
 
особенности применения этических норм в профессиональной деятельности
 
способы применения норм этики и морали в профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
применять знания о нормах этики в профессиональной деятельности
 
учитывать особенности собственного профессионального поведения в заданных условиях выполнения профессиональной деятельности
 
определять критерии профессиональной этики
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний  о нормах профессиональной этики для проектирования программ саморазвития
 
навыками рефлексии обственного профессионального и личностного развития
 
способностью оценивать профессиональную деятельность по заданным  критериям
 
 
 
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития 
 
Знать:
 
особенности планирования собственного профессионального и личностного развития
 
критерии оценки эффективности планирования собственного профессионального и личностного развития
 
систему решения профессиональных задач в области собственного профессионального и личностного развития
 
 
Уметь:
 
определять основные характеристики собственного профессионального и личностного развития
 
выделять критерии оценки собственного профессионального и личностного развития
 
проектировать профессиональные достижения по задачам собственного профессионального и личностного развития
 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Владеть:
 
навыком анализа преимуществ и недостатков собственного профессионального и личностного развития
 
навыком оценки своей профессиональной и личностной траектории развития
 
навыком системного анализа собственного профессионального и личностного развития
 
 
 
ПК-2: Способен использовать методы сравнительного анализа, формирующего педагогического эксперимента для проведения самостоятельного исследования в области образования 
 
Знать:
 
основы использования методов сравнительного анализа, формирующего педагогического эксперимента
 
методологию исследования в области образования
 
основы проведения самостоятельного исследования
 
 
Уметь:
 
применять методы сравнительного анализа и формирующего эксперимента
 
определять методологические основы исследования в области образования
 
проводить самостоятельное исследование в области образования
 
 
Владеть:
 
навыками использования методов сравнительного анализа, формирующего педагогического эксперимента
 
навыками определения целевых установок и методов эксперимента в конкретной прикладной теме работы
 
навыками проектирования самостоятельного исследования в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основы этического поведения в профессиональной деятельности
3.1.2
- особенности планирования собственного профессионального и личностного развития
3.1.3
- закономерности формирующего эксперимента
3.1.4
- методы влияния на личность и налаживания оптимальных взаимоотношений преподавателя и обучающихся
3.1.5
- основы организации педагогического процесса в высшей школе
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- определять критерии оценки эффективности планирования собственного профессионального и личностного развития
3.2.2
- осуществлять личностный выбор в процессе работы в российских и международных исследовательских коллективах, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой, коллегами и обществом
3.2.3
- выбирать адекватные способы планирования и проведения учебных занятий
3.2.4
- применять психологические знания в практической работе для оптимального создания и развития системы «преподаватель – аудитория»
3.2.5
- ориентироваться в факторах и условиях, способствующих и препятствующих деятельности преподавателя
3.2.6
- планировать и решать задачи рефлексивного характера в аспекте реализации современных требований к образовательным результатам
3.2.7
-определять методологические основы исследования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- навыками рефлексии уровня сформированности своих профессиональных компетенций
3.3.2
- владения различными типами коммуникаций при осуществлении работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач
3.3.3
- в организации субъект-субъектного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе
3.3.4
- навыками проектирования самостоятельного исследования в области образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические основания курса «Психология высшей школы»

 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1.1
Методологические основания курса «Психология высшей школы» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э5

2
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
1.2
Основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
1.3
Проблематика и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 УК-6
1
0
 
1.4
Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
1.5
Содержание принципа развития в психологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
УК-5 УК-6
1
0
 
1.6
Психологические принципы организации деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

4
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
1.7
Психологические закономерности развития личности студента /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4

2
УК-5 УК-6
1
0
 
 
Раздел 2. Психологические основы формирования качеств, необходимых выпускнику

 
2.1
Социализация и формирование личности обучающегося в процессе обучения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

2
УК-5 УК-6
1
0
 
2.2
Основные подходы к обучению в высшей школе в отечественной и зарубежной психологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
2.3
Психологические закономерности развития личности студента /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3

