2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Проективная геометрия_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проективная геометрия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
66
66
66
66
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Проективная геометрия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области геометрии, а также формирование навыков решения геометрических задач и применения системного подхода  для решения поставленных задач
1.2
Задачи освоения дисциплины: освоение психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, формирование умений пользоваться математическим аппаратом, для реализации исследовательского процесса и педагогической деятельности на основе специальных научных знаний (геометрии)
1.3
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Конструктивная геометрия
2.1.2
Теория преобразований плоскости
2.1.3
Аналитическая геометрия
2.1.4
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.5
Курсовая работа по Физике
2.1.6
Электричество и магнетизм
2.1.7
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.8
Теория чисел
2.1.9
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.10
Числовые системы
2.1.11
Элементарная геометрия
2.1.12
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.13
Молекулярная физика и термодинамика
2.1.14
Теория рядов
2.1.15
Астрономия
2.1.16
Астрофизика
2.1.17
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.18
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.19
Психолого-педагогический практикум
2.1.20
Учебная практика. Практикум по решению задач по физике
2.1.21
Элементарная алгебра
2.1.22
Дифференциальные уравнения
2.1.23
Механика
2.1.24
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.25
Начала алгебры
2.1.26
Общая и социальная психология
2.1.27
Робототехника
2.1.28
Вводный курс математики
2.1.29
История (история России, всеобщая история)
2.1.30
Ознакомительная практика
2.1.31
Основы математического анализа
2.1.32
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.33
Концепции современного естествознания
2.1.34
Философия  
2.1.35
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.36
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основания геометрии и неевклидова геометрия
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.5
Компьютерное моделирование физических процессов
2.2.6
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.7
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике
2.2.8
Оптика и строение атома
2.2.9
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Экспериментальная физика
2.2.10
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.11
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.12
Специальные методы решения математических зада
2.2.13
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.14
Физика ядра и элементарных частиц
2.2.15
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.16
Дифференциальная геометрия
2.2.17
Производственная преддипломная практика
2.2.18
Астрофизика
2.2.19
Олимпиадные задачи по физике
2.2.20
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.21
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.22
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
2.2.23
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
•роль и место математики в общей картине научного знания;
3.1.2
•структуру, состав и дидактические единицы содержания школьного курса математики.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с современными требованиями к образованию
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
•действием проектирования различных форм учебных занятий,
3.3.2
•навыком применения различных методов, приемов и технологий в обучении математике.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Проективное пространство

 
1.1
Понятие проективного пространства. Первая модель про-ективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
8
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.2
Понятие проективного пространства. Первая модель про-ективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
1.3
Понятие проективного пространства. Первая модель проективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
1.4
Проективное отображение прямой в пучок прямых. Рас-ширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
8
0
 
1.5
Проективное отображение прямой в пучок прямых. Рас-ширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
8
0
 
1.6
Проективное отображение прямой в пучок прямых. Рас-ширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
1.7
Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства.Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
8
0
 
1.8
Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства.Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.9
Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства.Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
1.10
Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
8
0
 
1.11
Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
1.12
Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
 
Раздел 2. Основные факты проективной геометрии

 
2.1
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек пря-мой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
8
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.2
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек прямой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
2.3
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек прямой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
2.4
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости.Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
8
0
 
2.5
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости.Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
2.6
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости.Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
2.7
Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение. Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
8
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.8
Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение. Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
8
0
 
2.9
Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение. Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
8
0
 
2.10
Экзамен /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

36
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечеь вопросов к зачету

1. Понятие проективного пространства

2. Проективные координаты

3. Перспективное отображение прямой в пучок прямых. Расширенная прямая

4. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная плоскость

5. Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой.

6. Преобразование проективных координат.

7. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства.

8. Принцип двойственности.

9. Теорема Дезарга

10. Проективные отображения и проективные преобразования.

11. Аналитическое задание проективных преобразований

12. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии

13. Перспективные отображения

14. Двойное (сложное) отношение

15. Гармонические четверки.   Полный четырехвершинник

16. Проективные преобразования прямой.

17. Проективные преобразования плоскости

18. Кривые второго порядка на проективной плоскости

19. Касательная к кривой второго порядка

20. Полюс и поляра. Поляритет

21. Классификация к кривых второго порядка на проективной плоскости

22. Мнимые элементы проективной плоскости

23. Конструктивные теоремы теории овальных кривых второго порядка

24. Геометрия на проективной плоскости с фиксированной прямой

25. Евклидова геометрия с проективной точки зрения

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вариант 4.

1. Даны четыре касательные к параболе. Построить один из ее диаметров.

2. Даны три точки параболы и ее диаметр. Построить еще одну параболы и касательную к параболе в этой точке.

3. Дана «несобственная» прямая d0. Построить изображение параллелограмма, если дан образ его диагонали, направление другой диагонали и одной из его сторон.

4. Дана «несобственная» прямая и образ треугольника АВС. Доказать, что средняя линия этого треугольника параллельная соответствующей стороне.  

5.Даны три точки A(1, 2, 3), B(-3, 2, 4), C(-2/7,4/7,1). Доказать, что они лежат на одной прямой и составить уравнение этой прямой.

6. Даны три прямые своими координатами a (0,1,1), b (3,2,-1), c (3,5,2). Поверить, что эти прямые принадлежат одному пучку. Найти координаты центра пучка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Денисова Н.С
Геометрия треугольника, тетраэдра, симплекса : Учебное пособие// Денисова Н.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2019.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72488.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: Московский педагогический государственный университет— ЭБС «IPRbooks», 2019
 
Л1.2
Денисова Н.С, Никифорова А.В.
Дополнительные главы проективной геометрии : Учебное пособие// Денисова Н.С., Никифорова А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2016.— 82 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58127.html.— ЭБС «IPRbooks»
Юрайт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Базылев В.Т.
Сборник задач по геометрии: Учеб. пособие - 2-е изд., стер.//Базылев В.Т.СПб.: Лань,2008.-256с.
СПб.: Лань, 2008
 
Л2.2
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 2): Учебное пособие //Атанасян Л.С., Базылев В.Т.Москва: КНОРУС, 2013.-400с.
М.: КНОРУС, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Андреева З.И., Шеремет Г.Г.
Многообразие геометрии : Учебник// Андреева З.И., Шеремет Г.Г.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 172 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70642.html.— ЭБС «IPRbooks»
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Естественно-научный образовательный портал – Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э3
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru 
 
Э4
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э5
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику – Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 11
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

 
стр. 12
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.