2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Математическая логика_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математическая логика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доц., Шакиров Р.Г. _________________
 
 
Математическая логика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области математической логики и её основных методов, позволяющих подготовить конкурентноспособного выпускника для сферы образования, готового к инновационной творческой реализации в образовательных учреждениях различного уровня и профиля.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
содействовать средствами дисциплины «Математическая логика» развитию у обучающихся мотивации к педагогической деятельности, профессионального мышления, коммуникативной готовности, общей культуры;
1.4
научить обучающихся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
1.5
сформировать систематизированные знаний в области математической логики, представлений о проблемах оснований математики и роли математической логики в их решении;
1.6
развитие логического мышления, логической культуры, логической интуиции, разъяснение понятия алгоритма, его основных свойств, изложение основ теории рекурсивных функций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.2
Дискретная математика
2.1.3
Системы компьютерной алгебры
2.1.4
Математика
2.1.5
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.6
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
2.1.7
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.8
Программное обеспечение ПК
2.1.9
Теория информации и кодирования
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вычислительная математика и численные методы
2.2.2
Теория алгоритмов
2.2.3
Архитектура ЭВМ
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные  информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
основные понятия алгебры высказываний;
 
основные понятия алгебры высказываний, основные понятия булевой алгебры;
 
основные понятия алгебры высказываний, основные понятия булевой алгебры, основные понятия логики предикатов;
 
 
Уметь:
 
применять основные понятия алгебры высказываний, основные понятия булевой алгебры, основные понятия логики предикатов;
 
оперировать с логическими значениями высказываний, с основными булевыми функциями;
 
оперировать с логическими значениями высказываний, с основными булевыми функциями, оценивать сложность основных алгоритмов.
 
 
Владеть:
 
методами алгебры высказываний;
 
методами алгебры высказываний, методами булевой алгебры;
 
методами алгебры высказываний, методами булевой алгебры, методами логики предикатов.
 
 
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
виды современных информационно-коммуникационных технологий;
3.1.2
основные понятия естественнонаучных дисциплин (теории информации и кодирования);
3.1.3
основные понятия логики предикатов;
3.1.4
методы формализации для исследования условия поставленной задачи;
3.1.5
законы логической равносильности;
3.1.6
компоненты (аксиомы и правила вывода) и характеристики (свойства) исчислений высказываний и важнейших теорий первого порядка;
3.1.7
результаты о непротиворечивости и независимости в арифметике и теории множеств;
3.1.8
методы математической логики для изучения математических доказательств и теорий.
3.1.9
применения алгебры высказываний, теории булевых функций, алгебры предикатов, формализованного исчисления;
3.1.10
основные принципы построения моделей теорий и свойства моделей;
3.1.11
принципы аксиоматического построения формализованного исчисления высказываний, понятие вывода, свойства выводимости из гипотез, теорему о дедукции, её применение, производные правила вывода, свойства формализованного исчисления высказываний;
3.1.12
роль математической логики в вопросах обоснования математики, тенденции в развитии современной математической логики, проблемы оснований математики, парадоксы теории множеств.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать структуру математических утверждений;
3.2.2
находить нормальные формы для формул алгебры высказываний;
3.2.3
применять изученные методы в ходе профессиональной деятельности;
3.2.4
использовать логические методы исследования для построения и реализации плана решения задачи;
3.2.5
использовать основные положения математической логики при решении задач;
3.2.6
использовать законы логики для проверки правильности суждений, решении логических задач, построении доказательств математических утверждений;
3.2.7
строить примеры математических моделей;
3.2.8
ориентироваться в этапах постановки, разрешения основных математических проблем;
3.2.9
распознавать тождественно истинные (простейшие общезначимые) формулы языка логики высказываний (предикатов);
3.2.10
применять средства языка логики предикатов для записи и анализа математических предложений;
3.2.11
создавать средства обмена информацией с помощью информационных технологий.
3.2.12
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения методов логической обработки информации при формализации условия;
3.3.2
основными методами математической логики;
3.3.3
техникой равносильных преобразований логических формул;
3.3.4
методами распознавания тождественно истинных формул и равносильных формул;
3.3.5
дедуктивным аппаратом изучаемых логических исчислений;
3.3.6
навыками использования логических законов;
3.3.7
навыками использования моделей при решении практических задач;
3.3.8
рациональными способами получения знаний по математической логике;
3.3.9
техникой логических преобразований, особенно обращению с кванторами, научиться формально  доказывать формулы  исчисления  высказываний (теоремы). При достаточном количестве производных правил уметь провести доказательство любой тавтологии т.п.;
3.3.10
методами и способами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Алгебра высказываний

 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.1
Алгебра высказываний  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
1.2
Высказывания и операции над ними. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
1.3
Нормальные и совершенные нормальные формы, проблема разрешимости формул. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

23
ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 2. Булевы функции

 
2.1
Булевы функции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
2.2
Булевы функции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
2.3

Полиномы Жегалкина. Линейные функции. Двойственность. Функции, сохраняющие 0 и функции, сохраняющие

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

23
ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 3. Формализованное исчисление высказываний

 
3.1
Формализованное исчисление высказываний

Полнота и другие свойства формализованного исчисления

Выполнимость формул. Определение тавтологий. Доказательства равносильностей.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

23
ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 4. Логика предикатов

 
4.1
Предикаты.Основные понятия, связанные с предикатами /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
4.2
Понятие предиката и операции над ним Множество истинности предиката /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3
2
0
 
4.3
Предваренная нормальная форма. Применение теоремы дедукции при доказательстве утверждений и теорем.