8
УК-5 УК-6
1
0
 
2.4
Профессиональное и личностное развитие в аспекте психологии высшей школы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
2.5
Учебно-педагогическое сотрудничество и общение преподавателя высшей школы и обучающегося в образовательном процессе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4

2
УК-5 УК-6
1
0
 
2.6
Социализация личности и задачи профессионального и личностного развития в высшей школе  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э5

6
УК-5 УК-6
1
0
 
2.7
Планирование и выбор жизненного и профессионального пути личности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
2.8
Кризисы профессионального и личностного развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э3

2
УК-5 УК-6
1
0
 
 
Раздел 3. Психологические задачи развития в ранней взрослости

 
3.1
Психологические (профессиональные и личностные) задачи развития в ранней взрослости /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
3.2
Особенности и механизмы психического развития во взрослом возрасте /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э5

8
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
3.3
Психологические пути решения профессиональных задач развития /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
УК-5 УК-6
1
0
 
3.4
Научное творчество и психологические закономерности развития когнитивных процессов в преломлении к учебному процессу /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э4

6
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
3.5
Проблема построения совего профессионального пути /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
3.6
Научное творчество и психологические закономерности развития когнитивных процессов в преломлении к учебному процессу /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5

2
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
3.7
Проблемы нравственной оценки результатов научного творчества. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания обучающихся в высшей школе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4

2
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 4. Психологические основы деятельности преподавателя

высшей школы

 
4.1
Психологические основы деятельности преподавателя высшей школы

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

4
УК-5 УК-6
1
0
 
4.2
Личностные и профессиональные качества в структуре педагогической деятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
УК-5 УК-6
1
0
 
4.3
Психологический анализ деятельности преподавателя  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4

4
УК-5 УК-6
1
0
 
4.4
Психологические технологии взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4

4
УК-5 УК-6
1
0
 
4.5
Психологические требования к профессиональной деятельности преподавателя.    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5

2
УК-5 УК-6
1
0
 
4.6
Психологические технологии взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

4
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
4.7
Психологические техники взаимодействия преподавателя с аудиторией и конкретным слушателем.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
4.8
Проблемы саморегуляции в педагогической деятельности (индивидуально-психологические особенности преподавателя: индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности).

Стресс в педагогической профессии и его профилактика.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э4

4
УК-5 УК-6 ПК-2
1
0
 
4.9
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Примерный перечень вопросов и заданий к зачёту

1.Методологические основания психологии высшей школы. Понятийный аппарат психологии высшей школы.

2.Тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшей школы.

3.Современные методологические подходы обучения в высшей школе. Индивидуализация обучения и труда студента.

4.Научное творчество и психологические закономерности развития когнитивных процессов в преломлении к учебному процессу (мышление, память, внимание, речь).

5.Процесс «преподавания»: общепсихологические принципы. Субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающегося.

6.Преподаваемая дисциплина как система учебных задач для развития личности обучающегося и его компетентности.

7.Характеристики учебно-профессиональной деятельности как ведущей в высшей школе.

8.Мотивация учебно-профессиональной деятельности как важнейший компонент и условие развития личности профессионала.

9.Социально-психологические закономерности развития личности в онтогенезе. Сущность социализации, ее стадии и факторы. Механизмы социализации.

10.Социализация личности: стадии, ведущая сторона социализации и ведущая деятельность

11.Психологическое сопровождение развития личности обучающегося в высшей школе: сущность, структура, содержание, принципы, условия.

12.Возрастные закономерности развития во взрослости. Идентичность: определение, составные части идентичности. Профессиональная идентичность.

13.Психологические основы деятельности преподавателя

высшей школы.

14.Профессиональная деятельность преподавателя вуза, ее составляющие (структура, специфика, способы повышения эффективности).

15.Структура профессиональной компетенции преподавателя высшей школы. Основные функции деятельности преподавателя. Типы преподавателя (ученый, педагог, администратор и др.)

