(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Галямова Э.Х.
ции
Равносильность формул алгебры высказываний.
Дизъюнктивная и конъюнктивная нормальные формы. Закон двойственности. Совершенные нормальные формы.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Равносильность формул алгебры высказываний.
Дизъюнктивная и конъюнктивная нормальные формы. Закон двойственности. Совершенные нормальные формы.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Равносильность формул алгебры высказываний.
Дизъюнктивная и конъюнктивная нормальные формы. Закон двойственности. Совершенные нормальные формы.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Теорема о дедукции в исчислении высказываний. Применение теоремы о дедукции.
Лемма о выводимости. Полнота исчисления высказываний в широком смысле.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Теорема о дедукции в исчислении высказываний. Применение теоремы о дедукции.
Лемма о выводимости. Полнота исчисления высказываний в широком смысле.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Теорема о дедукции в исчислении высказываний. Применение теоремы о дедукции.
Лемма о выводимости. Полнота исчисления высказываний в широком смысле.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Независимость системы аксиом исчисления высказываний.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Предваренная нормальная форма формул логики предикатов.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Предваренная нормальная форма формул логики предикатов.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Предваренная нормальная форма формул логики предикатов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Проблема разрешимости в случае одноместных предикатов.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Проблема разрешимости в случае одноместных предикатов.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Проблема разрешимости в случае одноместных предикатов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Алфавит. Термы. Формулы Связанные и свободные переменные исчисления предикатов. Аксиомы логические и специальные. Языки первого порядка.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Алфавит. Термы. Формулы Связанные и свободные переменные исчисления предикатов. Аксиомы логические и специальные. Языки первого порядка.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Алфавит. Термы. Формулы Связанные и свободные переменные исчисления предикатов. Аксиомы логические и специальные. Языки первого порядка.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Непротиворечивость и полнота исчисления предикатов в широком смысле без специальных аксиом. Теорема Геделя. Отсутствие полноты исчислений высказываний в узком смысле в исчислении предикатов.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Непротиворечивость и полнота исчисления предикатов в широком смысле без специальных аксиом. Теорема Геделя. Отсутствие полноты исчислений высказываний в узком смысле в исчислении предикатов.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Непротиворечивость и полнота исчисления предикатов в широком смысле без специальных аксиом. Теорема Геделя. Отсутствие полноты исчислений высказываний в узком смысле в исчислении предикатов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Высказывания. Логические операции над высказываниями.
2. Классификация формул логики высказываний.
3. Тавтологии.
4. Равносильность формул алгебры высказываний.
5. Дизъюнктивная и конъюнктивная нормальные формы. Закон двойственности.
6. Совершенные нормальные формы.
7. Алфавит, система аксиом, правило вывода в исчислении высказываний.
8. Теорема о дедукции в исчислении высказываний.
9. Применение теоремы о дедукции.
10. Лемма о выводимости. Полнота исчисления высказываний в широком смысле.
11. Непротиворечивость исчисления высказываний. Полнота исчисления высказываний в узком смысле.
12. Независимость системы аксиом исчисления высказываний.
13. Определение n-местного предиката. Область истинности предиката.
14. Логические операции над предикатами.
15. Кванторы. Формулы логики предикатов.
16. Обобщенные законы де Моргана.
17. Предваренная нормальная форма формул логики предикатов.
18. Проблема разрешимости в логике предикатов (Теорема Черча).
19. Проблема разрешимости в случае одноместных предикатов.
20. Применение языка логики предикатов. Теоремы: прямая, обратная, противоположная, обратная к противоположной.
22. Алфавит. Термы. Формулы Связанные и свободные переменные исчисления предикатов.
23. Аксиомы логические и специальные. Языки первого порядка.
24. Теорема о дедукции в исчислении предикатов.
25. Непротиворечивость и полнота исчисления предикатов в широком смысле без специальных аксиом. Теорема Геделя. Отсутствие полноты исчислений высказываний в узком смысле в исчислении предикатов.
Задания для типовых контрольных работ
Логика высказываний
1. Упростите формулы логики высказываний:
а) A (B (A&B)); б) (AB)&(AB); в) .
2. Докажите, что следующие формулы логики высказываний являются тавтологиями:
а) ; б) ; в) A (B (A&B)).
3. Запишите СКНФ и СДНФ для следующих формул:
а) (А В) (В А); б) ; в) .
4. Докажите, что имеют место следующие выводимости:
а) ; б) ; в) .
Логика предикатов
1. Введите предикаты на соответствующих множествах и запишите при их помощи следующие высказывания в виде формул логики предикатов:
а) существует такое целое число х, что х2 – 4 = 0;
б) для любого действительного числа х существует такое действительно число y, что y2 = x;
в) для любого целого числа х, если x > 2, то x2 > 9.
2. Запишите на языке логики предикатов определения:
а) линейно упорядоченного множества (упорядоченное множество называется линейным, если для любых элементов этого множества x и y либо x = y, либо x < y, либо x > y);
б) нечетной функции;
в) убывающей функции.
3. Найдите области истинности следующих предикатов:
а) «sin x > 1/2», х R; б) «x2 – 5x + 4 = 0», х R; в) «х2 + y2 = 0», х, у Z.
4. Изобразите области истинности следующих предикатов, где х, у R:
а) «x2 + 5x – 6 > 0»; б) «x = y»; в) «x2 + y2 < 1».
5. Найдите отрицания следующих формул логики предикатов:
а) x(P(x)&Q(x)); б) x(P(x)Q(x)); в) x(A(x)yB(y)).
6. Для каждого из следующих утверждений сформулируйте обратное к нему, противоположное и противоположное к обратному утверждению:
1) если дискриминант квадратного уравнения равен нулю, то его корни совпадают;
2) сумма корней квадратного трехчлена x2 + px + q равна p, а произведение корней равно –q;
3) целый корень квадратного трехчлена x2 + px + q с целыми коэффициентами является делителем свободного члена
7. Введите необходимые функциональные и предикатные переменные и запишите специальные аксиомы, определяющие следующие аксиоматические теории:
а) Теорию групп; б) Теорию абелевых групп.
На первой лекции лектор обязан предупредить обучающихся, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству обучающихся на самостоятельное изучение материала.
1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития обучающихся; достижение метапредметных результатов).
2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бакта.
Методические указания для обучающихся при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Цели самостоятельной работы:
•систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
•углубление и расширение теоретических знаний;
•формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;
•развитие познавательных способностей, активности обучающихся, ответственности и организованности;
•формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
•развитие исследовательских умений и академических навыков.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально- технических ресурсов образовательного учреждения.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:
•цель и содержание задания;
•сроки выполнения;
•ориентировочный объем работы;
•основные требования к результатам работы и критерии оценки;
•возможные типичные ошибки при выполнении.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Обучающиеся должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
•просматривать основные определения и факты;
•повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
•изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
•самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
•использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
•выполнять домашние задания по указанию преподавателя.
Методические указания для практических занятий (семинарские занятия):
Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание
методической помощи и консультирование обучающихся по соответствующим темам курса.
Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
•ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
•участие в дискуссиях;
•выполнение проектных и иных заданий;
•ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.