Производные правила вывода, доказательства некоторых выводимостей

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

23
ОПК-3
2
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3
2
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Высказывание и операции над ними.

2. Определение формулы. Истинностные значения формул. Тавтологии. Основные законы логики высказываний.

3. Равносильные формулы и основные равносильности логики высказываний.

4. Нормальные формы для формул алгебры высказываний. Теорема о представление  формул алгебры высказываний СДНФ (СКНФ).

5. Логическое следование.

6. Правила логических умозаключений. Приложение алгебры высказываний к логико-математической практике.

7. Булевы функции. Полные системы булевых функций. Теорема Поста.

8. Применение булевых функций к релейно-контактным схемам.

9. Исчисление высказываний. Понятие вывода в исчислении высказываний.

10. Свойства отношения выводимости в исчислении высказываний. Теорема дедукции для исчислений высказываний.

11. Производные правила исчислений высказываний.

12. Теорема о полноте исчисления высказываний.

13. Непротиворечивость исчисления высказываний.

14. Независимость аксиом (правил вывода) исчисления высказываний.

15. Понятие предиката. Равносильность и следование предикатов.

16. Логические операции над предикатами.

17. Формулы логики предикатов.

18. Тавтологии логики предикатов.

19. Равносильные формулы логики предикатов. Приведенная форма. Предваренная нормальная форма для формул логики предикатов.

20. Нумерация функций. Теорема Клини о неподвижной точке.

21. Проблема самоприменимости для машин Тьюринга.

22. Проблема тождества слов в группе.

23. Проблема разрешимости диофантовых уравнений.

24.Алгоритм сведения m-арного дерева к бинарному; основные операции над деревьями; виды обхода. 25.Индексно-последовательный поиск.

26.Переупорядочивание таблицы с учетом вероятности поиска элемента

27.Метод транспозиции для переупорядочивания таблицы поиска.

28.Бинарный поиск

29.Эффективность поиска по бинарному дереву; алгоритмы прохождения бинарных деревьев.

30.Сортировка методом прямого выбора.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Вместо многоточия вставьте термины «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно»:

а) для того чтобы сумма двух натуральных чисел была больше 20, ..., чтобы хотя бы одно из слагаемых было больше 10;

б) для того чтобы 5а было равно 0, ..., чтобы а = 0;

в) для того чтобы сумма двух чисел делилась на 5, ..., чтобы каждое слагаемое делилось на 5;

г) для того чтобы вычитание было выполнимо в множестве натуральных чисел, ..., чтобы уменьшаемое было больше вычитаемого.

2. Среди следующих предложений укажите высказывания и способ установления их значения истинности, ответ обоснуйте:

а) 12: b = 4;

б) среди прямоугольников есть такие, у которых все стороны равны;

в) при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое и полученные результаты сложить.

3. Начертите два четырехугольника, у которых:

а) диагонали равны и есть прямой угол;

б) диагонали равны или есть прямой угол.

Решение обоснуйте.

4. Существуют ли:

а) натуральные числа, при делении которых на 5 в остатке получается 7;

б) параллелограммы с равными диагоналями?

Ответы обоснуйте, для высказывания а) постройте различными способами отрицание.

5. Постройте умозаключение, доказывающее, что 5  27 = 27 5.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Трунтаева, Т.И.
Математическая логика: учебно-методическое пособие/ Трунтаева Т.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2019.— 53 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81280.html.— ЭБС «IPRbooks»
Саратов: Вузовское образование, 2019
 
Л1.2
Судоплатов, С. В.
Математическая логика и теория алгоритмов : Учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Судоплатов, Е. В. Овчинникова. — 5-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00767-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432018
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Макоха, А. Н. 
Математическая логика и теория алгоритмов: учебное пособие/ Макоха А.Н., Шапошников А.В., Бережной В.В.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 418 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69397.html.— ЭБС «IPRbooks»
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Матвеев, С.Н.
Математика:  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики  — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
Л3.2
Сиразов, Ф. С. (сост.)
Методы анализа предметных областей:  http://www.iprbookshop.ru/76444.html: курс лекций для студентов факультета математики и информатики  (по направлению подготовки 09.03.03 прикладная информатика в дизайне) 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ   http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU   https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ).     https://нэб.рф/ 
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ    https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС)    https://dlib.eastview.com/login
 
Э6
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
  Методические указания для преподавателя по подготовке к лекционным занятиям:

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить обучающихся, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству обучающихся на самостоятельное изучение материала.

1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития обучающихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бакта.

Методические указания для обучающихся при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

•систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

•углубление и расширение теоретических знаний;

•формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

•развитие познавательных способностей, активности обучающихся, ответственности и организованности;

•формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

•развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально- технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

•цель и содержание задания;

•сроки выполнения;

•ориентировочный объем работы;

•основные требования к результатам работы и критерии оценки;

•возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Обучающиеся должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

•просматривать основные определения и факты;

•повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

•изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

•самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

•использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

•выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Методические указания для практических занятий (семинарские занятия):

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание

методической помощи и консультирование обучающихся по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

•ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

•участие в дискуссиях;

•выполнение проектных и иных заданий;

•ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.

  Рекомендации по подготовке к зачету

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.