16.Социально-психологические требования к личности преподавателя высшей школы.

17.Профессионализм и саморазвитие личности педагога, преодоление профессиональных кризисов развития.

18.Профессионально обусловленные деформации личности преподавателя высшей школы: определение, виды, способы профилактики.

19.Оценка качества деятельности преподавателя. Педагогические дефициты и пути их преодоления.

20.Педагогическая культура преподавателя. Общение в педагогическом коллективе.

Практическая часть (решение практикоориентированных заданий) Примеры:

1.Описать ИСД своей учебно-профессиональной деятельности

2.Составить  матрицу компетенций формируемых на лекции по определенной тематике

3.Определить эффективные признаки взаимодейтсвия преподавателя с аудиторией на конкретном примере

4.Выделить недостатки работы преполавателя по теме практического задания и плану работы.

5.Составить методические рекомендации для преподавателя высшей школы по компенсации обозначенных проблем и т.п.

6.Разработать Программу своего профессионального развития по заданным критериям

7.Определить преимущества и компенсаторные качества при выполнении функции преподавателя высшей школы (теоретико-методологический аспект) и составить характеристику своих профессиональных возможностей

8.Проектирование профессиональной карьеры с учетом выявленных достоинств и ИСД, ИСО.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Примерная тематика рефератов:

1.Актуальные проблемы  психологии высшей школы.

2.Стратегии исследования субъекта деятельности в  психологии.

 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3.Методы исследования в  психологии высшей школы.

4.Роль деятельности человека в психическом развитии.

5.Влияние общения на психическое развитие субъекта.

6.ИСД.

7.ИСО.

8.Роль социума в формировании Высших психических функций согласно Л. С. Выготскому.

9.Диагностика психических процессов внимания, памяти, мышления  у взрослых.

10.Личностные особенности субъекта профессиональной деятельности.

11.Специфика педагогического общения.

12.Педагогические конфликты и способы их разрешения

13.Кризисы профессионального развития

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Смирнов, С. Д.
Психология и педагогика в высшей школе:  учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08294-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490610
Москва : Издательство Юрайт, 2022.
 
Л1.2
Дудина М. Н.
Дидактика высшей школы: от традиции к инновации: Учебное пособие для вузов
Юрайт, 2019
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дудина, М. Н. 
Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учебное пособие для вузов / М. Н. Дудина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 151 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00830-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1882-7 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438123.
Москва : Издательство Юрайт ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019.
 
Л2.2
Макарова, Н. С.
Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам : монография / Н. С. Макарова, Н. А. Дука, Н. В. Чекалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 172 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-10420-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430002.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психологический словарь Режим доступа: http:/psi.webzone.ru/ 
 
Э2
Официальный сайт журнала Psychologies онлайн Режим доступа: www.psychologies.ru/ / 
 
Э3
Психологическая наука и образование Режим доступа: http://psyedu.ru//

 
Э4
Психологический портал  Режим доступа:http://psytalk.ru/ / 
 
Э5
Портал психологических изданий для профессионалов Режим доступа: http://psyjournals.ru/ /

 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ АСПИРАНТАМ:

Дисциплина «Психология высшей школы» входит в Программу подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре включена в цикл обязательных дисциплин

Учебный план к Программе предусматривает при изучении данной дисциплины следующие формы учебных занятий аспирантов:

- аудиторные занятия (лекции, практические занятия)

- самостоятельная работа (самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины, подготовка к опросу, к тестированию).

С целью обеспечения успешного обучения аспирант должен готовиться к практическим занятиям.

Одной из задач обучения на последнем уровне высшего, а также послевузовского образования является предоставление возможности обучающимся подготовиться к педагогической деятельности в системе профессионального образования. Именно выпускники магистратуры и аспирантуры традиционно восполняют кадровый потенциал вузов, обеспечивая преемственность научных школ.

