2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Решение олимпиадных задач по математике_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Решение олимпиадных задач по математике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
56
56
56
56
Кoнтактная рабoта
56
56
56
56
Сам. работа
52
52
52
52
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент , Матвеев С.Н. _________________
 
 
Решение олимпиадных задач по математике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и умений, связанных с  олимпиадными задачами по математике в рамках школьной программы.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать четкое понимание олимпиадных задач по математике;
1.4
овладение умениеми решать олимпиадные задачи по математике;
1.5
формирование предметной культуры будущего учителя по математике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.2
Начала алгебры
2.1.3
Основы математического анализа
2.1.4
Элементарная математика
2.1.5
Вводный курс математики
2.1.6
Базы данных
2.1.7
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.8
История математики
2.1.9
Курсовая работа по математике
2.1.10
Технологии программирования
2.1.11
Высокоуровневые методы программирования
2.1.12
Вычислительная математика
2.1.13
Численные методы
2.1.14
Объектно-ориентированное программирование
2.1.15
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.16
Программирование Python
2.1.17
Разработка WEВ-приложений
2.1.18
Теория чисел
2.1.19
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.20
Числовые системы
2.1.21
Аналитическая геометрия
2.1.22
Компьютерное моделирование
2.1.23
Основы компьютерной графики
2.1.24
Теория преобразований плоскости
2.1.25
Теория рядов
2.1.26
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.27
Дифференциальные уравнения
2.1.28
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.29
Теоретические основы информатики
2.1.30
Основы мехатроники
2.1.31
Робототехника
2.1.32
Концепции современного естествознания
2.1.33
Философия  
2.1.34
Проективная геометрия
2.1.35
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.3
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.2.4
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
•роль и место математики в общей картине научного знания;
3.1.2
•структуру, состав и дидактические единицы содержания школьного курса математики.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с современными требованиями к образованию
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
•действием проектирования различных форм учебных занятий,
3.3.2
•навыком применения различных методов, приемов и технологий в обучении математике.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы организации работы по подготовке школьников к олимпиадам по математике

 
1.1
История проведения олимпиад по математике для  школьников  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
1.2
Организация математических олимпиад в начальных и средних классах: школьный уровень /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
1.3
Анализ сайтов, содержащих информацию по подготовке и проведению олимпиад по математике для младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2
9
0
 
1.4
Содержание математических олимпиад для школьников  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
1.5
Организация математических олимпиад в начальных и средних классах: внешний уровень  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
1.6
Подготовка младших школьников к олимпиаде по математике – разработка рекомендаций /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.2
9
0
 
1.7
Основные методы решения олимпиадных задач /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
1.8
Разработка программы олимпиады по математике для младших школьников школьного уровня  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
1.9
Составление заданий краеведческой направленности к олимпиаде по математике школьного уровня /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.2
9
0
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Раздел 2. Формирование познавательного интереса к математике у  школьников в процессе подготовки к математическим олимпиадам

 
2.1
Условия формирования познавательного интереса к математике  в процессе подготовки к олимпиадам  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
2.2
Пути формирования познавательного интереса к математике  в процессе подготовки к олимпиадам /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
2.3
Формирование универсальных учебных действий  в процессе подготовки к олимпиадам /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.2
9
0
 
2.4
Анализ заданий по математике– аналитическая справка, составление рекомендаций /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
2.5
Диагностика сформированности универсальных учебных действийпри подготовке к олимпиаде по математике – конспект, выстроенные критерии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
2.6
Составление сценария проведения олимпиады по математике  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 3. Подготовка обучающихся основной школы к олимпиадам

 
3.1
Основные методы решения олимпиадных задач 7-9 классов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
3.2
Решение олимпиадных задач  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
3.3
Моделирование в процессе решения олимпиадных задач /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.2
9
0
 
3.4
Геоеметрические задачи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
3.5
Задачи на разрезания /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2
9
0
 
3.6
Геометрия на клетчатой бумаге /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.2
9
0
 
3.7
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ПК-1.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1.История проведения олимпиад по математике в школе.

2.Содержание математических олимпиад.