Современные требования к преподавателю высшей школы в период преобразования российской высшей школы к европейским требованиям в рамках Болонского соглашения, перехода на новые образовательные стандарты значительно возросли. К высоким базовым специальным знаниям и умениям дополнительно требуются владение широким спектром образовательных технологий, навыки педагогического проектирования образовательных программ, использования инновационных методов преподавания.

Кроме того, неизменно важным во все времена является построение эффективного взаимодействия в системе «преподаватель-студент», на основе умения анализировать как свои собственные психические особенности, способности и возможности, так и психические особенности своих студентов.

Для решения перечисленных выше задач предназначено изучение аспирантами курса «Психология высшей школы», в результате которого слушатели познакомятся:

с особенностями современной системы профессионального образования в РФ;

с историей и основными положениями Болонского соглашения, в частности с историей многоуровневого образования и причинами возврата России к «бакалаврам» и «магистрам»;

с причиной появления категории «непрерывное образование», возможностями личностного роста преподавателя, в т.ч. с системой аттестации научно-педагогических кадров (особенности получения ученых степеней и званий);

с основными технологиями профессионально-ориентированного обучения, включающих приемы и методы педагогической деятельности, способы решения различных нестандартных педагогических ситуаций;

с особенностями дистанционного образования;

с основными положениями психологической науки в части ее практического использования в процессах обучения и межличностного взаимодействия;

с возрастными особенностями студентов, а также с особенностями и проблемами профессиональной компетентности на различных этапах преподавательской деятельности.

Программа изучения курса предусматривает обзорные, ознакомительные лекции по перечисленным выше ключевым вопросам и определение степени углубления вопросов, распределение содержания на аудиторное и самостоятельное изучение в зависимости от степени подготовленности учебной группы и индивидуальных потребностей слушателей.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Аспиранту необходимо:

•опрелить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

•ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

•прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

•изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков психологической науки;

•прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем, наиболее интересные мысли следует выписать;

•сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

•решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплин психологического цикла является последовательность изучения и усвоения учебного 

 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Аспирантам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки аспирант должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.

На практическом занятии аспирантам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию.

В ответе аспиранта на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:

•анализ взглядов по рассматриваемой проблеме;

•изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

•связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

•вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором аспирант в течение до 15-20 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Методические рекомендации по выполнению рефератов:

Выполнить реферат

Реферат должен быть сдан на кафедру педагогики и психологии им. З. Т. Шарафутдинова не позднее чем за месяц до  начала сессии и проверен преподавателем  не менее, чем за 10 дней до зачёта.

Объем работы -  до 15 страниц рукописного текста.

Работа должна включать:

•титульный лист с указанием названия института и факультета, фамилии, имени, отчества, семестра обучения, названия темы работы, учебной дисциплины, места (города) и года написания;

•лист с содержанием (планом) работы;

•введение;

•основную часть;

•заключение;

•список литературы;

•приложения (с материалами проведенных исследований).

Во введении обосновывается актуальность темы, ставится проблема, освещается состояние ее научной разработки, обосновывается структура работы, формулируется ее конкретная цель и пути ее достижения.

В основной части раскрывается содержание сформулированной во введении проблемы. Каждая глава, параграф или раздел заканчиваются выводами. Итоговые выводы  по проблеме должны подтверждаться с помощью анализа полученных в работе исследовательских данных.

В заключении следует подвести итоги, сделать обобщение на основе интерпретации полученных результатов, сформулировать основные выводы из рассмотренной проблемы.

Реферативная работа по дисциплине должна  опираться на зна¬ние и понимание и правильное использование  автором теоретических и эмпирических знаний, содержать в заключение аспиранта о перспективах использования работы в своей профессиональной деятельности.

В списке литературы использованные источники должны соответствовать ГОСТу.

В приложение выносятся таблицы, графики, стимульные и регистрационные бланки, отдельные документы, первичные результаты, материалы анализа данных.

Методические указания для обучающихся с ОВЗ:

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

 
стр. 11
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.