3.Организация математических олимпиад в школе: внутренний уровень.

4.Организация математических олимпиад в школе: внешний уровень.

5.Организация работы жюри в рамках олимпиады по математике.

6.Варианты заданий для математических олимпиад.

7.Подготовка школьников к олимпиаде по математике.

8.Сайты, содержащие информацию по подготовке и проведению олимпиад по математике.

9.Особенности разработки программы олимпиады по математике школьного уровня.

10.Составление заданий краеведческой направленности к олимпиаде по математике школьного уровня.

 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
11.Условия формирования познавательного интереса к математике  школьников в процессе подготовки к олимпиадам.

12.Пути формирования познавательного интереса к математике  школьников в процессе подготовки к олимпиадам.

13.Типы занятий в рамках проведения кружка по математике  по подготовке к олимпиаде.

14.Возможности привлечения родителей и социальных партнеров к подготовке к олимпиаде по математике.

15.Формирование у  школьников универсальных учебных действий  в процессе подготовки к олимпиадам.

16.Диагностика сформированности универсальных учебных действий  при подготовке к олимпиаде по математике.

Примерные вопросы к экзамену

Содержание способов применения основных фактов следующих тем в решении олимпиадных задач по математике

1.Разложение многочленов на множители

2. Иррациональности. Использование сопряженных чисел.

3. Признаки делимости

4.Делимость и делитель, их свойства в олимпиадных задачах

5. Принцип Дирихле

6.Применение принципа Дирихле к остаткам при делении

7. Применение принципа Дирихле в геометрических задачах

8.Метод инвариантов. Виды инвариантов

9.Задачи с альтернативой

10.Задачи на разрезание

11.Задачи на клетчатой бумаге. Решетки. Формула Пика

12.Игровые задачи. Выбор оптимальной стратегии

13.Приложение геометрических преобразований

14.Приложение основных характеристик функции.

15.История проведения олимпиад по математике в школе.

16.Содержание математических олимпиад.

17.Организация математических олимпиад в школе: внутренний уровень.

18.Организация математических олимпиад в школе: внешний уровень.

19.Организация работы жюри в рамках олимпиады по математике.

20.Варианты заданий для математических олимпиад.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы для доклада:

1.История проведения олимпиад по математике в школе.

2.Содержание математических олимпиад.

3.Организация математических олимпиад в школе: внутренний уровень.

4.Организация математических олимпиад в школе: внешний уровень.

5.Организация работы жюри в рамках олимпиады по математике.

6.Варианты заданий для математических олимпиад.

7.Подготовка школьников к олимпиаде по математике.

8.Сайты, содержащие информацию по подготовке и проведению олимпиад по математике.

9.Особенности разработки программы олимпиады по математике школьного уровня.

10.Составление заданий краеведческой направленности к олимпиаде по математике школьного уровня.

11.Условия формирования познавательного интереса к математике  школьников в процессе подготовки к олимпиадам.

12.Пути формирования познавательного интереса к математике  школьников в процессе подготовки к олимпиадам.

13.Типы занятий в рамках проведения кружка по математике  по подготовке к олимпиаде.

14.Возможности привлечения родителей и социальных партнеров к подготовке к олимпиаде по математике.

15.Формирование у  школьников универсальных учебных действий  в процессе подготовки к олимпиадам.

16.Диагностика сформированности универсальных учебных действий  при подготовке к олимпиаде по математике.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гисин, В. Б. 
Гисин, В. Б. Математика. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Б. Гисин, Н. Ш. Кремер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 204 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8785-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433419 (дата обращения: 10.05.2019).: учеб. пособие 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Богомолов, Н. В. 
Богомолов, Н. В. Математика. Задачи с решениями в 2 ч. Часть 1 : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Н. В. Богомолов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-07535-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434387 (дата обращения: 10.05.2019).: учеб. пособие 
Москва : Издательство Юрайт, 2019. , 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Матвеев, С.Н.
Математика:  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики  — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Национальная электронная библиотека (НЭБ).

 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Интернет-портал ресурсов по математике http://www.math.ru

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.6
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.7
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.8
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
7.3
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамен служит формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития математики.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.